конспект урока "Сложное предложение. Виды сложных предложений"

  • docx
  • 18.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала сложное предложение ССП.docx

Тема: Сложное предложение

в профессиональной деятельности сварщика. Виды сложного предложения

Цель: обобщить знания учащихся по теме «Сложное предложение».

Задачи:

познавательные: отработать умения классифицировать СП, составлять схемы (с логической последовательностью разбора), обосновывать выбор места знака препинания и выбор необходимого знака;

развивающие: развивать способность и готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, развивать потребности к речевому самосовершенствованию;

воспитательные: воспитывать сознательное отношение к русскому языку как явлению культуры через использование высокохудожественных текстов.

Тип урока: комбинированный (систематизация и обобщение, контроля знаний, умений, навыков).

Методы обучения:

репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично – поисковый;

Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал, презентация.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися синтаксического принципа пунктуации и, как следствие, овладение пунктуационной зоркостью.

                                                               Ход урока

1.      Организационный момент

(Психологический настрой группы, проверка готовности к уроку.)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с вами изучать раздел «Синтаксис». И сегодня мы будем совершенствовать свои знания, а также поговорим о сложном предложении. Но мы не забываем и о профессиональной речи сварщика и уделим внимание культуре речи и правописанию некоторых профессиональных слов. Работать мы сегодня будем по вот этому плану: (слайд 2)

1. Орфоэпическая разминка

2. Объяснение нового материала

3. Тренажеры на закрепление

4. Игра «Крестики-нолики»

4. Подведение итогов

5.Рефлексия

6. Домашнее задание

- Итак, внимание на экран. Давайте вспомним с вами произношение некоторых профессиональных слов. (слайд 3-7)

2.      Целеполагание. Постановка проблемы (слайд 8)

- Мы с вами продолжаем говорить о предложении, и сегодня речь пойдёт о сложном предложении. Запишите тему урока. (запись урока на доске)

Цель: повторить все…(виды) сложных предложений;

- развивать умения различать… (СП, ПП.)

3. Объяснение нового материала (слайд 9)

- Что такое сложное предложение? (предложение, у которого 2 и более грамматических основ)

- Все сложные предложения делятся на 2 большие группы. Какие? (Предложения, связанные при помощи союзных слов или союзов, называются «союзные». А те, которые связаны по смыслу, интонационно, но без помощи союзных слов или союзов, называются «бессоюзные».)

- На какие группы делятся все союзные предложения? (ССП и СПП)

- Что такое ССП? (Сложносочинённые – это предложения, части которых равноправны, т.е. мы не можем от одной части задать вопрос к другой, или в ряде случаев мы можем каждую часть использовать как отдельное простое предложение, и смысл его не будет искажён).

Пример: (записывают студенты под диктовку) (слайд 10)

Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и этот монотонный шёпот успокаивает.

 

(слайд 11) Основными средствами связи в ССП являются сочинительные союзы:

(и, ни-ни, да-и, тоже, также – соединительные;

то-то, или, либо, не то- не то, то ли- то ли – разделительные;

 а, но, однако, зато, же, да-но - противительные)

- Какие предложения называются СПП? (Сложноподчинённые – это такие сложные союзные предложения, в которых одна часть является главной, то есть мы можем задать вопрос от неё к другой части, зависимой, которая называется придаточным предложением.)

Пример: (записывают студенты под диктовку) (слайд 12)

Когда я проснулся, ласковое апрельское солнце весело глядело во все окна моей комнаты.

 

- Какие предложения называются бессоюзными? (предложения, которые не имею союзов и связаны интонационно)

Пример: (записывают студенты под диктовку) (слайд 13)

Под окном и в саду зашумели птицы, туман ушёл из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой.

4.      Закрепление материала.

Задание 1. (слайд 14-16)

Устно (студенты смотрят презентацию, читают предложения, называют грамматическую основу, называют тип предложения, чертят схему)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Задание 2.

Работа с учебником, распределительный диктант (упр.392, стр.180-181, каждый ряд записывает свои предложения: 1 ряд - ССП, 2 ряд – СПП, 3 ряд -БСП) Проверка

Задание 3: (слайд 17)

Самостоятельная работа с презентацией. Переконструируйте союзные предложения в бессоюзные, расставьте знаки препинания, объясните.

1. Звезды высыпали на небе, и месяц загнулся игривой дугой, и мелкие облачка подсвечены таинственным светом.

2. Картина была чудесная, потому что около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение.

3. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лёд.

4. На улице проливной дождь, так что выйти невозможно. 

Полученные предложения.

1. Звезды высыпали на небе, месяц загнулся игривой дугой, мелкие облачка подсвечены таинственным светом. (одновременность)

2.Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. (второе предложение раскрывает содержание первой части)

3. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд. (последовательность)

4. На улице проливной дождь - выйти невозможно.  (следствие)

- Какой вывод мы можем сделать из этого задания?

Вывод: БСП могут быть синонимичны ССП, СПП.

5.      Игра «Крестики-нолики» (слайд18)

(играют студенты в парах)

6. Рефлексия (подведение итогов)

- О чем мы сегодня с вами поговорили?

-Над какими темами поработали?

- Достигли ли мы с вами совместно поставленной цели?

- Как вы ощущали себя на уроке?

- Над чем вам нужно ещё поработать?

Вывод: СП делают речь выразительной, красивой, эмоционально – окрашенной, придают изложению более точный характер.

7.      Выставление оценок за урок.

8.        (слайд 29) Д/З . 1. Используя учебник по спецпредмету, выписать 10 сложных слов (существительные, прилагательные)

2.      Мы с вами сейчас изучаем роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Ваша задача найти в тексте предложения всех трех типов и выписать к себе в тетрадь. Найти грамматическую основу и начертить схему.

 


 

Задания по теме сложное предложение  и СПП

Тест на определение видов СП.

- Сейчас мы вспомнили теорию вопроса, а сейчас проверочный тест на определение видов СП, с последующей самопроверкой. В зачетном листе распределяйте номера предложений, соответствующие данному виду предложений.

1. Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, внезапно ударила в глаза росистая яркость лугов.

2. На том месте, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями,  три сосны стоят.

3. То притихнет дождь, то опять, играя, постукивает по площадям.

4. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до вечера. 

5. Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали. 

6. Окна выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду.

7. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная, - вся ряска к зиме опустилась на дно.

8.Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне.

9. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно.

10. Мороз крепчал и щипал уши, лицо, руки.

Сложносочиненные    

Сложноподчиненные

 Бессоюзные        

1

2

4

3

6

7

 

8

9

 

8 Работа с интерактивной доской

А.Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложению, начертите схему.

1.     Хотя двор и сад всё еще были в т..ни, но уже ран..ие лучи ярко и холодно з..л..тили розовые, ж..лтые и голубые тыквы, ра..ложенные на камыш..вой крыш.. той мазанки, где жили сторожа, нанятые на лето, и старик, встав раньше всех, с удовольствием разглядывал свое х..зяйство.

2.     Заз..л..нели парки, и, хотя ночи были тёмными, чу..ствовалось пр..ближение той радостной и тр..вожной поры, когда блеклый дневной свет (не) гасн..т и по ночам.

3.     В полях тает, а в лесу ещё снег лежит плотными подушками на земле  и деревья стоят в снежном пл..ну.

 

Б.Задание: расставьте знаки препинания, подберите схему к предложению, обоснуйте свой выбор. ( Все работают в тетради, три ученика по очереди у доски).

 

1.  Яркие полосы солнечных лучей, пробившись сквозь кровлю деревьев, рассеивают плотный сумрак, и лес, окутанный этим серебристым светом, кажется еще более величественным.

 

2. Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся сизые предрассветные тучки.

3.Солнце дымное встает – будет день горячим.

[…], и […].

[…, (откуда…,), ..].

[…] -  […].

[…] : […].

[…, (откуда..)…].

 

Г. Определите вид придаточного предложения (Слайд 10)

1. Любуюсь небом, где сияют звезды. (Придаточное определительное)

2. Ты говоришь, что опять дождемся теплой весны. (Придаточное изъяснительное)

3. Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. (Придаточное цели)

4. Хотя королёк небольшая птичка, но летает она быстро и достаточно высоко. (Придаточное уступки)

5. Деревья, куда не взглянешь, были все золотые и красные. (Придаточное места)

6. По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется. (Придаточное времени)

7. Если начнутся дожди, то палатки придется переносить выше. (Придаточное условия)

8. Оттого, что земля размокла после дождя, идти по тропинке было трудно. (Придаточное причины)

9. Снег все становился белее, ярче, так что ломило глаза. (Придаточное следствия)

10. Звезды дрожали в темно – синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.  (Придаточное сравнительное)

                                      


 

Скачано с www.znanio.ru