Урок литературы в 5 классе № 43.
Дата
_____________________
Тема: Мир детства в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
Цели урока: формирование представления о детских годах Н. А. Некрасова, анализ стихотворения «Крестьянские дети».
Планируемые результаты:
Основные понятия: сравнение, стихотворение.
Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийное оборудование, презентация, видео.
Методические приемы: беседа, выразительное чтение, анализ текста, работа в парах, работа по рядам.
Межпредметные связи: история.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
СТРУКТУРА УРОКА
I. Этап мотивации.
Цель этапа: Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
- Добрый день, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнемся и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!». Подарите тем, кто вас окружает, частичку хорошего настроения. Удивительна пора детства. Это мир волшебный. Я уверена, что каждый взрослый мечтает хоть на одну минуту вернуться в чудесное и беззаботное время своего детства.
Критерии оценивания.
Устная работа на уроке.
II. Этап актуализации знаний.
Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Индивидуальная работа. Приложение 1.
Работа с классом. Беседа.
Цель этапа: актуализация знаний обучающихся о Н. А. Некрасове.
-
Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущем уроке?
- Что запомнилось вам из его биографии?
-
С какими произведениями этого писателя мы уже познакомились?
- Что воспевает поэт в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос»?
III. Этап выявления места и причины затруднения.
Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.
- Для того чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина), предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом:
1. главная мысль произведения;
2. это то, о чём рассказывает писатель;
3. искусство слова;
4. сопоставление одного предмета с другим;
5. художественное определение;
6. журнал, где работал Н. А. Некрасов;
7. весёлое, смешное, драматическое произведение.
Подчеркните буквы и вы получите ключевое слово. (Учитель называет, какую по счету букву нужно подчеркнуть)
- идея;
- тема;
- литература;
- сравнение;
- эпитет;
- современник;
- комедия.
- Какое слово у вас получилось? (Детство).
- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
IV. Этап целеполагания.
Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
- А теперь попробуем определить тему урока.
- Для этого нам еще нужно вспомнить, из какого произведения эти строки:
«Опять я в деревне, хожу на охоту,
Пишу мои вирши – живётся легко…» («Крестьянские дети»)
- Все ключевые слова перед нами, подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Мир детства в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».)
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить при анализе произведения?
Запишите свои вопросы в тетради в виде 1-2 предложений.
(Узнать, как показывает поэт в своем стихотворении детство крестьянских детей
Как поэт относится к детям).
V. Этап открытия нового знания.
Цель этапа: изучение темы урока.
- Пожалуй ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети”. Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения и анализа стихотворения.
А. Словарная работа. Приложение 2.
- Прежде, чем начнем анализ произведения, познакомьтесь со словами, которые встречаются в нем.
Словарь
Б. Работа в паре. Приложение 3.
- Вам необходимо, работая в паре, восстановить последовательность событий.
1.Охотник рад возвращению в родную деревню.
2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
4.Раздумья о детском труде.
5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.
6.Представление Фингала для деревенских зрителей.
7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.
В. Анализ стихотворения.
- Обратимся к началу стихотворения и вместе с автором «войдем» в солнечный летний день.
- Найдите в начале стихотворения описание природы? Какое настроение передано в нем?
(Автор радуется веселым лучам солнца, воркующей голубке, крику молодых грачей; бодрый, жизнерадостный тон передает приподнятое настроение поэта).
- Как называется описание природы в художественном произведении? (Пейзаж).
- Пейзаж в начале стихотворения наполнен солнечным светом, озвучен голосами птиц – звуками светлого лета. Перед нами солнечный, радостный русский пейзаж.
- В стихах Некрасова природа изображена в тесном единении с человеком, и прежде всего с жизнью крестьянина, с его трудом и повседневными заботами. И, наверное, не случайно при описании крестьянских детей Некрасов использует природные образы. Какие? (глаза сравнивает с полевыми цветами, «как в поле цветы»).
