Конспект урока русского языка в 4 классе
«Правописание наречий»
Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать навыки правописания некоторых групп наречий, входящих в орфографический словарь начальной школы.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (Учащиеся по цепочке называют наречия, ставят к ним вопросы.)
— Назовите части речи в первом предложении.
(Один ученик выполняет на доске разбор слова выступают как части речи.)
III. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Выпишите наречия.
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха.)
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд.)
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты и прибавишь —
И стану птицей я лесной. (Волга — иволга.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте наречия.
слева рано впереди
«начала поздно лучше
сперва направо вместе
вчера медленно позади
завтра хорошо вверху
— Что вы заметили? (На конце наречий могут быть разные буквы.)
— Можно ли их называть окончаниями? (Нет, наречие — неизменяемая часть речи.)
— Как вы думаете, как называется эта часть слова, с помощью которой образуются наречия? (Суффикс.)
— Какие суффиксы вы наблюдаете у наречий? (-о, -а, -и, -у, -е.)
— Назовите приставки в наречиях, (с-, на-, в-, по- и т. д.)
— Как вы думаете, могут ли с наречиями употребляться предлоги? (Нет, наречия не изменяются, поэтому у них нет предлогов.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться со способами образования наречий, научиться правильно писать наречия.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 76.
— От какой части речи образовались эти наречия? С помощью какого суффикса?
Упр. 130 (с. 76). (Комментированное письмо, подбор антонимов к наречиям. В случае необходимости учащиеся обращаются к словарю антонимов в конце учебника.)
— Запишите в словарик наречия вчера, завтра, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Что означают эти слова? Как они образованы?
Упр. 132 (с. 76-77).
— Прочитайте задания.
— Какая часть речи образуется с помощью таких суффиксов?
— Прочитайте слова.
— Найдите те из них, в которых буквы о, е являются соединительными.
— К какой части речи относятся эти слова? (К именам существительным.)
— Назовите слова, в которых выделенные буквы являются окончаниями.
— Какие это части речи? (Имена существительные.)
— Назовите слова, в которых выделенные буквы — это суффиксы.
— Докажите, что это наречия. (Отвечают на вопросы когда? где? куда, являются неизменяемой частью речи.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
(Проверка. Один ученик читает записанные наречия, остальные оценивают.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 131 (с. 76). (Самостоятельное выполнение. Программный уровень — списать наречия, выделить суффиксы, подчеркнуть орфограммы; уровень повышенной сложности - заменить словосочетания наречиями. Проверка, самооценка.)
2. Проверочный диктант
Гроза
Один раз меня послали в лес за грибами. Я набрал много грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, загремело и пошёл дождь. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния. Глазам стало больно от света. Я крепко зажмурился. Над моей головой что-то затрещало. Потом меня что-то ударило по голове. Я упал.
Я очнулся после дождя. По всему лесу капало с деревьев. Звонко пели птицы. Ярко светило солнце. Моя одежда была мокрая. На голове была шишка. Было немного больно.
Я взял грибы и быстро побежал домой. Дома никого не было. Я лёг на печку и уснул. Когда я проснулся, в доме вкусно пахло грибами.
По Л. Толстому
(На данном этапе урокаможно использовать сборник диктантов и проверочных работ: проверочные диктанты (с. 258).)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Вставьте пропущенные наречия.
1) Не откладывай на. то, что можно сделать. 2) При солнышке., при матери добро. 3). думай, а потом говори. 4) Стреляет редко, да. 5) Добрая душа. красоты. 6) Береги платье снову, а честь. 7) Думай., работай быстро. 8) Говорит направо, а глядит. 9) За правое дело стой.
(Проверка. Ответы даны на обратной стороне карточки.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что вы узнали о правописании и образовании наречий?
— Какое задание сегодня на уроке показалось вам самым интересным?
Домашнее задание
Упр. 133 (с. 77) - рассмотреть репродукцию картины В. М. Васнецова и устно ответить на вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.