МАОУ «Школа № 3»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ:
«Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола»
Разработчик:
Падерина Е.А, учитель
начальных классов
Камышлов, 2018
Цель: Научить определять спряжение глагола с безударным личным окончанием.
(активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроке русского языка).
Задачи:
1. Актуализировать знания учащихся о спряжении глаголов и формировать первичные представления о безударных личных окончаниях глаголов.
2. Развивать виды речевой деятельности (чтение, письмо, слушание), логическое мышление, слуховую и зрительную память.
3. Воспитывать культуру речи учащихся (умение внимательно слушать учителя и одноклассников, запоминать и воспроизводить увиденный, прочитанный учебный материал).
Оборудование:
Для учителя: учебник «Русский язык» 4 класс , 2 часть, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, компьютер, мультимедийное оборудование, алгоритмы на компьютере(как определить спряжение у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями).
Для учащихся: Учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, учебная рабочая тетрадь, карточки с текстом, карточки зелёного и красного цвета (правильный и неправильный ответ), маркеры.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Орг. момент. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, радости открытия нового.
|
|
2. Актуализация знаний. Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. - Послушайте и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор.
- Давайте подумаем, в какой части глагола можно допустить ошибку. - Да можно, но мы знаем приставки, повторяли их, знаем как они пишутся. - Где ещё при написании глагола можем допустить ошибку? - Умеем проверять. Знаем правило? -А где ещё можно допустить ошибку? - А что мы можем сказать о личных окончаниях глагола? - Что мы изучали на прошлом уроке? - Мы могли при написании личных ударных окончаниях глагола ошибиться? - А при написании безударных личных окончаниях глагола, можем допустить ошибку, как вы думаете?
|
(Выходят 2 ученика и ведут диалог). 1уч.- Что вы любите больше всего? 2уч. – Люблю действовать. 1уч.- Что больше всего не любите? 2уч.- Не люблю предлоги и известную всем частицу. 1уч.- А есть ли у вас постоянные признаки? 2уч.- Да, есть – это спряжение. 1уч.- А как называется начальная форма? 2уч.- Неопределённая форма. 1уч.- Догадались какая часть речи. Давайте, скажем все вместе… Ученики: Глагол! 1уч. – Что вы пожелаете ребятам? 2уч.- Чтобы русский все ребята На «пятёрку» знали. На письме и в разговоре Нас употребляли.
-Можем допустить ошибку в написании приставки. - В корне слова: безударная гласная или парная согласная –
Да. - При написании личных окончаниях глагола. -Бывают ударные и безударные.
-Мы изучали ударные окончания глаголов. -Нет.
- Можем. |
3.Введение в тему урока. -Мы начинаем изучать большую тему на правописание безударных личных окончаний глаголов. - Так вот сегодня тема нашего урока: «Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола». -Сегодня на уроке вы узнаете отчего зависит правописание безударных личных окончаний глагола.
4. Работа над словами. -С какой частью речи связан глагол чаще всего? -На доске написаны слова. Какая это часть речи? -Списать в тетрадь слова, вставить пропущенные орфограммы, поставить ударение и подобрать к ним однокоренные глаголы в неопределённой форме.
С..ч..нение – сочинять Ж..лтизна – ж..лтеть Ф..нтазия – фантазировать Р..шение – решать. М..лчун – молчать. (даю 1 минуту, вызываю ученика к доске) - Какое существительное здесь лишнее? - От глагола «молчать» образуйте три формы времени глагола. (Ученики пишут в тетрадях 1 минуту. Затем вызываю ученика и он пишет три формы времени глагола на доске): н.вр. пр. вр. буд. вр. Молчит, молчал, будет молчать. -Глагол настоящего времени «молчит» разберите по составу. (ученик разбирает по составу глагол, затем проверяем с помощью сигнальных карточек). -Что вы можете сказать про личное окончание глагола «молчит». - Можем ли мы ошибиться при написании ударного личного окончания глагола? - Что мы можем сказать об этом глаголе?
