Конспект урока "С.А. Есенин "Черёмуха""

  • docx
  • 21.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Есенин _Черёмуха.docx

 –  Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?

–  Какие произведения из этого раздела мы изучили?

 –  Чем стихотворения отличаются от других произведений?  (рифма, ритм, краткость)

 –  Со стихотворениями, какого русского поэта вы познакомились вчера?

- О чем это стихотворение?

- Давайте прочитаем его с выражением.

- Послушайте отрывок из стихотворения.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром...

    –  Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Кто его автор? (Сергей Есенин.)

    –  Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.

- Давайте я немного напомню об этом поэте.

     –  Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой  реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество песен, сказок и частушек, и  именно  она подтолкнула его к написанию первых стихотворений.

             Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж.

Сергей Есенин прожил очень мало – всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого. Стихи поэта очень музыкальны, напевны, всеми любимы, поэтому многие  композиторы создавали произведения на  стихи Есенина.

- Где родился С. Есенин?

- Кто подтолкнул к написанию первых стихотворений?

- О чем писал Есенин?

- Сколько он прожил?

Сегодня мы познакомимся с один из его стихотворений -  «Черёмуха».

 Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо чистое, оно голубое-голубое. Воздух чист и влажен.  И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.

     – Что вам известно о черёмухе?

Одна из первых я цвету.

В садах стою я вся в цвету,

И белый мой наряд,

И горький запах всех влечёт:

-Гляди, черёмуха цветёт!-

Все люди говорят.

И вся благоуханная,

Роняя лепестки,

Цветёт, цветёт черёмуха

В овраге у реки.

     – Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

 

Первоначальное прослушивание лирического стихотворения Сергея Есенина    “Черемуха” в грамзаписи.

Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенных вариантов:  ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.

      

Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

чтобы передать радость общения с природой;

чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;

чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;

чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

 

«Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.

 

 Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

    – Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите слова, которые вам не понятны.

  

Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;

Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

Вкрадчиво – осторожно, доверительно;

Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)

 

Давайте в нашу карточку впишем понятия некоторых слов.

Подчеркните в карточке, к какому жанру относится это произведение?

Докажите, что это стихотворение.

Физкультминутка.    

- С какой интонацией будем читать это стихотворение? (медленно, неторопливо, с восхищением). Не забываем делать небольшие паузы, когда у нас запятые. И паузы чуть подлиннее, когда конец предложения.

- Сначала прочитаем по цепочке по 2 строчки.

- Прочитаем по четверостишию.

А теперь полностью стихотворение.

 

- Скажите, а что такое средства художественной выразительности?

- Какие мы знаем? (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры)

- Работаем с карточкой.

- что такое эпитеты?

- что такое сравнение?

- что такое олицетворение?

- Что такое метафора?

Что такое рифма?  (парами выполните эту работу)

Вывод: какая тут рифма? (перекрестная)

 

Учитель: А сейчас я прочитаю вам  стихотворение  З.Александровой «Черемуха»  и хочу, чтобы вы оценили поступки людей.

Расцвела черемуха

Около ручья,

На апрельском солнышке

Ветками шепча.

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Радовался деревцу

Каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней,

И могла цвести она

Много-много дней.

Это чья черемуха?

Да она ничья.

Белая снегурочка

Около ручья.

Мимо бабка ехала,

Оглядясь вокруг,

Сразу от черемухи

Отломила сук.

Городские школьники

Шли в далекий путь,

Увидав черемуху,

Стали ветки гнуть.

Прибежали девочки.

А снегурки нет.

Лишь в пыли валяется

Вянущий букет.

Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой?

 Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.

Итог урока:

– С каким произведением вы познакомились на уроке?

– Кто автор? Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворении?

– С какой целью автор написал это стихотворение? (Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание.)

 Домашнее задание:

с. 55 учить наизусть.

Доделать карточку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Picture background 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока:

 

 

С.А. Есенин «Черёмуха».


 

Посмотрите также