Тема: СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ
К. С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА «УТРЕННИЙ НАТЮРМОРТ»
Интегрированный урок развития речи (русский язык и изобразительное искусство)
Цели: закрепить навыки написания сочинения-описания по картине; научить описывать натюрморт, развитие устной и письменной речи.
Оборудование: «Русская речь. Развитие речи. 7 класс» Е. И. Никитина; Дрофа, 2004; ПК, мультимедийный проектор, презентация.
Методическое обоснование урока: создание собственного текста-описания по картине способствует развитию речи учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Блок I. Учитель изо.
1. Краткое вступительное слово учителя изо о Кузьме Сергеевиче Петрове-Водкине (1878-1939) К. С. Петров-Водкин - один из самобытных русских художников.
Заслуженный деятель искусств России (1930), живописец, рисовальщик, он писал портреты, натюрморты, жанровые картины.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
(1878–1939) родился на Волге в небольшом городке Хвалынске Самарской губернии в
семье сапожника. Учился в школах живописи в Петербурге и в Москве. Наибольшее
влияние на него оказал художник-преподаватель В.А. Серов, о котором он с
любовью и уважением вспоминал всю жизнь. С 1901 по 1908 г. Петров-Водкин много
путешествовал за границей, был в Италии, Германии, Греции, Турции, Алжире и
возвратился оттуда с большим багажом картин, этюдов, набросков. С 1918 г.
преподавал в Петроградской академии художеств, создал много живописных полотен:
«Купание красного коня», «Две девушки», «девушки на Волге», «Мать. Петроград
1918г.», «Смерть комиссара», «Тревога», «За самоваром» и др.
В 1918–1919 гг. К.С. Петров-Водкин много и напряженно работал и создал целую
серию великолепных натюрмортов, достигнув в них большой философской и
художественной глубины. В его натюрмортах поражают предельная верность
изображения отдельных деталей, точная очерченность форм, насыщенность цвета.
Одним из лучших натюрмортов художника является «Утренний натюрморт», который
вызывает у зрителя радостное и взволнованное чувство.
-Что вы знаете о жанре натюрморт?
Учитель: Натюрморт (от фр. мертвая природа, натура) - это жанр изобразительного искусства. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но и включать природные формы. Поэтому более точное название тринято в англоязычных странах, stil life - тихая жизнь.
Если видишь на
картине
Чашку кофе на столе
Или квас в большом кувшине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это…натюрморт.
Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале 17 века. Художники изображали самые обычные веши, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи. рыбы, цветов (В Голландии - Класс, Хеда; во Франции Снайдерс и другие.). Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей. животных, птиц и насекомых.
Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. В русском искусстве П. Кончаловский, Машков, Фальк. Пименов. Петров-Водкин и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но и мир человека, его мыслей и чувств. Для художника (и это касается не только Петрова-Водкина) вещи на картинах вовсе не мертвые, но живые. Почему вещи кажутся живыми? (они сохраняют следы прикосновений человека, тепло человеческих рук, о них заботятся, ими пользуются и любуются).
В обширном наследии Петрова-Водкина особое место занимает натюрморт.
Обратимся к полотну - «Утренний натюрморт».
-Посмотрите на него внимательно. Что на нем изображено?(ответы уч-ся)
(Сразу же обнаруживаем на полотне большую рыжую собаку, которая скромно сидит возле стола. Чего бы ей сидеть? Очевидно, люди еще не завтракали или не закончили завтракать, и собака находится в ожидании.)
-Внимательно рассматриваем содержимое деревянного стола. Что мы видим?
(Плотный букет полевых цветов (жёлтых ромашек и синих колокольчиков) на длинных тонких стеблях, который едва умещается в слишком низкую для него прозрачную баночку).
-Когда, с вашей точки зрения, был собран букет?
(Очевидно, цветы были собраны накануне, вчера, поскольку баночка наполовину заполнена водой).
-Как на дачном столике мог оказаться спичечный коробок?
(он необходим, чтобы разжечь самовар)
-Рассмотрим начищенный, как зеркало, латунный никелированный самовар в форме чайника.
(вместо краника – чайный носик, есть ножки, труба открыта, крышка от трубы лежит на столе).
