Конспект урока русского языка. 5 класс.
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными
Распределите данные слова в две группы. Будьте внимательны, одно слово – лишнее.
(Не) годовать, (не)уважать, (не) любить, (не)волить, (не)приятель, (не) хотеть, (не) чувствовать, (не)доумевать, (не)навидеть, (не) быть, (не)здоровится.
Какое правило надо помнить о написании НЕ с глаголами? Прочитайте стихотворение, потом запишите его в тетрадь. (слайд 3)
НЕ с глаголом
Пиши раздельно
Например, не хотел, не знал, Только помни об исключении:
Ненавидел, негодовал.
Почему не выписали слово НЕПРИЯТЕЛЬ?
А как напишем? Почему?
Знаем ли мы условия слитного и раздельного написания имени существительного?
Сформулируйте тему урока и запишите ее в рабочую тетрадь.
Посмотрите внимательно
на слова и по обозначенным орфограммам попытайтесь
сформулировать правило слитного и раздельного правописания -НЕ с
существительными. (слайд 4, 5, 6)
несчастье (= горе)
ненастье (не употребляется)
союз
Не друг, а враг
Работа с учебником.
Сравните свой ответ с материалом учебника на стр. 253, параграф 91.
Итак, как же мы должны действовать, когда стоит вопрос о написании
НЕ с
существительным? Составим план наших действий - алгоритм.
Работа с алгоритмом.
Пользуясь правилом в учебнике, необходимо восстановить последовательность «Алгоритма применения правила -НЕ с существительными):
Алгоритм:
1. Определите, употребляется ли существительное без -НЕ
- если не употребляется, то пиши слитно.
2. Проверьте, есть ли противопоставление с союзом а или его нет
- если есть, пиши раздельно.
3. Замените существительное синонимом:
- если можно заменить, пиши слитно
Работа по карточкам.
Даны слова в 2 столбиках, найдите соответствия. (слайд 7)
(Не)зависимость Робость
(Не)былица Грубость
(Не)нависть Свобода
(Не)смелость Возмущение
(Не)вежливость Выдумка
(Не)годование Вражда
Назовите одним словом записанные пары слов.
Запишите в тетрадь слова 1-го столбика, определите, чем является -НЕ в данных словах.
К каким словам мы могли бы не подбирать синонимы, а объяснить их написание по-другому. Как именно?
Выполните письменно в рабочей тетради упр. 714, 715. Составьте предложения из слов с - НЕ, объясняя правописание, опираясь на алгоритм применения правила.
Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы. (слайд 8)
(Не)вежду никакими лекарствами (не ) вылечиш....
А народ - то над ним насм..хался: «Поделом тебе, старый (не)вежа.
Значение каких слов вам непонятно? Что обозначают слова «поделом», «невежа», «невежда»? Что мы должны сделать, чтобы узнать значение слова?
(Ответ: поделом- справедливо, так и следует; инд. сообщение (работа с толковым и этимологическим словарём):
Невежда - необразованный человек, неуч. Невежа - невоспитанный человек, грубиян
Что произошло с этими словами?
Объясните смысл пословицы «(Не)вежду никакими лекарствами (не )вылечиш......(Ответ…)
- В каких
произведениях на уроке литературы вы уже встречались с данными
словами? (басня И.Крылова «Свинья под дубом»)
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Диктант.
Под цифрой 1 выписать те предложения, в которых-НЕ с существительными пишется слитно.
Под цифрой 2 выписать предложения, в которых НЕ с существительными пишется – раздельно (сдайд 9,10)
1. Тот идёт вперёд, кто не боится (не) взгод. (1)
2. (Не) работа сушит, а забота. (2)
3. Лучше умереть, чем (не) правду терпеть. (1)
4. Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.(1)
5. (Не) силой борются, а умением.(2)
6. (Не) печь кормит, а руки. (2)
7. Друзья в (не) счастье познаются. (1)
8. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство (2)
9. Пища утоляет голод, знания исцеляют (не)вежество. (1)
10. (Не) место красит человека, а человек место (2).
Каковы основные темы данных пословиц и поговорок?
Что вы нового сегодня узнали об именах существительных? слайд 11,12, 13
Что является условием слитного написания -НЕ с существительными, раздельного?
Кто может сказать, что хорошо запомнил правило, у кого не было затруднений с выполнением заданий. Остальным не стоит расстраиваться, завтра мы продолжим отработку данного правила.
В русском языке много частей речи, мы сегодня говорили о правописании НЕ с глаголом и именем существительным. Впереди нас ждёт знакомство с правилами правописания -НЕ с другими частями речи.
Самостоятельная работа:(слайд 14)
Выучите правило на стр.253 (параграф91).
Выполните письменно в рабочей тетради упр. 716 по заданию в учебнике.
Выполнить в рабочей тетради задания в индивидуальных карточках.
1. Выберите в каждой строчке «лишнее» слово
а) (не)настье, (не)лепость, (не) счастье, (не)брежность
б) (не)дочёт, (не)присоединение, (не)воля, (не) зависимость.
в) (не) видимка, (не)весомость, (не)решительность, (не)забудка.
г) (не)грамотность, (не)вольник, (не)счастье, (не)вежливость
2. Выберите примеры раздельного написания -НЕ с существительными.
а) (Не) грамотность- признак некультурного человека
б) (Не) грамотность помогла тебе сегодня, а упорство
в) (Не) друг ты мне, а всего лишь попутчик.
г) (Не)друг не посочувствует.
3. Распределите существительные с -НЕ в 2
столбика: не - приставка, не - часть
корня: (Не)видаль, (не)нависть, (не)правда, (не)лепость, (не)ожиданность,
(не)внимательность, (не)дуг.
4. Выберите примеры слитного написания -НЕ с существительными.
а) О (не)удаче сож...леть бе..полезно.
б) Это был (не) друг мой, а просто знакомый.
в) (Не)забудки цвели в поле и на опушке леса.
г) Глупость (не) порок, а беда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.