Родина Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №2 г. Тосно
им.Героя Социалистического Труда
Н.Ф.Фёдорова»,
высшая квалификационная категория,
стаж работы 38 лет
Конспект урока русского языка, 1 класс
Тема: Правописание парных
звонких и глухих согласных в конце слова
УМК «Планета знаний»
Учебник Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина
«Русский язык», 1 класс.
Изд. «Астрель», 2021 г.
2022 г
Урок русского языка, 1 класс
Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова
Тип урока: Открытие нового знания;
УМК «Планета знаний»
Учебник «Русский язык», 1 класс, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина
Тетрадь №1 к учебнику «Русский язык», 1 класс, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина
Форма урока: игра – путешествие по сказке «Колобок»
Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая
Цель: формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание –способ проверки парных звонких и глухих согласных в конце слова
Задачи:
Предметные
- Совершенствовать умение различать парные согласные по звонкости и глухости
- Формировать умение слышать парные согласные в слабой позиции
- Формировать умение писать парные согласные в конце слова
Метопредметные
- развитие универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные)
Личностные
- положительного отношения к урокам русского языка;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
Формируемые на уроке универсальные учебные действия:
регулятивные
· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· выполняет задание по алгоритму;
· делает самооценку деятельности на уроке
познавательные
· формулирует правило на основе выделения существенных признаков
· проводит сравнение, классификацию, выбирая верное решение
· составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
· слушает и понимает речь других;
· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с соседом по парте.
личностные:
· проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам ( героям сказки и соседу по парте)
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка, следить за выполнением гигиенических требований к посадке и письму.
Оборудование: мультимедийная техника; у обучающихся – веер с парными согласными, сигнальные карточки «светофорчики»
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||
1) Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
|||||||||||||
-Руки…. -Ноги… Локти… Спина… - Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в сказку. Жили-были дед да баба. Испекла баба колобок, положила на окно остужаться.. В какую сказку мы отправляемся? Слайд 1.
|
…на месте! …на месте! …у края! …прямая!
- Русская народная сказка «Колобок» |
ЦЕЛЬ: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке УУД: регулятивные
|
|||||||||||
2) Актуализация знаний (8 мин) |
|||||||||||||
Чистописание Жалко стало бабе с дедом есть колобка, и решили они его грамоте учить. Давайте и мы вместе с колобком будем учиться (тетрадь стр.40) - Написал Колобок буквы, но что-то с ними произошло. Что же? Пригласим на парту трех помощников – посадка, положение тетради, ручка. Восстановите буквы, проследите закономерность составления ряда. Какую закономерность заметили? Слайд 2. (Строки на экране появляются соответственно заданию.)
- Какие буквы пропущены? - Что общее у букв Н и Ю? -Напишите. -Проверьте, сравните с образцом, лучшие буквы обведите в кружок. - Что общего в записи слов Нина и Юля?
- Чем отличаются соединения букв в словах Нина и Юля?
-Запишите предложение Нина и Юля дружили. -Проверьте и оцените себя на полях. -Мы тоже будем настоящими друзьями Колобку и поможем ему. Повторение парных звонких и глухих согласных - Упр. 1 Буквы потерялись. Восстановите пары. - Какие это буквы? Слайд 3.
|
Работа в тетрадях на печатной основе
- Потерялись элементы. Готовность к письму.
Восстанавливают буквы - Буквы расположены по алфавиту.
- ё, ж, й - Элементы, высота, наклон
- Написаны с большой буквы, потому что имена людей
-В слове Нина -средние (до середины рабочей строки)/ в слове Юля - нижние (до 1/3 снизу в рабочей строке) Самопроверка по экрану. ++ - написал без ошибок. + - нашёл и исправил ошибки.
-Буквы парных согласных по звонкости и глухости.
Самопроверка по экрану.
|
ЦЕЛЬ: Формирование каллиграфически правильного письма. Развитие внимания, умение анализировать. Актуализация знания детей по теме. УУД: познавательные регулятивные |
|||||||||||
3) Пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения (2 мин) |
|||||||||||||
-Надоело Колобку учиться. Оставил он деду записку и укатился в лес. Слайд 4.
-Какие буквы пропустил Колобок? Почему?
|
-Буквы парных согласных. -Не знал правила написания парных согласных в конце слова.
|
ЦЕЛЬ: создание проблемной ситуации, прогнозирование предстоящей деятельности. УУД: познавательные |
|||||||||||
4) Построение проекта выхода из затруднения ( 10 мин) |
|||||||||||||
Давайте поможем колобку. - Какова же цель нашего урока? Как мы можем помочь Колобку?
