Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Оценка 4.6
docx
21.11.2019
Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения
пишу объявление урок проблемный.docx

Урок русского языка с применением технологии проблемного обучения.

4 класс. УМК «Школа Росс»

Тема урока: «Пишем объявления»

Тип урока: открытие новых знаний

Актуальность выбранной темы.                                                                                                           После написания пробного варианта ВПР по русскому языку у учащихся были выявлены трудности при выполнении задания: «Написание объявления по заданной теме».  Поэтому для устранения данных проблем был составлен урок ознакомления учащихся с правилами написания текста данного типа.

  Урок русского языка в 4 классе по теме «Пишем объявления» составлен с применением технологии проблемного обучения. Тип урока дает возможность всем учащимся класса ощутить себя участником открытий новых знаний. Также использованы приемы для развития критического мышления учащихся (приём «Корзинка идей», работа с таблицей «ЗХУ». Урок содержит материал, который необходим учащимся для социальной адаптации.

На уроке используются активные методы и приемы обучения. Урок развивает исследовательские умения и навыки учащихся, аналитическую деятельность, умение работать в группе.

На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся, как средство получения информации.

Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке русского языка, на уроках развития речи.

 

 

 

 

Цель: создание условий для знакомства с особенностями текста-объявления.

Задачи урока:

- создать условия для осознания детьми необходимости умения составлять объявления;

- учить определять значимые части объявления, на основе этих знаний учить составлять свои тексты объявлений;

 

Планируемые результаты

Предметные:

- представление об объявлении, требованиях к составлению объявления, части объявления, тематика объявлений, роль объявлений в жизни людей;

- редактирование чужих объявлений;

- составлений собственных объявлений;

- проверка правильности своей письменной речи, исправление допущенных орфографических и пунктуационных ошибок; корректировка написанного;

Метапредметные:

- определять цель урока;

- планировать этапы достижение этой цели;

- выбирать способы достижения этой цели (проведение наблюдений для анализа информационного и наглядного материала об объявлении) в соответствии с планом;

- осуществлять самостоятельный поиск информации об объявлении;

- предъявлять полученную информацию в связной речи;

- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

- анализировать и характеризовать языковой материал;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности;

Личностные

- осознание ответственности человека за благосостояние родного города;

- развитие этических чувств - стыда, совести - как регуляторов морального поведения.

 

Оборудование: учебник русского языка по УМК «Гармония» для 4 класса (автор М.С.Соловейчик), презентация к уроку, толковые словари, листы самооценки – таблица «ЗХУ» (приложение № 1), карточки с текстами (приложение № 2)

Прибежали мы на вокзал. Поезд ещё не ушёл. А мы забыли, в каком вагоне ехали. Стали бегать по всем вагонам и заглядывать под лавки. Обыскали весь поезд. Я говорю:
- Наверно, его забрал кто-нибудь.
- Давай ещё раз пройдём по вагонам, - говорит Мишка. Мы ещё раз обыскали все вагоны. Ничего не нашли. Стоим с чужим чемоданом и не знаем, что делать. Тут пришёл проводник и прогнал нас.
- Нечего, - говорит, - по вагонам шнырять! Пошли мы домой. Я зашёл к Мишке, чтобы выгрузить из рюкзака его вещи. Мишкина мама увидела, что он чуть не плачет, и спрашивает:
- Что с тобой?
- Дружок пропал!
- Какой дружок?
- Ну, щенок. Не получала письма разве?
- Нет, не получала.
- Ну вот! А я писал.
Мишка стал рассказывать, какой хороший был Дружок, как мы его везли и как он потерялся. Под конец Мишка расплакался, а я ушёл домой и не знаю, что было дальше.
На другой день Мишка приходит ко мне и говорит:
- Знаешь, теперь выходит - я вор!
- Почему?
- Ну, я ведь чужой чемодан взял.
- Ты ведь по ошибке.
- Вор тоже может сказать, что он по ошибке.
- Тебе ведь никто не говорит, что ты вор.
- Не говорит, а всё-таки совестно. Может быть, тому человеку этот чемодан нужен. Я должен вернуть.
- Да как же ты найдёшь этого человека?
- А я напишу записки, что нашёл чемодан, и расклею по всему городу. Хозяин увидит записку и придёт за своим чемоданом.
- Правильно! - говорю я.
- Давай записки писать. Нарезали мы бумаги и стали писать:
"Мы нашли чемодан в вагоне. Получить у Миши Козлова. Песчаная улица, №8, кв. 3".
Написали штук двадцать таких записок. Я говорю:
- Давай напишем ещё записки, чтоб нам вернули Дружка. Может быть, наш чемодан тоже кто-нибудь по ошибке взял.
- Наверно, его тот гражданин взял, который с нами в поезде ехал, - сказал Мишка.
Нарезали мы ещё бумаги и стали писать:
"Кто нашёл в чемодане щенка, очень просим вернуть Мише Козлову или написать по адресу: Песчаная улица, № 8, кв.3".
Написали и этих записок штук двадцать и пошли их по городу расклеивать. Клеили на всех углах, на фонарных столбах... Только записок оказалось мало. Мы вернулись домой и стали ещё записки писать.


