– Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?
– Какие произведения из этого раздела мы изучили?
– Чем стихотворения отличаются от других произведений? (рифма, ритм, краткость)
– Со стихотворениями, какого русского поэта вы познакомились вчера?
- О чем это стихотворение?
- Давайте прочитаем его с выражением.
- Послушайте отрывок из стихотворения.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром...
– Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Кто его автор? (Сергей Есенин.)
– Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.
- Давайте я немного напомню об этом поэте.
– Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество песен, сказок и частушек, и именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений.
Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж.
Сергей Есенин прожил очень мало – всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого. Стихи поэта очень музыкальны, напевны, всеми любимы, поэтому многие композиторы создавали произведения на стихи Есенина.
- Где родился С. Есенин?
- Кто подтолкнул к написанию первых стихотворений?
- О чем писал Есенин?
- Сколько он прожил?
Сегодня мы познакомимся с один из его стихотворений - «Черёмуха».
Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо чистое, оно голубое-голубое. Воздух чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.
– Что вам известно о черёмухе?
Одна из первых я цвету.
В садах стою я вся в цвету,
И белый мой наряд,
И горький запах всех влечёт:
-Гляди, черёмуха цветёт!-
Все люди говорят.
И вся благоуханная,
Роняя лепестки,
Цветёт, цветёт черёмуха
В овраге у реки.
– Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.
Первоначальное прослушивание лирического стихотворения Сергея Есенина “Черемуха” в грамзаписи.
Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенных вариантов: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.
Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
чтобы передать радость общения с природой;
чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.
«Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.
Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите слова, которые вам не понятны.
Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;
Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;
Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;
Вкрадчиво – осторожно, доверительно;
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
Давайте в нашу карточку впишем понятия некоторых слов.
Подчеркните в карточке, к какому жанру относится это произведение?
Докажите, что это стихотворение.
Физкультминутка.
- С какой интонацией будем читать это стихотворение? (медленно, неторопливо, с восхищением). Не забываем делать небольшие паузы, когда у нас запятые. И паузы чуть подлиннее, когда конец предложения.
- Сначала прочитаем по цепочке по 2 строчки.
- Прочитаем по четверостишию.
А теперь полностью стихотворение.
- Скажите, а что такое средства художественной выразительности?
- Какие мы знаем? (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры)
- Работаем с карточкой.
- что такое эпитеты?
- что такое сравнение?
- что такое олицетворение?
- Что такое метафора?
Что такое рифма? (парами выполните эту работу)
Вывод: какая тут рифма? (перекрестная)
Учитель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение З.Александровой «Черемуха» и хочу, чтобы вы оценили поступки людей.
Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой?
Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.
Итог урока:
– С каким произведением вы познакомились на уроке?
– Кто автор? Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворении?
– С какой целью автор написал это стихотворение? (Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание.)
Домашнее задание:
с. 55 учить наизусть.
Доделать карточку.
Тема урока:
С.А. Есенин «Черёмуха».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.