Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России» по теме
«Как отличить диалог от монолога?»
Целевые установки: учить понимать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомиться с этимологией слов диалог и монолог; формировать умения
отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи диалог и монолог, участвовать в учебном диалоге, составлять по рисункам диалог и монолог; учить работать с рубрикой «Страничка для любознательных»; развивать навык смыслового и выразительного чтения; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Межпредметная связь: литературное чтение.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; рабочая тетрадь «Русский язык» В.П. Канакина.
Ход урока
I.Организационный момент.
Дети стоят в кругу, бросают друг другу мяч и желают хорошего настроения.
- Я рада, что урок мы начинаем с хорошим настроением.
II.Проверка домашнего задания.
Рассказывание детьми эпизодов из сказок, где герои разговаривают друг с
другом. Оценка речи персонажей.
III.Актуализация знаний.
Орфографическая минутка.
- Какую цель поставите перед собой при написании минутки чистописания?
Упражнение для пальцев.
«Прогулка».
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые – догонять.
(Движение средних пальцев в быстром темпе.)
А четвёртые – пешком,
(Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.)
Пятый пальчик поскакал
(ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Хлопок обоими кулаками по столу.)
- Подчеркните букву на ваш взгляд самую красивую.
На доске: Волки рыщут, пищу ищут.
- Прочитайте.
- Это предложение или группа слов?
- Спишите, подчеркните орфограммы.
- Какое правило надо помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (щу).
Прочитайте правило.
IV. Самоопределение к деятельности.
Рабочая тетрадь упр. 6, с. 5.
- Чем похожи тексты? (Чем отличаются?)
Учебник с. 10, чтение темы «Диалог и монолог».
- Как отличить диалог от монолога?
- На какой вопрос мы должны ответить к концу урока?
V. Работа по учебнику.
1.Учебник с. 10. Чтение сведений о языке: что такое диалог и монолог.
- В чём сходство и различия диалога и монолога?
2. Чтение и обсуждение рубрики «Страничка для любознательных», стр.11.
- Кого можно назвать любознательным?
- Что нового вы узнали из данной рубрики? Что вам было уже известно? Использование карточек-памяток:
ДИАЛОГ
диа — «два»
МОНОЛОГ
моно — «один»
3. Учебник, упр. 6, с. 10 – устно. Чтение диалога из сказки «Теремок».
Ответить на вопросы к упражнению, наблюдение за оформлением диалогической речи.
4. Учебник с.11. «Обратите внимание!»
- Спишите диалог упр.6, стр.10. Проверьте написание.
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление изученного материала.
1.Учебник, упр. 8, с. 12 чтение монолога из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
Ответить на вопросы к упражнению. Выполнение письменного задания.
2.Словарная работа.
Прощай (учебник, с. 12)
- Какое вежливое слово говорит Дюймовочка?
- Почему выделена буква О?
- Какое близкое по значению слово мы говорим при прощании?
(До свидания).
- Запишите слова, родственные слову прощай. (Прощание, попрощался, прощальный.)
- Подчеркните букву О.
3. Упражнения в различении диалога и монолога.
Учебник, упр. 9, с. 12.
Выполнение устных и письменных заданий.
VIII.Рефлексия. Итог урока.
- На какой главный вопрос вы отвечали сегодня на уроке?
- Как отличить диалог от монолога?
Учебник с.14, задание 4, «Проверь себя».
Домашнее задание
Учебник, упр. 10, с. 13 составить устно диалог и монолог по рисункам используя в нём слова здравствуй и прощай.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.