.Поезд подходил к городу. Пассажиры зашумели, стали брать свои вещи и толпиться у выхода. Мы тоже схватили чемодан и рюкзак и стали пролезать на площадку. Поезд остановился. Мы вылезли из вагона и пошли домой. В чемодане было тихо.
- Смотри, - сказал Мишка, - когда не надо, так он молчит, а когда надо было молчать, он всю дорогу скулил.
- Надо посмотреть - может, он там задохнулся? - говорю я.
Мишка поставил чемодан на землю, открыл его... и мы остолбенели: Дружка в чемодане не было! Вместо него лежали какие-то книжки, тетради, полотенце, мыло, очки в роговой оправе, вязальные спицы.







Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Организационно-мотивационный этап.

- Доброе утро! Рада вас всех видеть!

- Что ждёте от урока?

- Желаю успехов!

Приветствуют учителя, высказывают свои мысли и пожелания.

Положительная мотивация к обучению.

II. Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации.

- Я хочу вас познакомить с одной историей, о которой рассказал Н.Н.Носов в своём произведении «Дружок». (Чтение текста упр. 159)

- Как вы думаете, что произошло? Одним – двумя предложениями ответьте на этот вопрос.

- Как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?

 

- Хорошо. Напишите это объявление (работа в группах)

- Послушаем что получилось. Какой вариант считаете наиболее удачным? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ учителя.

 

 

Ответы детей. (Дети взяли чужой чемодан.)

- спрашивали бы прохожих, подали в розыск, написали бы объявление и т.д.

Работают в группах – составляют объявления.

Представители групп знакомят со своими объявлениями.

Выбирают наиболее удачный вариант, доказывают свою точку зрения.

 

 

 

 

Выдвигать гипотезы

и их обосновывать.

 

 

 

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

 

 

Умение работать в группе. Участвовать в совместной деятельности.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения.

Доказывать, аргументировать свою точку зрения.

III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Сформулируйте тему нашего урока? (Пишем объявления)

- Предлагаю вам поработать с таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал». (Приложение 1)

- Какие вопросы вызвали затруднения, сомнения, что бы вы хотели узнать?

- Для того, чтобы грамотно составить объявление, что мы должны выяснить, знать, уметь. Давайте составим план работы.

План

1. Что такое объявление.

2. О чем говорит объявление.

3. Структура объявления.

4. Пишем объявления.

Давайте поставим задачи нашего сегодняшнего урока по предложенному плану.

 

- А пригодиться ли нам эта тема в жизни?

 

 

 

Корзинка «идей, понятий»

-Что вы знаете про объявления? Какую роль в жизни людей играют объявления? Где можно встретить объявления? Перед нами корзинка, в которую мы символично поместим то, что знаем по данной теме.

- Спасибо за ваши мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Давайте обобщим все услышанное. Что такое ОБЪЯВЛЕНИЕ?

2) О чем может говорится в объявлении? - О чем оно нас может информировать?

О концерте и работе,

Об отложенном полете,

О покупке и продаже,

О находке и пропаже,

Об обмене и запрете,

В общем, обо всем на свете!

3) Какой материал должен находиться в содержании текста объявления?

- Вы же, наверное, не первые кто это открыл. Где можно проверить ваш вывод? (Упр. 161 в учебнике)

Работа с правилом.

 

 

- А что говорит об этом словарь?

A как об этом сказано в Интернете?

 

 

Определяют тему урока и учебную задачу.

- Объявления. Как писать объявления. Пишем объявления и т.д.

