Конспект урока русского языка в 3 классе по теме:"Части речи. Повторение"
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме:"Части речи. Повторение"

Оценка 4.9
docx
11.05.2023
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме:"Части речи. Повторение"
151.docx

Учитель

Русский язык

Тема   Части речи (повторение) 131-132

Цели: совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки;

Задачи: закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки; развивать воображение, творческие способности, умение делать логические заключения.

Регулятивные УУД: совместно с учителем определят тему и задачи урока; будут учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других обучающихся; сотрудничать в ходе совместной работы; грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.

Личностные: проявят учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Тип урока: урок построения системы знаний.

Формы работы обучающихся: фронтальная,  индивидуальная, парная.

Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.

Фомы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование:  ТПО, веселые физминутки.

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

1.  Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

—  Прочитайте пословицу. Грамоте учиться — всегда пригодится.

—  Как вы понимаете написанное? (Грамота нужна, чтобы учиться дальше.)

—  Как вы понимаете лексическое значение слова грамота! Значение этого слова можно найти в словаре В.И. Даля. Грамота - от греч. чтение и письмо — это умение читать и пи­сать.

—  Для чего нужно быть грамотным человеком?

В народе издавна говорят: «Грамота - второй язык». Простые люди в царской России мечтали об умении писать и читать, тя­нулись к знаниям, прекрасно понимали, что «без грамоты, как без свечки в потёмках» и что «ученье — свет, а неученье — тьма».

 

Организация рабочего места.

Личностные УУД: положительное отношение.

2.    Актуализация и пробное учебное действие.

Когда о ком-то говорят «грамотный человек», то всем понят­но, что речь идёт о человеке, умеющем читать и писать. Но что значит «грамотный специалист»? Это человек, обладающий необ­ходимыми знаниями, сведениями в определённой области.

—  Что значит «грамотное сочинение»? (Не содержащее грам­матических и стилистических ошибок.)

—  А как вы понимаете слова «грамотный ученик»? (Этот уче­ник умеет правильно писать и говорить.)

—  Что значит «грамматически правильно писать и говорить»? Словарь даёт такое толкование:

Грамматика (запись) — наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.

—  Что изучает морфология? (Части речи.)

—  Что изучает синтаксис? (Способы соединения слов в словосо­четаниях и предложениях.)

—  Я назову слова, а вы найдите лишние: прилагательное, приставка, существительное, суффикс, глагол (Приставка и суффикс — это части слова.)

 

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

 

 

 

Познавательные УУД: воспроизведение информации

Регулятивные УУД: принимать и сохранять задачу.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Какова тема сегодняшнего урока?

Определение и обоснование темы урока, формулирование цели и задач.

Личностные УУД: интерес к учебному материалу.

Познавательные УУД: построение ответов.

Коммуникативные УУД: допускать разные точки зрения.

4.   Реализация построенного проекта

—  Прочитайте стихотворение. Спишите последнюю строчку. Укажите знакомые части речи.

Существительное — школа.

Просыпается — глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

—  Как вы отличаете части речи друг от друга? (По вопросам, по значению слов.)

В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объеди­няющие их в группы. Это части речи. Части речи стоят на трёх китах — трёх грамматических признаках.

Давайте выясним, что же это за три кита. Первый признак — общее значение слова.

Существительное обозначает предмет, явление природы, со­бытие, прилагательное — признак предмета, глагол — действие.

—  В доказательство того, что вы поняли этот признак, приве­дите свои примеры.

Чтобы узнать второй признак, нужно выполнить задание.

—  Спишите отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазерка­лье» и укажите, какими частями речи являются «зеркаль­ные» слова.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики, в мове.

—  Назовите слова и части речи. Как вы догадались? {Эти слова похожи на наши обычные.)

—  Чем же они напоминают наши слова? Докажите. (Напри­мер, слово хрюкотали — глагол прошедшего времени, а слово мюмзики — существительное множественного числа.)

Итак, второй признак — морфологический.

—  Осталось выяснить третий признак. Прочитайте слова. Бабочка, из, весной, убежища, вылетела.

—  Посмотрите, эти слова напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Какой частью речи является каждое слово? (Существительное, глагол, предлог, прилагательное.)

—  А теперь давайте поставим их в определённую форму и бу­дем последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок по­лучаются бусы, а из слов - предложения. Запишите пред­ложение из этих слов.

(Учитель записывает предложение на доске.) Весной вылетела из убежища бабочка.

—  Вы собрали слова, связали их не только по смыслу и инто­национно, но и грамматически. Разберите это предложение по членам.

Итак, мы определили, какова синтаксическая роль каждого слова в предложении. Это и есть третий кит.

В мае есть праздник. Его называют «праздником со слезами на глазах». В этот знаменательный день в столице нашей Родины Москве на Красной площади проходит военный парад. Школь­ники встречаются с ветеранами.

—  Составьте предложение об этом дне.

(Каждый ученик получает карточку с предложением «И днём и ночью горит огонь у Кремлёвской стены». Учащиеся объеди­няются в группы.)

—  Сделайте морфологический разбор существительных.

—  Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга.

—  Сделайте морфологический разбор прилагательного.

—  Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга.

—  Сделайте морфологический разбор глагола.

—  Поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга правиль­ность выполнения всех заданий.

—  Сравните все разборы в группе, поставьте оценки каждому.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других обучающихся; сотрудничать в ходе совместной работы; грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.

Динамическая пауза.

 

Выполнение движений, показанных учеником

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.

5. Самостоятельная работа

Работа по учебнику

Упр. 237 (с. 131).

—  Рассмотрите таблицу.

—  Сегодня мы уже вспомнили, что все слова русского языка распределяются по частям речи. На какие две группы де­лятся части речи? (Самостоятельные и служебные.)

—  Подумайте, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.

—  Для чего служат самостоятельные части речи? А служебные?

—  Приведите примеры.

Упр. 238 (с. 131).

(Работа по заданиям упражнения.)

 

 

 

 

самостоятельно

Познавательные УУД: построение ответов.

Коммуникативные УУД: приходить к общему решению.

6. Включение в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

Познавательные УУД: построение ответов.

Коммуникативные УУД: приходить к общему решению.

7. Рефлексия учебной деятельности

—  Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Смелость, бег, мечтать, урок.

2) Смелый, морская, книжный, дом.

3) Сторона, бежит, идёшь, смотрел.

4) Я, на, он, мы.

—  Оцените свою работу на уроке.

 Подведение итогов урока

—  Кто сегодня на уроке был самым активным?

Самооценка и коррекция.

 

Личностные УУД: понимание причин успеха.

Регулятивные УУД: проговаривать вслух последовательность действий.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Упр. 239 (с. 132).

 

Запись в дневник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Учитель Русский язык Тема

Учитель Русский язык Тема

Организация рабочего места. Личностные

Организация рабочего места. Личностные

В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются

В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются

В мае есть праздник. Его называют «праздником со слезами на глазах»

В мае есть праздник. Его называют «праздником со слезами на глазах»

Рефлексия учебной деятельности —

Рефлексия учебной деятельности —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023