Конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий по теме «В.Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана»

  • docx
  • 22.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: обобщить и проверить имеющие знания у учащихся по литературной сказке; формировать интерес у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; содействовать развитию памяти, мышления, формировать навык по развитию речи, пополнению словарного запаса обучающихся
Иконка файла материала конспект урока.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа-ЭКОТЕХ» города Котовска Тамбовской области

 

 

Конспект урока с применением

здоровьесберегающих технологий по теме

 

 «В.Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана»

 

 

 

Класс и возраст обучающихся: 4 класс , 10- 11 лет

Реализуемая образовательная программа: «Школа России»

 

 

Подготовила: учитель начальных классов Орлова Марина Викторовна

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: В.Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: обобщить и проверить имеющие знания у учащихся по литературной сказке; формировать интерес у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать развитию памяти, мышления, формировать навык по развитию речи, пополнению словарного запаса обучающихся

Задачи урока: провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;  развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям; развивать чувственную сферу личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции  и представлений  младших школьников;  приобщать детей к  восприятию решения  непростых  житейских  проблем;  воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Формы, приемы, методы: Работа индивидуальная и групповая творческая работа. Фронтальный опрос. Частично-поисковый метод (поиск информации в учебнике).

Планируемые результаты:

Предметные результаты: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные результаты:

·коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·регулятивные УУД составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

·познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации, уметь сравнивать, анализировать, опираясь на свои полученные знания и жизненный опыт.

Личностные результаты:

· слушать других и принимать иную точку зрения;

·                      проявлять интерес в практической работе, получать удовольствие от работы в паре, группе (практическая работа); оказывать одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.

На уроке я использую  следующие здоровьесберегающие технологии - комплексы специальных упражнений, а именно:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

·        учет особенностей  класса;

·        технология уровневой дифференциации обучения - организация урока с учётом возможностей и способностей слабовидящих обучающихся, рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, смена видов деятельности, своевременное проведение физкультминуток; учёт зрительной нагрузки, увеличение шрифта (для слабовидящих обучающихся);

·        организация деятельности, выполнение практических заданий во время урока способствует активизации детей, удовлетворению их потребности в движении, смене позы, способствует снятию утомления и повышение их работоспособности.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

•  использование технических средств обучения обеспечивает совместную деятельность различных анализаторов, что повышает эффективность обучения;

•  применение кинезиологических упражнений, аутогенной тренировки позволяет школьникам в непринужденной форме более качественно усваивать знания, необходимые в дальнейшей жизни; формирует ценности здоровья и здорового образа жизни;

Материально-техническое обеспечение:

·         ТСО: ноутбук, проектор

Наглядный материал: презентация к уроку «Городок в табакерке».

 


 

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент. Проверка домашнего задания

Личностные УУД:

умение применять правила поведения на уроке.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

"Здравствуйте", - ты скажешь человеку.

"Здравствуй", - улыбнется он в ответ.

И, наверное, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет человек.

-Проверим готовность к уроку

 

Прочитайте чистоговорку 

Та – та – та – в нашем классе чистота.

Ту – ту – ту – наводим сами красоту.

Ты – ты – ты – нами политы цветы.

Ят – ят – ят – парты ровненько стоят.

Ют – ют – ют – очень любим мы уют.

 

На прошлом уроке вы, образовав творческие группы, создавали свои поучительные сказки - путешествия, иллюстрации к ним. Сейчас вы представите их классу.

Самоконтроль готовности. Настрой на работу.

 

 

 

 

Чтение чистоговорки.

 

 

 

Читают свои сказки,  «защищают» их, сопровождая иллюстрациями, читают по ролям или инсценируя, поясняя, почему они решили  совершить  путешествие  именно   например в   компьютер

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста.

Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с произведением Владимира Фёдоровича Одоевского «Город в табакерке».

 Вы прочитали сказку. Скажите, пожалуйста, встречались ли вам заголовки в тексте?

Как вы думаете, чем мы сегодня будем с вами заниматься на уроке литературного чтения?

