Конспект урока русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля"
Оценка 5

Конспект урока русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля"

Оценка 5
doc
15.08.2024
Конспект урока русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля"
Конспект урока русского языка в 11 классе..doc

Конспект урока русского языка в 11 классе.

Тема: Особенности публицистического стиля.

Цели:

Образовательные

·        Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины;

·        Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль внутри текста;

·        Разобрать задания ЕГЭ, связанные с изучаемым материалом.

Развивающие:

·        Совершенствование речемыслительной деятельности;

·        Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;

·        Развитие умения логически верно излагать мысли;

·        Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и  навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

·        Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

·        Совершенствование навыков этичного межличностного общения;

·        Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.

Задачи: обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи, углубить работу по изучению особенностей публицистического стиля речи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по владению публицистическим стилем речи с одновременным расширением знаний учащихся о нем, его признаках, правилах их использования.

Технология:  технология развития  критического мышления; ИКТ; технология проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактические методы: проблемно-поисковый.

УМК: Власенков, А.И.,  Рыбченкова, Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы. Базовый уровень / А. И. Власенков,  Л. М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2010.

Власенков, А. И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2011.

Оборудование к уроку: презентация, памятки-таблицы по определению стиля (раздаточный материал), таблица «Публицистический стиль речи» (раздаточный материал), тексты для анализа.

Виды работы:

1) Работа с текстом (содержание, стили и типы речи).

2) Определение художественных приемов и особенностей текста.

3) Индивидуальная  и групповая работа учащихся (по созданию презентации и анализ текста).

4) Самостоятельная творческая работа (создание текста публ. стиля).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово

         Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.

         Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

         Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале XX в. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на «древность» указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.

Давайте запишем тему нашего урока: Особенности публицистического стиля. (слайд 2)

Обратите внимание на эпиграф:

Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча

III. Опрос домашнего задания

Итак, что вы знаете о функциональных стилях речи?

- Какие стили речи вам известны? (В русском языке есть пять стилей речи: разговорный, художественный, публицистический, официально-деловой, научный)

- А теперь назовите, пожалуйста, характерные признаки публицистического стиля речи.

 (слайд 3)

- Что общего у публицистического стиля с художественным? (у публицистического стиля много общего с художественным. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и др.)

-Какие жанры публицистического стиля вызнаете? (речь адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон), а также путевой очерк, портретный очерк, эссе).

Публицистику  называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским.

IV. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Работа со слайдами презентации: (слайд 4)

Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю

       Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический,  корумпированный,  колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.

Подчеркните названия жанров публицистики: (слайд 5)

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

(слайд 6)

Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.

·        Построение сложноподчиненных предложений;

·        проблемы, связанные с техногенными катастрофами;

·        выборы президента;

·        решение линейных уравнений;

·        соединение химических элементов;

·        работа администрации района;

·        рейтинг исполнителей современной музыки;

·        использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой;

·        литературоведческий анализ текста.

 

Сегодня мы с вами побывает в предвыборном штабе молодежной партии «Некст» и поработаем с агитационными текстами этого общественного объединения. В штабе будут работать две команды: аналитики и имиджмейкеры. А кто это такие? (слайд 7)

1) Словарная работа

·        Аналитики – специалисты, проверяющие принадлежность текстов к публицистическому стилю.

·        Имиджмейкеры специалисты, занимающиеся созданием имиджа.

·        Копирайтеры – креативные, творческие специалисты по созданию рекламных слоганов и текстов.

·        Рерайтеры – специалисты, создающие из одного уникального текста другой.

2) Объяснение заданий для групп. Ролевая игра

         Первая команда аналитиков займется анализом текстов, предоставленных участковой избирательной комиссией. Ваша задача – прочитать текст, найти в нем признаки публицистического стиля, назвать их и сделать вывод о жанровой принадлежности текста. При выполнении работы вы можете воспользоваться алгоритмом разбора текста публицистического стиля.

         Вторая команда имиджмейкеров будет работать над созданием агитационной листовки молодежной партии «Некст». В итоге у вас должен получиться текст публицистического стиля, в котором будут прослеживаться призывность и  убедительность. Не забудьте также и про изобразительные языковые средства этого стиля.

