Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Омонимы" (по программе М.М. Разумовской)
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Омонимы" (по программе М.М. Разумовской)

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл
24.03.2020
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Омонимы" (по программе М.М. Разумовской)
Конспект и рабочие материалы для урока по теме "Омонимы".
Урок Омонимы.docx


Конспект урока «Омонимы»

- Здравствуйте, ребята! Прозвенел опять звонок, собрал нас дружно на урок!

1. Сегодня нам с вами предстоит вспомнить одно необычное явление в русском языке. Я уверена, что вы с ним знакомились в начальной школе. И поэтому еще интереснее узнать, о чем же сегодня пойдет речь.

-Какой раздел языкознания мы изучаем? (лексика)

Чтобы вспомнить, что уже изучено, проведем орфографическую пятиминутку.

Орфографическая пятиминутка: синоним, антоним, метафора, олицетворение, фразеологизм, суффикс, приставка, корень слова, лексикон, лексика.

-Что такое лексика? (словарный состав языка) А лексикон? (словарный запас одного человека)

2. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. У нас есть 4 группы. Выберите в группе капитана и придумайте название команды.

Задание 1. Каждой команде я раздала листочек со стихотворением. Прочитайте его и подготовьте выразительное чтение, а также ответьте на вопросы:


1 группа

Норка вылезла из норки

2 группа

Лисички

3 группа

Вышивание

4 группа

Кто что делает


1. Что создает комический эффект в данном стихотворении? Какое лексическое явление здесь представлено?

2. Проставьте ударение в данных словах.

Вывод: Во всех стихотворениях представлено одно и то же лексическое явление. Это слова-омонимы. Давайте попробуем сформулировать определение: омонимы – это…(устно)

Откройте учебник на с. 114, найдите определение, выпишем его в тетрадь.

Задание 2

Вам даны карточки со словами-омонимами. Задача каждой группы составить с каждым словом предложение так, чтобы была понятна разница в значении данных слов. Записать их в тетрадь, а потом озвучить.

1 группа: Клуб (дыма)  - клуб (сельский)

2 группа: кружки – кружки

3 группа: примЕрять  - примИрять

4 группа: посЕдеть  – посИдеть

Выявите разницу в написании и произношении данных слов.

Вывод: Омонимы могут полностью совпадать и по написании, и по произношению; могут отличаться ударением; могут отличаться одной-двумя буквами в слове.

Прочитаем рубрику «Возьмите на заметку» в учебнике

Задание 3 «Конкурс капитанов»

Упражнение 322 (с. 115).

В тетрадях полностью работаем со всей таблицей. Так как столбиков в таблице 3, а капитанов четверо. Капитан 1 команды будет экспертом и проверит правильность выполнения задания у других отвечающих.

Вывод:

Омофоны – слова, которые совпадают в произношении, но отличаются в написании.

Омографы - слова, которые совпадают в написании, но отличаются произношением.

Подписать термины под столбиками в таблице.

 

Физкультминутка (проведет Разиля или Даша)

 

Задание 4. Творческое задание

Создайте иллюстрацию к первому стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.

 

Рефлексия

 Сегодня у нас на уроке система самооценки, на столах лежат карточки с фамилиями, проставьте рядом оценку. Старайтесь быть объективными.

За работу у доски я поставлю оценку в журнал

Домашнее задание:

упражнение 325, 326 (подготовиться к словарному диктанту).

Группа 1

Задание 1. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.

 


Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину

 Вошла,

Норку в норке

Не нашла.

Нету норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка – здесь,

А норки нет!


 

1. Что создает комический эффект в данном стихотворении? Какое лексическое явление здесь представлено?

2. Проставьте ударение в данных словах.

Задание 2. Составьте с данными омонимами два предложения. Выявите разницу в написании и произношении данных слов.

Клуб (дыма)  - клуб (сельский)

Задание 4. Творческое задание

2 группа

Задание 1. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.

 

Лисички


-Кто вы?

-Мы лисички,

Дружные сестрички.

Ну  а вы-то кто же?

-Мы лисички тоже.

-Как, с одной-то лапкой?

-Нет, еще со шляпкой.


 

1. Что создает комический эффект в данном стихотворении? Какое лексическое явление здесь представлено?

2. Проставьте ударение в данных словах.

Задание 2. Составьте с данными омонимами два предложения. Выявите разницу в написании и произношении данных слов.

кружки – кружки

Задание 4. Творческое задание

Создайте иллюстрацию к первому стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.

3 группа

Задание 1. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.

 

Вышивание


Иголка ходит вверх и вниз.

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ирис,

А вышивает ирис.

 


1. Что создает комический эффект в данном стихотворении? Какое лексическое явление здесь представлено?

2. Проставьте ударение в данных словах.


 

Задание 2. Составьте с данными омонимами два предложения. Выявите разницу в написании и произношении данных слов.

примЕрять  - примИрять

Задание 4. Творческое задание

Создайте иллюстрацию к первому стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.

4 группа

Задание 1. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.

 

Кто что делает


Косит косец,

А зайчишка косит.

Трусит трусишка,

А ослик трусит.


 

1. Что создает комический эффект в данном стихотворении? Какое лексическое явление здесь представлено?

2. Проставьте ударение в данных словах.

Задание 2. Составьте с данными омонимами два предложения. Выявите разницу в написании и произношении данных слов.

посЕдеть  – посИдеть

Задание 4. Творческое задание

Создайте иллюстрацию к первому стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.

 

 

Фамилия Имя

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия Имя

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия Имя

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия Имя

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия Имя

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия Имя

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия Имя

оценка

 

 

Задание 4. Творческое задание

Создайте иллюстрацию к стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.

Рыбачка

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Я поймаю сома!

Задание 4. Творческое задание

Создайте иллюстрацию к стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.

Кумушки

Серая ворона

Чёрного ворона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки –

Сорок сорок.

Задание 4. Творческое задание

Создайте иллюстрацию к стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.

Петя мечтает

…Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было! (Б. Заходер)

 

Задание 4. Творческое задание

Создайте иллюстрацию к стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.

***

Снег сказал: «Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечёт, качая стаю

Отражённых голубей».

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока «Омонимы» - Здравствуйте, ребята!

Конспект урока «Омонимы» - Здравствуйте, ребята!

Вам даны карточки со словами-омонимами

Вам даны карточки со словами-омонимами

Сегодня у нас на уроке система самооценки, на столах лежат карточки с фамилиями, проставьте рядом оценку

Сегодня у нас на уроке система самооценки, на столах лежат карточки с фамилиями, проставьте рядом оценку

Задание 4. Творческое задание

Задание 4. Творческое задание

Создайте иллюстрацию к первому стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов

Создайте иллюстрацию к первому стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов

Фамилия Имя оценка

Фамилия Имя оценка

Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать

Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020