КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Среднее арифметическое
нескольких чисел.
|
ФИО |
Полякова Людмила Николаевна |
|
Место работы |
МКОУ «Переясловская ООШ № 9», Рыбинского района, Красноярского края |
|
Должность |
Учитель математики |
|
Предмет |
Математика |
|
Класс |
5 |
|
Тема и номер урока в теме |
Среднее арифметическое нескольких чисел (первый урок из четырёх по данной теме).
|
|
Базовый учебник |
1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009 |
Цели урока:
· формирование представлений о среднем арифметическом нескольких чисел;
· ознакомление учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении несложных задач.
Задачи:
· образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»;
· воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД ): создать условия для поддержания интереса к изучаемому материалу, предмету, расширить знания учащихся о профессиях.
· развивающие (формирование регулятивных УУД) : способствовать: - овладению учащимися основными способами мыслительной деятельности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы); - развитию математической речи учащихся.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Используемые приемы, методы: Проблемный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно: выходят на проблему и решают её; определяют тему, цели урока;
-выводят определение и правило среднего арифметического нескольких чисел;
-работают: с текстом учебника; с индивидуальной картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-проводят рефлексию.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, медиопроектор.
Источники информации: Учебник математики 5 класс, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, раздаточный материал (индивидуальная карта, карточки с дополнительным заданием).
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||
I. Организационный этап. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку (слайд 1) Проводит инструктаж по работе с индивидуальными картами (Приложение 1): Учитель: Ребята, на столах у вас лежат индивидуальные карты. Сегодня вы будете работать с ними. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак “+”. Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе (Приложение 2) |
Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с индивидуальной картой. |
||||||
II. Этап подготовки учащихся к осознанному изучению материала. 1. Мотивация. Учитель: Вы знаете, что в нашей стране недавно завершилась зимняя спортивная Олимпиада. Вы были активными болельщиками? Молодцы! А в это же время в сказочном лесу проходили соревнования по фигурному катанию. (Слайд 2)
А) Как вы думаете, кто победил в соревнованиях?
Б) Как вы определили? В) Как можно одним словом назвать выражение? Г) Назовите компоненты при сложении. Д) Какие еще знаете действия с числами?
Е) Назовите компоненты при делении.
Слайд 3. Проверка. |
1. Вступают в беседу
2. Отвечают на вопросы: Предполагаемые ответы “Маша, т.к. сумма баллов у неё больше, чем у Мишки”. “Сложили числа”. “Сумма”. “Слагаемые, сумма”. “Деление, умножение, вычитание”. “Делимое, делитель, частное”. |
||||||
III. Определение темы и целей урока. А) А как оценивают команду спортсменов в настоящем спорте? Б) А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом “средний”.
В) А что может быть “среднее” в математике? Г) Сформулируйте тему урока. Д) Правильно будет “Среднее арифметическое нескольких чисел”. Запишите тему урока (Слайд 4).
Е) Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел? Ж) Что вы хотите узнать?
Какова цель нашего урока? |
“Находят среднюю оценку”
“Средняя
температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя
заработная плата и т.д.” “Среднее чисел” Записывают тему урока в индивидуальных картах.
“ Не знаем”
(Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу в индивидуальных картах)
“Как
найти среднее арифметическое нескольких чисел?” |
||||||
IV. Изучение нового материала. 1. Работа над определением “среднего арифметического”. (Слайд 5) А) Перед вами три определения. Прочитайте их внимательно. Б) Обведите кружком номер определения, которое вы считаете правильным. В) Кто считает, что это первое определение, поднимите руку. Кто второе? Кто третье? Проблема урока. Что такое среднее арифметическое нескольких чисел? Кто из вас прав, мы узнаем чуть позже. 2. Решают задачу. А) Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, решим задачу (Слайд 6) Б) Составьте план решения задачи. В) А почему вы делили на 3, ведь этого числа не было в условии задачи. Что означает это число? Г) Вывод: Мы нашли среднее арифметическое чисел 2, 8 и 5.
Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел.
3. Работа над определением “среднего арифметического” (слайд 7) А) Вернемся к определениям. Какое же из них будет правильным? Б) Как по-другому можно назвать деление? В) Сформулируйте определение “среднего арифметического чисел”.
Г) Откройте учебник на с.226, найдите определение “среднего арифметического”. Прочитайте. Соотнесите свою формулировку с авторской. Кто из вас был прав? Д) Закройте ладошкой это определение и воспроизведите его. Е) Теперь расскажите это определение друг другу. Ребята, определение нужно выучить! Для лучшего запоминания напечатанное определение вывешивается на доску (Приложение 3) |
Учащиеся выполняют в индивидуальных картах задание №1. Читают определения. Обводят
букву одного из определений. Определяются
с выбором определения.
Учащиеся
выполняют в индивидуальных картах задание № 2. “Найти сумму всех конфет”, “Разделить на 3”. 3 героя.
Алгоритм:
“Третье”.
“Частное”. Определение:
|
||||||
V. Этап первичного осмысления и закрепления знаний. Давайте вернемся к нашим фигуристам и оценим их как настоящих спортсменов. (Слайд 8) |
Учащиеся, используя алгоритм, находят средний балл каждого героя, проговаривая порядок выполнения действий. |
||||||
VI. Физкультминутка. (Слайд 9) А) Учитель: Ребята, а вы знаете, что Маша победила в соревнованиях не случайно – она каждое утро делала зарядку. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой. Поднимает
руки класс – это “раз”. Б) Задание на внимание. Найдите среднее арифметическое трех чисел, названных в стихотворении последними. |
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
“5”, т.к. (4+5+6) : 3 = 5. |
||||||
VII. Применение новых знаний. 1. Решение задач. (Слайд 10).
2. Учитель о профессии статиста. (слайд 11) Иногда Маша любит помечтать. В будущем она хочет стать статистом. Это специалист, занимающийся сбором и обработкой информации. Эти данные используются государственными учреждениями для разработки планов. Например, статистики выяснили, что за последние 5 лет в России средняя продолжительность жизни увеличилась на 3 года. Еще среднее арифметическое можно применить в метеорологии. Например, в результате наблюдений за погодой и измерений температуры выяснилось, что средняя температура воздуха летом в Красноярске в 2013 году составила +190. 3. Самостоятельная работа.“Среднее арифметическое нескольких чисел. Учитель: Я предлагаю вам сегодня побывать в роли статистика и обработать предложенную информацию. (Слайд 12). |
Учащиеся в индивидуальных картах решают задачу, один ученик решает задачу у доски. Решение детей: (28+13+23+16):4 = 20 (раз)
Слушают рассказ учителя о профессии статиста.
Самостоятельно решают задачу. Ответы
учащихся: 1 вариант – 3 часа; |
||||||
VIII. Оценивание знаний учащихся. Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов (“+”). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями (слайд 13). Учитель: Поднимите руку, кто получил “5”, “4”, “3”. Учитель выставляет оценки за работу на уроке, комментирует отметки. |
Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. |
||||||
IX. Подведение итогов урока, рефлексия (возврат к слайду 4) А) Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Б) Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. · Что нового узнали на уроке? · Что запомнили? · Что вызвало затруднение? · Достигли ли поставленной цели? |
Учащиеся
отвечают на вопросы учителя. Отвечая на вопросы, анализируют и оценивают свои результаты |
||||||
X. Домашнее задание. (Слайд 14) Учитель: выучить алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел на стр.226 , решить задачу № 1524. А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статиста, собрать и обработать некоторую информацию, а именно: определить стоимость 1 пакета молока в 3-х магазинах и вычислить его среднюю стоимость, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать молоко. Спасибо за работу на уроке! |
Творческое задание. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.