Тема: Неопределённая форма глагола ( 4 класс)
Цель: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола; развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним, стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
Планируемый результат ( формирование ууд)
Предметные:
- познакомиться с неопределенной формой глагола, её грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на –чь, -ть, -ти;
- выделять и формулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации; анализировать объекты с целью выделения их признаков; подведение под понятие;
- употреблять глаголы в неопределённой форме в различных речевых ситуациях, умение образовать н.ф. глагола
Коммуникативные:
- уметь формулировать высказывание (полно выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу);
- уметь работать в группе (допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, контролировать действия партнёра);
- использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль,
- различать способ и результат действия,
- оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассника,
Личностные :
-сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу;
- развивать способность к самооценке.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный, игровой
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, карточки, рабочие листы, учебник В.П. Канакиной « Русский язык», 4 класс, часть 2 ( УМК «Школа России»).
14.03.2024г. – урок русского языка;
Тема урока: Неопределённая форма глагола
МАОУ «Вадская СОШ», 4 «Г» класс
Учитель: Сергиенко Антонина Александровна
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Орг. момент. Настрой на урок. Оформление тетради. Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне |
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Необычный день у нас, и гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? - Видеть вас мы очень рады! ( дети) Прозвенел звонок – начинается урок. Обещаем не лениться- -Добросовестно учиться! ( дети) -Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке! |
Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог. Хором дополняют реплику учителя.
|
2. |
Минута чистописания. Индивидуальная работа с учащимися Цель: Повторить знания о согласных и гласных звуках
|
- Сегодня к уроку я приготовила много заданий, мы постараемся выполнить их, чтобы повторить изученное и открыть новое знание. Надеюсь, что на уроке вам будет интересно, и вы будете активно работать. Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать Готовы к испытанию? - Загадка: Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет и поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам …. (глагол). - А почему загадка именно о глаголе? -Продолжим изучать эту тему вместе! Итак, первое задание. Начало каждого урока открывается минутой чистописания
Это буквосочетание должно быть закрытым слогом и состоять из первой буквы алфавита и буквы, которая обозначает звонкий непарный твёрдый парный звук. Ам Ал Ан Ар ам ал ан ар
- Какую задачу поставим перед собой при письме данного буквосочетания? - Оцените работу на этом этапе друг у друга по шкале оценивания знаний и умений ( !- « отлично», . – «хорошо», ? –« надо стараться!») - Кто похвалил себя? -Молодцы, с первым заданием справились замечательно! |
Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог.
- 2 урока назад начали изучать тему « Глагол»
Записано на доске. Оформляют тетради.
Т. – записать число, кл.работа чистописание Выполняют задания по классификации звуков.
Прописывают по 2 последовательности
Осуществляют самопроверку, оценивают н полях . |
3. |
Актуализация знаний Групповая и фронтальная работа с учащимися по определению грамматических признаков глагола
Цель: Повторить изученные знания о глаголе |
- Второе задание я предлагаю вам выполнить в группе. Составить кластер о глаголе ( опорные слова на лепестках ромашки – допишите недостающее) - Как вы думаете, зачем нужно это задание? Глагол является…. Обозначает…. Отвечает…. Изменяется в настоящем и будущем времени…. В прошедшем….. В предложении является главным членом….. -Молодцы! Но вот беда кластер на доске рассыпался и всё перемешалось. Как быть? Давайте вместе расставим всё на свои места, уберем лишнее.
Чья маска, кому или чему она принадлежит? |
Дети обобщают имеющиеся знания о глаголе: называют грамматические признаки глагола.
Составляем кластер на доске (постоянные и изменяемые морфологические признаки глагола)
Нет лица, под маской можно спрятаться. |
4. |
Самоопределение к деятельности Цель: Определить задачи урока. Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. |
- Следующее задание игра «Что общего?» На доске слова (глаголы в н.ф.) с пропущенными безударными гласными: Д_рдать, ст_ять, проб_жать, др_жать, п_сать, к_пать, к_пать.
Определите, что объединяет эти слова? - К какой части речи относятся? Как называются такие глаголы?
Кто уже догадался, о чём мы будем говорить на уроке? А может даже кому принадлежит маска?
-Знаю….. -Хочу узнать…
- Откроем страницу 72 учебника и прочитаем тему урока. |
Ученики выделяют общий признак: пропущены безударные гласные, это глаголы в н.ф., заканчиваются на -ть.