-На столе обнаруживаем и куриные яйца. Это остатки ужина или только что сваренные яйца?
-Рассмотрим их внимательно, чтобы выяснить, почему они так окрашены. Откуда голубые и розоватые оттенки?
( одно яйцо отражается в грани самовара и на его белой поверхности отражается голубое блюдце. На другом яйце – рефлексы от розово-рыжего стола).
-Рассмотрим стеклянный граненый стакан с чаем, который стоит в глубоком фарфоровом блюдечке. Чайная серебряная ложечка преломляется в гранях стакана и отражается несколько раз.
-Рассмотрим саму поверхность стола. Докажите, что стол этот дачный.
(стол с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с выцветшей (от старости или от попадания дождя) краской.
-Видны ли следы присутствия человека где-то рядом? Как мы можем об этом судить?
(если рассматривать взаимное расположение вещей на столе: как будто только что снятую крышечку самовара; ещё не остывшую ложечку, которой, возможно, размешивали в стакане сахар; яйца, которые, как кажется, кто-то только что крутил, чтобы проверить, как они сварены; накренившийся вправо букет, который может свалить баночку; небрежно положенный восковой фонарик и брошенный рядом спичечный коробок).
-Как вы думаете, какие люди живут в этом доме?
(Здесь живут аккуратные люди: латунный никелированный самовар такой чистый, что блестит как зеркало. Хозяева этой комнаты любят цветы и животных – значит, они добрые, приятные люди).
-Какие цвета преобладают в натюрморте - тёплые или холодные?
(Тёплые: светло-коричневый, розовый, жёлтый).
-Как вы думаете, почему художник использовал в основном теплые цвета?
(Полотно насыщено утренним светом. Видимо, он хотел передать красками своё радостное настроение вообще и радостное восприятие изображённого. Видно, что ему нравятся люди, котрые живут в этом доме, и что он сам любит цветы, животных, что ему симпатичны те предметы, которые он изобразил).
-Почему картина называется «Утренний натюрморт», поняли бы мы, что перед нами - «утренняя картина»?
(Да. Была ночь, о которой напоминают восковой фонарик и спички, она сменилась тихим, радостным утром. На столе завтрак: самовар, стакан чаю, вареные яйца. Полевые цветы в маленькой стеклянной вазочке. Простой деревянный стол, на открытой веранде, наверное, раз собака у стола тоже ждет завтрак. Но главное - утренний свет. Такой свет может быть только утром).
-Каким настроением проникнута картина?
(Настроение тихого радостного утра. Художник любуется простыми, скромными предметами. Наверное, это было очень счастливое утро!)
-Благодаря каким деталям преодолеваются характерные да натюрморта статичность, неподвижность изображения?
(Художник строит натюрморт не по горизонтальной и вертикальной осям, а по наклонным, в результате чего возникает ощущение, будто мы находимся рядом с изображенными предметами — так называемый эффект присутствия. К тому же система точно увиденных отражений и преломлений усиливает объемность изображения: в латунном никелированном самоваре отражаются яйцо и край веранды, чайная ложечка лежит на блюдце и как будто 3 раза преломляется в граненом стакане чая.
- Попытайтесь восстановить события, которые произошли до того момента, как художник взял кисть, чтобы запечатлеть на полотне облюбованные предметы.
(Художник встал рано - рано утром, с зарей, может быть, даже раньше: понадобились восковой фонарик и спички. Нарвал полевых цветов поставил их в вазочку для любимой жены. А она приготовила ему скромный завтрак. Вот оно - счастье! Такую картину художник не мог не нарисовать! Он взял кисть, чтобы запечатлеть на полотне облюбованные предметы.
Итак, мы видим насыщенное утренним ясным светом полотно. Послушайте, что пишет о цвете сам художник, Кузьма Сергеевич:
«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувства зрения».
Мы видим, что правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту действительности и красоту самого произведения.
Музыканты передают чувства через звуки, сочетания звуков, превращая их в музыку. Писатели и поэты используют слово, а художники живописцы передают красоту окружающего мира с помощью цвета.
Художник создает живописными средствами неповторимый мир который нас удивляет и радует, заставляет переживать и дает пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.