 

 

 

 

 

Нет

 

Делить текст на части и составлять план

 

 

 

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

-Сегодня мы с вами разделим сказку на части, составим план к ней. Будем учиться пересказывать.

В 1833 году вышел в свет сборник «Пёстрые сказки». Это были первые сочинения Владимира Фёдоровича Одоевского для детей.

В 1834 году отдельным изданием был напечатан «Городок в табакерке». Жанр этого произведения был определён как сказка.

Сказка – это увлекательная, интересная история, зачастую со счастливым концом. В сказках нередко говорится о том, как люди хотели бы жить. Чтобы добро всегда побеждало зло, а у смелых, отважных, трудолюбивых людей всё складывалось бы хорошо.

Но, прежде, как мы перейдем к работе с текстом, хочу задать вам вопросы:

- Чем же отличается сказка от обыкновенного рассказа?

-Чем отличается литературная сказка от народной?

 

 

 

 

 

Слушают.

Демонстрация знаний, умений.

Принятие учебной задачи.

Восприятие информации.

 

 

Рассказ, как правило, — это цепочка реальных поступков, последовательное изложение какого-либо события в жизни главного героя; это небольшое по объему литературное произведение, у которого практически всегда есть автор.

 

Литературную сказку написал автор

Народную сказку придумал коллектив.

Ее могли переписывать несколько раз.

 

 

 

 

Работа с текстом

(чтение и деление сказки на части)











Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

 

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Аутогенная тренировка (улучшает психические функции: активизирует память, внимание, воображение, образное мышление, усиливает творческий потенциал).

- Дети, закройте глаза и представьте, что на нас солнышко льёт тёплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.

 

 

Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, кто является главными героями сказки?

Правильно, это мальчик Миша и его Папа, который принёс домой удивительную вещь – музыкальную табакерку.

 

Найдите и прочитайте отрывок до слов «Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!» стр.157

Как озаглавим эту часть? (1 часть)

 

 

 

Прочитайте вторую часть произведения до слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише и тише….», стр.158

 

 

 

3 часть предлагаю выделить самостоятельно.

 

 

Прочитайте часть  до слов «Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил…» стр.161 (4 часть)

 

 

 

 

 

 

Переходим к 5 части нашего произведения. Прочитайте  до слов «Вот перед ними еще одни дверцы» на стр.162.   Озаглавьте эту часть самостоятельно.

 

Ребята, вы хорошо сейчас  поработали над делением текста и составлением заголовков. Предлагаю выполнить «физкультминутку»

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети участвуют в аутогенной тренировке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

Миши и его папа

 

 

 

Например,

«Удивительная табакерка»

 

 

 

«Любопытство Миши»

«Нельзя ли войти в этот городок?»

 

«Приглашение в городок»

 

«Вдали все кажется маленьким, а подойдешь - большое»

 

 

 

«Маленькая размолвка»»

Физкультминутка         

 

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Видео https://www.youtube.com/watch?v=Hr1sABln6tk

 

 

 

Работа с текстом

Чтение по ролям

 

 

 

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

Ребята, мы с вами не весь текст разделили на части. Догадываетесь, какое домашнее задание вас ожидает?

 

 

Сейчас, найдем в тексте диалог Миши, колокольчиков, молоточков и надзирателя. Как вы думаете, с какой интонацией необходимо прочитать слова каждого из героев?

 

Стр.163-165

До конца составить план и подробный пересказ.

 

Колькольчики-добрый и ласковый тон

Молоточки-с повышенной интонацией

Надзиратель -высокий и грубый тон

Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

 

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Подведем итог урока.

-Чему мы сегодня учились на уроке?

-Как нужно составлять план?

Ребята, оцените свою работу на уроке. Закройте глаза. Если вы считаете, что хорошо работали - поднимите правую руку. Если недостаточно хорошо – левую руку.

 

Домашнее задание

До конца составить план и подготовиться к подробному пересказу.

Молодцы! Готовьтесь к следующему уроку.

 

Отвечают на вопросы.

Демонстрируют свои знания;

Оценка и рефлексия собственной деятельности.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru