Урок русского языка в 3 классе " Главные члены предложения:
Подлежащее и сказуемое"
Образовательная система «Планета знаний»
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока |
Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. |
Цель: |
Формирование умения находить в простом предложении грамматическую основу. |
Задачи урока
|
Образовательные: формировать представление о понятиях «грамматическая основа предложения», «подлежащее», «сказуемое»; учить находить грамматическую основу предложения. Развивающая: развивать умение составлять предложения; совершенствовать умения самоанализа работы. Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку; чувство гордости за то, что мы являемся носителями этого языка. |
Планируемый результат обучения |
Познавательные УУД: сформировать умение находить в простом предложении грамматическую основу. Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение. Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. |
Основная мысль урока |
Умение составлять и правильно оформлять предложения сделает детей грамотными и образованными. |
Основные понятия |
Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое. |
Межпредметные связи |
Окружающий мир, литературное чтение, информатика. |
Форма проведения |
урок с применением активных методов обучения |
Ресурсы:
|
Основные: - . Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник для 3 класса, 2 часть. – М.: Баласс, 2011г; Дополнительные: - компьютер, проектор, маркерная доска; презентация к уроку; Список литературы: Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3-ий класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2007г http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df/63072/ http://samarapedsovet.ru/load/nachalnye_klassy/russkij_jazyk_i_literatura/urok_russkogo_jazyka_v_3_klasse_quot_grammaticheskaja_osnova_predlozhenija_quot/46-1-0-57
|
|
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
предметные |
метапредметные |
|||
Оргмомент |
«Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».(М. Горький) -Как вы понимаете эти слова? -А вы хотите стать сильнее в знаниях? А для чего это нам нужно? -Тогда подарите друг другу улыбку и пожелайте стать сильнее в знаниях! -Прежде чем начать изучение новой темы, мне хочется, чтобы вы записали свои ожидания от урока на листочках к нашему дереву, а свои опасения от урока на снежинках. А в конце урока вы скажете: совпали ли ваши ожидания с уроком, а опасения вы можете снять с доски. |
Дети объясняют значение этой фразы. Да, хотим.
Дети записывают свои ожидания на листочках и приклеивают на доску.
|
Умение оформлять свои мысли письменно. |
Личностные УУД. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
Словарная работа |
-Итак, прозвенел давно звонок, начинаем наш урок. На партах у вас листы самоанализа урока, которые мы будем заполнять в течение урока. -Прочитайте слова, записанные на доске и запишите в тетрадь пропущенные гласные: *лмаз, в*сна, д*лг*жданная, п*лёт, н*ступила, ж*лтый, м*чта, тв*рить, д*льфин. -Кто ни разу не ошибся? Молодцы! -В карте отметьте как вы работали. |
Дети записывают пропущенные буквы: а, е, о,о,о,а,ё,е,о.
Дети поднимают руки |
Умение подбирать проверочные слова к безударным гласным
Умение писать словарные слова без ошибок.
|
Регулятивные УУД Осуществлять личностную рефлексию
|
|
-Используя эти все слова, составьте предложение по нашей картине.
-Докажите, что это предложение.
-Дайте характеристику предложения: по цели высказывания; по интонации.
Когда мы составили предложение, то эти слова стали не просто словами определённой части речи, а членами предложения. -Прочитайте предложение без первого слова? -Прочитайте предложение без второго слова? -Прочитайте предложение без третьего слова? -Без каких слов нельзя обойтись? -Какую роль они будут играть в предложении? -О чём говорится в этом предложении? Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Какой частью речи является подлежащее? Что говорится о весне? Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. Называем подлежащее и сказуемое вместе – это грамматическая основа предложения. -Что мы сейчас с вами сделали? |
Наступила долгожданная весна. Дети составляют предложение и записывают его на доску. Предложение имеет законченную мысль. Слова в предложении связаны друг с другом. Предложение пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку. Предложение по цели высказывания: повествовательное; по интонации: невосклицательное.
Долгожданная весна. Наступила весна. Наступила долгожданная. Наступила весна. Главную роль. О весне. Подлежащее.
Весна (что сделала?)
Весна наступила. Разобрали предложение по членам предложения. |
Умение правильно оформлять предложение на письме, доказывать, что это предложение.
Умение давать характеристику предложению. |
Познавательные УУД. На основе анализа объектов делать выводы.
|
|
-Для этой картины, которую нам нарисовала Катя Цендякова мы подобрали стихи.
-Скажите, рад ли автор стихотворение, автор картины приходу весны? -Давайте мы с вами составим предложение о том, что и мы тоже радуемся приходу тепла, весны. -Найдите грамматическую основу предложения.
-Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое?
-Молодцы! Сейчас отметьте в своих картах, как вы выполняли это задание. |
А.Плещеев. Уж, тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь, Опять надолго миновала… Да, рад.
Мы радуемся приходу тепла.
