Конспект урока русского языка для 5 класса
по теме «Синтаксический разбор простого предложения»
УМК «Русский язык. 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта
Тип урока: Изучение нового материала
1 в. Цели урока:
- образовательные: ознакомить учащихся с порядком синтаксического разбора простого предложения, сформировать умение выполнять синтаксический разбор простого предложения;
- развивающие: развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации, общеучебные навыки (работа с книгой, самоконтроль, умение применять и намечать задачи деятельности, планировать свою деятельность);
- воспитательные: воспитание эстетического восприятия – нравственной активности (любви к родному языку, краю), самостоятельности через организацию разных видов деятельности
2в.Цели деятельности учителя: способствовать формированию умения выполнять синтаксический разбор простого предложения; создавать условия отработки теоретических понятий, пунктуационных норм, норм правописания.
Планируемы е результаты:
Предметные – ориентируются на страницах учебника, выполняют синтаксический разбор словосочетаний, предложений, знают и определяют в предложениях текста части речи, члены предложения, дают характеристику предложений
Метапредметные:
- Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
- Познавательные – формулируют учебную задачу, структуируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщение и выводы.
- Регулятивные – реализуют учебную задачу, планируют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия,адекватно воспринимают оценку учителя.
- Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Оборудование, наглядность: фотография реки Северная Двина, зимнего леса, текст для анализа, карточки – таблички с определениями, сигнальные карточки с цифрами для определения последовательности решения и отработки учебных задач.
Ход урока.
1 этап (организационный) На доске - слово на латинском языке analisis (разбор). Попробуйте установить, какое отношение это слово имеет к теме урока. Используя в течение всего урока табличку, оцените свою деятельность на уроке.
Самооценка результативности урока
Знать: |
|||||||
Уметь: |
|||||||
Слов.диктант |
Теория |
Знаки |
Схемы |
Тест |
Синт. разбор |
самостоятельность |
активность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 этап(актуализация знаний)
- Словарный диктант – взаимопроверка по образцу на доске.
Записать сочетания слов, определить, все ли они являются словосочетаниями; в словосочетаниях обозначить главное слово.
Необъятное море, беспомощный птенчик, здоровье укрепляется, бесплатный проезд, повернуться направо, протянулись по небу, спускаются вниз, посетить выставку, вестники грозы, последние лучи, составлять задачу.
(должны увидеть, что 3-е сочетание слов является грамматической основой)
Выполнить синтаксический разбор словосочетания (1 вариант - глагольное, 2 вариант - именное).
Промежуточнаярефлексия: над чем предстоит поработать?
- Проверка домашнего задания с помощью схем (записаны на доске) – прочитать предложения, соответствующие схемам.
- Исследование языкового материала.
Предложения записать, составить схемы, графически объяснить знаки препинания, охарактеризовать предложения с синтаксических позиций (используются карточки – таблички с определениями).
1. Северная Двина – суровая и сильная река.
2. Падающий снег закрывалвсе предметы и белой пеленой одевал землю.
3. На лапах елей и сосен разное зверье из снега: зайцы, медведи, лисы. (Ф. Абрамов)
3 этап (Мотивация к применению знаний в определённой ситуации - проблемная ситуация).
Прослушайте текст. (Иван Полуянов – вологодский писатель, книга «Месяцеслов»)
Текст
(1)Падает снег на бурые заросли таволги и зелёный можжевельник. (2)Шелестит снег, шуршит, шепчет, сталкиваясь в замедленном полёте с ветвями деревьев. (3)Шорох в лесу. (4) Шорох снежинок. (5) Сливается он в несмолкающий шёпот, тихий и немного грустный.
(6)Снегопад в лесу. (7)Шёпот в лесу. (8)О чём хотят поведать миру белые снежинки?
(9) Лес слушает чутко. (10) Поля замерли и слушают.
(11) Бережно и ласково опускаются снежинки на поля и деревья, на былинки и крышу избы.
Таволга, или Лаба́зник (лат. Filipéndula) — род многолетних трав семейства Розовые. Насчитывает 10—13 видов[1], произрастающих в умеренной зоне Северного полушария.
· Выразительное чтение текста.
· Тема – снегопад. Основная мысль – шепот снегов
· Стиль, доказательства: средства выразительности. Каким внимательным надо быть, чтобы услышать шёпот снега. Донести до нас тихую красоту зимней северной природы.
Схемы 1, 2, 10, 11 предложений? Найти предложение по характеристике: повествовательное, невоскл., простое, односост., распростр., - 3, 4, 6, 7
4 этап (Построение проекта выхода из затруднения).
- Что сегодня было в центре нашего внимания? – предложение.
- Кто определит тему нашего урока,может быть, связав с латинским словом – подсказкой, синонимом.
- Тема урока?
- Какие учебные задачи поставим перед собой?
- изучить порядок синтаксического разбора простого предложения;
- научиться выполнять синтаксический разбор.
- Давайте составим план или алгоритм (порядок действий для решения данной задачи)синтаксического разбора предложения:
-Что мы будем делать вначале, наши последующие действия.
(Вспомните синтаксический разбор словосочетания).
1. Найти грамматическую основу, подчеркнуть, указать, какими частями речи выражена.
2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать, какими частями речи выражены.
3. Составить характеристику предложения, записать.
По мере формулирования учебных действий располагаю таблички: 1. 2. 3.
5 этап(Самостоятельный поиск (гипотезы).
Обратимся к нашему учебнику. Стр. 164.Сопоставьте порядок разбора, который предложили вы ии предложенный в учебнике. Сначала характеристика, затем сам разбор по членам предложения.
Прочитать образец устного разбора, познакомиться с образцом письменного разбора.
У кого есть вопросы?
6 этап(Первичное закрепление знаний).
Упр. 495 - Синтаксический разбор 2-го предложения.
Вариант 1(ученик выполняет на доске)–Утром северное солнце разгорается медленно, трудно.
Промежуточнаярефлексия: какие трудности испытываем при работе с предложением?
7 этап (Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).
Задание на «5» (самопроверка по эталону).
Хмурое небо медленно заволоклось тучами
8 этап (Рефлексия)
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, над чем стоит поработать, свою степень самостоятельности и активности.Подведение итогов работы на табличках - опрос.
Может быть поднята рука:
- Кому на уроке сегодня было трудно, интересно, кто был активен?
- Кто поставил себе отлично за активность.
- Над чем предстоит работать?
9 этап (Домашнее задание)
- Какое домашнее задание предлагаете сделать, чтобы тема была вами усвоена прочно?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.