Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения"
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения"

Оценка 4.8
docx
29.08.2021
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения"
Конспект урока русского языка в 3 классе.docx

Урок русского языка в 3 классе

Тема. «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения»

 

Цели:

·        познакомить учащихся с предложениями по цели высказывания и по интонации;

·        отрабатывать умение ставить знаки препинания в конце предложений;

·        развивать орфографическую зоркость.

 

Ход урока:

 

1 Организационный момент, сообщение темы и целей урока

 

На доске:

Карточки с закрытыми буквами.

 

п  р  е  д  л  о  ж  е  н  и  е

 

- Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы.

(Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.)

1.     Из чего состоит текст?

2.     Что такое предложение?

3.     Что такое текст?

4.     Что такое имя существительное?

5.     Что такое имя прилагательное?

6.     Что такое глагол?

7.     Какие слова пишутся с большой буквы?

8.     Какие слова называются однокоренными?

9.     Как отличается звук от буквы?

10. Чем отличается гласный звук от согласного?

11. Как узнать, сколько в слове слогов?

- Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились. Прочитайте слово, которое получилось.

- Закончилось повторение, переходим к изучению новой темы «Предложение». Сегодня на уроке предстоит разобраться, почему в речи бывают разные предложения. Тема урока «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения».

 

2. Чистописание

 

Поиграем в игру «Доскажи словечко».

     Про дворцы хрустальные

     И про звезды дальние.

     Вы ложитесь, и на ушко

     Вам нашепчет сны … (подушка).

 

     Он круглый и красный,

     Как глаз светофора.

     Среди овощей

     Нет сочней … (помидора).

- Какой звук вы слышите в начале этих отгадок? Какой буквой на письме обозначается этот звук? (Буквой П.)

- Сегодня на уроке мы будем работать над строчной и заглавной буквами П, п.

 

 

- Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. Спишите скороговорку. Подчеркните орфограммы.

Проворонила ворона вороненка.

 

3. Работа над новой темой

 

1. Беседа.

- Сегодня в гости к нам пришли три знака. Угадайте их.

     Бурным чувствам

     Нет конца:

     Пылкий нрав

     У молодца. (Восклицательный знак.)

 

     Вечно думая

     Над смыслом,

     Изогнулся

     Коромыслом. (Вопросительный знак.)

 

     Загораживает

     Путь,

     Предлагает

     Отдохнуть. (Точка.)

- Молодцы, верно. В гости к нам пришли восклицательный знак, вопросительный знак и точка. И речь сегодня пойдет о предложении. Прочитайте текст.

На доске:

 

     Маленькая девочка Ира ждала отца из поездки. Каждое утро она спрашивала у мамы: «Папа приехал?» Однажды, увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером она сообщила подруге: «Папа приехал».

 

- Сравните предложения «Папа приехал». Что заметили? (По-разному произносим предложения)

- Почему по-разному? (Первое предложение содержит вопрос, второе выражает сильное чувство, радость, третье – спокойное сообщение.)

 

2. Работа над текстом. Упр. 75 (устно).

- Прочитайте текст. Что нового узнали из этого текста?

 

3. Работа над сведениями о языке. Стр.35.

- Прочитайте сведения о языке.

- Как различают предложения? (Различают по цели высказывания.)

- Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чем-либо сообщают (повествуют), называется повествовательным.)

- Какое предложение называют вопросительным? (Предложение, которое содержит вопрос, называется вопросительным.)

- Какое предложение называют побудительным? (Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным.)

 

4. Упражнение в распознавании вопросительных  и повествовательных предложений. – Спишите, расставив знаки препинания.

В городе был зоологический сад.

Хозяин показал мне маленького слоненка.

- Это не слоненок  Это почти взрослый слон

- Почему же он такой маленький

- Потому, что это слон-карлик

- А разве такие бывают

- Как видите

- За малый рост дали слону кличку Бэби

                                 (По В. Дурову)  

(Проверка.)

- Прочитайте. Какие предложения есть в этом тексте?

 

 

 

 

Физкультминутка

 

5. Упражнение в распознавании и правильном произношении вопросительных, повествовательных и побудительных предложений. Упр. 76 (устно).

- Прочитайте текст. Найдите в тексте побудительное предложение. Прочитайте. (Сажайте деревья и цветы!)

- Докажите, что это предложение побудительное. (Это предложение содержит призыв к действию.)

- А почему нужно сажать деревья и цветы?

- Как называются остальные предложения? Докажите. (Повествовательные. Они повествуют.)

- Составьте побудительные предложения.

- А какие цветы растут в нашем классе? Как вы о них заботитесь?

 

4. Закрепление изученного материала

 

1. Аналитический контроль над произношением вопросительных предложений. Упр. 77.

2. Работа над вопросительными предложениями. Упр. 79.

3. Распознавание предложений по цели высказывания.

- Послушайте отрывки из стихов.

     У меня зазвонил телефон.

     - Кто говорит?

     - Слон.

     - Откуда?

     - От верблюда.

     - Что вам надо?

     - Шоколада.

                                   К.Чуковский

- Назовите предложения по цели высказывания, которые встречаются в этом тексте.

     - Беда! Беда!

     Бегите скорее сюда!

     - В чем дело?

     - Спасите!

     - Кого?

     - Бегемота!

     Наш бегемот провалился

     В болото…

                                 К. Чуковский

- Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения? («Телефон» К. Чуковский.)

- Назовите предложения по цели высказывания, которые встречаются в этом тексте.

 

4. Обобщение.

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

 

5. Итог урока

 

- С какой целью употребляются предложения в речи? (Чтобы узнать о чем-то, спросить. Сообщить о чем-то. Побудить к действию.)

 

Домашнее задание

 

Упр. 78; прочитать сведения о предложении.


 

Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе

Чистописание Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Чистописание Поиграем в игру «Доскажи словечко»

На доске: Маленькая девочка

На доске: Маленькая девочка

Физкультминутка 5. Упражнение в распознавании и правильном произношении вопросительных, повествовательных и побудительных предложений

Физкультминутка 5. Упражнение в распознавании и правильном произношении вопросительных, повествовательных и побудительных предложений

Назовите предложения по цели высказывания, которые встречаются в этом тексте

Назовите предложения по цели высказывания, которые встречаются в этом тексте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2021