Конспект урока русского языка в 4 классе "Изменение имён прилагательных по падежам"

  • doc
  • 07.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ТЕМА: ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ ЦЕЛИ : - формируем представление детей об изменении имен прилагательных по падежам; - формируем умение называть грамматические признаки имен прилагательных; - формируем умение совместно составлять алгоритм определения падеж имен прилагательных; - формируем умение участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группе; - формируем умение работать в группе ,распределять роли ,слушать и слышать других. Этапы урока Ход урока Характеристика деятельности учащихся Чистописание (3 мин) 1.Актуализация знаний. ( 5 мин.) 2.Постановка учебной проблемы. (5мин.) 3.Формулирование темы и целей урока.(3 мин.) 4.Открытие новых знаний. (10 мин.) 5.Первичное закрепление.(3 мин.) 6.Самостоятельная работа.(5 мин.) 7.Рефлексия.(6 мин.) 8.Домашнее задание.(2 мин.) 9.Итог. (3 мин.) К к - Дайте характеристику звукам данной буквы. - Вспомните правила написания этой буквы. - Запишите букву к себе в тетради. - ко ка кл ку - объясните правила написания соединений, запишите их. - У кого получилось правильно и красиво, поставьте на полях плюс. - А теперь давайте прочитаем строчки из всем нам известного стихотворения: ВОТ К.НВЕРТ Б.ЛЬШОЙ И Ж.ЛТЫЙ. КАК ЖЕ НАС, К.НВЕРТ, НАШ.Л ТЫ? Г.Сапгир. - Кто вспомнил как называется это стихотворение? («Четыре конверта») - Какие смыслы можно вычитать из этих предложений? ( Конверт большой -много информации; желтый -может старый, может -его раскрасили; во втором предложении вопрос – значит на нем вероятно нет адреса и т.д.) - Спишите, вставляя пропущенные буквы (проверка, у кого правильно – плюс на полях) - Скажите, с какой большой темой мы с вами начали знакомиться? ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. - Вспомните все , что вы уже знаете об имени прилагательном. (рассказы детей) - Подчеркните в нашем стихотворении имена прилагательные и обозначьте род и число. Докажите. Выделите окончания имен прилагательных. Проверка. ( у кого правильно – плюс на полях). Какие еще окончания могут быть у имен прилагательных? (Окончания вывешиваются на доску и не убираются до конца урока). -У вас на столах тоже лежат конверты. Пожалуйста, откройте их и прочитайте письмо от вашего сверстника из Америки: «… Недавно я прочитал интересный сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». В ней он рассказывает о злая ,жадная старуха, добрый, но слабохарактерный старике и умный благодарный рыбке. Теперь я понял, откуда выражение «остаться у разбитый корыта». - Что вызвало улыбку? ( Неправильно употреблены имена прилагательные). - Почему эти прилагательные употреблены именно так? (Не знает, что имена прилагательные могут изменяться) - Поработайте в парах: исправьте ошибки и прочитайте , что у вас получилось. - Что вам пришлось сделать, чтобы текст получился правильным? (Изменили имена прилагательные) - А как вы их изменяли? По родам? По числам? (Вероятно по падежам) Какова же тема сегодняшнего урока? ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ. - Какие вопросы можно задать уроку? - Что предстоит выяснить? А сейчас я предлагаю вам провести небольшое исследование: Развернитесь в группы и попробуйте данные словосочетания изменить по падежам. Выделите окончания прилагательных. - лесной ручей - лесные ручьи - Какой вывод можно сделать? (Имена прилагательные , также как и существительные изменяются по падежам.) - Откройте учебники на стр.41. Дополните правило пропущенными словами (работа в парах). - Сравните свой вывод с выводом ,данным в учебнике на стр.140. - Что вы можете сказать? (Наш вывод совпадает с выводом учебника). - Упр.211 (самостоятельно по рядам) (Проверка . У кого правильно – на полях плюс.) - Посмотрите внимательно на свои записи, поработайте В парах и попробуйте ответить на вопрос: - Как определить падеж имени прилагательного? ( Совместное выведение алгоритма) - Читаем словосочетание; - Смотрим на имя существительное; - Определяем падеж имени существительного; - В каком падеже имя существительное в таком же и имя прилагательное, связанное с ним. -Какой же вывод мы сделали на сегодняшнем уроке? ( Имена прилагательные ,так же как имена существительные изменяются по падежам. Имя прилагательное стоит в том же падеже, что имя существительное, связанное с ним.) - Упр.212 (первое четверостишье – кол –но). Остальное – самостоятельно. (Проверка – у кого правильно плюс на полях). - Итак, какие же выводы мы сделали на сегодняшнем уроке? - А сейчас посмотрим, на каком ряду сидят самые внимательные ученики. Игра «Эстафета» (вставьте нужное окончание и определите падеж имени прилагательного) 1.Зимн . леса. 2.Опавш . листья. 3.Говорлив . речку. 4.Сонн . лес. 5.Пушист . белке. 6.Бело . зайца. 7.О лыжн . прогулке. 8.Серебрист . снегом. 9.Легк . морозец. 10.Бесконечн . лыжней. (Выигрывает тот ряд, который выполнил работу быстро и без ошибок) - Какой общей темой объединены все эти словосочетания? - Дома вы будете составлять небольшой текст на тему «Зима» , используя эти словосочетания. - Кто из вас помнит, какие вопросы мы задали сегодня уроку? - На какие вопросы предстояло ответить? -Какие выводы мы сегодня сделали? - Мы ответили на наши вопросы? - А теперь внимательно посмотрите на свою работу. У кого в процессе всей нашей сегодняшней работы появлялись только плюсы? - Какой вывод можно сделать? (работали хорошо, все получалось) - А у кого не всегда были плюсы? Где были допущены ошибки? - Какой вывод вы можете сделать? (Необходимо работать над этой темой). - На следующем уроке мы продолжим эту работу. -СПАСИБО ЗА УРОК! Характеризовать звуки русского языка. Находить в словах изученные орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Вычитывать подтекстовую информацию. Определять степень успешности выполненной работы. Систематизировать изученный материал. Обнаруживать орфограмму – букву в безударных окончаниях имен прилагательных. Участвовать в совместной работе по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Формулировать тему урока и планировать свою деятельность. Проводить в группах исследовательскую работу и представлять результаты исследований. Соотносить свой вывод с выводом учебника. Совместно составлять алгоритм определения падежа имени прилагательного. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Называть и систематизировать грамматические признаки имен прилагательных. Осознавать причины своего успеха или неуспеха.
Иконка файла материала УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.doc

