Конспект урока русского языка в 5 классе "Обстоятельство".
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка в 5 классе "Обстоятельство".

Оценка 4.9
docx
20.04.2020
Конспект урока русского языка в 5 классе "Обстоятельство".
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО конспект 5 класс.docx

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. 5 класс.

 

 

Цель урока: формирование умения:

1.     определения обстоятельства в предложении,

2.     определения способов выражения обстоятельства в предложении.

Планируемые результаты:

Личностные:

·         Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

·         Создание условий для развития уважительного отношения друг к другу.

·         Воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать свои ответы и ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные:

Формировать умения формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

·         Развивать умения работать с информацией на уроке, ясно излагать свои мысли.

·         Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре.

·         Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

·         Формировать умения находить обстоятельство в предложении, определять способы выражения обстоятельства.

·         Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать их и применять с учетом решаемых задач.

Предметные:

·         Распознавать обстоятельства, выраженные наречиями и существительными с предлогом, отличать их от дополнения.

·         Моделировать предложения с обстоятельствами в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Средства обучения: презентация, учебник Русский язык 5 класс. Авторы Т.А.Ладыженская и др.

Формы работы обучающихся: в парах, групповая.

1.     Мотивация учебной деятельности.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха.

Приветствие учащихся

Подготовка к работе. Приветствие друг друга улыбкой.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.     Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: создание проблемной ситуации.

Фронтальный опрос.

- Что нового о способах выражения определения вы узнали?

- С каким пунктуационным правилом вы познакомились на прошлых уроках?

1. Мотивация к учебной деятельности

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно.

1.1. Лингвистическая разминка (устно).

 Игра «Четвертый лишний»  
А) Существительное, прилагательное, предлог, глагол.
Б) Чисто, ясный, быстро, прекрасно
В) Свежо, горячо, харчо (суп), хорошо.
Г) Издалека, справа, слева, например.

2. Орфографический диктант-игра «Мы едем, едем, едем в далекие края».

Учитель. Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в плавание. У доски молча работает капитан нашего корабля (до первой ошибки). Вместе с ним помчимся по волнам (пишем в тетрадях) все мы. Ход движению задает диспетчер: ему надлежит продиктовать одно словосочетание, объяснить орфограммы (после написания слов), разобрать словосочетание. После выполнения своей части работы он передает смену другому диспетчеру, а сам становится пассажиром этого корабля. Повторение одних и тех же слов исключено. Право управлять движением переходит по цепочке к каждому ученику.

Эта игра очень нравится ребятам. Они готовы ехать, лететь и плыть каждый урок и не один учебный год. Ответы чаще всего не требуют корректировки учителя. Ему остается только вносить веселый, игровой настрой.

2.1. Синтаксический разбор предложений.


Запишите предложения.

Мы рисовали.

 

Докажите, что это предложение.

-При помощи каких слов можно более подробно и точно передать информацию этого предложения, сделать ее более полной?

хhello_html_5e7d51d7.gif(где? в чем?)

Мы рисовали в альбоме.

 

    (когда?)

hello_html_m18a53d04.gifх

Сегодня мы рисовали.

 

hello_html_57aed7ff.gifhello_html_m2bddf96.gifhello_html_m7eaa7d36.gifх     (как? чем?)

 

Мы рисовали акварелью.

хhello_html_5e7d51d7.gif (зачем?)

Мы ходили для урока.

 

Учащиеся работают в паре, отвечая на вопросы учителя.

 

Учащиеся находят подлежащее и сказуемое, называют признаки предложения.

Обсуждение

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

 

3.Выявление места и причины затруднения.

Фиксация новой учебной задачи.

 

Как называется этот второстепенный член предложения?

(обстоятельство)

Что вы знаете об обстоятельстве?

Зачем нужны обстоятельства в тексте?

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Как вы думаете, чему мы постараемся научиться сегодня на уроке?

 

4.Изучение темы.

Формулируют цель урока.

Регулятивные: целеполагание, коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения.

 

Цель: поиск решения учебной задачи.

 

Организация наблюдения.

 

- Что нужно сделать, чтобы точно ответить на вопросы?

4.1. Работа с текстом (дан на карточке).

Прочитаем.

Заледенело всё вокруг. Сначала замерзли дорожки и окна. Потом смягчилась зима и улыбнулась миру солнечным светом. Каждого одарила она чудесным узором. Кто-то слепил снеговика. К кому-то на ладошки прилетели снежинки, а мне достался резкий холодный ветер. Вдруг ночью пошел снег, побелело кругом.

От какого слова какой вопрос можно задать к указанным словам? Какой это член предложения? По вопросу и по значению можно узнать вид обстоятельства. Выявим вид обстоятельства в данных предложениях. Все виды обстоятельств будем изучать в 8 классе, а сейчас надо понять, что обозначают обстоятельства и на какие вопросы они отвечают?

4.2 Определим тему, основную мысль, придумаем заголовок к тексту. Возможные варианты: Зима. Определим, от какого слова зависит, на какой вопрос отвечает, какое значение имеет обстоятельство. Выпишем словосочетания.

Задания:

1.  Найти обстоятельства.

2. На какой вопрос отвечает и что обозначает?

3. Чем выражено обстоятельство?

 

Физкультминутка

 

Мы немножко отдохнем.

 Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками,

Дружно топаем ногами,

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

 

Выпишите обстоятельства, использованные в стихотворении для физкультминутки, определите, какой частью речи они выражены.

ВЫВОД: Что обозначает обстоятельство? Чем может быть выражено обстоятельство?

 Сформулируйте теперь правило полностью.

 

Обстоятельство – второстепенный член предложения.

Обстоятельство поясняет сказуемое и обычно выражается существительным с предлогом или наречием.

Выделяются несколько видов обстоятельств:

- обстоятельство времени отвечают на вопросы КОГДА? КАК ДОЛГО? ДО КАКИХ ПОР?

- обстоятельство места отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

- обстоятельства образа действия отвечают на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

- обстоятельства причины отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?

- обстоятельства цели отвечают на вопросы ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

 

5. Творческий диктант.

 

Сконструировать текст, используя слова для справок.

 

Разбушевался листопад … . Листья … падают на землю. Осень … одаривает лес красками. Поздней ... птицы улетают … .

 

Слова для справок: в лесу, щедро, на юг, тихо, осенью.

 

6. Самостоятельная работа.

Закончите предложение, добавив обстоятельство.

Ученики слушали учителя (как?)________.

Цветы стоят (где?)____________.

Стаи птиц (когда?) __________летят (куда?) _______.

- Запишите свои предложения. Обстоятельство подчеркните.

7. Вывод урока. Что отличает обстоятельство от других второстепенных членов предложения?

8. Домашнее задание. Составьте рассказ (5-10 предложений на свободную тему), используя обстоятельства.




 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - ВТОРОСТЕПЕННЫЙ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - ВТОРОСТЕПЕННЫЙ

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Докажите, что это предложение. -При помощи каких слов можно более подробно и точно передать информацию этого предложения, сделать ее более полной? х (где? в чем?)

Докажите, что это предложение. -При помощи каких слов можно более подробно и точно передать информацию этого предложения, сделать ее более полной? х (где? в чем?)

Построение проекта выхода из затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Дружно хлопаем руками, Дружно топаем ногами,

Дружно хлопаем руками, Дружно топаем ногами,

Вывод урока . Что отличает обстоятельство от других второстепенных членов предложения? 8

Вывод урока . Что отличает обстоятельство от других второстепенных членов предложения? 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020