Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе
Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»
Учитель русского языка и литературы Зикреева Елена Намозовна Тип урока: урок-практикум
Вид урока: смешанный (комбинированный) с применением ИКТ
Технологическая карта изучения темы
Тема |
Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие». |
Цели |
Образовательные: обобщить и систематизировать материала о деепричастии и деепричастном обороте. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности - Регулятивные УУД:оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем - Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли - Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы |
Планируемый результат |
Предметные: Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте. Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД) |
Основные понятия |
Причастный и деепричастный оборот, пунктограмма |
Межпредметные связи |
Русский язык. Литература |
Ресурсы: - основные
дополнительные |
Русский язык. 7класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2009. – 223с. интерактивная доска, компьютер, медиапроектор, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, раздаточный материал (распечатанные разноуровневые задания, листы самоконтроля) . |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа, работа в парах |
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое ясное
солнышко за окном, как природа радуется ему. Улыбнитесь друг другу, пусть урок
пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам, новых знаний
Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова русского лингвиста Розенталя.
Слайд 1
«Деепричастия и деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность».
Д.Э.Розенталь
- Ребята, какой большой раздел мы с вами изучали на предыдущих уроках?
- Да, правильно. Какова же тема нашего сегодня урока?
Слайд 2.
- Совершенно верно. Тема урока: «Обобщение по теме «Деепричастие».
- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.
Слайд 3.
II Целеполагание.
- Ребята, а как вы думаете, мы должны сегодня повторить по этой теме?
Знать |
Уметь |
1. Определение деепричастия 2. Правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте. 3. Правописание не с глагольными формами.
|
1. Ставить знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом. 2. Объяснять не с глагольными формами. 3. Отличать причастный и деепричастный обороты. 4. Использовать в речи деепричастие. 5. Исправлять грамматические ошибки при употреблении деепричастного оборота. |
- Мы сегодня вспомним все орфограммы, с которыми связана часть речи – «Деепричастие».
- У каждого из вас есть лист самоанализа, который вы должны будете заполнить в ходе урока.
Слайд 4
Помните: кружок необходимо закрасить соответствующим цветом:
Зелёный - я не допустил(а) ошибок;
Жёлтый - я недостаточно владею материалом, нуждаюсь в повторении;
Красный - правил не знаю, затрудняюсь в выполнении практических заданий.
Дома, пользуясь листом самоанализа, вы проведёте работу по устранению недочётов, при необходимости повторите теоретические сведения.
Слайд 5
III Работа по теме урока
1. «Цифровой диктант»
Если Вы согласны с моим утверждением, поставьте «1», если нет – «0».
1. Деепричастие - самостоятельная часть речи.
2. Деепричастный оборот выделяется запятыми, только когда стоит после определяемого слова.
3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
4. НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно.
5. Деепричастие и деепричастный оборот являются обстоятельством.
6.Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ?
Слайд 6
- Сверьте ответы и оцените себя
Слайд 7
2. Графическая разминка.
-В эпиграфе урока прозвучали слова о том, что деепричастным оборотам присуща также большая выразительность.
-Вспомните строки великих русских поэтов, назовите автора и произведение.
1) «Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит» (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
2) «Раз царевна молодая, милых братьев поджидая, пряла, сидя у окна» (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
3) «Кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус» (Ю.М.Лермонтов «Бородино»)
4) «Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала, наевшись, выспалась под ним». (И.А.Крылов «Свинья под дубом»)
5) «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню» (И.А.Крылов «Волк на псарне»)
- Что использовали поэты для создания динамичности в своих стихах? Назовите деепричастные обороты.
- Составьте схемы.
Слайд 8
Взаимопроверка.
[ , /-.-/, ─ = ].
[ ─, /-.-/, =, /-.-/ ].
[ ─ =, /-.-/, /-.-/ ].
[─ = ,/-.-/ ].
[─,/-.-/, = ]
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2- ошибки – «3»
3- ошибки – «2»
Слайд 9
3. “Найди пару”
- Ребята у вас на партах в конверте находятся «рассыпанные пословицы», ваша задача собрать их. Работаем в парах, помогаем друг другу.
…, по волосам не плачут |
Снявши голову, … |
…, не умоешься |
Не замочив рук, … |
Что имеем, не храним, … |
…, потерявши, плачем. |
…, не всегда брани дорогу |
Спотыкаясь,… |
…, не суйся в воду |
Не зная броду, … |
Пирога ждать,… |
…, не евши, спать |
Слайд 10
- Проверьте, правильно ли вы справились с задачей?
