Конспект урока «Омонимы»
- Здравствуйте, ребята! Прозвенел опять звонок, собрал нас дружно на урок!
1. Сегодня нам с вами предстоит вспомнить одно необычное явление в русском языке. Я уверена, что вы с ним знакомились в начальной школе. И поэтому еще интереснее узнать, о чем же сегодня пойдет речь.
-Какой раздел языкознания мы изучаем? (лексика)
Чтобы вспомнить, что уже изучено, проведем орфографическую пятиминутку.
Орфографическая пятиминутка: синоним, антоним, метафора, олицетворение, фразеологизм, суффикс, приставка, корень слова, лексикон, лексика.
-Что такое лексика? (словарный состав языка) А лексикон? (словарный запас одного человека)
2. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. У нас есть 4 группы. Выберите в группе капитана и придумайте название команды.
Задание 1. Каждой команде я раздала листочек со стихотворением. Прочитайте его и подготовьте выразительное чтение, а также ответьте на вопросы:
1 группа
Норка вылезла из норки
2 группа
Лисички
3 группа
Вышивание
4 группа
Кто что делает
1. Что создает комический эффект в данном стихотворении? Какое лексическое явление здесь представлено?
2. Проставьте ударение в данных словах.
Вывод: Во всех стихотворениях представлено одно и то же лексическое явление. Это слова-омонимы. Давайте попробуем сформулировать определение: омонимы – это…(устно)
Откройте учебник на с. 114, найдите определение, выпишем его в тетрадь.
Задание 2
Вам даны карточки со словами-омонимами. Задача каждой группы составить с каждым словом предложение так, чтобы была понятна разница в значении данных слов. Записать их в тетрадь, а потом озвучить.
1 группа: Клуб (дыма) - клуб (сельский)
2 группа: кружки – кружки
3 группа: примЕрять - примИрять
4 группа: посЕдеть – посИдеть
Выявите разницу в написании и произношении данных слов.
Вывод: Омонимы могут полностью совпадать и по написании, и по произношению; могут отличаться ударением; могут отличаться одной-двумя буквами в слове.
Прочитаем рубрику «Возьмите на заметку» в учебнике
Задание 3 «Конкурс капитанов»
Упражнение 322 (с. 115).
В тетрадях полностью работаем со всей таблицей. Так как столбиков в таблице 3, а капитанов четверо. Капитан 1 команды будет экспертом и проверит правильность выполнения задания у других отвечающих.
Вывод:
Омофоны – слова, которые совпадают в произношении, но отличаются в написании.
Омографы - слова, которые совпадают в написании, но отличаются произношением.
Подписать термины под столбиками в таблице.
Физкультминутка (проведет Разиля или Даша)
Задание 4. Творческое задание
Создайте иллюстрацию к первому стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.
Рефлексия
Сегодня у нас на уроке система самооценки, на столах лежат карточки с фамилиями, проставьте рядом оценку. Старайтесь быть объективными.
За работу у доски я поставлю оценку в журнал
Домашнее задание:
упражнение 325, 326 (подготовиться к словарному диктанту).
Группа 1
Задание 1. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину
Вошла,
Норку в норке
Не нашла.
Нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка – здесь,
А норки нет!
1. Что создает комический эффект в данном стихотворении? Какое лексическое явление здесь представлено?
2. Проставьте ударение в данных словах.
Задание 2. Составьте с данными омонимами два предложения. Выявите разницу в написании и произношении данных слов.
Клуб (дыма) - клуб (сельский)
Задание 4. Творческое задание
2 группа
Задание 1. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Лисички
-Кто вы?
-Мы лисички,
Дружные сестрички.
Ну а вы-то кто же?
-Мы лисички тоже.
-Как, с одной-то лапкой?
-Нет, еще со шляпкой.
1. Что создает комический эффект в данном стихотворении? Какое лексическое явление здесь представлено?
2. Проставьте ударение в данных словах.
Задание 2. Составьте с данными омонимами два предложения. Выявите разницу в написании и произношении данных слов.
кружки – кружки
Задание 4. Творческое задание
Создайте иллюстрацию к первому стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.
3 группа
Задание 1. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Вышивание
Иголка ходит вверх и вниз.
Вот листья появились.
Сосет Аленушка ирис,
А вышивает ирис.
1. Что создает комический эффект в данном стихотворении? Какое лексическое явление здесь представлено?
2. Проставьте ударение в данных словах.
Задание 2. Составьте с данными омонимами два предложения. Выявите разницу в написании и произношении данных слов.
примЕрять - примИрять
Задание 4. Творческое задание
Создайте иллюстрацию к первому стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.
4 группа
Задание 1. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
Кто что делает
Косит косец,
А зайчишка косит.
Трусит трусишка,
А ослик трусит.
1. Что создает комический эффект в данном стихотворении? Какое лексическое явление здесь представлено?
2. Проставьте ударение в данных словах.
Задание 2. Составьте с данными омонимами два предложения. Выявите разницу в написании и произношении данных слов.
посЕдеть – посИдеть
Задание 4. Творческое задание
Создайте иллюстрацию к первому стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.
Фамилия Имя |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия Имя |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия Имя |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия Имя |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия Имя |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия Имя |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия Имя |
оценка |
|
|
Задание 4. Творческое задание
Создайте иллюстрацию к стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.
Рыбачка
Вместо озера – пруд.
Вместо удочки – прут.
Так и знайте: сама
Я поймаю сома!
Задание 4. Творческое задание
Создайте иллюстрацию к стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.
Кумушки
Серая ворона
Чёрного ворона
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки –
Сорок сорок.
Задание 4. Творческое задание
Создайте иллюстрацию к стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.
Петя мечтает
…Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было! (Б. Заходер)
Задание 4. Творческое задание
Создайте иллюстрацию к стихотворению так, чтобы была понятна разница в значении слов-омонимов.
***
Снег сказал: «Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечёт, качая стаю
Отражённых голубей».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.