Конспект урока русского языка «Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола»

  • pdf
  • 15.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока русского языка.pdf

МАОУ «Школа № 3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ:

«Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Падерина Е.А, учитель

начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Камышлов, 2018

Цель: Научить определять спряжение глагола с безударным личным окончанием.

(активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроке русского языка).

 

Задачи:

1.                 Актуализировать знания учащихся о спряжении глаголов и формировать первичные представления о безударных личных окончаниях глаголов.

2.                 Развивать виды речевой деятельности (чтение, письмо, слушание), логическое мышление, слуховую и зрительную память.

3.                 Воспитывать культуру речи учащихся (умение  внимательно  слушать учителя и одноклассников, запоминать и воспроизводить увиденный, прочитанный учебный материал).

 

Оборудование:

 

Для учителя: учебник  «Русский язык»  4 класс , 2 часть, авторы:            Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, компьютер, мультимедийное оборудование, алгоритмы на компьютере(как определить спряжение у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями).

 

Для учащихся: Учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, учебная рабочая тетрадь, карточки с текстом, карточки зелёного и красного цвета (правильный и неправильный ответ), маркеры.

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА:

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

1. Орг. момент.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, радости открытия нового.

 

 

 

 

2. Актуализация знаний.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты.

-                     Послушайте и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-                     Давайте подумаем, в какой части глагола можно допустить ошибку.

-                     Да можно, но мы знаем приставки, повторяли их,  знаем как они пишутся.

-                     Где ещё при написании глагола можем допустить ошибку?

-                     Умеем проверять. Знаем правило?

-А где ещё можно допустить ошибку?

-                     А что мы можем сказать о личных окончаниях глагола?

-                     Что мы изучали на прошлом уроке? - Мы могли при написании личных ударных окончаниях глагола ошибиться?

-                     А при написании безударных личных окончаниях глагола, можем допустить ошибку, как вы думаете?

 

 

 

 

 

 

(Выходят 2 ученика и ведут диалог).

1уч.- Что вы любите больше всего?

2уч. – Люблю действовать.

1уч.- Что больше всего не любите? 2уч.- Не люблю предлоги и известную всем частицу.

1уч.- А есть ли у вас постоянные признаки?

2уч.- Да, есть – это спряжение.

1уч.- А как называется начальная форма?

2уч.- Неопределённая форма.

1уч.- Догадались какая часть речи. Давайте, скажем все вместе… Ученики: Глагол!

1уч. – Что вы пожелаете ребятам? 2уч.- Чтобы русский все ребята На «пятёрку» знали. На письме и в разговоре Нас употребляли.

 

-Можем допустить ошибку в написании приставки. -  В корне слова: безударная

гласная или парная согласная – 

 

 

Да.

-                     При написании личных окончаниях глагола.

-Бывают ударные и безударные.

 

-Мы изучали ударные окончания глаголов.

-Нет.

 

-                     Можем.

 

3.Введение в тему урока.

-Мы начинаем изучать большую тему на правописание безударных личных окончаний глаголов.

- Так вот сегодня тема нашего урока:

 «Определение спряжения по безударным личным окончаниям глагола». 

-Сегодня на уроке вы узнаете отчего зависит правописание безударных личных окончаний глагола.

 

4. Работа над словами.

-С какой частью речи связан глагол чаще всего?

-На доске написаны слова. Какая это часть речи?  -Списать в тетрадь слова, вставить пропущенные орфограммы, поставить ударение  и подобрать к ним однокоренные глаголы в неопределённой форме.

 

С..ч..нение – сочинять

Ж..лтизна – ж..лтеть

Ф..нтазия – фантазировать

Р..шение – решать.

М..лчун – молчать.

(даю 1 минуту, вызываю ученика к доске) - Какое существительное здесь лишнее?

-                   От глагола «молчать» образуйте три формы времени глагола. (Ученики пишут в тетрадях 1 минуту. Затем вызываю  ученика и он пишет три формы времени глагола на доске):

   н.вр.       пр. вр.      буд. вр.

Молчит, молчал, будет молчать.

-Глагол настоящего времени «молчит» разберите по составу.

(ученик разбирает по составу глагол, затем проверяем с помощью сигнальных карточек).

-Что вы можете сказать про личное окончание глагола «молчит».

