Конспект урока "Северная война 1700 - 1721 гг."
Оценка 4.8

Конспект урока "Северная война 1700 - 1721 гг."

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
docx
история
8 кл—11 кл
06.11.2023
Конспект урока "Северная война 1700 - 1721 гг."
Конспект открытого урока для 8 класса по Истории России, раздел «Россия в эпоху преобразований Петра I».
Конспект урока Северная война 1700-1721 гг.docx

Конспект урока по истории России в разделе «Россия в эпоху преобразований Петра I».

Тема урока: «Северная война 1700-1721 гг.».

Цели урока:

Образовательные ознакомить обучающихся с причинами Северной войны, основными военными кампаниями, их результатами и значением для Российского государства;

Воспитательные воспитывать стремление к более глубокому знанию истории родного государства; содействовать формированию чувства патриотизма и гордости за свой народ, его историю;

развивающие  развивать умения работать с текстом учебника, давать оценку историческим явлениям.

Задачи урока:

- Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; определить значении Северной войны для России; оценить  роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне;

- Содействовать формированию у учащихся  развития познавательного  интереса; умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока; развивать логическое мышление, проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа;

- Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны, нравственных позиций.

Планируемые результаты:

Предметные:

Формировать понятийный аппарат; раскрывать причинно-следственные связи побед и поражений в Северной войне; составлять представление об основных событиях Северной войны; уметь давать оценку событиям и явлениям; уметь работать с исторической картой.

Личностные:

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; понимать ценности государственности и ее защиты; воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной

Метапредметные:

Уметь анализировать различные источники информации, сопоставлять однотипные явления; уметь работать индивидуально и в группе; владеть устной и письменной речью,; овладевать навыками самоконтроля; владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы.

Технологии: технология проблемного обучения - технология развития критического мышления через чтение и письмо – работа с историческим источником, развитие коммуникативных навыков через обучение в сотрудничестве (групповая работа) – работа с видеофрагментом, разноуровневое обучение, методы формирования пространственной компетентности через работу с исторической картой, здоровьесберегающие технологии, креативное мышление, навыки командной работы.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Тип урока:  Урок открытия нового знания

Оборудование: карта «Россия в начале XVIII», учебник, тетради, проектор, экран, презентация «Северная война», монтажный лист, заполняемый детьми по ходу объяснения материла.

Основные понятия: конфузия, рекруты, регулярная армия, империя

 

Ход урока:

1. Организационный момент (поздороваться, проверить готовность к уроку)

Учитель: - Добрый день! Сегодня мы приступаем к новой теме. Посмотрите на экран и постарайтесь назвать правителя в истории Российского государства, столь же достойного и прославившегося своей деятельностью, как Кристиан IV для Датского государства.

Планируемый ответ: Пётр I.

Учитель: - Действительно, Пётр I многое сделал для своего государства как во внутренней, так и во внешней политике.

2. Актуализация темы

Вступительное слово учителя:

- В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи – какие?

 – Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую? (Выход в Черное море)
– Что было сделано для её решения? (Азовские походы 1695, 1696 гг.)

 

Задание. Посмотрите на карту. Вспомните, в результате какого события Пётр I решил начать войну за выход к Балтийскому морю? Почему Пётр I решил не воевать за выход к Черному морю?

Примерный ответ. Великое посольство имело большое значение для Петра. Оно позволило ему увидеть Европу и понять, что главным направлением внешней политики его царствования станет западное. Вместо союзников в войне с Турцией Пётр нашел союзников для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю.

 

3. Тема урока. Постановка цели и задач урока

 

Итак, вы верно определили тему нашего сегодняшнего урока "Северная война 1700 - 1721 гг." Наш урок пройдет необычно. Сегодня мы станем сценаристами фильма, посвященного истории Северной войны. Для того чтобы смонтировать наш фильм, на уроке мы будем работать с монтажным листом. Монтажный лист нужен для того, чтобы мы четко видели какие эпизоды будут в нашем фильме, каковы их продолжительность и содержание.  Заполним наш лист событийным материалом, пропишем хронометраж (хронологию изображаемых событий) и т.д. Необходимо это сделать для того, чтобы по истечению урока иметь готовый шаблон для съемок будущего фильма.

