Конспект урока русского языка «Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола»
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка «Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола»

Оценка 4.9
pdf
15.04.2022
Конспект урока русского языка «Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола»
Конспект урока русского языка.pdf

МАОУ «Школа № 3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ:

«Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Падерина Е.А, учитель

начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Камышлов, 2018

Цель: Научить определять спряжение глагола с безударным личным окончанием.

(активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроке русского языка).

 

Задачи:

1.                 Актуализировать знания учащихся о спряжении глаголов и формировать первичные представления о безударных личных окончаниях глаголов.

2.                 Развивать виды речевой деятельности (чтение, письмо, слушание), логическое мышление, слуховую и зрительную память.

3.                 Воспитывать культуру речи учащихся (умение  внимательно  слушать учителя и одноклассников, запоминать и воспроизводить увиденный, прочитанный учебный материал).

 

Оборудование:

 

Для учителя: учебник  «Русский язык»  4 класс , 2 часть, авторы:            Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, компьютер, мультимедийное оборудование, алгоритмы на компьютере(как определить спряжение у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями).

 

Для учащихся: Учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, учебная рабочая тетрадь, карточки с текстом, карточки зелёного и красного цвета (правильный и неправильный ответ), маркеры.

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА:

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

1. Орг. момент.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, радости открытия нового.

 

 

 

 

2. Актуализация знаний.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты.

-                     Послушайте и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-                     Давайте подумаем, в какой части глагола можно допустить ошибку.

-                     Да можно, но мы знаем приставки, повторяли их,  знаем как они пишутся.

-                     Где ещё при написании глагола можем допустить ошибку?

-                     Умеем проверять. Знаем правило?

-А где ещё можно допустить ошибку?

-                     А что мы можем сказать о личных окончаниях глагола?

-                     Что мы изучали на прошлом уроке? - Мы могли при написании личных ударных окончаниях глагола ошибиться?

-                     А при написании безударных личных окончаниях глагола, можем допустить ошибку, как вы думаете?

 

 

 

 

 

 

(Выходят 2 ученика и ведут диалог).

1уч.- Что вы любите больше всего?

2уч. – Люблю действовать.

1уч.- Что больше всего не любите? 2уч.- Не люблю предлоги и известную всем частицу.

1уч.- А есть ли у вас постоянные признаки?

2уч.- Да, есть – это спряжение.

1уч.- А как называется начальная форма?

2уч.- Неопределённая форма.

1уч.- Догадались какая часть речи. Давайте, скажем все вместе… Ученики: Глагол!

1уч. – Что вы пожелаете ребятам? 2уч.- Чтобы русский все ребята На «пятёрку» знали. На письме и в разговоре Нас употребляли.

 

-Можем допустить ошибку в написании приставки. -  В корне слова: безударная

гласная или парная согласная – 

 

 

Да.

-                     При написании личных окончаниях глагола.

-Бывают ударные и безударные.

 

-Мы изучали ударные окончания глаголов.

-Нет.

 

-                     Можем.

 

3.Введение в тему урока.

-Мы начинаем изучать большую тему на правописание безударных личных окончаний глаголов.

- Так вот сегодня тема нашего урока:

 «Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола». 

-Сегодня на уроке вы узнаете отчего зависит правописание безударных личных окончаний глагола.

 

4. Работа над словами.

-С какой частью речи связан глагол чаще всего?

-На доске написаны слова. Какая это часть речи?  -Списать в тетрадь слова, вставить пропущенные орфограммы, поставить ударение  и подобрать к ним однокоренные глаголы в неопределённой форме.

 

С..ч..нение – сочинять

Ж..лтизна – ж..лтеть

Ф..нтазия – фантазировать

Р..шение – решать.

М..лчун – молчать.

(даю 1 минуту, вызываю ученика к доске) - Какое существительное здесь лишнее?

-                   От глагола «молчать» образуйте три формы времени глагола. (Ученики пишут в тетрадях 1 минуту. Затем вызываю  ученика и он пишет три формы времени глагола на доске):

   н.вр.       пр. вр.      буд. вр.

Молчит, молчал, будет молчать.

-Глагол настоящего времени «молчит» разберите по составу.

(ученик разбирает по составу глагол, затем проверяем с помощью сигнальных карточек).

-Что вы можете сказать про личное окончание глагола «молчит».

-                   Можем ли мы ошибиться при написании ударного личного  окончания глагола?

-                   Что мы можем сказать об этом глаголе?

 

 

 

 

-                   Что можно определить у глагола «молчит»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-С существительным.

-Существительное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-                   «Молчун». Можно проверить безударную гласную- «молча».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-                   Оно ударное.

-Нет.

 

Ударение поможет при написании ударного личного окончания глагола. Как слышим, так и пишем.

-                   Время, число, спряжение. (ученик отвечает).

 

 

-Хочу проверить, как вы можете определить спряжение глагола, если его окончание ударное. ( Дети отвечают, на экране высвечивается пошаговый алгоритм).

-            Ударение

-            Выделить окончание.

-            -Е- , ут  ют-  I спр.

 

-            -И- , ат  ят-  II спр.

