Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Правописание О-Е после шипящих в окончаниях имён существительных».

  • docx
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока в 5 классе Правописание О-Е после шипящих в окончаниях имён существительных.docx

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Правописание О-Е после шипящих в окончаниях имён существительных».

Образовательные

Развивающие

Воспитательные  (например)

- познакомить обучающихся с орфограммой и её графическим обозначением;

 -сформировать умение видеть орфограмму;

- формировать умение учащихся самостоятельно получать знания;

- развивать мыслительные процессы: внимание, анализ, сопоставление, классификация.

- развитие навыков функциональной грамотности: работа с текстом с использованием различных техник смыслового чтения.

 - развитие  навыков организации самостоятельной деятельности, самоанализа и самооценки, максимальной работоспособности на уроке, ответственного  выбора  домашнего задания.

 

Тип урока: открытие новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент

Доброе утро всем! Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Проверьте, всё ли у вас на парте. Настраиваемся на плодотворную работу. Желаю всем успехов.

II. Актуализация знаний

- Какую часть речи мы с вами изучаем? (Имя существительное).

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая изучает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, в предложении может выполнять роль как главного, так и второстепенного члена).

- Какие непостоянные морфологические признаки можно определить у имени существительного? (Число, падеж).

- Какие морфемы можно выделить в словах? (Приставка, корень, суффикс, окончание).

- Какие шипящие вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ).

- В тетрадях запишите число, оставьте две строчки для темы урока, классная работа.

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.  Актуализация знаний.

- Запишите словосочетания, объясните правила правописания гласных О-Ё после шипящих в конях слов.

- Вспомните, от чего зависит написание гласных О-Ё после шипящих в конях слов. (Буква Ё пишется под ударением в корне, если можно подобрать однокоренное слово с буквой Е, есть исключения).

Чёрное (чернеть) озеро, шёпот (шептать) тростника, горячая пшёнка (пшено), искусный шов, новая причёска (причесать), шорох листьев, открыть ключом, пахнет ландышем, любуюсь птицей.

- В каких ещё морфемах вы заметили буквы О-Е после шипящих? (В окончании).

- Выделите окончания в последних трёх словосочетаниях.

- Какую ещё букву, кроме шипящих, вы заметили перед окончанием? (Ц).

- Сформулируйте тему урока... («Правописания гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»), запишем её в тетрадь.

- Так чем же мы сегодня будем заниматься? Что должны узнать? (От чего зависит написание гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»).

- Где мы сможем узнать? (В учебнике).

- Откройте учебник на стр.40, параграф 88, прочитайте. (Один человек читает, остальные слушают).

- Сделаем выводы. Запишем схемы в тетрадь. (Слайд со схемой-объяснением).

Ж

Ш

Ч

Щ

Ц

 

/

О

 

 

Ж

Ш

Ч

Щ

Ц

 

 

Е

 (слайд)                                                                                                                                                                           

 

IV. Первичное усвоение новых знаний

Запишем слова и графически выделим орфограмму.

Заманить калачом, бежал рысцой, хвастаться добычей, суп с лапшой, гнездо под крышей, укрыться плащом, стайка сорванцов, испачкал пыльцой, села под оконцем.

- Употребляется ли в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц буква Ё? (Нет, не употребляется).

- В форме какого числа и падежа преимущественно стоят существительные,  в которых присутствует данная орфограмма? (В форме творительного падежа).

- Какие формы ещё встретились в записанном упражнении? (Форму родительного падежа).

V. Первичная проверка понимания

- Теперь вы сможете по аналогии выполнить упражнение № 539, стр.40. Записываем 1-3 предложения .

- Фонетический разбор выполняем на доске.

VI. Физкультминутка.

- А сейчас немного отдохнём. Откиньтесь на спинку стула, вытяните ноги. Закройте глаза, сосчитайте до 10, откройте. Ноги поставьте на пол. Сядьте прямо. Поверните голову к окну, затем к стене, наклоните вперёд – назад. Молодцы! Продолжаем нашу работу.

VII. Первичное  закрепление

- Давайте обратимся к упражнению 541 на стр.41.

- Прочитаем задание.

- Что такое диалог? (Разговор двух лиц).

- Как на письме оформляется диалог? (Каждая реплика диалога пишется с красной строки).

- Прочитаем диалог (Два человека читают).

- Чем является слово «Алёша» в третьей реплике диалога? (Обращением).

- Как выделяется обращение на письме? (Запятыми, если стоит в середине предложения).

- Найдите и зачитайте предложение, в котором даётся объяснение значений слов «невежа» и «невежда».

- Можем ли мы начать предложение с союза «потому что»? (Нет).

- Как правильно оформить ответ на вопрос?

- Запишите предложение в тетрадь, выделите орфограмму в слове «невежей».

- Проверьте выполнение задания. (слайд).

- Кого называют невежей? (Грубого, невоспитанного, невежливого человека).

- А кого невеждой? (Необразованного, несведущего человека, неуча).

- Что это за слова с точки зрения лексического значения? (Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, разные по значению и словоупотреблению).

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Итак, давайте обобщим, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов на изученную сегодня орфограмму (нужно поставить ударение в слове).

Выучить правило пар.88, выполнить упр.542 или самостоятельно  составить словарный диктант из 15-20 словосочетаний с заданиями по изученной и повторённой орфограмме (слайд).

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оцените свою работу. Выберите одно предложение, запишите его, обозначьте орфограмму (слайд).

1) Я держался молодцом.

2) Я была умницей-разумницей.

3) Я не ударил (-а)  в грязь лицом.

4) У меня не получилось стать умельцем.

Спасибо за работу!