- как называется выразительно-изобразительное средство, основанное на сопоставлении одного предмета или явления с другим? (Сравнение).
- Какие слова использует автор, выражая свое отношение к детям?
(«в них столько покоя, свободы и ласки», «в них столько святой доброты», «я детского глаза люблю выраженье»).
Вывод: умиление и нежность переполняют охотника.
- Затем в стихотворение врываются голоса крестьянских детей, девять голосов.
- Можем ли мы определить характер каждого мальчика по их репликам? (Да.
Первый мальчик наблюдательный, второй – склонный к размышлениям, третий – Гриша – осторожный, четвертый – смелый. Другие ребята удивляются и, восхищенные, рассматривают барина, его часы, ружье, собаку).
- Какой приговор «вынесли» дети охотнику? Что означает такой приговор? Как он характеризует мальчишек? (Наблюдательные, сообразительные, смекалистые).
- Случайная встреча с деревенскими ребятами вызывает воспоминания о собственном детстве автора, проведенном среди крестьянской детворы. Рассказчик сопоставляет себя с крестьянскими детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик – нет.
- О чем рассказывает автор? (показывает картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, лесные походы, радость участия в общем труде).
- Как называет автор крестьянских детей? («милые плуты», «счастливый народ»).
- В чем же они счастливы? («в их жизни так много поэзии слито», поэт завидует им).
- Почему автор завидует им? (счастливое время в жизни самого автора, не отягощенное проблемами, заботами).
- Каково отношение к крестьянским детям? (любовь, понимание).
- Как вы понимаете строчки «ни науки, ни неги не ведают в детстве они»? (строчки проникнуты горькой иронией).
- Далее автор вводит в свой рассказ образ дороги.
- О какой дороге идет речь? Как вы понимаете слова: «…у нас же дорога большая была»? (дорога – тракт, шоссе; дорога – жизненный путь).
- Образ дороги – символичен. Это не только тракт, по которому едут или идут, это и символ жизненного пути. Каждый выбирает дорогу сам.
- А какой путь ждет крестьянских детей? (рабочий путь)
— Как
вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!
(Вологжанин — житель
города Вологды.
Лудильщик — рабочий,
который лудит (чинит) посуду.
Портной — мастер по шитью
одежды.
Шерстобит — работник,
который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.)
- Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?
- Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?
(Так ребята узнавали мир, расширяли кругозор. Тогда не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров, и дорога и проходившие по ней люди были единственным источником информации о мире и о жизни).
- Далее автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы.
- Чем закончился поход за грибами? (купанием в реке)
- Что делают дети, вернувшись домой?
(Домой они вернулись с полными лукошками, т.е. это не только приятное времяпрепровождение, но и полезное занятие.
Кто помогает родителям нянчить младших, кто тащит на пожню квас, кто играет, отдыхает).
- После грибной поры пришла пора сбора ягод (прочитать отрывок от слов «Грибная пора отойти не успела… до «…живого в деревню тащат с торжеством»).
- Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. (Из шести предложений четыре – восклицательные).
-Какой вывод можно сделать? (эти предложения проникнуты особыми чувствами).
- Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?
(радостное, веселое, задорное).
- Но вот радостное повествование о безмятежном детстве крестьянских детей обрывается, меняется интонация повествования. Автор рассказывает о том, как постепенно крестьянские дети приобщаются к тяжелому крестьянскому труду, который сначала оборачивается для них «нарядной своей стороной», а затем становится непосильным бременем.
Крестьянские дети рано начинали трудиться
- Как вы понимаете выражение «нарядной своей стороной»? (Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай).
- Какие чувства испытывает ребенок, участвующий в общем труде? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)
- Как вы понимает выражение «Ванюша в деревню въезжает царем»? (сидя на стоге сена)
- Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем»
- Как прививали любовь к труду? (собственным примером)
- Что нужно сделать, чтобы вырастить хлеб? Прочитать. Объяснить значение слов. Подсчитать количество слов, указывающих на процесс выращивания хлеба.
