Литература. 7 класс. Краткий конспект.
Урок – мастерская
«Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе»
(Стихотворения В.Брюсова, Ф Сологуба, Н.Заболоцкого, С Есенина, Н.Рубцова).
Цели урока: развитие навыков выразительного чтения стихотворений, формирование умений анализировать лирические произведения,
воспитание любви к Родине, родному краю.
Повторение: лирика как род литературы, изобразительно- выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллитерация и другие.
Эпиграф к уроку: « …любовь к родной природе – один из
вернейших признаков любви к своей стране».
К.Г. Паустовский
(В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место… Обращение к поэзии реальной русской действительности вызвало употребление таких слов, как даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. С темой родины связаны слова дым, дымка, журавли, дуб, липа, береза, рябина. Данная лексика выполняет функцию ключевых слов, она нередко используется в заглавиях стихотворений…)
- Сегодня мы проанализируем стихи о Родине и родной природе Валерия Брюсова, Федора Сологуба, Николая Заболоцкого, Сергея Есенина, Николая Рубцова.
Чтение и анализ стихотворений.
1. Валерий Брюсов.
Стихотворение «Первый снег».
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Каким чувством проникнуто оно?
(Чувством восхищения. Каждое поэтическое слово в стихотворении предстает перед нами как волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны)
Проза: 1. Нестихотворная литература, в отличие от поэзии.
2. (Переносное) Будничное, повседневное в жизни.
2. Федор Сологуб (Тетерников).
Стихотворение «Забелелся туман над рекой…»
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Одиночества, грусти).
- О чем думает, что чувствует лирический герой? (Об одиночестве и успокоении, которое дарит природа: лес, костер, речка, ведущая к дому).
3. Сергей Есенин.
Стихотворение «Топи да болота…»
- Какие еще стихотворения С. Есенина вы знаете?
(Дети читают «Береза», «Черемуха», «Пороша» и др.)
4. Николай Заболоцкий.
Стихотворение «Я воспитан природой суровой»
- Почему поэт называет природу родного края «суровой»?
- Какие строчки повествуют о полном слиянии души лирического героя с природой?
4. Николай Рубцов. Тихая моя Родина.
(Тишина, успокоение – это то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима)
- Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? ( Эпитеты - «тихая родина»; сравнения – «словно ворона веселая»; повторы – «тихо, тихо»; метафоры – «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом, готовым упасть», аллитерация – «тина теперь и болотины».
Вывод: при всех индивидуальных различиях и пристрастиях и Н. Рубцова, и Ф. Сологуба, и Н. Заболоцкого, и В. Брюсова, и С. Есенина объединяет любовь к природе родного края, родине, осознание нерасторжимой связи с ней. И все это они передают нам в наследство, на память.
Домашнее задание.
- Напишите мини - сочинение на тему «Тихая моя Родина» или сочините стихотворение о родном крае.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.