-А теперь послушайте, как описал этот натюрморт писатель В. Порудоминский.
«Свою работу Петров-Водкин назвал «Утренним натюрмортом». На простом деревянном столе, не покрытым скатертью, стоит в стеклянной банке с водой букет полевых цветов. Цветы – свежие;, наверно, только что сорваны во время ранней прогулки. В стакан налит чай. На блюдце лежит серебряная ложечка. Мы видим её сквозь стеклянные грани стакана. Приготовлены для завтрака два куриных яйца. Яйцо отражается, как в зеркале, на стенке никелированного чайника.
Мы разглядываем простые предметы, словно видим их в первый раз. Даже спичечный коробок кажется красивой и серьёзной вещью. Это оттого, что и художник писал все предметы удивлённо и радостно».
-Соответствует ли этот текст тому, что изображено на картине?
(Да, соответствует, в нём описывается натюрморт Петрова-Водкина).
-Как вы думаете, для кого написан этот текст? Он вам понятен или нет? (для детей. Он очень простой и понятный).
-А с какой целью создан этот текст? (описать натюрморт, помочь детям лучше понять изображённое на картине, создать приятное впечатление).
-Посчитайте, сколько слов в этом тексте, а затем определите количество имен существительных, имен прилагательных и глаголов. (в тексте 94 слова, в том числе 26 сущ., 18 прил, 11 глаголов).
-К какому типу речи можно отнести этот текст и почему? ( текст представляет собой описание, в нем говорится о признаках предметов, которые мы рассматриваем, преобладают имена сущ.-ые и прилагательные).
-Возвращаемся к названию натюрморта. Отмечаем атмосферу дачного солнечного утра, с его особой свежестью и свободой. Делаем вывод о том, что с помощью натюрморта художник может поделиться чувством радости жизни, её красоты и наполненности, передать присутствие людей, и всё это с помощью самых простых предметов, которые, будучи объединенным на столе и освещенными утренним солнцем, создают настроение бодрости и счастья.
2. Составление плана сочинения.
План
I.К. С. Петров-Водкин - один из самобытных русских художников.
II. Описание картины,
1.Полотно, насыщенное утренним светом.
2. Простой деревянный стол.
3. Восковой фонарик и спички.
4. Полевые цветы:
а) нежные голубые колокольчики;
б) яркие желтые корзинки ромашек;
в) белые пушистые комочки одуванчиков.
5. Маленькая стеклянная вазочка.
6. Скромный завтрак:
а) граненый стакан с чаем на блюдце;
б) чайная ложечка;
в) два вареных яйца.
7. Лагунный никелированный самовар.
8. Край веранды и собака.
III. Эффект присутствия.
IV. Художник любуется красотой и значительностью простых предметов.
3. Систематизация рабочих материалов:
1) Чтобы избежать ненужных повторов, используйте синонимы: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал,
передал, запечатлел; картина, репродукция картины, произведение .живописи...(слайд презентации)
2) С целью создания художественного стиля и воздействия описательных языковых средств изобразительного образа на чувства и мысли читателей используйте словосочетания и предложения:
...картина как будто насыщена утренним, ясным светом...
...прошла ночь, о которой напоминают восковой фонарик и спички...
...настроение тихого, радостного утра...
...ощущение незримого присутствия человека...
...статичность и неподвижность, характерные для натюрморта, преодолеваются тем, что художник строит натюрморт не по горизонтальной и вертикальной осям, а по наклонным, в результате чего возникает ощущение, будто мы находимся рядом с изображенными предметами - так называемый эффект присутствия...
...система точно увиденных отражений и преломлений усиливает объемность изображения: в латунном никелированном самоваре отражаются яйцо и край веранды, чайная ложечка лежит на блюдце и как будто три раза преломляется в граненом стакане чая...
...художник любуется простыми, скромными предметами...(слайд презентации)
4. Создание черновика и его редактирование.
5. Написание сочинения в тетради по развитию речи.
IV. Итог урока.
Учитель предлагает учащимся по желанию прочитать свои сочинения.
V. Домашнее задание: дописать сочинение; § 134 («Теория»), упр. 71, подготовить упр. 72 («Практика»).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.