Физминутка
(выполнить действия)
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
(Объяснить значение подчеркнутых слов:
Жатва – урожай
Серп – орудие крестьянского труда в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков (колосьев) с поля.
Сноп – связка сжатых стеблей с колосьями.
Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.
Цепы – ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на ремне подвешивали било – тяжелую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зерна из колосьев).
- Итак, чтобы вырастить хлеб надо немало потрудиться: посеять, вырастить, собрать урожай, сохранить его, испечь хлеб. А этот труд тяжелый и в наше время, поэтому бережно относитесь к хлебу. Выращивание хлеба – это труд многих людей, необходимо ценить его.
- Да, «крестьянский ребенок свободно растет», «он знает лесные дорожки, гарцует верхом, не боится воды…», но Некрасов показывает и «оборотную сторону медали».
- Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»?
(обычно употребляется в переносном значении: одна сторона – положительная, другая – отрицательная).
- И вот из жаркого доброго лета мы переносимся в «студеную зимнюю пору» и «сильный мороз».
- Почему всплыла в памяти поэта давняя встреча? Как дополняет эта сцена раздумья поэта о жизни крестьянских детей? (Есть другая сторона жизни крестьянских детей, и о ней знает автор - это раннее приобщение к тяжелому, непосильному крестьянскому труду).
- Как автор рисует поведение мальчика? (он не идет, а «шествует важно, чинно, спокойно; как взрослый).
- Почему автор употребил слово «шествует»? (шествовать – идти, двигаться торжественно, важно; он понимает свою значимость)
- Внешне несуразная картина: лошадь, большой воз хворосту и рядом маленький мальчуган в огромных сапогах, больших рукавицах – все это невольно вызывает в первый момент улыбку, которая чувствуется в обращении автора.
- Обратите внимание на иллюстрацию на стр. 184.
- Как речь мальчика характеризует его? (он отвечает нарочито грубо, чтобы подчеркнуть свою значимость; возможно, подражает отцу)
- В репликах мальчика звучит чувство собственного достоинства. Он не страдает от этой работы и не считает себя несчастным, он горд и потому вызывает особое восхищение.
Маленький мужичок испытывает гордость и ответственность за доверенное дело. Он вправе причислить себя, шестилетнего, к мужикам – кормильцам большой семьи. Уверенность, важность и независимость звучат в последних словах «малюточки», крикнувшего басом.
- Какие чувства испытывает автор? (Не жалость, а уважение к этому чувству мужской ответственности, трудолюбию и бесстрашию малыша)
- Почему рассказчику сначала кажется, что «как будто все это картонное было», что он попал в детский театр? (все это не настоящее, не мог поверить в реальность происходящего)
Вывод. Эта сцена проникнута глубоким сочувствием и уважением к шестилетнему труженику, к столь раннему знакомству с тяжелым трудом (оборотная сторона привольного деревенского детства). Ведь это ребенок, который «уморительно мал». И ранее приветливая, ласковая природа оборачивается «нелюдимой, мертвящей зимой».
-Итак, какую «картину» нарисовал нам автор. Какие краски вы возьмете, чтобы выразить свое впечатление от прочитанного? (контрастные: светлые и темные)
- Что вы отнесете к светлой стороне? А к темной?
VI. Этап первичного закрепления.
Цель этапа: умение ориентироваться в своей системе знаний; применение нового знания в типовых заданиях.
Работа в группе. Приложение 4.
Распределить пункты на две колонки.
Каким предстает мир крестьянских детей
«Светлая» сторона (удивительный)
Привольная жизнь на лоне природы:
- «грибные набеги»;
- походы за ягодами, орехами;
- купание в реке, рыбалка;
- общение с людьми «рабочего звания»
«Темная» сторона (трудный)
Раннее приобщение к тяжелому крестьянскому труду:
- помощь родителям по дому;
- работа в поле;
- помощь при заготовке дров;
- ответственность за жизнь семьи.
