Конспект урока
«Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода».
1. УМК «Планета знаний»
2. Предмет: русский язык.
3. Класс: 3
4. Тема: Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода.
5. Планируемые результаты:
Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
Метапредметные:
1) Познавательные УУД: использование знаково-символического средства, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать алгоритм для решения задачи, устанавливать причинно-следственные связи;
2) Регулятивные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, учитывать правило в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку учителя;
3) Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные:
- мотивационная основа учебной деятельности, учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности.
Этапы урока |
Содержание Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный момент |
Итак, друзья внимание – -Садимся и выполняем правила посадки |
Организуют рабочее место. |
Эмоциональный настрой на работу. |
2. Настрой на работу. |
Настраивает на работу: - Прочитайте пословицу на доске «Знания собираются по капле». -Как вы понимаете её смысл? - Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. -Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний. |
Рассуждают, предлагают свои варианты ответа |
Личностные: мотивационная основа учебной деятельности. |
3.Актуализация знаний +минутка чистописания. |
Учитель акцентирует внимание: МЫШЬ И КАМЫШ Камышам пищала мышь: - Какой согласный звук встречается в этом стихотворении чаще других? -Дайте характеристику звуку [Ш]. - Какие согласные называются шипящими ? - Назовите шипящие звуки. -Что вы знаете об этих звуках? - Какими буквами обозначаются шипящие звуки? - Какие буквы будем писать на минутке чистописания? – Посмотрите на доску , вспомните как правильно пишутся строчные буквы ж, ш, щ ,ч. - Придумайте и напишите цепочку из этих букв. -Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв. -Молодцы! Аккуратно
написали - Продолжаем работать дальше… |
Анализируют звуки.
Выполняют чистописание по образцу.
Показывают придуманную цепочку букв на доске. Анализируют написанные буквы. |
Познавательные: использование знаково-символического средства. |
4. Создание ситуации, приводящей к постановке темы и целей урока.. |
Повторение о роли мягкого знака. -Отгадайте загадки, отгадки напишите. Четвертый месяц как шагнет, Так с треском лопается лёд. (апрель) Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский … (почтальон) -Что общего в записанных словах? -Одинаковую ли работу выполняет он во всех словах? Какую?
Чтение стихотворения учителем: Мягкий
знак – хитрый знак. Хоть буква ь звука не обозначает, она является очень важной и трудолюбивой буквой. - Какую роль выполняет Ь в русском языке? -Прочитайте слова, записанные на доске: -Тетрадь, печь, речь, лисья, воробьи, пень, банька, перья, рожь, дочь, меч, шалаш, ёж. -Назовите слова, в которых есть мягкий знак – показатель мягкости. Запишем их в 1 столбик -Назовите слова, в которых есть разделительный мягкий знак. Запишем их во 2 столбик. -Назовите оставшиеся слова. Запишем их в 3 столбик. -Давайте произнесем последний звук каждого слова. -Так что же получается: звуки произносятся абсолютно одинаково, но в некоторых словах мягкий знак присутствует, а в других его нет. Почему так? (Предположения) - Что вы знаете об имени существительном? Приведите примеры.
Какую задачу поставим на уроке? - Я предлагаю к нашему уроку взять эпиграф: Просит знаний настоящих Мягкий знак после шипящих. |
Составляют слова.
Сравнивают, анализируют.
Показывают готовность, соединив свои ладошки друг с другом над головой.
Распределяют слова в тетради, при проверке на доске.
Предполагают, что на уроке они узнают ещё об одной роли мягкого знака.
|
Личностные: учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
5.Открытие детьми нового знания. |
Давайте прочитаем слова: нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь. -Как вы думаете, что объединяет эти слова? - Разделите эти существительные на 2 группы. Запишите в тетрадь в 2 столбика. - Какие существительные определили в 1 группу? Что их объединяет? - Какие существительные определили во 2 группу? -Что объединяет эти существительные? |
Рассуждают и выполняют задание. |
Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. |
А) Работа в группах |
На уроке мы должны познакомиться с правилом написания ь знака после шипящих на конце существительных, научиться это правило применять, работать дружно и слаженно. Это правило можно прочитать в учебнике, а можно попробовать самим вывести. Как поступим? Хорошо, тогда разделимся на группы. (Работа проходит в группах, согласно индивидуальным особенностям детей) Каждая группа получает карточку, на которой записано 2 группы слов. Для некоторых групп на карточках есть подсказки. (I – написано 6 слов в два столбика, подписан род каждого существительного, II - написано 6 слов в два столбика, задание: определить род, III – записаны 6 слов, задание: записать слова в 2 столбика, определив род. Для всех групп слова одинаковые, задание: сделать вывод о написании мягкого знака у существительных после шипящих). Дети выводят правило написания мягкого знака после шипящих у имён существительных. Проверка работы. (Начинает говорить самая «слабая» группа, заканчивает и подводит итог работы самая «сильная» группа.)
|
Обсуждают, предлагают варианты.