-Катится Колобок, а навстречу ему Заяц. Решил он тоже Колобку помочь. Поможем и мы.
Проведем наблюдение (Тетрадь , упр. 2) - Произнесите и послушайте. Что происходит со звонкими парными согласными в конце слова? Слайд 5. (Звуки на слайде появляются по ходу проверки) - Продолжим наблюдение . ( Учебник стр. 40, упр 2) - Когда парный согласный не вызывает сомнения? Слайд 6.
-Составим алгоритм написания парных согласных. Что делаем сначала? Потом? И наконец? Алгоритм вывешивается на доску пошагово. |
- Научиться самим и научить Колобка писать буквы парных согласных в конце слова.
- Оглушение
1вывод: (на экране) В конце слова без сомнения происходит оглушение.
Когда после согласного стоит гласный. 2 вывод: Парный в слове проверяй, рядом гласный подставляй.
1. Слышу… 2. Ставлю гласный… 3. Пишу… |
ЦЕЛЬ: составление алгоритма действия УУД: познавательные регулятивные |
|||||||||||
5) Динамическая пауза (3 мин) Музыкально-танцевальная физминутка «Друзья» |
|||||||||||||
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 мин) |
|||||||||||||
Катится Колобок, а навстречу ему Волк. Собрался Волк на рыбалку и оставил Колобку записку. Иду на прут ловить рып. - Знал ли волк наше правило? Найдите ошибки в предложении. Докажите написание. Слайд 6. (В ходе проверки появляется правильная буква)
-Поможем Волку ловить рыб. Слайд 7 (8 рыбок по очереди)
Как же правильно написать буквы парных согласных в конце слова? |
Показывают сигналом «светофорчика»
Объясняют по алгоритму: - Слышу парный согласный
- Подставляю гласный
-Пишу рыб
Показывают вставляемую букву на веере букв, доказывают написание буквы в слове, с опорой на алгоритм.
Еще раз проговаривают алгоритм. |
ЦЕЛЬ: Развивитие умения применять новые знания УУД: регулятивные, познавательные |
|||||||||||
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)
|
|||||||||||||
- Катится Колобок, а навстречу ему медведь. Разложил медведь перед Колобком картинки. Что общего между ними? Разделите их на 2 группы. По какому признаку разделили?
Слайд 8.
- Работаем в паре. Договоритесь. Один выписывает слова с буквой глухого согласного, другой - с буквой звонкого. - Проверяем. Слайд 8.
-Проверьте и оцените себя на полях
|
- Это животные.
- Звери и птицы. - С буквой глухого согласного в конце и с буквой звонкого согласного
Самопроверка по экрану.
++ - написал без ошибок. + - нашёл и исправил ошибки.
|
ЦЕЛЬ: Закрепление полученных знаний и умений УУД: познавательные, личностные, коммуникативные |
|||||||||||
8) Контроль уровня сформированности предметных компетенций (5 мин) |
|||||||||||||
Катится Колобок , а навстречу ему Лиса. Приготовила она для Колобка тест Слайд 8.
-У вас на столах листочки с тестом. 3 задания основных, 4-е – дополнительное повышенной сложности.
-Закончили выполнение теста. В руках зеленый карандаш, проверим правильность. Слайд 9
|
Работают по тесту.
Выполняют проверку каждого задания под руководством учителя |
ЦЕЛЬ: Контроль предметных умений |
|||||||||||
9) Рефлексия (2 мин) |
|||||||||||||
1) - Какую цель мы поставили в начале урока?
2) –Достигли мы нашей цели? Научились писать слова с этой орфограммой? Давайте вернёмся к письму Колобка и допишем его. Слайд 9.
Слайд 10.
-Оцените свою работу на уроке на двух отрезках: 1)Отрезок каллиграфии и аккуратности 2)Отрезок знаний и умений. -Наш Колобок справился с заданием лисы и невредимый вернулся к деду с бабкой. Он благодарит вас за помощь. Слайд 11.
|
Научиться самим и научить Колобка правильно писать слова с парными согласными в конце слова.
На веере букв показывают пропущенные буквы (по ходу буква появляется на экране)
Дети рисуют на полях два отрезка и ставят крестик на одном из трех уровней |
ЦЕЛЬ: Обобщение, формулировка вывода, самооценка
УД: регулятивные |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.