Ответы детей: Неопределённая форма глагола - это начальная форма глагола. Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать? Формулируют задачи: Узнать особенности неопределённой формы глагола. Выяснить, почему неопределённая форма глагола так называется. Учиться распознавать глаголы неопределённой формы. Научиться правильно писать данные глаголы.
|
5. |
Работа над темой урока. Определение грамматических признаков глаголов неопределённой формы.. Цель: Определить наличие или отсутствие грамматических признаков неопределённой формы глагола
|
Задание №3 – в рабочей карточке Давайте определим морфологические признаки глаголов в этих словосочетаниях.
-Вспомните алгоритм определения времени глагола
-Как определим число глагола и лицо - Что обозначают глаголы единственного числа? Что обозначают глаголы множественного числа? ( дети определяют число глаголов)
- Попробуйте определить время, число , лицо у глаголов, используя алгоритм сделайте вывод. - Все ли получилось? Где возникло затруднение? Почему оно возникло?
Предлагаю сделать открытие сообща, работая в группе. Давайте вспомним правила работы в группе.
- В группе – организатор по вашему согласию Важно выслушать мнение каждого. Для этого организатор спрашивает: «Выскажи свою точку зрения. Ты выскажи свою, ты – свою … Спросить нужно каждого.».
|
Дети работают над заданием упражнения. Работа в рабочем листе.
-Чтобы определить время, нужно поставить вопрос
-Чтобы определить число глагола, нужно поставить вопрос глаголов единственного и множественного числа. -Глаголы единственного числа обозначают действие одного предмета, множественного числа-действие двух или нескольких предметов
- Чтобы определить лицо глагола, нужно подставить местоимения 1,2, 3 лица
Правила работы в группе (памятка на доске): -Помогать друг другу -Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом -Говорить тихим голосом -Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию; -Отвечать за успехи каждого -Уметь слушать других. - Если научился сам, научи другого! -Вместе учиться не только легче, но и интереснее. |
|
Карточки для групп |
Задание для первой группы: определить время. Алгоритм работы напечатан на карточке. -Чтобы определить время, нужно…. -Соедините время глагола с вопросами… -Смогли выполнить задание? Сделайте вывод. |
Группа в ходе обсуждения приходят к определённому выводу, доказывают его. Вывод первой группы: время определить нельзя. |
Задание для второй группы: определить число. -Что обозначает глагол в единственном числе ? -Что обозначает глагол во множественном числе? -Чтобы определить число глагола, нужно… -укажите рядом со словосочетанием число глагола. Сделайте вывод. |
Группы в ходе обсуждения приходят к определённому выводу, доказывают его. Вывод второй группы: число определить нельзя.
|
||
Задание для третьей группы: определить лицо. -Как определить лицо глагола? -Соедините лицо с местоимениями. -Определите лицо глаголов в словосочетаниях. Сделайте вывод. |
Группы в ходе обсуждения приходят к определённому выводу, доказывают его. Вывод третьей группы: лицо глагола определить нельзя.
|
||
|
- В ходе работы в группах вы думали, наблюдали, размышляли, теперь нужно сделать вывод о глаголах начальной - неопределённой формы.
- Кто попробует предположить - почему она так называется?
Итак, что же такое неопределённая форма глагола? Как её определить? |
Дети делают вывод: глаголы неопределённой формы не изменяются по временам, числам, лицам. Неопределённая форма-это неизменяемая форма глагола. Маска принадлежит- неопределённой форме глагола. - У глаголов неопределённой формы нельзя определить время, число, лицо. -Затруднение: -При определении морфологических признаков глагола -Не знаем, как определять грамматические признаки у глаголов неопределённой формы) - Найдём способ сами.
Отвечают на вопросы что делать? Что сделать? |
|
6. |
Физ.минута Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся.
|
- Я прочитаю стихотворение, если услышите глагол неопределённой формы, хлопните 1 раз.
Глазками могу моргать, Нейрогимнастика (несколько упражнений) |
Выполняют задание, упражнения |
7. |
Работа над темой ( продолжение). Знакомство с суффиксами неопределённой формы Цель: научиться выделять данные морфемы. |
Проверим свои предположения по учебнику с.72 Читаем правило, знакомимся
Предлагаю следующее задание: Упр.149 (см.задание) -Прочитать пословицы, объяснить смысл любой на выбор.
-Из упражнения 149 выписать глаголы неопределённой формы (на доске и в тетради) -Докажите, что вы сделали верный выбор. Прожить, перейти, увидеть, услышать, найти, сохранить Посмотрите на глаголы, что между ними общего?
- Послушайте ещё одну пословицу: « Кому-то блины печь, кому-то Родину беречь». - Какую учебную задачу мы можем решить?