- Запишите понравившуюся пословицу, выделите деепричастие, укажите его вид.
- Как же образуются деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида?
- Определите вид причастия (работаем устно)
Расплетая, остановившись, увлекая, скользя, замерев, разгораясь, положив, запивая, подстелив, увидев.
- Молодцы.
Слайд 11
Минутка здоровья (танцевальная физминутка на расслабление мышц)
Слайд 12
4. Работа с текстом.
(1)Я долго шёл по ельнику стараясь (не)нарушить безмолвия и покоя.
(2) Единственный музыкант работающий без устали дли(н,нн)ым языком доставал засевших в древесин... личинок. (3) Я спрятался за куст любуясь работой. (4) Дятел недоумевая покосился на меня и продолжил работать.
- Ребята, а теперь представим, что мы оказались с вами в лесу.
- Как вы себя чувствуете, находясь в лесу? Что ощущаете? Как нужно вести себя в лесу?
-Прочитайте текст. Найдите в тексте деепричастия, назовите их.
-Какой темой объединены все предложения?
- Какую роль выполняют деепричастия в тексте? (устно)
-Спишите, расставляя недостающие знаки препинания (слабые ученики списывают только 3,4 предложения).
- Произведите синтаксический разбор 4 предложения ( у доски работает 1 ученик)
Слайд 13
-Выполните проверку и оцените себя.
Слайд 14
5.Игра на быстроту реакции и внимания
- Как можно быстрее из каждой строчки исключите лишь те буквы, которые повторяются; запишите правильно получившиеся слова. Выделите суффиксы получившихся деепричастий.
Слайд 15
-Проверяем.
-Слова какой части речи получились у Вас?
-Объясните правописание НЕ с деепричастиями
6.Разноуровневая работа.
- Теперь я предлагаю вам проверить свои знания по теме “Не с деепричастиями”. Выберите себе задание по уровню сложности сами.
Карточки с заданиями.
Уровень А (низкий уровень) – белый цвет
Уровень В (средний уровень) – желтый цвет
Уровень С (повышенной сложности) - голубой цвет
Слайд 16
- Оцените себя.
Минутка здоровья (снятие напряжения с глаз)
Слайд 17
6. Игра «Редактор»
- А сейчас я каждому из вас предлагаю побыть в роли редактора.
- Что означает это слово? (Тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание.)
- Иногда при употреблении деепричастий и деепричастных оборотов ребята совершают ошибки.
-Перед вами предложение. Исследуйте его. Объясните в чем ошибка?
Сидя у иллюминатора, был слышен крик чаек.
-Исправьте её.
Слайд 18
- Измените предложения, запишите правильные варианты.
1. Один раз увидев Байкал, навсегда сохранятся в памяти прекрасные картины этого озера.
2. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдаль.
- Объясните, что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок? (О едином действующем лице и предмете. И глагол, и деепричастие относятся к одному лицу.)
- Будьте внимательны и избегайте подобных ошибок!
Слайд 19
7. Актуализация знаний.
- А теперь я предлагаю вам перенестись на корабль. Кто самый главный человек на корабле? (капитан)
- Я предлагаю сегодня побыть в роли капитана….
- А кто помогает капитану? (боцман)
- Попрошу в роли боцмана сегодня побыть ….
- Итак, перед вами два предложения. Сравните их. Спишите, правильно расставив знаки препинания (2 человека работают у доски),
1-е предложение – капитан
2-е предложение – боцман
Все остальные - матросы – работают самостоятельно в тетрадях.
1.Кок ловко месил тесто засучив рукава куртки.
2.Матросы работали засучив рукава.
-В каком предложении не поставили запятые? Почему?
-Фразеологический оборот с деепричастием запятыми не выделяется.
-Дело в том, что фразеологический оборот – особая единица языка. Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Работать засучив рукава – это значит работать хорошо. Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется.
Слайд 20
8. Самостоятельная работа. Тест.
- Перед вами тест. В каждом задании выберите только один правильный ответ.
1. Деепричастие – это:
А) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию;
Б) особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
2. В деепричастии совмещаются признаки:
А) глагола и наречия;
Б) глагола и прилагательного.