- Работают с таблицей, определяют, что знают и умеют по этой теме на данном этапе.

 

Самооценка.

- Узнать, что такое объявление.

- Узнать какие бывают объявления, темы объявлений.

- Узнать из каких частей состоит объявление.

- Научиться писать

объявления.

- Да. Каждый в жизни сталкивается с этим (продажа, покупка, обмен, утеря и т.д.)

- Ответы детей.

Нельзя развешивать объявления на зданиях, игровых площадках, подъездах. Это портит их внешний вид и загрязняет улицы.

Объявления развешиваются на информационных стендах и досках с объявлениями. Они устанавливаются в людных местах, где каждый человек может найти себе необходимую для себя информацию или оставить её для других.

- Материал, отвечающий на вопросы:

Где? Когда? Что случилось?

Кто? или Что? Какой?

Куда сообщить? Или к кому обратиться?

 

 

 

 

 

Читают правило в учебнике.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.

 

Работа по группам с толковым словарём.

2 человека ищут информацию в Интернете.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Выделять существенную информацию из сказанного и услышанного.

 

Нравственно-этическая ориентация: осознание ответственности человека за благосостояние родного города; развитие этических чувств - стыда, совести - как регуляторов морального поведения.

 

 

 

 

 

 

 

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Умение работать с информацией.

Уметь использовать дополнительную литературу, словари, находить необходимую информацию в Интернете.

IV. Первичное закрепление.

4) Хотите услышать продолжение этой истории? (Прослушивание аудиозаписи)

- Как называются «записки», которые решили развесить ребята?

- Всё ли удачно в содержании этих записок? Почему они не смогли найти хозяина чемодана? Чего не хватило?

Слушают продолжение истории.

 

Отвечают на вопросы.

 

Анализируют содержание «записки»

Уметь проводить сравнение по заданным критериям

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

V.Самостоя- тельная работа с самопровер-кой по эталону.

- Предлагаю поработать вам самостоятельно в паре. Просмотрите тексты (Приложение № 2). Какое задание можно предложить по ним?

(Внимательно прочитав тексты, разделить их на две группы. Первая группа – тексты-объявления, вторая группа – тексты, которые нельзя считать объявлениями).

- Итак, готовы? Назовите номера текстов-объявлений и не объявлений

Докажите свое мнение. Начнем с текста №1 - рецепт

- К какому жанру отнесёте этот текст?

Текст № 2 - объявление

Текст № 3

- Ребята, а вы знаете, кто автор этого объявления? Какие ошибки он допустил? Назовите проверочные слова. (Молодость, молоденький)

- Слово крокодил. Как узнать о написании?

Работа со словарем.

Хорошо. У нас есть еще объявления?

Текст № 4 - объявление

-Можно по этому объявлению найти собаку? Почему?

- В нём указано: кто потерялся? Когда?

- Имеются приметы собаки?

- Куда необходимо обратиться, если собака найдена?

- У кого возникли трудности при выполнении задания?

Текст № 5 - объявление

- Что вы можете сказать?

- Что у вас вызвало сомнения?

- Но все же, можно предположить, что это объявление? (да)

- Какую информацию из текста вы бы выбрали, чтобы составить настоящее объявление с просьбой о помощи?

(Надо указать конкретную просьбу, рассказать, как выглядела перчатка, где потеряна, написать телефон, по которому можно позвонить.)

Текст № 6

-К какому жанру отнесёте этот текст? (инструкция)

Текст № 7

- Что можно сказать про это объявление?

- Ребята, а как вы считаете, какое из объявлений самое четкое, правильное, удовлетворяющее всем требованиям?

(«Все, кто хочет заниматься футболом…»)

- Докажите. (Здесь все указано: куда надо обратиться, что взять с собой, кто будет встречать.)

Работают в паре.

Анализируют тексты.

 

Делят тексты на 2 группы: объявления и не объявле-ния.

Рассуждают, доказывают свой выбор. Объявления (2, 3, 4, 5, 7)       НЕ объявления (1, 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доказывать, аргументиро-вать свою точку зрения.

 

Анализиро-вать и характеризо-вать языковой материал.

Согласовы-вать усилия по решению учебной задачи.

Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения.

 

 

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

- Вернемся к нашим объявлениям (которые были составлены самостоятельно в начале урока по группам).