- Что можно определить у глагола «молчит»?
|
-С существительным. -Существительное.
- «Молчун». Можно проверить безударную гласную- «молча».
- Оно ударное. -Нет.
Ударение поможет при написании ударного личного окончания глагола. Как слышим, так и пишем. - Время, число, спряжение. (ученик отвечает).
|
-Хочу проверить, как вы можете определить спряжение глагола, если его окончание ударное. ( Дети отвечают, на экране высвечивается пошаговый алгоритм). - Ударение - Выделить окончание. - -Е- , ут ют- I спр.
- -И- , ат ят- II спр. 5. Физкультминутка. Мы спряжения к глаголу подбирали И немножечко устали Потихоньку дружно встали И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец) -Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.) -Как бежишь? - Вот так! -Как летишь? - Вот так! -Как плывёшь? - Вот так! -Как сидишь? - Вот так! - В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?
6.Постановка учебной проблемы. Работа в группах сменного состава. -Разделитесь на группы по 4-5 человек для следующего задания. Каждая группа получает лист, где записаны глаголы. Надо определить, какую гласную надо написать в личном окончании глагола и определить спряжение. (Дети работают в группах, затем по 1 человеку от группы выходят к доске, прикрепляют лист к доске и объясняют.) 1-группа: Молч-т, беж-т, сп-т, благодар-т, гуд-т, тон-т. 2-группа: Отвез-т, пыхт-т, дополз-т, греб-м, цвет-т, гре-т. 3-группа: Подойд-т, пас-т, навест-т, размест-т, раст-т, игра-т. 4-группа: Уйд-м, возьм-т, говор-м, ед-м, ль-т, взлета-т. 5-группа: Крич-т, лет-шь, пищ-т, трещ-т, свист-т, смаж-т. -У нас у каждой группы остался один глагол, где не |
2 л., ед.ч.
|
могли определить спряжение и какую гласную надо написать в личном окончании глагола.
7. Проблема. - В чём причина затруднения?
-А кто может предложить, что нам делать, как определить спряжение? Где мы можем найти подсказку? (Предположение детей. Если дети не могут вывести правило, то учитель подсказывает).
-Откройте учебник на странице 72. Найдите правило, как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. Прочитайте его и ответьте на вопросы: -Что зависит от спряжения глаголов? Как узнать спряжение глагола, если окончание безударное? -А теперь составим алгоритм действия, чтобы определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями. (Дети читают, затем составляют алгоритм, а на экране высвечивается каждый шаг).
8. Работа с учебником. Упражнение №257. ( Учитель вызывает по 1 ученику к доске, тот записывает на доске словосочетания и объясняет какого спряжения глагол ,работая по алгоритму.). 2 l 1 -Грустим в разлуке, ребята спорят, брат болеет, ll давно дружим. |
-Глаголы имеют безударные личные окончания.
-В учебнике.
- От спряжения глагола зависит правильное написание безударных личных окончаний глагола.
Дети читают, проверяют, после чего сопоставляют с алгоритмом в учебнике. Делают вывод. |
9. Игра «Кто самый внимательный». (Учитель читает глаголы. Если для определения спряжения надо ставить глагол в неопределенную форму, то вы хлопаете, если нет необходимости в неопределенной форме, называете спряжение: 1 или 2). Благодарим, мешаем, сотрёшь, привезут, читаем, рисуете, носят, злить.
10. Подведение итогов. -Что вы узнали сегодня на уроке? -Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями по неопределённой форме глагола? -Зачем нужно узнавать спряжение глагола?
10. Рефлексия деятельности. -Что помогло вам лучше разобраться в новой теме? - Что для каждого из вас было интересным на уроке? - Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? -А кому надо быть поактивнее?
11. Домашнее задание. - Выучить правило на странице 72. -Страница 74 упр.258
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.