3) Самостоятельная работа (7-8 минут)

4) Выступление команд и  краткий анализ выполненной работы

V. Анализ текста публицистического стиля

Прочитайте текст, определите стиль речи. Выпишите слова, определяющие стилевую принадлежность текста. (слайд 8)

(1) В конце апреля, в ещё голом, сквозном лесу, на возвышенных прогретых местах сквозь жесткую кожистую подстилку пробивается сон-трава. (2) На нежных, опущенных стеблях, как бы ещё (не)окрепших от перворождения, поникше дремлют крупные сине-фиолетовые цветы. (3) Об эту пору растеньице ещё без единого листочка: просто стебель и на нём – цветок. (4) Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями с уже готовым бутоном, с тем, чтобы, пока вокруг ещё ни одной травинки, первой пробиться к солнцу, поскорее развернуть бутон и понежиться, подремать в ласковых вешних лучах. (5) Ничего подобного этой яркой, праздничной сини нет во всем пока ещё (не)прибранном буро-жухлом лесу, и потому так радостно изумишься, когда ещё издали, за много шагов, увидишь это диво весны.

(6) Рвать цветок нельзя. (7) Он и сам по себе трепетно-нежный, (не)прикасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опущенной головы. (8) Если же его сорвать то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда...(9) Оттого и назван так: сон-трава.

(10) Но вот все-таки рвут многочисленные посетители вешнего леса! (11) Рвут и вскоре бросают. (12) Бросают из-за этой нежной (не)прикасаемости растения, а стало быть, из-за его бесполезности и (не)нужности. (13) Бывает, в воскресный день все лесные тропки, ведущие к электричке, усыпаны завядшими и растоптанными цветами.

Е. Носов

Выполните задание:

1.     К какому стилю речи относится текст (ответ обоснуйте).

2.     Тип речи текста.

3.     Какова основная мысль текста:

А) познакомить читателя с необычным и красивым растением

Б) дать описание сон-травы

В) предостеречь от необдуманного уничтожения цветов

4. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

VI. Итог урока

- Чему научились на уроке? Что нового узнали о публицистическом стиле речи? Чем публицистический стиль речи схож с художественным стилем? А с научным?

VII. Рефлексия

 Игра «Паутинка».

         Ребята, встаньте вокруг меня. Я держу в руках клубок ниток. Сейчас я брошу кому-то из вас клубок и задам вопрос. Вы поймаете клубок, ответите на вопрос, обмотаете нить вокруг пальца и вернете клубок мне.

(Вопросы: 1. Понравился ли тебе урок, чем? 2. Что запомнилось тебе больше всего? 3. Как ты думаешь, все ребята хорошо поработали на уроке? 4. А что я смогу запомнить, побывав на уроке? 5. А ты? 6. Нужны ли такие уроки в будущем? 7. Сможешь ли ты применить полученные знания на других уроках? 8. Расскажешь ли ты своим товарищам об уроке? 9. Понял ли ты слова китайской притчи? Согласен ли ты с ней?)

VIII. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение по тексту Е. Носова, упр. 171.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Стили литературной речи     

Название стиля

Сфера применения

Основная

стилевая черта

Основные особенности и признаки стиля

Примеры

Разго-

ворный

стиль.

Бытовая      устная     речь,

частная

переписка.

Непри-

нужден-

ность,

эмоцио-

нальность.

Широкое   применение   бытовой   лексики; наличие индивидуальных выражений говорящего; почти полное отсутствие терминов

и иностранных слов; использование слов с фамильярной, ласкательной,   иронической, неодобрительной и другими эмоциональными окрасками; большое количество междометий, восклицаний; наличие типично разговорных форм слов  (докторша, очкастый, спекульнуть,  прикупить   и   др.);   использование  неполных  и   незаконченных   предложений; ускоренное, нечеткое произношение некоторых  слов   и   словосочетаний   (Здрасьте, Мариванна и др.);  широкое привлечение жестов, мимики, интонации.

Легко   сказать:   писать!   На   это   нужен

навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор,  но все-таки  нужно.  Вот я!  Говорить  я  хоть до завтра,   а   примись  писать, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется. Да вот и вы. Ну как вам писать!

(А. Н. Островский)

 

 

 

 

 

Научный

стиль.

Научные

труды

(статьи,

доклады),

научно-популярная

литература

и др.

Обоб-

щенность

и  подчеркнутая    логичность.