Поработайте редакторами. Как бы вы сейчас написали это объявление? Запишите в тетрадь. (Работа в группах)

 

 

Послушаем ваши уже отредактированные объявления. Если с чем-то не согласны, все комментарии после выступления. Не перебиваем.

Работа в группах - редактирование объявлений, составленных в начале урока.

Запись в тетрадь.

Зачитывают откорректированные объявления.

 

Слушают, вступают в диалог, задают вопросы.

Умение работать в группе. Участвовать в совместной деятельности.

Доказывать, аргументировать свою точку зрения.

 

Проверка правильности своей письменной речи, исправление допущенных орфографических и пунктуационных ошибок; корректиров=ка написанного.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок

VII. Рефлексия учебной деятельности.

- Ребята, давайте вернемся к нашей корзинке. Как вы думаете, сейчас в ней окажется большее количество знаний, чем перед изучением темы?

- Какими знаниями она пополнилась?

- Вернёмся к нашим таблицам ЗХУ. Заполните третью графу – УЗНАЛ.

-Что нового, интересного, полезного вы узнали на уроке?

- Кому бы вам хотелось сказать спасибо за работу на уроке?

 

Участвуют в обсуждении.

Рефлексия.

 

Самооценка.

 

 

 

Взаимооценка.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельнос-ти).

 

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

VIII. Домашнее задание (на выбор)

1) Как вы думаете, в песне мы можем встретить объявление?

- Чтобы нам в этом убедиться, давайте все вместе прослушаем песню, по окончанию которой вам нужно написать объявление о потерявшемся щенке. - Если информация в песне на какой-либо вопрос не отвечает, вам нужно будет ее придумать самостоятельно. (Проигрывается песня «Пропала собака»)

2) Составить объявление на любую тему, которая вам больше всего нравится, и записать его в тетрадь.

3) Составить памятку «Как правильно написать объявление»

Выбирают и записывают домашнее задание.

Самореализация личности

Положительное отношение к процессу познания























Приложение 1

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое объявление?

2. Для чего нужны объявления?

3. О чём могут быть объявления?

4. Из каких частей состоит объявление?

5. Как правильно написать объявление?



Приложение 2

Текст № 1.

Для того, чтобы у ребёнка прошёл кашель, нужно мелко порезать луковицу, добавить столовую ложку меда или сахара. Образовавшимся сиропом поить по чайной ложке.



Текст № 2.

Внимание! Внимание! Внимание! Всех, кто хочет заниматься футболом, приглашаем 5 сентября в 16.00 в спортивный клуб «Динамо». Наш адрес: улица Карла Маркса, дом 8. При себе необходимо иметь: справку о состоянии здоровья; письменное согласие родителей; спортивную форму. Вас встретит тренер Сергей Владимирович Молчанов.





Текст № 3.

Маладой кракадил пятидесяти лет хочет завести себе друзей. С предложениями обращаться по адресу: Большая Пирожная улица, дом 15, корпус «4». Звонить три с половиной раза.

Текст № 4

Помогите найти!

30 сентября около станции метро «Сокол» потерялась собака.

Просьба к тем, кто видел или подобрал нашу собаку, позвонить по телефону: 2-30-90.





Текст № 5

Очень прошу помочь мне найти мою перчатку, которую мама подарила мне на день рождения. Тогда мне исполнилось 9 лет. Мы праздновали в кафе «Лукоморье», а Ленка ещё тогда опоздала и сказала, что не ходили автобусы. У Вики было новое платье, но моё всё равно было лучше, даже папа так сказал. Перчатка была красивая и тёплая. Звоните мне домой после уроков и тренировки, но, может быть, я на неё и не пойду, очень холодно на улице, а перчатку я потеряла. Мой телефон: 34-56-78.





Текст № 6

При эксплуатации обуви учитывается характер погоды. В сырую погоду нужно обрабатывать обувь защитными средствами. Следует помнить, что натуральная кожа при воздействии влаги намокает. Необходимо ежедневно очищать обувь от грязи и пыли мягкой тканью или щеткой. После очистки верх обуви необходимо обрабатывать специальными средствами в зависимости от вида кожи. Запрещается мыть обувь в воде.

Текст № 7

Кто нашел мой пистолет, который я потерял вчера, срочно верните, а не то будет худо. Пашка из 3 «А».

 

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения

Конспект урока русского языка с применением технологии проблемного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2019