Дети находят грамматическую основу предложения.
Подлежащее может быть выражено именем существительным, местоимением. Сказуемое м.б. выражено глаголом. |
Умение выразительно читать стихи.
Умение находить грамматическую основу предложения.
Умение правильно определять части речи. |
Познавательные УУД. Выявлять особенности объектов.
Регулятивные УУД Осуществлять личностную рефлексию. |
Составление кластера. |
-Мы сейчас с вами выполнили небольшую практическую работу, а чтобы информация лучше отложилась в памяти, составим кластер. Листочки, на которых будем заполнять кластер желтого цвета. Работать будете вдвоём. -Если затрудняетесь, то откройте учебники на с146. -Давайте проверим, что получилось у вас и что же должно быть. - Расскажите всё о подлежащем. - Расскажите всё о сказуемом. -А теперь скажите, у кого из вас работа совпала с образцом. Молодцы! Отметьте в своих карточках.
-Что оказалось более трудным? |
Дети заполняют кластер.
Дети рассказывают о подлежащем. Дети рассказывают о сказуемом.
Дети, проанализировав свою работу, отмечают, как они работали.
Дети отвечают. |
Умение формулировать правило опираясь на проведённую работу.
|
Познавательные УУД Представлять информацию в виде схемы. Коммуникативные УУД Умение работать в паре.
Регулятивные УУД Осуществлять личностную рефлексию |
Физкультминутка. Упражнения для глаз. |
||||
|
А сейчас работаем по вариантам. Я вам раздаю листочки, на которых две группы слов. Ваша задача соотнести слова из двух групп. Первый ученик сделал, передаёт второму, второй третьему. Работаем в одной карточке. Солнце бегут Ветерок сияет Птицы дует Ручейки щебечут
Дети светит Солнышко резвятся Капель распускается Листочки падает |
|
|
Познавательные УУД Обобщать и классифицировать по признакам. |
|
-Давайте прочитаем, что же у вас получилось. Можно сказать, что вы составили предложения? Докажите.
-Почему не будут предложениями: Цветы бегут? Листочки распускается? - Сейчас, из моих словосочетаний выберите те, которые можно назвать предложением. Запишите их себе в тетрадь, правильно оформите предложение на письме. Весёлая капель, ручеёк бежит, громко кричат, солнце светит, звенит в поле. -Выделите грамматическую основу. Проверьте написанное. Проанализируйте свою работу. |
Дети зачитывают предложения. Мы составляли предложения. Есть смысл, слова связаны между собой. Это грамматическая основа предложения. Слова не связаны по смыслу.
Дети выбирают предложения и записывают их себе в тетрадь.
Ручеёк бежит. Светит солнце. Дети проверяют свою работу по слайду. Оценивают себя в картах самооценки. |
Умение правильно соотносить слова. |
Регулятивные УУД Осуществлять личностную рефлексию.
|
Закрепление изученного |
-Мы с вами много говорим о грамматической основе предложения. Предлагаю сейчас составить алгоритм её нахождения. Работаем на компьютерах. Выберите на рабочем столе слово алгоритм, откройте этот документ.
-Прочитайте полученный алгоритм. -Составьте предложение по нашей картине, чтобы подлежащее отвечало на вопрос кто? -Выделите в предложении грамматическую основу. -Проанализируйте свою работу. |
Дети составляют алгоритм. -Прочитай предложение -О ком или о чём говорится в предложении? -Задай вопрос (кто? или что?). Найди подлежащее -Подчеркни одной чертой. Какой часть речи выражено? -Найди, что говорится о подлежащем. -Задай вопросы (что делает? что сделает?). Найди сказуемое. -Подчеркни двумя чертами. Какой частью речи выражено? Прочитай грамматическую основу.
Птицы звонко щебечут на деревьях.
|
Умение читать и анализировать логическую цепочку предложений. |
Познавательные УУД Представлять информацию в виде схемы. Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|
Тестирование |
-Сейчас откройте компьютеры и выполните тест по данной теме, компьютер сразу поставит вам отметку по новой теме. |
Дети на компьютере выполняют тест. |
Умение работать на компьютерами. |
|
Рефлексия |
-О чём же мы говорили на уроке? -Почему подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения? А теперь скажите что с вашими опасениями, их можно убрать? Давайте их уберём. -А ожидания от урока совпали? -Покажите мне свои карты самооценки. Стали ли вы сильнее в своих знаниях? -Я рада, что там много зелёного и синего цвета. Это цвет наступающей весны. Так хочется, чтобы она наконец-то наступила и подарила нам теплые деньки. А чтобы это произошли ещё быстрее. -Д/З Запишите ещё несколько предложений о весне. Спасибо за урок! |
Эти слова составляют предложение, выражают законченную мысль.
Да Да.
Да. |
|
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД Осуществлять личностную рефлексию.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.