3. Деепричастие может быть:
А) полной и краткой формы;
Б) совершенного и несовершенного вида;
В) I и II спряжения.
4. Деепричастие изменяется:
А) по лицам и числам;
Б) по родам, падежам, числам;
В) не изменяется.
5. В предложении деепричастие является:
А) подлежащим;
Б) сказуемым;
В) определением;
Г) дополнением;
Д) обстоятельством.
6. Деепричастный оборот- это:
А) деепричастие и глагол, к которому оно относится;
Б) деепричастие вместе с зависимыми от него словами.
7. Не с деепричастиями пишется:
А) слитно;
Б) раздельно.
8. Деепричастия несовершенного вида образуются:
А) от основы неопределённой формы глагола путём прибавления суффиксов –в-, -вши;
Б) от основы настоящего времени глагола путём прибавления суффикса –а-(-я);
В) путём прибавления суффикса –а-(-я);
Г) путём прибавления суффиксов –в-, -вши-, -ти-.
Слайд 21
Взаимопроверка
Ключ: 1. Б), 2. А), 3. Б), 4. В) 5. Д), 6. Б) 7. Б) 8. Б)
0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
Более 4-х– «2»
- Проверьте друг у друга тесты, поставьте оценки. Оцените себя.
IV Подведение итогов урока. Обобщающее слово учителя.
- Сегодня мы постарались вспомнить все о деепричастии.
-Что вам понравилось, запомнилось на уроке?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?
-Какие из тем вы бы хотели еще повторить?
- Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в устной и письменной речи?
(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной, дорисовывая основное действие).
- Посмотрите на свои оценочные листы, проанализируйте их.
-Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?
V Итоговая рефлексия.
- Ребята, проанализировав сейчас свои умения, вы имеете дома возможность устранить пробелы в ваших знаниях, продолжить дома подготовку к контрольной работе. Надеюсь, что вам было комфортно работать сегодня на уроке, и вы получили удовлетворение от результативности урока.
- Просмотрите свои листы самоанализа.
Выставление оценок.
VI Домашнее задание.
1) Повышенной сложности: составьте кроссворд на тему «Деепричастие»
2) Средний уровень : Игра «4-й лишний».
Составить 4 ряда слов, в каждом из которых будет лишним одно слово. Например, играть, запасаясь, бежать, слушать.
3) Низкий уровень : по учебнику Баранова за 7 кл. – упр. 136.
Дети сами выбирают себе задание на дом.
- Спасибо всем за работу.
Лист самоанализа.
Зелёный - я не допустил(а) ошибок
Жёлтый – я недостаточно владею материалом, нуждаюсь в повторении
Красный- правил не знаю, затрудняюсь в выполнении практических задач
ОЦЕНИТЕ
знание определений и правил по теме "Деепричастие".
умение находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте, составлять схемы.
умение определять вид деепричастия.
умение ставить знаки при деепричастном обороте.
знание правописания орфограммы НЕ с деепричастиями
умение находить грамматические ошибки при употреблении в речи,
умение исправлять их
самостоятельная работа (тест)
Уровень А (низкий)
Отметьте слитные написания
1.(не)продумав,
2.(не)чувствуя,
3. (не)доумевая,
4.(не)навидя ,
5.(не)зная ,
6.(не)пропуская,
7.(не)взлюбив,
8.(не)услышав,
9.(не)пропуская
10. (не)взирая
Уровень В (средний)
Отметьте слитные написания
1.(не)умолкающий шепот
2.(не)удержавшиеся на ветках
3.(не)проницаемая стена
4.ничему (не)радуясь
5.(не)теплая, а холодная
6.очень (не)приветливые
7.(не)рассчитывая
8.(не)знающая тепла
9.(не)изъяснимое волнение
10.ждать с (не)терпением
11.(не)утолимая печаль
12.(не)замечая
13.(не)навидя
14.(не)возвратимая пора
Уровень С (повышенный)
Отметьте слитные написания
1.(не)доумевая
2.преследовали (не)удачи
3.(не)ощущая холода
4.(не)преодолимая преграда
5.(не)утешительные вести
6.(не)забывая
7.очень (не)простая
8.(не)умолимые законы
9.(не)согретая солнцем
10.(не)сбывшиеся мечты
11.(не)дающие тепла
12.(не)поправимая беда
13.(не)успокоившись
14.(не)кий (не)знакомец
15.отнюдь (не)интересный фильм
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.