5. Физкультминутка.

Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали И движенья показали.

 

-Как живёшь?                                 - Вот так! (Дети       поднимают большой палец)

-Как идёшь?                                   - Вот так!    (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь?                                 - Вот так! -Как летишь?                                 - Вот так! -Как плывёшь?                                - Вот так!

-Как сидишь?                                   - Вот так!

         - В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?

 

6.Постановка учебной проблемы.

Работа в группах сменного состава. -Разделитесь на группы по 4-5 человек для следующего задания. Каждая группа получает лист, где записаны глаголы. Надо определить, какую гласную надо написать в личном окончании глагола и определить спряжение.

(Дети работают в группах, затем по 1 человеку от группы выходят к доске, прикрепляют лист к доске и объясняют.) 1-группа:

Молч-т, беж-т, сп-т, благодар-т, гуд-т, тон-т.

2-группа: 

Отвез-т, пыхт-т, дополз-т, греб-м, цвет-т, гре-т.

3-группа:

Подойд-т, пас-т, навест-т, размест-т, раст-т, игра-т.

4-группа:

Уйд-м, возьм-т, говор-м, ед-м, ль-т, взлета-т.

5-группа:

Крич-т, лет-шь, пищ-т, трещ-т, свист-т, смаж-т.

-У нас у каждой группы остался один глагол, где не

 2 л., ед.ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

могли определить спряжение и какую гласную надо написать в личном окончании глагола.

 

7. Проблема.

- В чём причина затруднения?

 

-А кто может предложить, что нам делать, как определить спряжение? Где мы можем найти подсказку?

(Предположение детей. Если дети не могут вывести правило, то учитель подсказывает).

 

-Откройте учебник на странице 72. Найдите правило, как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. Прочитайте его и ответьте на вопросы:

-Что зависит от спряжения глаголов? 

 Как узнать спряжение глагола, если окончание безударное?

-А теперь составим алгоритм действия, чтобы определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями.

(Дети читают, затем составляют алгоритм, а на экране высвечивается каждый шаг). 

                                               

 

8. Работа с учебником.

Упражнение №257.

( Учитель вызывает по 1 ученику к доске,  тот записывает на доске словосочетания и объясняет  какого  спряжения глагол ,работая по алгоритму.).

             2                        l                           1

-Грустим в разлуке, ребята спорят, брат болеет,                ll давно дружим.

 

 

 

 

-Глаголы имеют безударные личные окончания.

 

-В учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

- От спряжения глагола зависит правильное написание безударных личных окончаний глагола.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают, проверяют, после чего сопоставляют с алгоритмом в учебнике. Делают вывод.

 

9.       Игра «Кто самый внимательный».

(Учитель читает глаголы. Если для определения спряжения надо ставить глагол в неопределенную форму, то вы хлопаете, если нет необходимости в неопределенной форме, называете спряжение: 1 или

2).

Благодарим, мешаем, сотрёшь, привезут, читаем, рисуете, носят, злить.

 

10.   Подведение итогов.

-Что вы узнали сегодня на уроке?

-Как определить спряжение глаголов  с безударными личными окончаниями по неопределённой форме глагола?

-Зачем нужно узнавать спряжение глагола?

 

10. Рефлексия деятельности.

-Что помогло вам лучше разобраться в новой теме? - Что для каждого из вас было интересным на уроке?

- Чья работа  на уроке заслуживает высокой оценки?

-А кому надо быть поактивнее?

 

11. Домашнее задание.

- Выучить правило на странице 72.

-Страница 74 упр.258 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАОУ «Школа № 3»

МАОУ «Школа № 3»

Цель: Научить определять спряжение глагола с безударным личным окончанием

Цель: Научить определять спряжение глагола с безударным личным окончанием

Актуализация знаний. Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты

Актуализация знаний. Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты

Введение в тему урока. -Мы начинаем изучать большую тему на правописание безударных личных окончаний глаголов

Введение в тему урока. -Мы начинаем изучать большую тему на правописание безударных личных окончаний глаголов

Что можно определить у глагола «молчит»? -С существительным

Что можно определить у глагола «молчит»? -С существительным

Конспект урока русского языка «Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола»

Конспект урока русского языка «Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола»

Хочу проверить, как вы можете определить спряжение глагола, если его окончание ударное

Хочу проверить, как вы можете определить спряжение глагола, если его окончание ударное

Уйд-м, возьм-т, говор-м, ед-м, ль-т, взлета-т

Уйд-м, возьм-т, говор-м, ед-м, ль-т, взлета-т

Конспект урока русского языка «Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола»

Конспект урока русского языка «Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола»

Проблема. - В чём причина затруднения? -А кто может предложить, что нам делать, как определить спряжение?

Проблема. - В чём причина затруднения? -А кто может предложить, что нам делать, как определить спряжение?

Груст им в разлуке, ребята спор ят , брат боле ет , ll давно дружим

Груст им в разлуке, ребята спор ят , брат боле ет , ll давно дружим

Игра «Кто самый внимательный»

Игра «Кто самый внимательный»

Конспект урока русского языка «Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола»

Конспект урока русского языка «Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2022