Ситуация выбора.
Рассуждают и выполняют задание.
|
Коммуникативные УУД : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
Б) Работа по учебнику |
- Где мы можем проверить наш вывод? -Откройте учебники на с. 52 и прочитайте правило. - Правильно ли мы с вами сделали вывод? - Какова же роль мягкого знака в словах: рожь, дочь? -Является ли ь орфограммой? -Правильно, мягкий знак является орфограммой и выполняет грамматическую роль. Чтобы знать, как писать Надо род определять. Если женский род, то надо мягкий знак употреблять. Если род мужской у слова, нету знака никакого! -Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте. |
Обобщают полученные знания и составляют новое правило о правописании мягкого знака.
Проговаривают правило.
|
Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
|
6.Физкультминутка |
Задание: если услышите имя существительное у которого надо писать ь знак - приседаете, если услышите имя существительное у которого не надо писать ь знак – хлопайте в ладоши.
Мяч, сторож, морж, дочь, дичь, королевич, дрожь, ключ, мышь, циркач, плач, брошь, ёрш, речь, усач, течь, горечь, нож. |
|
Личностные: установка на здоровый образ жизни. |
7.Построение алгоритма решения орфографической задачи. |
-А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих. -Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать , чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих. - Что ,по вашему мнению, мы должны выяснить сначала? А дальше? - Молодцы! Мы с вами составили памятку , которой можно пользоваться , чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих. 1. Определи, является ли проверяемое слово именем существительным. Если нет, проверь написание по словарю, уточни у взрослых. 2. Определи род имени существительного. Если существительное мужского рода, писать ь не надо. Если существительное женского рода и стоит в единственном числе, нужно писать ь. |
Составляют алгоритм выполнения практической задачи.
|
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
|
8. Применение нового знания на практике. |
Выполним упражнение № 42 на с. 53 -Проверяем. -Кто выполнил так же? -Кто не согласен? -У кого возникли затруднения? |
Применяют новое умение на практике. Рассуждают с помощью алгоритма. Объясняют правописание слов с новой орфограммой. |
Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: использовать алгоритм для решения задачи. |
9.Обобщение знаний по теме. |
Вернёмся к словам, с помощью которых мы определили задачу нашего урока. ( Этап урока №4). Теперь вы можете объяснить, какую роль выполняет Ь в этом столбике? - К какому выводу пришли?
А сейчас проведем небольшой тест, который позволит нам обобщить свои знания. 1. Мягкий знак может выполнять: у) 3 роли; и) 2 роли; о) 1 роль. 2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного... м) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова; н) пишется только на конце слова; к) после приставок между согласными; 3. Разделительный мягкий знак пишется… с) между двумя согласными; н) между согласной и гласной в корне слова; т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными; 4. На конце существительных ж. р. после шипящих: и) всегда пишется мягкий знак; ы) не пишется мягкий знак. 5. На конце существительных м. р. после шипящих: ц) не пишется мягкий знак; щ) пишется мягкий знак. 6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает: а) на род существительных; я) на число;
Посмотрите внимательно на буквы , которые вы записали? Какое слово у вас получилось? (умница) - Сегодня на уроке вы все были умницами! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны. ОЦЕНКИ ЗА УРОК |
Делают вывод о том, что их знания по теме «Мягкий знак» расширились, что мотивирует детей на дальнейшую успешную работу на уроках
Выполняют тест.
Анализируют свою деятельность на уроке и обобщают сведения о новых знаниях. |
Регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату |
10.Домашнее задание. |
Учебник с.53 № 43, правило с. 52. |
|
|
11. Рефлексия. |
Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Отдохнём одну минуту, Восстановим зоркость глаз, И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Ни печали , ни тревог, Потрудились славно дети, Завершается урок! -Открываем глазки. У вас на парте лежат капельки вашего нового знания. Если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались - возьмите каплю синего цвета. Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения , вам не очень понравилась работа на уроке. -Жёлтую - вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме. - А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний. Урок закончен. Всем большое спасибо. |
|
Личностные: ориентация на содержательные моменты школьной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.