Урок русского языка в 8 классе
Учитель:Слободчикова Е.Н.
Дата проведения:____03.2023
___Тема: Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»
Цель: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Обособленные члены предложения»; развивать умение распознавать обособленные члены предложения, учить выделять их на письме, отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.
Задачи:
Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Обособленные члены предложения», обобщить материал как систему знаний.
Развивающие: развивать умение классифицировать обособленные члены предложения, способствовать развитию умений проводить пунктуационный разбор предложения, находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике; выявлять общие условия обособления второстепенных членов предложения, развивать коммуникативные навыки, развивать познавательный интерес к урокам русского языка.
Воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
- знать правила обособления;
- уметь при чтении выделять интонационно обособленные члены предложения;
- уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Метапредметные:
- уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме (коммуникативные);
- проектировать путь преодоления затруднений в обучении (регулятивные);
- объяснять языковые явления, выявляемые в ходе повторения (познавательные).
Личностные:
- формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Ход урока
I. Организационный момент
II. Формулировка темы и цели урока
III. Целеполагание
- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?
(повторить и обобщить знания по теме «Обособленные члены предложения»; развивать умение распознавать обособленные члены предложения, закрепить умение выделять их на письме; отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки)
IV. Вступительное слово учителя:
-На протяжении нескольких уроков мы изучали большую тему в курсе русского языка «Обособленные члены предложения». Сегодня на уроке мы обобщим полученные по этой теме знания, подведём итоги, посмотрим, что усвоено, что необходимо ещё закрепить, проверим ваше умение находить обособленные члены и правильно расставлять знаки препинания в предложениях.
- Ребята, начнём мы работу с устных вопросов, на которые вы должны будете ответить,а затем выполнить ряд упражнений
V. Обобщение изученного материала.
1. -Что такое обособленные члены предложения?
(Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Обособленными могут быть определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения.)
- Вспомним об обособлении определений?
Обособляются:
1.Определения, относящиеся к личному местоимению.
2.Согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного.
3.Согласованные нераспространенные определения, стоящие после определяемого существительного.
4.Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение.
- Чем выражены обособленные определения?
1.Причастным оборотом
2.Прилагательным с зависимым словом
3.Одиночными прилагательными
2. Терминологический диктант с самопроверкой.
Напишите не менее 5 понятий, которые мы используем при изучении данной темы.
- Проверьте, правильно ли вы написали термины
Обособленные члены, обособленные определения, обособленное обстоятельство, приложение, причастный оборот, деепричастие, деепричастный оборот, производный предлог, обособление, существительное.
3.У вас на партах находятся рабочие листы с заданиями, которые выполнять мы будем поэтапно вместе. Выполнять сразу всё не нужно.
- Выполните задание №1
ЗАДАНИЕ 1. Повторение правил обособления путем работы с примерами (чтение предложений, разбор, комментирование)
Обособление согласованных определений
1. Уставшая она опустила на колени руки красные от студеной воды и посмотрела на меня долгим взглядом грустным и нежным.(определение имеет добавочное обстоятельственное значение) (два одиночных согласованных определения, стоящие после определяемого слова)
2. Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал. (определение относится к личному местоимению)
3. Птицы прилетевшие с юга радостно пели за окном свои песни. (причастный оборот, стоящий после определяемого слова)
ЗАДАНИЕ 2. Из двух предложений сделайте одно с обособленным членом предложения.
1. Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они заставили нас искать убежище.
2. Степь очаровала нас. Она была покрыта ярким ковром весенних цветов.
3. Я сидел молча. Я был встревожен и огорчён до глубины души.
Обособление несогласованных определений
4. 4. Воздух густой с привкусом чего-то неясного раздражал нервы странным запахом. (ряд однородных членов с обособленным согласованным определением)
5. 5. Афанасий Лукич без шапки в домашней одежде бежал впереди всех. (относятся к имени собственному)
6. 6. С румяным лицом и сияющими глазами она казалась необыкновенной красавицей. (относятся к личному местоимению)
4.Что можно сказать об этом предложении? (оно осложнено)
-Чем оно осложнено? (обособленными приложениями)
1) Яблонька, красавица, глядела в распахнутое настежь окно.
-Когда приложения обособляются?
Приложения обособляются:
-относятся к личному местоимению;
-стоят перед или после определяемого слова (нарицательного существительного);
-если имеют добавочное обстоятельственное значение;
-если стоит после имени собственного;
-с союзом как в значении причины;
Обособление приложений
7. Вот оно объяснение. (приложение относится к личному местоимению)
8. Награждается Петров Иван ученик 8 класса за победу в олимпиаде. (относится к имени собственному и стоит после определяемого слова)
9. Как старый артиллерист, я презираю этот вид холодного оружия (как = будучи=потому что=так как)
10. Упрямец во всем мой друг упорно стремился к своей цели. (стоит перед именем собственным и имеет добавочное обстоятельственное значение)
5. Учитель читает стихотворение.
Краснея, смущаясь, смеясь, веселясь,
Глумясь и с мыслями борясь,
Волнуясь, двойки боясь, молча,
Ворча, под нос бурча,
Запинаясь, с глупостью расставаясь,
С весельем прощаясь,
Стоит у доски ученик.
- В чем особенность данного стихотворения? (ПП осложнено обособленными обстоятельствами)
- Давайте вспомним обособление обстоятельств, выполнив следующее задание.
ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте предложения, проверьте правильность постановки знаков препинания, исправьте ошибки и расскажите об обособленных обстоятельствах, используя материал задания.
1) Несколько дней лил не переставая холодный дождь. 2) Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок. 3) Пройдя через тяжкие испытания, он сумел сохранить свое человеческое достоинство. 4) Вопреки предсказаниям моего спутника погода прояснилась, и обещала нам тихое утро. 5) Он работал на поле, спустя рукава.
Обособляются:
1.Деепричастные обороты и одиночные деепричастия
2.С предлогами несмотря на, невзирая на.
3.С производными предлогами благодаря, вопреки, согласно, спустя и т.д.
Не обособляются:
1.Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия
2.Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др.
Обособление обстоятельств
11. Ворча и оглядываясь Каштанка предчувствуя неприятную встречу вошла в комнату. (одиночные деепричастия и деепричастные обороты, как правило, обособляются)
12. Несмотря на уговоры люди не торопились расходиться по домам. (обособляются обстоятельства с предлогами «несмотря на», «невзирая на»)
13. На уроке все слушали учителя затаив дыхание. (не обособляется деепричастный оборот, представляющий собой устойчивое выражение или фразеологизм)
14. С утра вопреки метеосводкам была метель. (обособляются обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с предлогами «вследствие», «ввиду», по причине», «благодаря», «согласно», «вопреки», «в отличие», «в зависимости», «в случае», «при условии»)
- Выполните еще одно задание по данной теме (задание № 5)
ЗАДАНИЕ 5. Среди предложений 1-7 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (5)Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (6) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (7) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (2,3,4,7)
6. - Кроме определений, приложений, обстоятельств, какие ещё члены предложения
могут быть обособленными? (дополнения)
-Попробуйте в процессе выполнения следующего задания вспомнить правила постановки знаков препинания при обособленных дополнениях.
-Итак, ЗАДАНИЕ 6. Объясните запятые в данных предложениях. На строчках под предложениями можно кратко дать объяснение.
1.Он зашёл в магазин и закупил всё, включая чемодан. (Обособляется дополнение со значением «включения»; предлог включая)
2.Я не слышал ничего, кроме грохотания поезда и дыхания спящих.(Обособляется дополнение со значением «исключения»; предлог кроме)
3.Вместо голых утёсов, я увидел около себя зелёные горы и плодоносные деревья. (Обособляется дополнение со значением «замещения»; предлог вместо)
7. «Кто хочет стать грамотным»
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания в предложениях, графически обозначьте обособленные члены предложения.
П..ляны усыпанные берёзовым л..стом были полны со..нца. 2) Н..когда не берись за последующее не усвоив предыдущ..го. 3) Попривыкнув Поля огл..нулась. 4) Прикрытие стоявшее около пушек Тушина ушло по чьему…то приказу и не…смотря на это батарея продолжала стрелять. 5) Извилистые доро…ки выложенные кирпич..м б..жали от них в глубину сада.
8. Цифровой диктант
Задание: у вас на столах лежат карточки с текстом из 10 предложений. Я буду называть определённое синтаксическое явление, а вы должны будете записать номера предложений, в котором это явление имеет место.
1. Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома, расположенного у реки.
2. Увидев внизу землянку, Акимов направился к ней.
3. Окружённая слева и справа жёлтыми зарослями осоки, она приютилась возле самой воды.
4. Измученный и продрогший я едва добрался домой, помимо усталости, чувствуя небывалую слабость.
5. Над столом висела на верёвках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок.
6. Как истинный поэт Некрасов любим своим народом
7. Он заспешил назад, встав под елью, и, прикрытый её пушистыми ветвями, стал напряжённо ждать.
8. Ветер свистел, раскачивая деревья, похрустывали под его напором стволы, с беспокойным шумом плескалась о берег волна.
9. Сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний
10. Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очистилось от туч, и звёзды, ярко заблиставшие на небосклоне, могли помочь ему найти дорогу.
А. В каком предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом? (2,7,8)
Б. В каком предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом? (1,5,7,9,10)
В. В каком предложении обособленные определения относятся к личному местоимению? (3,4,7)
Г. В каком предложении есть обособленное дополнение?(4,9)
Д. В каком предложении есть необособленное определение, выраженное причастным оборотом? (1)
Е. В каком предложении есть обособленное приложение? (6)
Критерии оценивания: 15-14 правильных ответов – «5»
13-11 – «4»
10-7 – «3»
VI. Подведение итогов
- Подведем итоги. Что мы сегодня повторили на уроке? (Правила обособления. Постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.)
- Поделимся впечатлением о нашем уроке.
Сегодня на уроке:
- мне больше всего понравилось…
- мне было интересно…
- я понял, что…
Своей работой на уроке:
- я доволен, потому что…
- не совсем доволен, потому что…
VII. Рефлексия.
- На бланке «Самооценка» подчеркните нужные слова и ответьте на 5 вопрос (по желанию).
1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.
2. Правильно читать предложения с обособленными членами умею / не умею / не всегда.
3. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею / не всегда.
4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами
умею / не умею/ не всегда.
5. Какая из тем (обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства, уточняющие члены предложения) вызывает до сих пор трудности?
VIII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение на тему «Весна»,используя предложения с обособленными членами
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.