Урок русского языка с применением технологии проблемного обучения.
4 класс. УМК «Школа Росс»
Тема урока: «Пишем объявления»
Тип урока: открытие новых знаний
Актуальность выбранной темы. После написания пробного варианта ВПР по русскому языку у учащихся были выявлены трудности при выполнении задания: «Написание объявления по заданной теме». Поэтому для устранения данных проблем был составлен урок ознакомления учащихся с правилами написания текста данного типа.
Урок русского языка в 4 классе по теме «Пишем объявления» составлен с применением технологии проблемного обучения. Тип урока дает возможность всем учащимся класса ощутить себя участником открытий новых знаний. Также использованы приемы для развития критического мышления учащихся (приём «Корзинка идей», работа с таблицей «ЗХУ». Урок содержит материал, который необходим учащимся для социальной адаптации.
На уроке используются активные методы и приемы обучения. Урок развивает исследовательские умения и навыки учащихся, аналитическую деятельность, умение работать в группе.
На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся, как средство получения информации.
Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке русского языка, на уроках развития речи.
Цель: создание условий для знакомства с особенностями текста-объявления.
Задачи урока:
- создать условия для осознания детьми необходимости умения составлять объявления;
- учить определять значимые части объявления, на основе этих знаний учить составлять свои тексты объявлений;
Планируемые результаты
Предметные:
- представление об объявлении, требованиях к составлению объявления, части объявления, тематика объявлений, роль объявлений в жизни людей;
- редактирование чужих объявлений;
- составлений собственных объявлений;
- проверка правильности своей письменной речи, исправление допущенных орфографических и пунктуационных ошибок; корректировка написанного;
Метапредметные:
- определять цель урока;
- планировать этапы достижение этой цели;
- выбирать способы достижения этой цели (проведение наблюдений для анализа информационного и наглядного материала об объявлении) в соответствии с планом;
- осуществлять самостоятельный поиск информации об объявлении;
- предъявлять полученную информацию в связной речи;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
- анализировать и характеризовать языковой материал;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности;
Личностные
- осознание ответственности человека за благосостояние родного города;
- развитие этических чувств - стыда, совести - как регуляторов морального поведения.
Оборудование: учебник русского языка по УМК «Гармония» для 4 класса (автор М.С.Соловейчик), презентация к уроку, толковые словари, листы самооценки – таблица «ЗХУ» (приложение № 1), карточки с текстами (приложение № 2)
Прибежали мы на вокзал. Поезд ещё не ушёл. А мы забыли, в
каком вагоне ехали. Стали бегать по всем вагонам и заглядывать под лавки. Обыскали
весь поезд. Я говорю:
- Наверно, его забрал кто-нибудь.
- Давай ещё раз пройдём по вагонам, - говорит
Мишка. Мы ещё раз обыскали все вагоны. Ничего не нашли. Стоим с чужим чемоданом
и не знаем, что делать. Тут пришёл проводник и прогнал нас.
- Нечего, - говорит, - по вагонам шнырять!
Пошли мы домой. Я зашёл к Мишке, чтобы выгрузить из рюкзака его вещи. Мишкина
мама увидела, что он чуть не плачет, и спрашивает:
- Что с тобой?
- Дружок пропал!
- Какой дружок?
- Ну, щенок. Не получала письма разве?
- Нет, не получала.
- Ну вот! А я писал.
Мишка стал рассказывать, какой хороший был
Дружок, как мы его везли и как он потерялся. Под конец Мишка расплакался, а я
ушёл домой и не знаю, что было дальше.
На другой день Мишка приходит ко мне и
говорит:
- Знаешь, теперь выходит - я вор!
- Почему?
- Ну, я ведь чужой чемодан взял.
- Ты ведь по ошибке.
- Вор тоже может сказать, что он по ошибке.
- Тебе ведь никто не говорит, что ты вор.
- Не говорит, а всё-таки совестно. Может быть,
тому человеку этот чемодан нужен. Я должен вернуть.
- Да как же ты найдёшь этого человека?
- А я напишу записки, что нашёл чемодан, и
расклею по всему городу. Хозяин увидит записку и придёт за своим чемоданом.
- Правильно! - говорю я.