Вывод: Некрасов испытывает нежность, умиление, любовь и восхищение Некрасов сочувствует, но в то же время уважает маленьких тружеников.
VII. Этап включения в систему знаний.
Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.
- Описанная поэтом картина рождает
… честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.
- Как вы думаете, какое «вековое наследство» призывает хранить поэт?
(«Вековое наследство» - это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, ощущение ее красоты, радость жизни, радость труда. И это обращение адресовано не только к крестьянским детям, но и к будущим поколения. Это завещание Некрасова).
Анализ 3 части стихотворения
- Каким настроением проникнут финал стихотворения? (радостным, веселым; автор и дети объединяются; нет никаких преград; мальчики уже не боятся героя; сам автор наслаждается шумным восторгом ребятишек).
Так дружески заканчивается встреча охотника с крестьянскими детьми, и эта сцена еще раз подчеркивает, с какой симпатией относится поэт к своим героям. Этот эпизод – прообраз каких-то небывало хороших времен, которые обязательно должны наступить.
VIII. Этап подведения итогов урока.
Цель этапа: подведение итогов урока.
- Как изобразил Н. Некрасов жизнь крестьянских детей?
- Узнали вы что-то новое? Что вас больше всего поразило (удивило, обрадовало, огорчило)?
- Каково ваше отношение к героям стихотворения?
- Интересно ли вам было анализировать стихотворение? Все ли вам было понятно?
- Какие фрагменты стихотворения вам бы хотелось проиллюстрировать?
IХ. Этап рефлексии и оценивания.
Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.
Закончи фразу…
Своей работой на уроке я доволен/недоволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я устал/не устал
Моё настроение стало хуже/стало лучше
Материал урока мне был понятен/не понятен, полезен/не полезен, интересен/не интересен.
X. Этап ознакомления с домашним заданием.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Прочитать стр. 188 – 189, 287 – 289.
Индивидуальные задания. Подготовить сообщения. Приложение 5.
По желанию. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Источники
https://www.metod-kopilka.ru/urok-literaturi-v-klasse-udivitelniy-i-trudniy-mir-krestyanskih-detey-po-stihotvoreniyu-n-nekrasova-krestyanskie-deti-69429.html
http://открытыйурок.рф/статьи/657143/
https://infourok.ru/urok-literaturi-na-temu-mir-detstva-v-stihotvorenii-n-a-nekrasova-krestyanskie-deti-klass-913991.html
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-klass-fgos-mir-detstva-v-stihotvorenii-n-a-nekrasova-krestyanskie-deti-1439032.html
https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-literaturi-v-klasse-na-temu-mir-detstva-v-stihotvorenii-nanekrasova-krestyanskie-deti-3273740.html
Приложение 1.
ФИ________________________________________ класс__________ дата _______
Определите виды рифмы в следующих отрывках:
А) Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий.
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу. Н.М.Рубцов. _____________________________________
Б) Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом. Е.Измайлов. ____________________________________
В) Откройся перед нами!
«Я при Голицыне был цензор»,-молвил он.
И вдруг пред ним чета кладёт земной поклон,
И двери растворились сами. П.А.Вяземский _____________________________________
Г) Не составишь телеграмму
И открытки не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь. О.Высотская. ____________________________
Д) За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле-
Жил старик в одном селе. П.П.Ершов _________________________________
ФИ ___________________________________________ класс______ дата _________
1. В левом столбике приводятся имена героев «Сказки о мёртвой царевне» А.С.Пушкина. Соедините стрелками соответствующее герою.
Чернавка Царица
Елисей Собака семи богатырей
Соколко Один из семи богатырей
Румяный усач Недруг, враг
Сорочин Возлюбленный главной героини
Мачеха главной героини Служанка
ФИ ___________________________________________ класс______ дата _________
Определите виды рифмы в следующих отрывках:
А) Случились вместе два астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил; земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит. М.В.Ломоносов. __________________________
Б) Если до сих пор нигде вы
Не встречали королевы,-
Поглядите – вот она!