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  4  КЛАССЕ

ТЕМА: ИЗМЕНЕНИЕ  ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ  ПО  ПАДЕЖАМ

ЦЕЛИ  : - формируем представление детей об изменении имен прилагательных по падежам;

- формируем умение называть грамматические признаки имен прилагательных;

- формируем умение совместно составлять алгоритм определения падеж имен прилагательных;

- формируем умение участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группе;

- формируем умение работать в группе ,распределять роли ,слушать и слышать других.

Этапы урока

            Ход урока

Характеристика деятельности учащихся

 

Чистописание

(3 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Актуализация знаний. ( 5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Постановка учебной проблемы. (5мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Формулирование темы и целей урока.(3 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

4.Открытие новых знаний. (10 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Первичное закрепление.(3 мин.)

6.Самостоятельная работа.(5 мин.)

 

 

 

7.Рефлексия.(6 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Домашнее задание.(2 мин.)

 

9.Итог. (3 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

К к

- Дайте характеристику звукам данной буквы.

- Вспомните правила написания этой буквы.

- Запишите букву к себе в тетради.

- ко  ка  кл  ку

- объясните правила написания соединений, запишите  их.

- У кого получилось правильно и красиво, поставьте на полях плюс.

- А теперь давайте прочитаем строчки из всем нам известного стихотворения:

ВОТ К.НВЕРТ Б.ЛЬШОЙ  И Ж.ЛТЫЙ.

КАК ЖЕ НАС, К.НВЕРТ, НАШ.Л ТЫ?

                                                        Г.Сапгир.

- Кто вспомнил как называется это стихотворение?

(«Четыре  конверта»)

- Какие смыслы можно вычитать из этих предложений?

( Конверт большой -много информации; желтый -может старый, может -его раскрасили; во втором предложении вопрос – значит на нем вероятно нет адреса и т.д.)

- Спишите, вставляя пропущенные буквы

(проверка, у кого правильно – плюс на полях)

- Скажите, с какой большой темой мы с вами начали  знакомиться?

ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

- Вспомните все , что вы уже знаете об имени прилагательном.

(рассказы детей)

 - Подчеркните в нашем стихотворении имена прилагательные и обозначьте род и число. Докажите.

Выделите окончания имен прилагательных. Проверка.

( у кого правильно – плюс на полях).

Какие еще окончания могут быть у имен прилагательных? (Окончания вывешиваются на доску и не убираются до конца урока).

 

-У вас на столах тоже лежат конверты.