Обучающиеся фиксируют тему урока в монтажном листе. Какие задачи вы ставите перед собой на данном уроке?

 

Планируемые ответы обучающихся:

– узнать причины Северной война;

– восстановить ход военных действий;

– научиться применять полученные знания по теме в практических и измененных ситуациях.

Таким образом, обобщая сказанное, мы можем сформулировать задачи нашего урока – познакомиться  с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; определить значение  Северной войны для России; оценить  роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне.

 

4. Первичное закрепление материала

 

Учитель:

- Начало войны. «Нарвская конфузия».

 

     В начале XVIII века Швеция была могучим государством,  страной передового военного искусства. Это была регулярная армия с отличным вооружением, богатым опытом военных действий. Она считалась лучшей в Европе. Петр I искал союзников для борьбы со Швецией.

     В ходе Великого посольства сложился союз России с Данией, Речью Посполитой, Саксонией.

 – Давайте выполним интерактивное задание. При помощи интерактивного приложения LearningApps.org верно определим состав противоборствующих сторон в Северной войне.

 

Ответ учащихся:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся фиксируют в монтажном листе состав участников Северного союза.

5. Изучение нового материала

Учитель:

- В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов.

Первый этап войны (1700-1701)

 Карл XII разбивает саксов, поляков и принуждает Данию выйти из войны, после чего перебрасывает войска под Нарву, которую русские войска, имея 34- тысячную армию, безуспешно осаждают уже два месяца.

Задание

Проанализируйте таблицу “Расстановка сил России и Швеции перед войной”. Объясните причины неудач армии Петра I в начале войны.

 

Расстановка сил России и Швеции перед войной

 

                    Россия

Швеция

  1. Численность армии – 200 тыс. человек
  1. Численность армии – 150 тыс. человек

2. Слабое вооружение.

2. Отличное вооружение

3. Слабая боеготовность.

3. Сильный военный флот – 42 линейных корабля, 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. человек

4. Отсутствовал военный флот.

4. Развитая промышленная база.

5. Слабая промышленная база.

 

 

Учащимся предлагается изучить материалы видеофрагмента https://youtu.be/vTdK1kMKLZc?si=nFjg-RJdduoL-4CP и ответить на предложенные вопросы.

 

- В Нарвском сражении шведы потеряли 3 тыс. человек, а русские – 8 тыс. человек, 145 пушек и все запасы продовольствия и снаряжения. В итоге армия Петра в самом начале войны осталась без артиллерии. 

Задание. Проанализируйте таблицу “Расстановка сил России и Швеции перед войной”. Объясните причины неудач армии Петра I в начале войны?

Примерный ответ. На схеме мы видим слабую боеготовность армии России. Слабое вооружение, слабая промышленная база привели к поражению под Нарвой.

 

- Почему битву под Нарвой называют  «Нарвская конфузия»?

-  Что такое конфузия? Дайте определение слову конфузия.

Запись в тетрадь: «Конфузия - неловкое, смешное положение; позор. Состояние смущения, неловкости»

 

Работа с документом «Битва под Нарвой»

Учащимся предлагается проанализировать два документа.

 

Документ № 1

«Большая датская энциклопедия»

«Den russiske kommando blev bebrejdet for skødesløshed, manglende evne til at besidde fordelagtige stillinger og endda fejhed. Men ifølge svenskernes erindringer gav det russiske kavaleri, selv at undgå kollisioner, dem en masse besvær. Russiske afdelinger hærgede omgivelserne intensivt, og svenskerne, der rejste let, uden vogntog, blev tvunget til at sulte og sove i det fri».

Перевод фрагмента текста:

«В упрек русскому командованию ставили беспечность, неспособность удержать выгодные позиции и даже трусость. По воспоминаниям шведов, русская конница, даже избегая столкновений, доставляла им немало неудобств. Русские отряды усиленно разоряли окрестности, и шведы, шедшие налегке, без обоза, вынуждены были голодать и спать под открытым небом».

Документ № 2

Сражение под Нарвой стоило русской стороне семи тысяч убитых, а шведской – менее тысячи. 

По словам Й. Цедерхельма, вся местность вокруг Нарвы была усеяна телами убитых: «Русские лежат, как трава». Русские солдаты ожесточенно отбивались. На одном из флангов дивизия отбивала все атаки шведов и смогла потеснить противника, но успех развить не сумела, поскольку не имела связи с другими полками.

 

https://lh7-us.googleusercontent.com/sZe5Wa1GGO3PJ2Xo__5hr3TOyzpC9Cx3khDuVzdda99H9h3LqP5ReUlVPK1AWHgiGEqAZPU6lZyC2_Gc8KFbw-NXnselwv7eV0bvrk6ioBww1EwpRnec7LNTiSb0W7CviPaRb4vu7sAx1T6IrJy866sGzg=s2048Документ XVIII века.

 

-  Можно ли было бы избежать “Нарвскую конфузию”? Что для этого нужно было сделать Петру I?

     Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой: “Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа… из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое,  обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусным”.

 

Таким образом, перед Петром стала первоочередная задача - в кратчайшие сроки превратить русскую армию в армию европейского образца.

Обучающиеся фиксируют в монтажном листе дату и итог сражения под Нарвой.

 

Изучение нового материала. Реформа армии.

 

Задание для учащихся. Прочитайте § 4 пункт “Реформы в армии”. Назовите, какие реформы в армии провел Петр I?

Планируемый ответ.

1.      Основой новой армии стали “потешные полки” — Семёновский и Преображенский. 

2.      Рекрутская повинность (каждое податное сословие выставляло от своей общины определённое количество рекрутов).

3.      Создавались казенные мануфактуры по выпуску пороха и стрелкового оружия, сукна для обмундирования.

4.      Для обучения офицеров были созданы навигатская, артиллерейская, инженерная, иностранных языков, хирургическая школы.

5.      Строительство военно-морского флота.

Таким образом, Петр I быстро создал регулярную армию по западному образцу, что вскоре привело к перелому в Северной войне. Кроме того, он в кратчайшие сроки создал военную экономику России.

 

Первые победы русской армии. Второй этап – 1701-1706 гг.

Русские войска вошли в Лифляндию  и одержали верх над шведами в нескольких сражениях: в 1702 г овладели Нотебургом (Орешек), а еще через год – крепостью Ниеншанц, находившейся в устье реки Невы. 

В 1703 году по приказу Петра I на Заячьем острове в устье Невы был заложен город Санкт-Петербург.

В 1704 году  был взят Дерпт (ныне Тарту) и Нарва. Штурм Нарвы оказался особенно кровопролитным. Вслед за Нарвой был взят Ивангород.

Обучающиеся фиксируют в монтажном листе дальнейший ход Северной войны.

 

Изучение нового материала. Третий этап – 1708-1709 гг. Полтавская битва

Учитель:

Летом 1708 г. Шведский король выступил из Польши в сторону Смоленска. 28 сентября русские войска во главе с царём дали бой шведам у деревни Лесной, в ходе которого разбили армейский корпус противника и захватили обоз, двигавшийся на помощь Карлу XII из Риги. Теперь шведы были лишены припасов. Пётр I назвал сражение под Лесной “матерью Полтавской баталии”.

Весной 1709 г. шведские войска осадили Полтаву, небольшой гарнизон которой героически сражался на протяжении двух месяцев. Против осаждавших выступила русская армия в составе 40 тыс. человек во главе с прославленными полководцами Б. П. Шереметьев, А.Д. Меньшиков и А.И. Репненым. Общее руководство войсками осуществлял Пётр I. Шведская армия в составе 30 тыс. человек оказалась зажатой между осаждённой ею Полтавой и главными силами русской армии. 

8 июля 1709 г. состоялась Полтавская битва. В Полтавской битве шведы потеряли более 9 тыс. убитыми и около 3 тыс.

Обучающимся предлагается проанализировать фрагмент из обращения Петра I к войскам в день Полтавской битвы и ответить на вопросы.

Войны, вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого…  А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе благосостояния вашего.