- Прочитайте выписанные глаголы. На какие группы можно их разделить? - Что общего в первой группе? ( оканчиваются на –ть) -Во второй? ( на –ти) - суффиксы - В третьей? ( -на –чь) – что это?
Правило У.с. 73 Ознакомьтесь с правилом, зачитайте ту информацию, которую вы знали или узнали на уроке. -Прочитайте ту информацию, которая для вас была неизвестной.
Работа над второй строкой правила «Это неизменяемая форма глагола».
Выделим в словах суффиксы и корень - Приведите примеры неизменяемых форм слов. Назовите особенности неизменяемой формы слова.
Делаем вывод: неопределённая форма глагола – это … (табличка вывешивается на доску)
Предлагаю вам самим составить глаголы в н.ф. Работаем с рабочим листом. Подчеркните все глаголы и образуйте от них начальную форму и выдели суффиксы. Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят. Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!» *Выполните разбор любого глагола из этого стихотворения (используйте памятку на с. 147) |
Жизнь прожить- не поле перейти. (Жизнь сложна, и прожить её не просто. Говорится о разнообразии событий, о трудностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни). Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Увиденное принимается лучше, чем услышанное) Легко друзей найти, да трудно сохранить. ( Чтобы сохранить друга, нужно уметь строить отношения, уметь прощать, работать над своими недостатками)
-Доказываю: ставлю вопрос: что делать? или что сделать?- глагол…… является неопределённой формой.
Заканчивются на – ТЬ и ТИ
- Найти глаголы неопределённой формы.
Учащиеся выписывают глаголы н.ф., делят на 3 группы - глаголы, оканчивающиеся на –ть, на –ти, -на чь.
Знакомятся с формообразующими суффиксами –ть, -ти и частью корня ( -чь)
Первая и вторая группа глаголов имеют суффиксы –ть, -ти, они не входят в состав основы, -чь является частью корня, входит в состав основы.
У неизменяемых форм слова нет окончания
Дети приводят примеры несклоняемых существительных и наречий, делают вывод о том, что неизменяемая форма не имеет окончания.
Белеет – белеть Шумят- шуметь Бегут – бежать, бегать Будят –будить Блещут – блестать Гласят-гласить Идёт –идти Выслала – выслать
Выполнение – 2 минуты + проверка
Выполнение, фронтальная проверка |
8. |
Физ. минута для глаз Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся.
|
Зажмурить глаза, широко открыть, посмотреть глазками в сторону двери, в сторону окна, вверх, вниз, поморгать 5 раз. - Кто запомнил, какие глаголы неопределённой формы прозвучали? |
Дети выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз.
|
9. |
Рефлексия учебной деятельности. « Проверь себя» Цель: - Оценить результаты собственной деятельности;
- Осознание метода построения границ применения нового знания. |
-Предлагаю проверить себя и немного поиграть. Игра «Путаница». Я читаю слова по порядку, а вы в своём листе ставите +, если это н.ф. глагола. И -, если это что-то иное
1.Скорость, 2.молчать, 3.молодость, 4. гость, 5. радовать,6. глупость, 7. чернеть, 8. веселить, 9. отдохнуть, 10. верность, 11.писать, 12. двести -Сверьте свои ответы с образцом - + - - + - + + + - +- Проверьте результат. Кто может себя похвалить? |
В рабочем листе ставят + или -
Нужно среди них найти глаголы неопределённой формы и отметить знаком +, если слово будет другой частью речи, отметить знаком -.
Учащиеся выполняют графический диктант. Сверяют с ответами (на доске). |
10. |
Итог. Рефлексия. Цель: - Подвести итог изученному материалу.
|
Подведём итог! -О чём мы с вами сегодня говорили на уроке?
-Оценим свою работу на уроке Я узнал (а)…. Я научился ( лась)… Мне было сложно, Мне было интересно…
Оценим своё понимание темы по «Шкале успеха»: Рабочий лист «Рефлексия» +, если согласны с утверждением и -, если не согласен
Отметьте в тетради / листе самое интересное задание (!) самое сложное (?)
«Свободный микрофон» Звезда / пожелание – кому хотим подарить? Кому хотим сказать спасибо? |
Учащиеся подводят итог своей деятельности на уроке - Я узнала морфологические признаки глагола в н.ф. -Я выяснил, почему неопределённая форма глагола так называется. - Я научился распознавать глаголы неопределённой формы. - Я запомнил суффиксы неопределённой формы глагола - Я научился ставить вопросы к неопределённой форме глагола.