- Давай записки писать. Нарезали мы бумаги и
стали писать:
"Мы нашли чемодан в вагоне. Получить у
Миши Козлова. Песчаная улица, №8, кв. 3".
Написали штук двадцать таких записок. Я
говорю:
- Давай напишем ещё записки, чтоб нам вернули
Дружка. Может быть, наш чемодан тоже кто-нибудь по ошибке взял.
- Наверно, его тот гражданин взял, который с
нами в поезде ехал, - сказал Мишка.
Нарезали мы ещё бумаги и стали писать:
"Кто нашёл в чемодане щенка, очень просим
вернуть Мише Козлову или написать по адресу: Песчаная улица, № 8, кв.3".
Написали и этих записок штук двадцать и пошли
их по городу расклеивать. Клеили на всех углах, на фонарных столбах... Только
записок оказалось мало. Мы вернулись домой и стали ещё записки писать.
.Поезд подходил к городу. Пассажиры зашумели, стали брать
свои вещи и толпиться у выхода. Мы тоже схватили чемодан и рюкзак и стали
пролезать на площадку. Поезд остановился. Мы вылезли из вагона и пошли домой. В
чемодане было тихо.
- Смотри, - сказал Мишка, - когда не надо, так
он молчит, а когда надо было молчать, он всю дорогу скулил.
- Надо посмотреть - может, он там задохнулся?
- говорю я.
Мишка поставил чемодан на землю, открыл его...
и мы остолбенели: Дружка в чемодане не было! Вместо него лежали какие-то
книжки, тетради, полотенце, мыло, очки в роговой оправе, вязальные спицы.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
I.Организационно-мотивационный этап. |
- Доброе утро! Рада вас всех видеть! - Что ждёте от урока? - Желаю успехов! |
Приветствуют учителя, высказывают свои мысли и пожелания. |
Положительная мотивация к обучению. |
II. Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации. |
- Я хочу вас познакомить с одной историей, о которой рассказал Н.Н.Носов в своём произведении «Дружок». (Чтение текста упр. 159) - Как вы думаете, что произошло? Одним – двумя предложениями ответьте на этот вопрос. - Как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?
- Хорошо. Напишите это объявление (работа в группах) - Послушаем что получилось. Какой вариант считаете наиболее удачным? Почему?
|
Слушают рассказ учителя.
Ответы детей. (Дети взяли чужой чемодан.) - спрашивали бы прохожих, подали в розыск, написали бы объявление и т.д. Работают в группах – составляют объявления. Представители групп знакомят со своими объявлениями. Выбирают наиболее удачный вариант, доказывают свою точку зрения.
|
Выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Умение работать в группе. Участвовать в совместной деятельности. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения. Доказывать, аргументировать свою точку зрения. |
III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. |
Сформулируйте тему нашего урока? (Пишем объявления) - Предлагаю вам поработать с таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал». (Приложение 1) - Какие вопросы вызвали затруднения, сомнения, что бы вы хотели узнать? - Для того, чтобы грамотно составить объявление, что мы должны выяснить, знать, уметь. Давайте составим план работы. План 1. Что такое объявление. 2. О чем говорит объявление. 3. Структура объявления. 4. Пишем объявления. Давайте поставим задачи нашего сегодняшнего урока по предложенному плану.
- А пригодиться ли нам эта тема в жизни?
Корзинка «идей, понятий» -Что вы знаете про объявления? Какую роль в жизни людей играют объявления? Где можно встретить объявления? Перед нами корзинка, в которую мы символично поместим то, что знаем по данной теме. - Спасибо за ваши мысли.
1) Давайте обобщим все услышанное. Что такое ОБЪЯВЛЕНИЕ? 2) О чем может говорится в объявлении? - О чем оно нас может информировать? О концерте и работе, Об отложенном полете, О покупке и продаже, О находке и пропаже, Об обмене и запрете, В общем, обо всем на свете! 3) Какой материал должен находиться в содержании текста объявления? - Вы же, наверное, не первые кто это открыл. Где можно проверить ваш вывод? (Упр. 161 в учебнике) Работа с правилом.
- А что говорит об этом словарь? A как об этом сказано в Интернете?
|
Определяют тему урока и учебную задачу. - Объявления. Как писать объявления. Пишем объявления и т.д. - Работают с таблицей, определяют, что знают и умеют по этой теме на данном этапе.