«Войны, вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

 Ответьте на вопросы. Как могли отреагировать на подобные слова войны? Как вы оцениваете эту речь Петра? 

 

6.Первичная проверка понимания. Учитель делит класс на две группы. Каждая из групп получает вопросы к видеофрагменту. После просмотра видеофрагмента о ходе Полтавской битвы https://youtu.be/K6mnuOd6j4c?si=6Wa9HedDRskq8H8G  , группы учащихся по очереди отвечают на вопросы.

                  1 группа

1. В каком году шведская армия подошла к Полтаве?

2. В чем состояли замыслы русского и шведского командования накануне сражения?

3. Каковы численные потери шведской армии после сражения?

                 2 группа

1. Укажите дату Полтавской битвы.

2.Что такое "редут"?

3. Перечислите причины победы русского войска в сражении.

 

Предполагаемые ответы.

1 группа.

1. Весной1709 г.

2. План Карла XII состоял в том, чтобы ночью атаковать и разгромить русский лагерь. Петр намеревался измотать шведов, держа оборону с помощью редутов, затем разбить их в открытом полевом бою..

3. Более 9тыс. человек

Предполагаемый ответ.

2 группа.

1. 27 июня 1709 г.

2. Земляное укрепление с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны от неприятеля.

3. Численное превосходство личного состава, перевес в количестве пушек, тактически верное расположение и действие артиллерии, героизм солдат.

Обучающиеся фиксируют в монтажном листе даты и итоги битвы у деревни Лесной, Полтавской битвы.

Войны, вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого…  А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в ажентве и благосостояния вашего.

7.      Физкультминутка

Перед выполнением физкультминутки, учащимся предлагается интересный факт.

      Только образованные люди различали «лево» и «право». Для того чтобы солдаты смогли отличать «право» и «лево» Пётр I приказал на их левую ногу примотать сено, а на правую  — солому. Поэтому на занятиях по строевой подготовке для того, чтобы рота печатала шаг, фельдфебель командовал: — «сено-солома, сено – солома».

Обучающимся предлагается изобразить позу и мимику исторического деятеля. https://youtu.be/oaA_TLJcfLg?si=lVfghZnbWnosoKmr

1.      Будьте внимательны!

2.      Повторяйте движения!

3.      Улыбайтесь!

 

Изучение нового материала. Морские сражения

Учитель:

- Почему же война продолжается, ведь Швеция не сможет дать России больше ни одного серьёзного сражения? Почему Швеция не сдалась?

Предполагаемые ответы учащихся:

Швеция – крупнейшая морская держава. Россия – претендует на это звание.

Создав военно-морской флот, русские уже располагали гребным и парусным флотом, Россия стала способной противостоять шведам на море. Но меняется международная обстановка. После окончания войны за Испанское наследство (в 1713-1714 гг.) усилилось вмешательство великих держав в ход войны. Отозвав своего посла из России, Великобритания снарядила эскадру в помощь шведскому флоту и пыталась принудить Данию к заключению сепаратного мира со Швецией. Франция возобновила союзный договор со Швецией с выплатой ей крупных денежных субсидий. Русская дипломатия активно противодействовала враждебным акциям, умело используя противоречия между державами. Но не только действия дипломатии приносили успехи России. Это были и победы на море.

Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.). Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой.

27 июля 1714 г. русский флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут (Ханко). Швеция лишилась всех судов, участвовавших в сражении. Королевский двор в спешном порядке покинул Стокгольм, опасаясь скорого прихода русских в столицу. Европа была поражена как громом первой крупной морской победой молодого русского флота.

27 июля 1720 г. у острова Гренгам (самого южного из Аландских островов) русская эскадра одержала ещё одну крупную победу над шведским флотом. Даже попытки английского флота поддержать шведов на Балтике не дали результатов.

Победы русского флота окончательно вынудили шведов начать переговоры о мире.

 

Обучающиеся фиксируют в монтажном листе даты и итоги морских сражений в ходе Северной войны.

8.      Применение знаний и умений в измененной ситуации. Задание в формате PISA.

Задание. Вам необходимо спланировать экскурсию для группы, состоящей из 10 учащихся нашей школы и 2 учителей.