Самооценка своей деятельности
Устно оценивают друг друга |
11. |
Домашнее задание:. Цель: -Ознакомить с содержанием домашнего задания, проинструктировать выполнение заданий каждого варианта. |
- Домашнее задание предлагаю тренировочную карточку (по вариантам) – приглашаю вас в небольшое путешествие с глаголами в неопределённой форме. Тема очень важная для всех любознательных ребят, а почему? Об этом мы с вами поговорим на следующих уроках. |
Выбирают домашнее задание
|
12 |
Закрепление материала |
Дополнительные задания с антонимами и фразеологизмами (работа в парах) |
Задания на экране и в рабочем листе |
13. |
|
Подошёл к концу урок, Прозвенит сейчас звонок, Вам девчонки и мальчишки – Всем спасибо за урок. Всем спасибо за внимание, А гостям мы говорим « До свидания!» |
|
Самооценка
! |
Отлично |
. |
Хорошо |
? |
Надо постараться, возникли сложности |
Правила работы в группе:
-Помогать друг другу
-Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
-Говорить тихим голосом
-Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
-Отвечать за успехи каждого
-Уметь слушать других.
- Если научился сам, научи другого!
-Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
Задание для первой группы: определить время глаголов. -Чтобы определить время, нужно…. -Соедините время глагола с вопросами… - Укажи рядом со словосочетанием время глагола. -Смогли выполнить задание? Сделайте вывод. |
Задание для второй группы: определить число глаголов. -Что обозначает глагол в единственном числе? -Что обозначает глагол во множественном числе? Укажи рядом со словосочетанием число глагола. Смогли выполнить задание? Сделайте вывод. |
Задание для третьей группы: определить лицо глаголов. -Как определить лицо глагола? -Соедините лицо с местоимениями. - Укажи рядом со словосочетанием лицо глагола. Смогли выполнить задание? Сделайте вывод. |
Самоанализ урока русского языка
Класс: 4 «Г». учитель : Сергиенко А.А.
Тема урока: «Неопределенная форма глагола»
Тип урока и его структура: изучение нового материала. Урок формирования первоначальных предметных умений.
Результативность урока: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: В классе 22 человека. Класс средний. Слабоуспевающих 4 ученика. Сильных учеников – 5. При подборе материала для урока были учтены возрастные особенности учащихся.
2. Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию. На предыдущих 2-х урока было начато изучение темы «Глагол». После данного урока изучение темы «Глагол» продолжается.
3. Цель урока и задачи урока: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола; развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним, стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
4. Входе урока проходила работа по достижению следующих результатов:
Предметные:
- познакомиться с неопределенной формой глагола, её грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на –чь, -ть, -ти;
- выделять и формулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации; анализировать объекты с целью выделения их признаков; подведение под понятие;
- употреблять глаголы в неопределённой форме в различных речевых ситуациях, умение образовать н.ф. глагола
Коммуникативные:
- уметь формулировать высказывание (полно выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу);
- уметь работать в группе (допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, контролировать действия партнёра);
- использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль,
- различать способ и результат действия,
- оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассника,
Личностные :
-сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу;
- развивать способность к самооценке
5. На уроке тема была раскрыта в полном объеме.
6. Объем работы соответствовал потенциалу класса. На уроке сочетались фронтальная, индивидуальная, групповая (малые группы) формы работы. Отведено было время для самостоятельной деятельности. Для актуализации в памяти изученного материала использовались следующие формы и методы работы: игра, карточки, презентация по слайдам, кластер.
7. Время на этапы урока было распределено рационально.
8. Этапы урока были логически связаны между собой.
9. Наглядные пособия послужили качественному усвоению материала учащимися.
10. На каждом этапе урока контролировалось качество усвоения материала. Были применены следующие формы контроля: «Шкала успеха», самопроверка, взаимопроверка, фронтальная проверка. В ходе самоконтроля ученики во взаимодействии друг с другом оценивали свою и чужую деятельность на основе самоанализа.
11. Домашнее задание было дано в форме листа - путешествия.
12. Урок прошел в положительно-психологической обстановке, в атмосфере взаимопонимания, доверия и уважения участников процесса друг к другу. Доброжелательная атмосфера на уроке способствовала активному творческому труду. Все учащиеся были довольны результатом своей деятельности.
13. На уроке были реализованы все поставленные задачи. Урок был интересным. Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены. На уроке осуществлялась смена видов деятельности. Класс работал активно и дружно. Были правильно подобраны виды работы для всех учащихся и обеспечена активность каждого ученика в учебной работе через вовлечение их в различные виды деятельности. Были предусмотрены дополнительные задания для работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.