Самооценка. - Узнать, что такое объявление. - Узнать какие бывают объявления, темы объявлений. - Узнать из каких частей состоит объявление. - Научиться писать объявления. - Да. Каждый в жизни сталкивается с этим (продажа, покупка, обмен, утеря и т.д.) - Ответы детей. Нельзя развешивать объявления на зданиях, игровых площадках, подъездах. Это портит их внешний вид и загрязняет улицы. Объявления развешиваются на информационных стендах и досках с объявлениями. Они устанавливаются в людных местах, где каждый человек может найти себе необходимую для себя информацию или оставить её для других. - Материал, отвечающий на вопросы: Где? Когда? Что случилось? Кто? или Что? Какой? Куда сообщить? Или к кому обратиться?
Читают правило в учебнике. Отвечают на вопросы. Делают вывод.
Работа по группам с толковым словарём. 2 человека ищут информацию в Интернете. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Выделять существенную информацию из сказанного и услышанного.
Нравственно-этическая ориентация: осознание ответственности человека за благосостояние родного города; развитие этических чувств - стыда, совести - как регуляторов морального поведения.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Умение работать с информацией. Уметь использовать дополнительную литературу, словари, находить необходимую информацию в Интернете. |
IV. Первичное закрепление. |
4) Хотите услышать продолжение этой истории? (Прослушивание аудиозаписи) - Как называются «записки», которые решили развесить ребята? - Всё ли удачно в содержании этих записок? Почему они не смогли найти хозяина чемодана? Чего не хватило? |
Слушают продолжение истории.
Отвечают на вопросы.
Анализируют содержание «записки» |
Уметь проводить сравнение по заданным критериям Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
V.Самостоя- тельная работа с самопровер-кой по эталону. |
- Предлагаю поработать вам самостоятельно в паре. Просмотрите тексты (Приложение № 2). Какое задание можно предложить по ним? (Внимательно прочитав тексты, разделить их на две группы. Первая группа – тексты-объявления, вторая группа – тексты, которые нельзя считать объявлениями). - Итак, готовы? Назовите номера текстов-объявлений и не объявлений Докажите свое мнение. Начнем с текста №1 - рецепт - К какому жанру отнесёте этот текст? Текст № 2 - объявление Текст № 3 - Ребята, а вы знаете, кто автор этого объявления? Какие ошибки он допустил? Назовите проверочные слова. (Молодость, молоденький) - Слово крокодил. Как узнать о написании? Работа со словарем. Хорошо. У нас есть еще объявления? Текст № 4 - объявление -Можно по этому объявлению найти собаку? Почему? - В нём указано: кто потерялся? Когда? - Имеются приметы собаки? - Куда необходимо обратиться, если собака найдена? - У кого возникли трудности при выполнении задания? Текст № 5 - объявление - Что вы можете сказать? - Что у вас вызвало сомнения? - Но все же, можно предположить, что это объявление? (да) - Какую информацию из текста вы бы выбрали, чтобы составить настоящее объявление с просьбой о помощи? (Надо указать конкретную просьбу, рассказать, как выглядела перчатка, где потеряна, написать телефон, по которому можно позвонить.) Текст № 6 -К какому жанру отнесёте этот текст? (инструкция) Текст № 7 - Что можно сказать про это объявление? - Ребята, а как вы считаете, какое из объявлений самое четкое, правильное, удовлетворяющее всем требованиям? («Все, кто хочет заниматься футболом…») - Докажите. (Здесь все указано: куда надо обратиться, что взять с собой, кто будет встречать.) |
Работают в паре. Анализируют тексты.
Делят тексты на 2 группы: объявления и не объявле-ния. Рассуждают, доказывают свой выбор. Объявления (2, 3, 4, 5, 7) НЕ объявления (1, 6).
|
Доказывать, аргументиро-вать свою точку зрения.
Анализиро-вать и характеризо-вать языковой материал. Согласовы-вать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
VI. Включение в систему знаний и повторение. |
- Вернемся к нашим объявлениям (которые были составлены самостоятельно в начале урока по группам). Поработайте редакторами. Как бы вы сейчас написали это объявление? Запишите в тетрадь. (Работа в группах)
Послушаем ваши уже отредактированные объявления. Если с чем-то не согласны, все комментарии после выступления. Не перебиваем. |
Работа в группах - редактирование объявлений, составленных в начале урока. Запись в тетрадь. Зачитывают откорректированные объявления.
