Открытый урок по русскому языку, 5 класс
Обобщение и закрепление изученного по теме «Состав слова».
Цели урока:
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия
· Однокоренные слова, корень, суффикс, приставка, основа, орфограмма.
Оборудование урока:
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
1.Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
1.Работа со схемой. Гимнастика для мозга.
- Внимательно посмотрите на таблицу (демонстрация в течение 20 секунд), запомните её (коррекционный приём на коррекцию зрительной памяти).
- У вас на партах лежат конверты с карточками, на которых записаны слова.
Задание. Найдите карточку с буквой, которая была в центре, и положите её на парту. Теперь положите карточку с буквой, которая была снизу, сверху, слева, справа (коррекционный приём на развитие пространственной ориентировки).
Проверка. Сравните свою работу со схемой.
- Где мы можем встретить эти маленькие слова? (в предложениях)
2. Минутка чистописания.
Физминутка для рук. (Учитель показывает руками знаки, а обучающиеся повторяют)
- Ребята, догадайтесь какую букву мы будем сегодня прописывать на минутке чистописания.
- Эта буква похожа на снежинку. Правильно, это буква Жж.
3. Объявление темы урока.
Работа в группах.
- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
1. Учебное помещение в
школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).
- Кто может назвать тему урока?
- Сформулируйте цель и задачи нашего урока. (Повторить, закрепить, разбирать, писать, отвечать, развивать)
4. Работа по теме урока.
Коллективное составление кластера
- Из каких частей может состоять СЛОВО? (Корень, приставка, суффикс, окончание).
- Что называется корнем слова?
- Что называется приставкой?
- Как пишутся приставки со словами? А предлоги?
- Что называется суффиксом?
- Что называется окончанием?
(Корень – обязательная часть слова. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Окончание – изменяемая часть слова)
Условные обозначения частей слова.
- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.
Физкультминутка.
- Внимательно читайте слова, которые я буду показывать, если в слове есть приставка, вы поворачиваетесь, друг к другу и обмениваетесь хлопками. А если в слове нет приставки- вы разводите руки в стороны.
подписать, писать, делать, вез, вывез, занес, перенес, нес
- Вернемся к нашей букве. На что она похожа? (Ответы детей).
- Действительно эта буква похожа на снежинку. Как называются осадки выпадающие в виде снежинок? (снег)
- Послушайте четверостишье И.Кравченко:
И
стало вдруг белым-бело,
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло,
Снег выпал. Чудо совершилось!
Орфографическая работа.
Образуйте от корня снег однокоренные слова и записать их. Но задание он усложняет - на карточках записаны части слова при помощи которых вы должны образовать новое слово.
Задание. Найти снежинки со словами в классе и прикрепить их на доску.
Снег, снега, снегурочка, снеговик, подснежник, снежный, снежинка, заснежил, снежки.
Подобрать к каждой схеме данные слова на доске.
Коллективная проверка.
Задание. Придумать предложения с данными словами.
В ноябре на Урале наступила снежная пора. Падает на землю пушистый снег. Дети из снега будут лепить снеговика и играть в снежки. А весной появятся подснежники.
5. Итог урока.
- Молодцы, ребята!!! Мы выполнили все задания.
Выставление оценок за урок
6. Рефлексия.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Чемодан, мясорубка,корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем
.
Мясорубка – информацию переработаю
.
Корзина – всё выброшу.
1. Учебное помещение в
школе.
2. Верхняя одежда.
3. Корм для лошади.
4. Защитник Отечества.
5. Лиственное дерево с белым стволом.
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
7. Из чего состоит предложение?
1. Учебное помещение в
школе.
2. Верхняя одежда.
3. Корм для лошади.
4. Защитник Отечества.
5. Лиственное дерево с белым стволом.
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
7. Из чего состоит предложение?
подписать писать
делать
вёз
вывез
занёс
перенёс
нёс
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.