Русский язык (3 класс)
УМК «Школа России»
Тема урока: «Обращение в предложении».
Цели:
1) знакомство учащихся с понятием «обращение» и выделением обращения на письме;
2) развитие внимательности, любознательности, памяти, мотивации к учебной деятельности
3) воспитание любви к родному языку и трудовое воспитание.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование универсальных учебных действий |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организационный момент |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует работу в тетрадях. |
Приветствуют учителя, открывают тетради, записывают число, классная работа и выполняют минутку чистописания. |
Личностные УУД Регулятивные УУД |
Актуализация прежних знаний |
На доске даны слова: «принёс, класс, в, этот, Вася, букет», из которых необходимо составить предложение. Назовите признаки предложения. Выделите орфограммы, расставьте ударения, разделите слова на слоги. Устно выделите грамматическую основу и скажите, чем выражены главные члены предложения.
Следующее предложение составить из слов: «как, цветы, красивы, эти, осенние». Прочитать предложение с чувством восторга. -Если мы хотим передать какое-либо сильное чувство, что мы должны поставить в конце предложения? -Какие вы знаете предложения по интонации? -Чем восклицательные предложения отличаются от невосклицательных? |
Один ученик устно называет предложение, называет признаки предложения. Затем выписывает его на доску и выполняет работу. Остальные работают в тетради самостоятельно.
Один ученик устно выполняет задание: Вася принёс – основа предложения. Подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом. Ученик составляет предложение и читает его выразительно.
-Чтобы выразить чувство на письме, нужно в конце предл. поставить восклицательный знак. -По интонации выделяются восклицательные и невосклицательные предложения; -называют признаки воскл. и невоскл. предложений. |
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Постановка темы урока |
Задание: внимательно послушать диалог (см. приложение) и ответить на вопросы: -какие виды предложений по цели высказывания вы услышали? -к кому обращались с вопросом? -как вы это поняли? Читает следующий диалог: -какой вид предложения по цели высказывания услышали сейчас? Это была просьба или приказ? -а к кому обращался мальчик с просьбой? Как вы это поняли? Кто догадался, как называются такие слова в предложении, которые называют тех, к кому мы обращаемся. Верно, это обращения. Какие слова в прочитанных диалогах являются обращениями? Давайте проверим, правильно ли мы поняли. Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте под значком «Обратите внимание».
Что же мы будем изучать сегодня на уроке? |
Слушают диалог и отвечают на вопросы учителя:
-вопросительные и повествовательные. -к Пете. -в диалоге вопрос начинался с имени «Петя». Слушают след. диалог. -побудительное, просьба.
-мальчик обращался к маме, потому что он её назвал. Могут назвать верный вариант – обращения.
Петя и мама.
Открывают учебник, один ученик читает «Слова Петя, мама – это обращения». Сегодня будем изучать обращения в предложении. |
Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД |
Открытие нового знания |
На стр. 25 учебника прочитайте определение «обращения». -Как на письме обозначается обращение? -Кого называют слова-обращения? Перескажите определение.
Прочитайте пример из правила. -только к человеку можно обращаться? -все ли обращения пишутся с большой буквы? |
Несколько учащихся читают определение. -Обращение обозначают запятыми. -называют того, к кому обращена речь. Несколько учащихся пересказывают определение. Читают пример из правила: -нет, обращаться можно к живым и неживым объектам. -не все обращения пишутся с большой буквы, а только имена собственные |
|
Физминутка |
Гимнастика для глаз 1. «Круг». Представить себе большой круг. Несколько раз обвести его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 2. «Квадрат». Представить себе квадрат. Перевести взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, затем в левый верхний, в правый нижний. |
Выполняют гимнастику для глаз |
Коммуникативные УУД |
Первичное закрепление |
Устная работа с упр. 35 (с. 25) (см. приложение): -Прочитайте. -Назовите сказки, из которых взяты эти строки. -Прочитайте данные предложения выразительно. Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации. -Найдите обращения в каждом предложении. -Как на письме выделены обращения? Зависит ли расстановка запятых в предложении от места расположения обращения? -Спишите данные предложения.
-Какие знаки вы поставили в конце предложений? |
Анализируют упражнение и записывают в тетрадь: -называют известные им сказки -выразительно читают предложения, называют вид по цели и интонации: вопросительное, побудительное, восклицательные и т.д. -называют обращения: старче, государыня рыбка и т.д. -на письме выделены запятыми, если в начале или в конце, то запятая с одной стороны. Если в середине предложения, то запятая с двух сторон. -вопросительный знак, восклицательный знак и т.д. |
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
Итоги и рефлексия |
-Что такое обращение? -Как на письме обращение отделяется от других слов? -Приведите свои примеры. - из скольких слов может состоять обращение? -Что нового узнали сегодня на уроке? -Что было сложного в новой теме? |
-дают определение -обозначается запятыми
-приводят примеры -из одного или нескольких слов. Делятся впечатлениями об уроке. |
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
Домашнее задание |
Дома письменно выполняете упр. 36: составить небольшой диалог. |
Слушают задание, при необходимости задают вопросы. |
Коммуникативные УУД. |
Приложение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.