Конспект урока русского языка "Склонение имен существительных"

  • docx
  • 22.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока Рус.яз..docx

Русский язык. Тема: Склонение имен существительных, распознавание падежей.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; познакомить с приемами определения падежа.

Задачи:

1. Образовательная: научить определять падежи имён существительных и правильно употреблять имена существительные в нужном падеже.

2. Коррекционно-развивающая: развивать речь, логическое мышление, способствовать развитию умения делать выводы на основе сравнения, обобщения, использования личного опыта. Обогащение словаря.

3. Воспитательная: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные:

- познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

- регулятивные: постановка темы и учебных задач, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке.  

- прогнозирование результата деятельности;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

- коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, товарищей; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; осуществлять работу в группе.

Предметные: познакомятся с приемами распознавания падежей имён существительных.

Методическое обеспечение урока, оборудование, ТСО: учебник, индивидуальные карточки, смайлики, музыка для физкультминутки.

Формируемые понятия: окончание, падеж, склонение, предлог.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1 этап. 

Организационный.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы начинаем наш урок.

-Оцените свое настроение показом смайлика.

Я рада, что у вас отличное и хорошее настроение и значит, на уроке вы будете хорошо работать.

Фонетическая разминка. (За экраном).  Какие у нас дежурные звуки? Назовите слова с этим звуком. На уроке будем следить за правильным произношением звуков «ж-ш».

 

Приветствуют учителя.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Повторяют элементы фонетической разминки.

 

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве.

Регулятивные: корректировать произносительные навыки, вносить изменения с учётом ошибок и трудностей, возникающих при произношении, осуществлять пошаговый контроль своих действий.

2 этап.  Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности. 

Каллиграфическая минутка.

Вв Вв…

Прочитайте слова, найдите лишнее слово.

Весна весны весне весну весной о весне

весенний. Почему слово весенний лишнее?

Чем отличаются эти слова? (окончаниями)

Спишите слова, выделите окончания.

 Поставьте к каждому существительному вопрос.

Что? Весна

Чего? Весны

Чему? Весне

Что? Весна

Чем? Весной

О чем? О весне

Сколько получилось вопросов? (6) В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет свое название.

О чем сегодня будем говорить на уроке? Чему научимся?

 

Прописывают буквы в тетради.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока.

Личностные: мотивация учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя.

3 этап.

Актуализация знаний.

Что мы знаем о существительном?

существительное)

Расскажите об этой части речи по плану.

  1) Часть речи

  2) Что обозначает?

  3) На какие вопросы отвечает?

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале.

Познавательные: уметь выполнять логические действия.

Физкультминутка

«Повтори движения»

Выполняют упражнения

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий.

4 этап.

Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику. Работа над упражнением 440.

Какой частью речи является слово медведь?

Как изменилось окончание? (Кто? медведь – нулевое окончание, довелось повстречать кого? медведя – окончание -я.  И т. д.)

 Работа с правилом, с. 31.

 

Слушают объяснение учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с учебником

Коммуникативные: участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя.

5 этап.

Первичная проверка понимания.

Прочитайте названия падежей, падежные вопросы, предлоги на с.33

Просклоняйте устно существительные

река,

жук,

степь.

Выполняют упражнение в группе.

Познавательные: производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи уметь выполнять логические действия.

Коммуникативные: уметь участвовать осуществлять работу в группе.

6 этап.

Первичное закрепление.

Задание на карточке. Спишите. Подчеркните предлоги. Определите падежи.

Поставьте вопросы к выделенным словам.

1. Осыпались с осины.

2. Подарила рябинке.

3. Пролетел над деревом.

4. Желтеют на березе.

5. Стояла у реки.

6. Упал на плечо.

Как определить падеж?

 

Самостоятельно выполняют упражнение.

Сравнивают с образцом.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Познавательные: производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Упр. 445, с. 34, запомнить названия падежей, падежные вопросы.

 

Слушают объяснение учителя.

Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.

8. этап

Рефлексия

урока.

Сколько падежей в русском языке?

Прочитайте названия падежей и падежные вопросы.

Что называется склонением?

Как определить падеж?

Как вы работали на уроке?

Какое у вас настроение к концу урока? (Смайлик)

Выставление оценок.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности на уроке.

Личностные: оценивать усваиваемое содержание.