Конспект урока по технологии по теме
Изготовление декоративной лопаточки по шаблону. 5 класс
Модуль: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.
Тема урока:
Выпиливание лобзиком. Изготовление декоративной лопаточки по шаблону.
Цель урока:
Познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества техникой выпиливания лобзиком и научить их выполнять несложные работы в данной технике.
Задачи урока:
- способствовать применению полученных знаний на практике;
-
дать возможность учащимся самостоятельно определить, в какой последовательности
выпиливается заготовка по внутренним контурам;
- развивать у школьников внимание, наблюдательность, умение анализировать;
- способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц при разметке и выпиливании);
- совершенствовать экологическое воспитание учащихся;
- продолжить воспитание аккуратности, бережного отношения к инструменту, экономному расходованию материала, инициативы и самостоятельности;
Тип урока: комбинированный.
Методические приемы:
метапредметные и внутрипредметные связи –
- повторение изученного
- беседа
- практическая работа
Материально-техническое оснащение:
для учителя: проектор, ноутбук, образцы выпиленных изделий, план-конспект урока.
для учеников: тетрадь, учебник, лобзик, пилки, заготовка из фанеры, выпиловочный столик, наждачная бумага, напильники разного сечения.
Дидактическое обеспечение:
- фильм « Выпиливание лобзиком»
- мультимедийная презентация
ХОД УРОКА
1.Организационный момент .
приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу
2.Актуализация знаний учащихся
Учитель:
- Здравствуйте, ребята.
- Скажите пожалуйста, кто-нибудь из вас любит осенний лес, парк? (На экране слайд c видом осеннего леса).
Ученики: - Да
Учитель:
- Почему вы его любите?
Ученики:
- Потому что осенью листья деревьев окрашиваются в разные цвета и становится очень красиво, можно собирать грибы, ягоды, орехи.
Учитель:
- А что еще нам дает лес?
Ученики:
- Древесину.
Учитель:
- В наше время многие люди приобретают предметы домашнего обихода из дерева, сделанные вручную, существующие в единственном экземпляре. (на экране слайд с деревянными изделиями)
- Сегодня и мы с вами попробуем сделать лопаточку.(на экране слайд с лопаточкой)
- Как вы думаете, из чего мы будем делать лопаточку? (из фанеры)
- С помощью чего мы с вами сможем ее сделать? (выпиливать с помощью лобзика).
Таким образом, мы с вами можем назвать тему нашего урока… - изготовление декоративной лопаточки по шаблону.
А целью урока является приобретение первоначальных навыков и умения выпиливания лобзиком. (на экране слайд с названием темы и цели урока)
Но прежде чем начать работу лобзиком, необходимо повторить ранее изученный материал.
Проверка домашнего задания:
1. Какие из перечисленных пород древесины относятся к мягким, а какие к твердым породам: (на экране слайд с картинкой деревьев и их названиями)
2.
– клён;
– осина;
– сосна;
– дуб;
– ель;
– берёза;
– липа;
– ольха.
– груша
– акация
О т в е т :
а) мягкие породы – липа, сосна, тополь, ольха, осина;
б) твёрдые породы – клён, акация, дуб, берёза, груша.
- Какие материалы изготавливают из них? (слайд с изделиями из древесины)
- Какие древесные материалы вы знаете? Предполагаемый ответ: ДСП - древесностружечные плиты, ДВП - древесноволокнистые плиты, шпон, фанера. (слайд с картинками ДСП, ДВП, шпона)
- Что такое фанера и область ее применения? Преимущества и недостатки. Предполагаемый ответ: Фанера - древесный материал, полученный путем склеивания трех и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину березы, ольхи, бука, сосны. Фанеру широко применяют при производстве мебели, а также в судостроении и авиастроении. Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается. Недостатком фанеры является то, что она боится сырости. Под действием воды и влаги фанера расслаивается. (слайд с фанерой)
- Давайте вспомним, что такое разметка и разметочный материал?
У вас на столах есть листы с таблицей «Разметка и разметочный материал»
В течение 2-3 минут ответьте на поставленные вопросы, а потом мы вместе проверим правильность ваших ответов.
№ |
Вопрос |
Ответ Да/Нет |
1 |
Разметкой называют нанесение линий контура будущего изделия на бумаге. |
|
2 |
Контурные линии показывают границы обработки заготовки |
|
3 |
Рейсмус имеет выдвижные ножки без острия. |
|
4 |
Шаблон - образец повторяющий форму детали. |
|
5 |
С помощью малки можно проводить линии под любым углом. |
|
6 |
Припуск - избыточный слой заготовки, подлежащий удалению при последующей обработке режущим инструментом. |
На экране слайд с таблицей и ответами
Проверяем, как вы ответили, молодцы, хорошо справились с заданием.
3. Изучение нового материала
- Тема нашего урока изготовление лопаточки по шаблону. (начало фильма)
Учитель: Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе, заниматься выпиливанием? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы домашнего обихода, существующие в единственном экземпляре.
- Как вы уже поняли, выпиливание лобзиком - один из распространенных видов художественно - прикладной обработки древесины. Он заключается в том, что изделиям из тонкой древесины или фанеры с помощью ручного лобзика придают необходимые криволинейные формы (выпиливают).
- Давайте дальше посмотрим видеофильм.
- Из просмотренного видеоматериала вспомните:
1.Какие бывают лобзики?
2.Из каких частей состоит лобзик?
3. В чём сходство лобзика и ножовки?
4. Как проверить правильность установки пилки в рамку?
5. Прежде чем начать выпиливание изделия, что необходимо сделать? (перенести рисунок на заготовку)
6. Как правильно производить выпиливание? (на столике)
7. Какая поза должна быть у вас?
- Мы с вами познакомились с одним из видов декоративно - прикладного творчества - выпиливанием лобзиком. Прежде чем перейдем к выполнению практического задания давайте проговорим о правилах техники безопасности при работе с лобзиком.
Учащиеся проговаривают, а на экране появляются пункты правил.
4. Практическая работа.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будим выполнять практическую работу «Изготовление декоративной лопаточки».
Учитель показывает образец.
- На столе у вас лежат технологические карты, по которым вы будете работать и шаблоны.
Изучите технологическую карту и приступайте к выполнению практической части задания
Технологическая карта.
№ п\ п |
Последовательность операций |
Инструменты и приспособления |
1
2
3
4 5 |
Перенесите на заготовку из фанеры контур заготовки «Лопаточка» Рассмотрите разметку, определите места поворота пилки
Подготовьте выпиловочный столик и закрепите пилку в рамке лобзика
Выпилите контур изделия. Зачистите изделие надфилями и шлифовальной шкуркой. |
Шаблон, простой карандаш Заготовка фанеры с нанесенным на нее контуром Лобзик, пилки, выпиловочный столик, плоскогубцы Лобзик Надфили, напильники, шлифовальная шкурка. |
Во время выполнения учащимися практической работы учитель делает целевые обходы рабочих мест с целью проверки: -организации рабочих мест учащихся;
-соответствия рабочей позы учащихся требованиям охраны труда;
-соблюдение темпа работы.
5. Подведение итогов урока.
- Какая тема урока у нас сегодня была?
- Какую цель мы ставили на урок? Достигли мы с вами этой цели?
- Давайте вместе подведем итог урока.
- Какие ошибки были допущены?
- Выбираем лучшие работы, обсуждаем и выставляем оценки.
6. Домашнее задание: &17 Выжигание по дереву. Принести приборы для выжигания.
7. Уборка учащимися рабочих мест.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.