Рассчитайте маршрут и стоимость поездки на общественном транспорте (метро). Для этого воспользуйтесь схемой метрополитена г. Копенгаген. Посчитайте стоимость билетов в музей для всей экскурсионной группы. Посчитайте общую стоимость затраченных средств для проведения экскурсии.

 

Рассчитайте общие затраты на проведение планируемой экскурсии.

https://mfs.dk/en

 

Ответ.

Проезд в метро стоит 24 кроны. 12 х 12 = 228 крон.

Стоимость билетов в музей — 95 крон. 95 х 12 = 1140 крон.

Общая стоимость экскурсии 1140 + 228 = 1428 крон.

1428 крон потратит группа на эту поездку.

 

Заключительный этап войны. Ништадский мир 1721 год

В 1721 году в финском городе Ништадте был заключён мирный договор между Швецией и Россией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии, Ингерманладии. 

После победы было принято решение провозгласить Петра I императором. Достигла ли Россия целей войны?

Вы уже могли заметить, что российское общество сильно изменилось с начала войны. На следующих уроках мы рассмотрим их подробнее.

 

Запись в монтажный лист:  

Таким образом, мирный договор юридически закрепил решение той исторической задачи, которая; стояла перед Россией со времен Ивана IV — обеспечить выход к Балтийскому морю. Россия стала европейской державой.

 

9.      Контроль усвоения знаний интерактивные задания LearningApps.org. Перейдите по ссылке и выполните задание.

https://learningapps.org/watch?v=p31pev6yc23

10.  Рефлексия и домашнее задание

Учитель предлагает обучающимся закончить фразу.

 Пётр I 

Несмотря на то, что прошло столько лет …

Фредерик IV

Горжусь тем, что …

Карл XII

Оказывается …

 

Рекомендованное домашнее задание

11.             Учить: причины, ход, итоги, персоналии Северной войны.

12.             По материалам выставки “Пётр I: коллекционер, исследователь, художник” составьте краткое сообщение о трофеях России в Северной войне”.

13.             Ссылка на сайт выставки: https://www.kreml.ru/exhibitions/moscow-kremlin-exhibitions/ocharovannyy-strannik-petr-i--issledovatel--khudozhnik--kollektsioner/

Читать параграф 4, отвечать на вопросы в конце параграфа. Учить: причины, ход, итоги, персоналии Северной войны. По материалам выставки «Петр I: коллекционер, исследователь, художник» составьте краткое сообщение о трофеях России в Северной войне». Ссылка на сайт выставки:

https://www.kreml.ru/exhibitions/moscow-kremlin-exhibitions/ocharovannyy-strannik-petr-i--issledovatel--khudozhnik--kollektsioner/


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по истории России в разделе «Россия в эпоху преобразований

Конспект урока по истории России в разделе «Россия в эпоху преобразований

Учитель: - Добрый день! Сегодня мы приступаем к новой теме

Учитель: - Добрый день! Сегодня мы приступаем к новой теме

Она считалась лучшей в Европе.

Она считалась лучшей в Европе.

Учащимся предлагается изучить материалы видеофрагмента https://youtu

Учащимся предлагается изучить материалы видеофрагмента https://youtu

Сражение под Нарвой стоило русской стороне семи тысяч убитых, а шведской – менее тысячи

Сражение под Нарвой стоило русской стороне семи тысяч убитых, а шведской – менее тысячи

В 1703 году по приказу Петра

В 1703 году по приказу Петра

Весной1709 г. 2. План Карла XII состоял в том, чтобы ночью атаковать и разгромить русский лагерь

Весной1709 г. 2. План Карла XII состоял в том, чтобы ночью атаковать и разгромить русский лагерь

Гренгам (самого южного из Аландских островов) русская эскадра одержала ещё одну крупную победу над шведским флотом

Гренгам (самого южного из Аландских островов) русская эскадра одержала ещё одну крупную победу над шведским флотом

Таким образом, мирный договор юридически закрепил решение той исторической задачи, которая; стояла перед

Таким образом, мирный договор юридически закрепил решение той исторической задачи, которая; стояла перед
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023