Пожалуйста, откройте их и прочитайте письмо от вашего сверстника из Америки:

«… Недавно я прочитал интересный сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». В ней он рассказывает  о злая ,жадная старуха, добрый, но слабохарактерный старике и умный благодарный рыбке. Теперь я понял, откуда выражение  «остаться у разбитый корыта».

  - Что вызвало улыбку?

( Неправильно употреблены имена прилагательные).

- Почему эти прилагательные употреблены именно так?

(Не знает, что имена прилагательные могут изменяться)

- Поработайте в парах: исправьте ошибки и прочитайте , что у вас получилось.

- Что вам пришлось сделать, чтобы текст получился правильным?

(Изменили имена прилагательные)

- А как вы их изменяли? По родам? По числам?

(Вероятно по падежам)

Какова же тема сегодняшнего урока?

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ.

- Какие вопросы можно задать уроку?

- Что предстоит  выяснить?

 

А сейчас я предлагаю  вам провести небольшое исследование:

Развернитесь в группы и попробуйте  данные словосочетания изменить по падежам. Выделите окончания прилагательных.

- лесной ручей

- лесные ручьи

- Какой вывод можно сделать?

(Имена прилагательные , также как и существительные изменяются по падежам.)

- Откройте учебники на стр.41.

Дополните правило пропущенными словами (работа в парах).

- Сравните свой вывод с выводом ,данным в учебнике на стр.140. 

- Что вы можете сказать?

(Наш вывод  совпадает  с выводом учебника).

- Упр.211 (самостоятельно по рядам)

(Проверка . У кого правильно – на полях плюс.)

- Посмотрите внимательно на свои записи, поработайте

В парах и попробуйте ответить на вопрос:

- Как определить падеж имени прилагательного?

( Совместное выведение алгоритма)

- Читаем словосочетание;

- Смотрим на имя существительное;

- Определяем падеж имени существительного;

- В каком падеже имя существительное в таком же и имя прилагательное, связанное с ним.

 

-Какой же вывод мы сделали на сегодняшнем уроке?

( Имена прилагательные ,так же как имена существительные изменяются по падежам. Имя прилагательное стоит в том же падеже, что имя существительное, связанное с ним.)

- Упр.212 (первое четверостишье – кол –но).

Остальное – самостоятельно.

(Проверка – у кого правильно плюс на полях).

 

- Итак, какие же  выводы мы сделали на сегодняшнем уроке?

- А сейчас посмотрим, на каком ряду сидят самые внимательные ученики.

Игра «Эстафета»

(вставьте нужное окончание и определите падеж имени прилагательного)

1.Зимн .    леса.

2.Опавш .   листья.

3.Говорлив .   речку.

4.Сонн .  лес.

5.Пушист .  белке.

6.Бело .   зайца.

7.О лыжн .  прогулке.

8.Серебрист .   снегом.

9.Легк .   морозец.

10.Бесконечн .   лыжней.

(Выигрывает тот ряд, который выполнил работу быстро и без ошибок)

  - Какой общей темой объединены все эти словосочетания?

- Дома вы будете составлять небольшой текст на тему «Зима» , используя эти словосочетания.

 

- Кто из вас помнит, какие вопросы мы задали сегодня уроку?

- На какие вопросы предстояло ответить?

 

-Какие выводы мы сегодня сделали?

- Мы ответили на наши вопросы?

 

 

- А теперь внимательно посмотрите на свою работу. У кого в процессе всей нашей  сегодняшней работы появлялись только плюсы?

- Какой вывод можно сделать? (работали  хорошо, все получалось)

- А у кого не всегда были плюсы? Где были допущены ошибки?

 

- Какой вывод вы можете сделать? (Необходимо работать над  этой темой).

- На следующем уроке мы продолжим эту работу.

 

-СПАСИБО  ЗА  УРОК!

 

 

     

Характеризовать звуки русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Находить в словах изученные орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Вычитывать подтекстовую информацию.

 

 

Определять степень успешности выполненной работы.

 

Систематизировать изученный материал.

 

 

 

 

 

 

 

Обнаруживать орфограмму – букву в безударных окончаниях имен прилагательных.

 

 

 

 

 

Участвовать в совместной работе по открытию нового знания, включать в учебный диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулировать тему урока и планировать свою деятельность.

 

 

 

 

Проводить в группах исследовательскую работу и представлять результаты исследований.

 

 

 

Соотносить свой вывод с выводом учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместно составлять алгоритм определения падежа имени прилагательного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Называть и систематизировать грамматические признаки имен прилагательных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознавать причины своего успеха или неуспеха.