Среди нас живёт она. А. Л. Барто __________________________________
В) Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у берёзы
Не грызите кору. Н.А.Некрасов. ________________________________
Г) Гусь шагает, как солдат,
Груша зреет – Гриша рад. Саша Чёрный. ___________________________________
Д) Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,
И чёрт его поймёт, откуда бьёт. А.Т.Твардовский. ____________________________________
Е) На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской. А.С.Пушкин. ____________________________________
ФИ ___________________________________________ класс______ дата _________
1. В левом столбике приводятся имена героев «Сказки о мёртвой царевне» А.С.Пушкина. Соедините стрелками соответствующее герою.
Чернавка Царица
Елисей Собака семи богатырей
Соколко Один из семи богатырей
Румяный усач Недруг, враг
Сорочин Возлюбленный главной героини
Мачеха главной героини Служанка
Приложение 2.
Словарь
Словарь
Словарь
Словарь
Словарь
Приложение 3.
- Вам необходимо, работая в паре, восстановить последовательность событий.
Раздумья о детском труде.
Охотник рад возвращению в родную деревню.
Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
Гроза разлучает с крестьянскими детьми.
Встреча поэта с «мужичком» Власом.
Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
Представление Фингала для деревенских зрителей.
- Вам необходимо, работая в паре, восстановить последовательность событий.
Раздумья о детском труде.
Охотник рад возвращению в родную деревню.
Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
Гроза разлучает с крестьянскими детьми.
Встреча поэта с «мужичком» Власом.
Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
Представление Фингала для деревенских зрителей.
- Вам необходимо, работая в паре, восстановить последовательность событий.
Раздумья о детском труде.
Охотник рад возвращению в родную деревню.
Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
Гроза разлучает с крестьянскими детьми.
Встреча поэта с «мужичком» Власом.
Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
Представление Фингала для деревенских зрителей.
- Вам необходимо, работая в паре, восстановить последовательность событий.
Раздумья о детском труде.
Охотник рад возвращению в родную деревню.
Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
Гроза разлучает с крестьянскими детьми.
Встреча поэта с «мужичком» Власом.
Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
Представление Фингала для деревенских зрителей.
Приложение 4.
Каким предстает мир крестьянских детей
«Светлая» сторона (удивительный) «Темная» сторона (трудный)
Привольная жизнь на лоне природы: Раннее приобщение
к тяжелому крестьянскому труду:
- «грибные набеги»;
- ответственность за жизнь семьи;
- походы за ягодами, орехами;
- помощь родителям по дому;
- общение с людьми «рабочего звания»;
- работа в поле;
- помощь при заготовке дров;
- купание в реке, рыбалка;
Приложение 5
1. В дальней господской деревне матери Тургенева Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка— и того лучше!
2. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого— он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
3. Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.
4. Орловская губерния живописна: поля, леса, деревушки по косогорам. Поля к июлю залиты пшеницей и рожью, по ржам ветер идёт ровно. Васильки, жаворонки...
Великие поэты и писатели: Тургенев, Толстой, Фет, Тютчев, Лесков — родились в этом крае.
5. Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в берёзовой роще, с усадьбой, с церковью, с домом в сорок комнат, бесконечными служебными постройками, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, со знаменитым парком и фруктовым садом. В начале прошлого века это как бы столица маленького царства, с правительством, чиновниками, подданными.
6. Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им Варвара Петровна, мать будущего писателя. Варвара Петровна была богатой наследницей, она владела крепостными крестьянами.
7. Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами.
8. Часто крестьян наказывали, и Тургенев, видя страдания и унижения крепостных, чувствовал негодование и стыд. Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву (клятву на всю жизнь): «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя Аннибаловская клятва». «Муму» (1852г.) — одно из первых произведений, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.