-                   Можем ли мы ошибиться при написании ударного личного  окончания глагола?

-                   Что мы можем сказать об этом глаголе?

 

 

 

 

-                   Что можно определить у глагола «молчит»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-С существительным.

-Существительное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-                   «Молчун». Можно проверить безударную гласную- «молча».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-                   Оно ударное.

-Нет.

 

Ударение поможет при написании ударного личного окончания глагола. Как слышим, так и пишем.

-                   Время, число, спряжение. (ученик отвечает).

 

 

-Хочу проверить, как вы можете определить спряжение глагола, если его окончание ударное. ( Дети отвечают, на экране высвечивается пошаговый алгоритм).

-            Ударение

-            Выделить окончание.

-            -Е- , ут  ют-  I спр.

 

-            -И- , ат  ят-  II спр.

5. Физкультминутка.

Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали И движенья показали.

 

-Как живёшь?                                 - Вот так! (Дети       поднимают большой палец)

-Как идёшь?                                   - Вот так!    (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь?                                 - Вот так! -Как летишь?                                 - Вот так! -Как плывёшь?                                - Вот так!

-Как сидишь?                                   - Вот так!

         - В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?

 

6.Постановка учебной проблемы.

Работа в группах сменного состава. -Разделитесь на группы по 4-5 человек для следующего задания. Каждая группа получает лист, где записаны глаголы. Надо определить, какую гласную надо написать в личном окончании глагола и определить спряжение.

(Дети работают в группах, затем по 1 человеку от группы выходят к доске, прикрепляют лист к доске и объясняют.) 1-группа:

Молч-т, беж-т, сп-т, благодар-т, гуд-т, тон-т.

2-группа: 

Отвез-т, пыхт-т, дополз-т, греб-м, цвет-т, гре-т.

3-группа:

Подойд-т, пас-т, навест-т, размест-т, раст-т, игра-т.

4-группа:

Уйд-м, возьм-т, говор-м, ед-м, ль-т, взлета-т.

5-группа:

Крич-т, лет-шь, пищ-т, трещ-т, свист-т, смаж-т.

-У нас у каждой группы остался один глагол, где не

 2 л., ед.ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

могли определить спряжение и какую гласную надо написать в личном окончании глагола.

 

7. Проблема.

- В чём причина затруднения?

 

-А кто может предложить, что нам делать, как определить спряжение? Где мы можем найти подсказку?

(Предположение детей. Если дети не могут вывести правило, то учитель подсказывает).

 

-Откройте учебник на странице 72. Найдите правило, как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. Прочитайте его и ответьте на вопросы:

-Что зависит от спряжения глаголов? 

 Как узнать спряжение глагола, если окончание безударное?

-А теперь составим алгоритм действия, чтобы определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями.

(Дети читают, затем составляют алгоритм, а на экране высвечивается каждый шаг). 

                                               

 

8. Работа с учебником.

Упражнение №257.

( Учитель вызывает по 1 ученику к доске,  тот записывает на доске словосочетания и объясняет  какого  спряжения глагол ,работая по алгоритму.).

             2                        l                           1

-Грустим в разлуке, ребята спорят, брат болеет,                ll давно дружим.

 

 

 

 

-Глаголы имеют безударные личные окончания.

 

-В учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

- От спряжения глагола зависит правильное написание безударных личных окончаний глагола.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают, проверяют, после чего сопоставляют с алгоритмом в учебнике. Делают вывод.

 

9.       Игра «Кто самый внимательный».

(Учитель читает глаголы. Если для определения спряжения надо ставить глагол в неопределенную форму, то вы хлопаете, если нет необходимости в неопределенной форме, называете спряжение: 1 или

2).

Благодарим, мешаем, сотрёшь, привезут, читаем, рисуете, носят, злить.

 

10.   Подведение итогов.

-Что вы узнали сегодня на уроке?

-Как определить спряжение глаголов  с безударными личными окончаниями по неопределённой форме глагола?

-Зачем нужно узнавать спряжение глагола?

 

10. Рефлексия деятельности.

-Что помогло вам лучше разобраться в новой теме? - Что для каждого из вас было интересным на уроке?

- Чья работа  на уроке заслуживает высокой оценки?

-А кому надо быть поактивнее?

 

11. Домашнее задание.

- Выучить правило на странице 72.

-Страница 74 упр.258