 

Использование   однозначных   слов;   широкое употребление  понятий, определений, научных терминов,     иностранных слов; большое количество существительных (осо-

бенно среднего рода с абстрактным значением:  явление,  свойство,  состояние,  отношение   и   др.);   почти   полное   отсутствие эмоциональной окраски и образных средств языка,    кроме   точных,    нехудожественных сравнений   для   пояснения   чего-либо;   точное,   логичное    выражение    мысли,    отсюда — логическая   связь   между   предложениями и их частями; использование сложных  предложений,  как правило   повествовательных, с большим количеством союзов, причастных  и  деепричастных  оборотов.

Язык как явление социальное выполняет различные функции,  связанные с той  или иной   сферой   человеческой   деятельности.

Важнейшие общественные функции  языка следующие:  общение,  сообщение  и   воздействие.  Для   реализации  этих  функций  исторически   сложились   и   оформились   отдельные    разновидности языка, характеризующиеся   наличием   в   каждой   из   них особых  лексико-фразеологических,   частично   и   синтаксических,   средств,   используемых  исключительно   или   преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности     называются     функциональными стилями.

(Д. Э. Розенталь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публи-

цистиче-

ский стиль.

Газетные статьи,

репортажи, выпуски      новостей, очерки, выступления    общественных  и   политических деятелей.

Инфор-

мацион-

ность, агитационно-пропагандистский

характер

речи.

Широкое    использование    общественно- политической    терминологии (компартия, идеология, инициатор, расизм и др.), слов и   оборотов   речи,   окрашенных   эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, негодования и др.; простота и доступность повествования, документальная точность описаний, лозунговый и  призывный  характер

заголовков   (Хлеб Родине!   На   труд   и подвиг!  и   др.); наличие   некоторых чертнаучного    стиля    (терминология), официально-делового   (сжатость,   официальность речи)  и художественного стиля  (образные средства  языка);  большое количество вопросительных  и   восклицательных   предложений;   наличие   сложных   предложений  с однородными   и   обособленными   членами; четкость, ясность и доступность даже сложных конструкций.

 

 

 

 

 

 

 

Отстоять мир

Советский Союз и другие страны социалистического содружества выступают оплотом мира во всем     мире, фактором, определяющим магистральное направление исторического развития человечества.

Мирные    инициативы    социалистических стран   указывают   путь   к   нормализации международной обстановки.

(Из газет)

Офи-

циально-

деловой

стиль.

Постановления,

протоколы, заявления и др.

Предписывающий,

долженствующий

характер

речи.

Стандартизированность   речи,   т.  е. использование  речевых  штампов   (в  случае неявки, в установленном порядке, без уважительной причины и др.); широкое употребление слов с оттенком долженствования    (постановил, приказывает, обязан, имеет  право  и  др.);   предельная   ясность формулировок, не допускающая различных толкований; полное непроявление лица говорящего   (нет   местоимений);   отсутствие рассуждений  и  описаний;   изложение  материала   не   повествовательное,   а   утверждающее; сжатость, официальность   речи; почти  полное отсутствие сложноподчиненных   предложений,   особенно   с   придаточными   причины;   большое   количество   обособленных и однородных членов в простых предложениях,   так  как   нужно   оговорить множество подробностей  (например, в законах).

 

 

 

 

 

 

 

Статья  57.  Уважение  личности,  охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных    органов,    общественных

организаций и должностных лиц.

Граждане   РФ   имеют   право   на   судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.

Статья   64.  Долг  каждого  гражданина РФ  —  уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.

(Из Конституции СССР)

Стиль

художественной

литературы.

 

 

Произведения

художественной

литературы.

 

 

Художественная образность, воздействующая        на

чувства и воображние читателя.

Это совершенно особенный стиль, включающий   в   себя   все   разно-образие   нашей речи.   Для   него   характерно   следующее:

широкое использование всех средств языка,    создающих    художественный    образ: сравнений,  метафор,  эпитетов  и  др.;   разнообразная яркая эмоциональная окраска

речи;    динамичность    речи,    выражаемая большим   количеством   глаголов;   большое количество    синонимов,    антонимов;    употребление слов в переносном значении; использование наряду с общелитературными словами   просторечий,   жаргонизмов,   диалектизмов,  авторских  неологизмов  и  т.  п. для большей точности описания действующего лица, события, а также места и времени,  в котором происходит действие;  использование всех  возможных видов  предложений.