Слушают, вступают в диалог, задают вопросы. |
Умение работать в группе. Участвовать в совместной деятельности. Доказывать, аргументировать свою точку зрения.
Проверка правильности своей письменной речи, исправление допущенных орфографических и пунктуационных ошибок; корректиров=ка написанного. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок |
VII. Рефлексия учебной деятельности. |
- Ребята, давайте вернемся к нашей корзинке. Как вы думаете, сейчас в ней окажется большее количество знаний, чем перед изучением темы? - Какими знаниями она пополнилась? - Вернёмся к нашим таблицам ЗХУ. Заполните третью графу – УЗНАЛ. -Что нового, интересного, полезного вы узнали на уроке? - Кому бы вам хотелось сказать спасибо за работу на уроке? |
Участвуют в обсуждении. Рефлексия.
Самооценка.
Взаимооценка. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельнос-ти).
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
VIII. Домашнее задание (на выбор) |
1) Как вы думаете, в песне мы можем встретить объявление? - Чтобы нам в этом убедиться, давайте все вместе прослушаем песню, по окончанию которой вам нужно написать объявление о потерявшемся щенке. - Если информация в песне на какой-либо вопрос не отвечает, вам нужно будет ее придумать самостоятельно. (Проигрывается песня «Пропала собака») 2) Составить объявление на любую тему, которая вам больше всего нравится, и записать его в тетрадь. 3) Составить памятку «Как правильно написать объявление» |
Выбирают и записывают домашнее задание. |
Самореализация личности Положительное отношение к процессу познания |
Приложение 1
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
1. Что такое объявление? |
|||
2. Для чего нужны объявления? |
|||
3. О чём могут быть объявления? |
|||
4. Из каких частей состоит объявление? |
|||
5. Как правильно написать объявление? |
Приложение 2
Текст № 1.
Для того, чтобы у ребёнка прошёл кашель, нужно мелко порезать луковицу, добавить столовую ложку меда или сахара. Образовавшимся сиропом поить по чайной ложке.
Текст № 2.
Внимание! Внимание! Внимание! Всех, кто хочет заниматься футболом, приглашаем 5 сентября в 16.00 в спортивный клуб «Динамо». Наш адрес: улица Карла Маркса, дом 8. При себе необходимо иметь: справку о состоянии здоровья; письменное согласие родителей; спортивную форму. Вас встретит тренер Сергей Владимирович Молчанов.
Текст № 3.
Маладой кракадил пятидесяти лет хочет завести себе друзей. С предложениями обращаться по адресу: Большая Пирожная улица, дом 15, корпус «4». Звонить три с половиной раза.
Текст № 4
Помогите найти!
30 сентября около станции метро «Сокол» потерялась собака.
Просьба к тем, кто видел или подобрал нашу собаку, позвонить по телефону: 2-30-90.
Текст № 5
Очень прошу помочь мне найти мою перчатку, которую мама подарила мне на день рождения. Тогда мне исполнилось 9 лет. Мы праздновали в кафе «Лукоморье», а Ленка ещё тогда опоздала и сказала, что не ходили автобусы. У Вики было новое платье, но моё всё равно было лучше, даже папа так сказал. Перчатка была красивая и тёплая. Звоните мне домой после уроков и тренировки, но, может быть, я на неё и не пойду, очень холодно на улице, а перчатку я потеряла. Мой телефон: 34-56-78.
Текст № 6
При эксплуатации обуви учитывается характер погоды. В сырую погоду нужно обрабатывать обувь защитными средствами. Следует помнить, что натуральная кожа при воздействии влаги намокает. Необходимо ежедневно очищать обувь от грязи и пыли мягкой тканью или щеткой. После очистки верх обуви необходимо обрабатывать специальными средствами в зависимости от вида кожи. Запрещается мыть обувь в воде.
Текст № 7
Кто нашел мой пистолет, который я потерял вчера, срочно верните, а не то будет худо. Пашка из 3 «А».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.