Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Правописание О-Е после шипящих в окончаниях имён существительных».
|
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные (например) |
|
- познакомить обучающихся с орфограммой и её графическим обозначением; -сформировать умение видеть орфограмму; - формировать умение учащихся самостоятельно получать знания; - развивать мыслительные процессы: внимание, анализ, сопоставление, классификация. |
- развитие навыков функциональной грамотности: работа с текстом с использованием различных техник смыслового чтения. |
- развитие навыков организации самостоятельной деятельности, самоанализа и самооценки, максимальной работоспособности на уроке, ответственного выбора домашнего задания. |
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
Доброе утро всем! Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Проверьте, всё ли у вас на парте. Настраиваемся на плодотворную работу. Желаю всем успехов.
II. Актуализация знаний
- Какую часть речи мы с вами изучаем? (Имя существительное).
- Что такое имя существительное? (Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая изучает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, в предложении может выполнять роль как главного, так и второстепенного члена).
- Какие непостоянные морфологические признаки можно определить у имени существительного? (Число, падеж).
- Какие морфемы можно выделить в словах? (Приставка, корень, суффикс, окончание).
- Какие шипящие вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ).
- В тетрадях запишите число, оставьте две строчки для темы урока, классная работа.
III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
- Запишите словосочетания, объясните правила правописания гласных О-Ё после шипящих в конях слов.
- Вспомните, от чего зависит написание гласных О-Ё после шипящих в конях слов. (Буква Ё пишется под ударением в корне, если можно подобрать однокоренное слово с буквой Е, есть исключения).
Чёрное (чернеть) озеро, шёпот (шептать) тростника, горячая пшёнка (пшено), искусный шов, новая причёска (причесать), шорох листьев, открыть ключом, пахнет ландышем, любуюсь птицей.
- В каких ещё морфемах вы заметили буквы О-Е после шипящих? (В окончании).
- Выделите окончания в последних трёх словосочетаниях.
- Какую ещё букву, кроме шипящих, вы заметили перед окончанием? (Ц).
- Сформулируйте тему урока... («Правописания гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»), запишем её в тетрадь.
- Так чем же мы сегодня будем заниматься? Что должны узнать? (От чего зависит написание гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»).
- Где мы сможем узнать? (В учебнике).
- Откройте учебник на стр.40, параграф 88, прочитайте. (Один человек читает, остальные слушают).
- Сделаем выводы. Запишем схемы в тетрадь. (Слайд со схемой-объяснением).
|
Ж Ш Ч Щ Ц |
/ О |
|
|
Ж Ш Ч Щ Ц |
Е |
(слайд)
IV. Первичное усвоение новых знаний
Запишем слова и графически выделим орфограмму.
Заманить калачом, бежал рысцой, хвастаться добычей, суп с лапшой, гнездо под крышей, укрыться плащом, стайка сорванцов, испачкал пыльцой, села под оконцем.
- Употребляется ли в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц буква Ё? (Нет, не употребляется).
- В форме какого числа и падежа преимущественно стоят существительные, в которых присутствует данная орфограмма? (В форме творительного падежа).
- Какие формы ещё встретились в записанном упражнении? (Форму родительного падежа).
V. Первичная проверка понимания
- Теперь вы сможете по аналогии выполнить упражнение № 539, стр.40. Записываем 1-3 предложения .
- Фонетический разбор выполняем на доске.
VI. Физкультминутка.
- А сейчас немного отдохнём. Откиньтесь на спинку стула, вытяните ноги. Закройте глаза, сосчитайте до 10, откройте. Ноги поставьте на пол. Сядьте прямо. Поверните голову к окну, затем к стене, наклоните вперёд – назад. Молодцы! Продолжаем нашу работу.
VII. Первичное закрепление
- Давайте обратимся к упражнению 541 на стр.41.
- Прочитаем задание.
- Что такое диалог? (Разговор двух лиц).
- Как на письме оформляется диалог? (Каждая реплика диалога пишется с красной строки).
- Прочитаем диалог (Два человека читают).
- Чем является слово «Алёша» в третьей реплике диалога? (Обращением).
- Как выделяется обращение на письме? (Запятыми, если стоит в середине предложения).
- Найдите и зачитайте предложение, в котором даётся объяснение значений слов «невежа» и «невежда».
- Можем ли мы начать предложение с союза «потому что»? (Нет).
- Как правильно оформить ответ на вопрос?
- Запишите предложение в тетрадь, выделите орфограмму в слове «невежей».
- Проверьте выполнение задания. (слайд).
- Кого называют невежей? (Грубого, невоспитанного, невежливого человека).
- А кого невеждой? (Необразованного, несведущего человека, неуча).
- Что это за слова с точки зрения лексического значения? (Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, разные по значению и словоупотреблению).
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Итак, давайте обобщим, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов на изученную сегодня орфограмму (нужно поставить ударение в слове).
Выучить правило пар.88, выполнить упр.542 или самостоятельно составить словарный диктант из 15-20 словосочетаний с заданиями по изученной и повторённой орфограмме (слайд).
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Оцените свою работу. Выберите одно предложение, запишите его, обозначьте орфограмму (слайд).
1) Я держался молодцом.
2) Я была умницей-разумницей.
3) Я не ударил (-а) в грязь лицом.
4) У меня не получилось стать умельцем.
Спасибо за работу!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.