Смеркалось.   За   Доном   в   зеленоватой глубине   жгуче   горела   Полярная   звезда. Окраина неба на востоке крылась багрянцем. Вставало зарево. На раскидистых рогах  осокоря  торчала  срезанная  горбушка месяца. Было так тихо, что Пантелей Прокофьевич  слышал,  как  на  Дону у проруби кто-то, наверное Аникушка, долбил лед пешней. Льдинки брызгали и бились, стеклянно вызванивая.

Едва   лишь   поужинали   и   среди   вялых разговоров   стали   собираться   спать — на базу хрипато забрехал цепной кобель, кидаясь   на   привязи,   хрипя   от   душившего ошейника.

(М. Шолохов)

На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко;  печаль моя  светла; Печаль моя полна тобою.

(А. С. Пушкин)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Таблица «Основные признаки публицистического стиля»

1. Цель

Информирование, передача общественно-значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

2. Сфера употребления

В официальной обстановке, общественно экономические, политические, культурные отношения, выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях.

3. Речевые жанры

Статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, на собрании, доклад.

4. Стилевые черты

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

5. Языковые средства

а) общественно-политическая лексика; лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры;

б) тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, перифраза, гипербола, литота, аллегория, ирония;

стилистические фигуры: антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение;

в) лексические повторы, фразеологизмы, термины в переносном значении;

г) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Прочитайте текст, определите стиль речи. Выпишите слова, определяющие стилевую принадлежность текста.

(1) В конце апреля, в ещё голом, сквозном лесу, на возвышенных прогретых местах сквозь жесткую кожистую подстилку пробивается сон-трава. (2) На нежных, опущенных стеблях, как бы ещё (не)окрепших от перворождения, поникше дремлют крупные сине-фиолетовые цветы. (3) Об эту пору растеньице ещё без единого листочка: просто стебель и на нём – цветок. (4) Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями с уже готовым бутоном, с тем, чтобы, пока вокруг ещё ни одной травинки, первой пробиться к солнцу, поскорее развернуть бутон и понежиться, подремать в ласковых вешних лучах. (5) Ничего подобного этой яркой, праздничной сини нет во всем пока ещё (не)прибранном буро-жухлом лесу, и потому так радостно изумишься, когда ещё издали, за много шагов, увидишь это диво весны.

(6) Рвать цветок нельзя. (7) Он и сам по себе трепетно-нежный, (не)прикасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опущенной головы. (8) Если же его сорвать то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда...(9) Оттого и назван так: сон-трава.

(10) Но вот все-таки рвут многочисленные посетители вешнего леса! (11) Рвут и вскоре бросают. (12) Бросают из-за этой нежной (не)прикасаемости растения, а стало быть, из-за его бесполезности и (не)нужности. (13) Бывает, в воскресный день все лесные тропки, ведущие к электричке, усыпаны завядшими и растоптанными цветами.

Е. Носов

Выполните задание:

1.     К какому стилю речи относится текст (ответ обоснуйте).

2.     Тип речи текста.

3.     Какова основная мысль текста:

А) познакомить читателя с необычным и красивым растением

Б) дать описание сон-травы

В) предостеречь от необдуманного уничтожения цветов

4. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.


Конспект урока русского языка в 11 классе

Конспект урока русского языка в 11 классе

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно

Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским

Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским

В штабе будут работать две команды: аналитики и имиджмейкеры

В штабе будут работать две команды: аналитики и имиджмейкеры

Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями с уже готовым бутоном, с тем, чтобы, пока вокруг ещё ни одной травинки, первой пробиться…

Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями с уже готовым бутоном, с тем, чтобы, пока вокруг ещё ни одной травинки, первой пробиться…

Ребята, встаньте вокруг меня. Я держу в руках клубок ниток

Ребята, встаньте вокруг меня. Я держу в руках клубок ниток

Основная стилевая черта

Основная стилевая черта

Научный стиль. Научные труды (статьи, доклады), научно-популярная литература и др

Научный стиль. Научные труды (статьи, доклады), научно-популярная литература и др

Публи- цистиче- ский стиль

Публи- цистиче- ский стиль

Постановления, протоколы, заявления и др

Постановления, протоколы, заявления и др

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы

Приложение 2. Таблица «Основные признаки публицистического стиля» 1

Приложение 2. Таблица «Основные признаки публицистического стиля» 1

Приложение 3. Прочитайте текст, определите стиль речи

Приложение 3. Прочитайте текст, определите стиль речи

Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2024