Учитель
Русский язык
Тема Части речи (повторение) 131-132
Цели: совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки;
Задачи: закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки; развивать воображение, творческие способности, умение делать логические заключения.
Регулятивные УУД: совместно с учителем определят тему и задачи урока; будут учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД: будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других обучающихся; сотрудничать в ходе совместной работы; грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.
Личностные: проявят учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
Тип урока: урок построения системы знаний.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.
Фомы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
Оборудование: ТПО, веселые физминутки.
Ход урока
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность обучающихся |
ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
1. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение). |
— Прочитайте пословицу. Грамоте учиться — всегда пригодится. — Как вы понимаете написанное? (Грамота нужна, чтобы учиться дальше.) — Как вы понимаете лексическое значение слова грамота! Значение этого слова можно найти в словаре В.И. Даля. Грамота - от греч. чтение и письмо — это умение читать и писать. — Для чего нужно быть грамотным человеком? В народе издавна говорят: «Грамота - второй язык». Простые люди в царской России мечтали об умении писать и читать, тянулись к знаниям, прекрасно понимали, что «без грамоты, как без свечки в потёмках» и что «ученье — свет, а неученье — тьма».
|
Организация рабочего места. |
Личностные УУД: положительное отношение. |
2. Актуализация и пробное учебное действие. |
Когда о ком-то говорят «грамотный человек», то всем понятно, что речь идёт о человеке, умеющем читать и писать. Но что значит «грамотный специалист»? Это человек, обладающий необходимыми знаниями, сведениями в определённой области. — Что значит «грамотное сочинение»? (Не содержащее грамматических и стилистических ошибок.) — А как вы понимаете слова «грамотный ученик»? (Этот ученик умеет правильно писать и говорить.) — Что значит «грамматически правильно писать и говорить»? Словарь даёт такое толкование: Грамматика (запись) — наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис. — Что изучает морфология? (Части речи.) — Что изучает синтаксис? (Способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях.) — Я назову слова, а вы найдите лишние: прилагательное, приставка, существительное, суффикс, глагол (Приставка и суффикс — это части слова.)
|
Фронтальная работа Индивидуальная работа
|
Познавательные УУД: воспроизведение информации Регулятивные УУД: принимать и сохранять задачу. |
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. |
Какова тема сегодняшнего урока? |
Определение и обоснование темы урока, формулирование цели и задач. |
Личностные УУД: интерес к учебному материалу. Познавательные УУД: построение ответов. Коммуникативные УУД: допускать разные точки зрения. |
4. Реализация построенного проекта |
— Прочитайте стихотворение. Спишите последнюю строчку. Укажите знакомые части речи. Существительное — школа. Просыпается — глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл. — Как вы отличаете части речи друг от друга? (По вопросам, по значению слов.) В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы. Это части речи. Части речи стоят на трёх китах — трёх грамматических признаках. Давайте выясним, что же это за три кита. Первый признак — общее значение слова. Существительное обозначает предмет, явление природы, событие, прилагательное — признак предмета, глагол — действие. — В доказательство того, что вы поняли этот признак, приведите свои примеры. Чтобы узнать второй признак, нужно выполнить задание. — Спишите отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и укажите, какими частями речи являются «зеркальные» слова. Варкалось, хливкие шарьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики, в мове. — Назовите слова и части речи. Как вы догадались? {Эти слова похожи на наши обычные.) — Чем же они напоминают наши слова? Докажите. (Например, слово хрюкотали — глагол прошедшего времени, а слово мюмзики — существительное множественного числа.) Итак, второй признак — морфологический. — Осталось выяснить третий признак. Прочитайте слова. Бабочка, из, весной, убежища, вылетела. — Посмотрите, эти слова напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Какой частью речи является каждое слово? (Существительное, глагол, предлог, прилагательное.) — А теперь давайте поставим их в определённую форму и будем последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов - предложения. Запишите предложение из этих слов. (Учитель записывает предложение на доске.) Весной вылетела из убежища бабочка. — Вы собрали слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Разберите это предложение по членам. Итак, мы определили, какова синтаксическая роль каждого слова в предложении. Это и есть третий кит. В мае есть праздник. Его называют «праздником со слезами на глазах». В этот знаменательный день в столице нашей Родины Москве на Красной площади проходит военный парад. Школьники встречаются с ветеранами. — Составьте предложение об этом дне. (Каждый ученик получает карточку с предложением «И днём и ночью горит огонь у Кремлёвской стены». Учащиеся объединяются в группы.) — Сделайте морфологический разбор существительных. — Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга. — Сделайте морфологический разбор прилагательного. — Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга. — Сделайте морфологический разбор глагола. — Поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга правильность выполнения всех заданий. — Сравните все разборы в группе, поставьте оценки каждому. |
|
Коммуникативные УУД: учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других обучающихся; сотрудничать в ходе совместной работы; грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока. |
Динамическая пауза. |
|
Выполнение движений, показанных учеником |
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни. |
5. Самостоятельная работа |
Работа по учебнику Упр. 237 (с. 131). — Рассмотрите таблицу. — Сегодня мы уже вспомнили, что все слова русского языка распределяются по частям речи. На какие две группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные.) — Подумайте, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных. — Для чего служат самостоятельные части речи? А служебные? — Приведите примеры. Упр. 238 (с. 131). (Работа по заданиям упражнения.) |
самостоятельно |
Познавательные УУД: построение ответов. Коммуникативные УУД: приходить к общему решению. |
6. Включение в систему знаний и повторение. |
|
Познавательные УУД: построение ответов. Коммуникативные УУД: приходить к общему решению. |
|
7. Рефлексия учебной деятельности |
— Найдите лишнее слово в каждой строке. 1) Смелость, бег, мечтать, урок. 2) Смелый, морская, книжный, дом. 3) Сторона, бежит, идёшь, смотрел. 4) Я, на, он, мы. — Оцените свою работу на уроке. Подведение итогов урока — Кто сегодня на уроке был самым активным? |
Самооценка и коррекция.
|
Личностные УУД: понимание причин успеха. Регулятивные УУД: проговаривать вслух последовательность действий. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Упр. 239 (с. 132).
|
Запись в дневник |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.