Конспект урока "Урок: Представление информации в компьютере. Единицы измерения информации"

  • doc
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока.doc

Урок: Пред­став­ле­ние ин­фор­ма­ции в ком­пью­те­ре. Еди­ни­цы из­ме­ре­ния ин­фор­ма­ции

 1. Тема урока

На этом уроке мы про­дол­жим изу­чать ком­пью­тер как уни­вер­саль­ное сред­ство ра­бо­ты с ин­фор­ма­ци­ей, узна­ем о пред­став­ле­нии ин­фор­ма­ции в ком­пью­те­ре и еди­ни­цах из­ме­ре­ния ин­фор­ма­ции.

 2. Цифровые данные

Для того чтобы по­нять, как самая раз­но­об­раз­ная ин­фор­ма­ция пред­став­ле­на в ком­пью­те­ре, «за­гля­нем» внутрь ма­шин­ной па­мя­ти. Ее удоб­но пред­ста­вить в виде листа в клет­ку. В каж­дой такой «клет­ке» хра­нит­ся толь­ко одно из двух зна­че­ний: 0 или 1.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126597/c04fe150_ad29_0131_6afa_12313c0dade2.jpg 

Рис. 1. (Ис­точ­ник)

Две цифры удоб­ны для элек­трон­но­го хра­не­ния дан­ных, по­сколь­ку они тре­бу­ют толь­ко двух со­сто­я­ний элек­трон­ной схемы — «вклю­че­но» (это со­от­вет­ству­ет цифре 1) и «вы­клю­че­но» (это со­от­вет­ству­ет цифре 0).

Каж­дая «клет­ка» па­мя­ти ком­пью­те­ра на­зы­ва­ет­ся битом. Цифры 0 и 1, хра­ня­щи­е­ся в «клет­ках» па­мя­ти ком­пью­те­ра, на­зы­ва­ют зна­че­ни­я­ми битов.

С по­мо­щью по­сле­до­ва­тель­но­сти битов можно пред­ста­вить самую раз­ную ин­фор­ма­цию. Такое пред­став­ле­ние ин­фор­ма­ции на­зы­ва­ет­ся дво­ич­ным или циф­ро­вым ко­ди­ро­ва­ни­ем.

Пре­иму­ще­ством циф­ро­вых дан­ных яв­ля­ет­ся то, что их от­но­си­тель­но про­сто ко­пи­ро­вать и из­ме­нять. Их можно хра­нить и пе­ре­да­вать с ис­поль­зо­ва­ни­ем одних и тех же ме­то­дов, неза­ви­си­мо от типа дан­ных.

Спо­со­бы циф­ро­во­го ко­ди­ро­ва­ния тек­стов, зву­ков (го­ло­са, му­зы­ка), изоб­ра­же­ний (фо­то­гра­фии, ил­лю­стра­ции) и по­сле­до­ва­тель­но­стей изоб­ра­же­ний (кино и видео), а также трех­мер­ных объ­ек­тов были при­ду­ма­ны в 80-х годах про­шло­го века.

Из­вест­но мно­же­ство спо­со­бов за­пи­си чисел. Мы поль­зу­ем­ся де­ся­тич­ной по­зи­ци­он­ной си­сте­мой счис­ле­ния.

Де­ся­тич­ной она на­зы­ва­ет­ся по­то­му, что в этой си­сте­ме счис­ле­ния де­сять еди­ниц од­но­го раз­ря­да со­став­ля­ют одну еди­ни­цу сле­ду­ю­ще­го стар­ше­го раз­ря­да. Число 10 на­зы­ва­ет­ся ос­но­ва­ни­ем де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния. Для за­пи­си чисел в де­ся­тич­ной си­сте­ме счис­ле­ния ис­поль­зу­ют­ся де­сять цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9.

По­зи­ци­он­ной эта си­сте­ма счис­ле­ния на­зы­ва­ет­ся по­то­му, что одна и та же цифра по­лу­ча­ет раз­лич­ные ко­ли­че­ствен­ные зна­че­ния в за­ви­си­мо­сти от места, или по­зи­ции, ко­то­рую она за­ни­ма­ет в за­пи­си числа.

На­при­мер, в за­пи­си числа 555 цифра 5, сто­я­щая на пер­вом месте спра­ва, обо­зна­ча­ет 5 еди­ниц, на вто­ром – 5 де­сят­ков, на тре­тьем – 5 сотен.

Рас­смот­рим чис­ло­вой ряд:

1, 10, 100, 1000, 10 000, 100 000 ...

Этот ряд на­чи­на­ет­ся с еди­ни­цы. Каж­дое сле­ду­ю­щее число пер­во­го ряда по­лу­ча­ет­ся путем умно­же­ния преды­ду­ще­го числа на 10.

Любое целое число можно пред­ста­вить в виде суммы раз­ряд­ных сла­га­е­мых – еди­ниц, де­сят­ков, сотен, тысяч и так далее, за­пи­сан­ных в пер­вом ряду. При этом каж­дый член этого ряда может либо не вхо­дить в сумму, либо вхо­дить в нее от 1 до 9 раз. При­мер:

2507 = 2 • 1000 + 5• 100 + 0 • 10 + 7• 1.

Числа 2, 5, 0, 7, на ко­то­рые умно­жа­ют­ся члены пер­во­го ряда, со­став­ля­ют ис­ход­ное число 2507.

 3. Перевод десятичных чисел в двоичный код и обратно

Мы рас­смот­рим наи­бо­лее про­стой спо­соб пе­ре­во­да из де­ся­тич­ной си­сте­мы в дво­ич­ную.

Этот спо­соб ос­но­ван на за­пи­си остат­ков от де­ле­ния ис­ход­но­го числа и по­лу­ча­е­мых част­ных на 2, про­дол­жа­е­мо­го до тех пор, пока оче­ред­ное част­ное не ока­жет­ся рав­ным 0.

При­мер:

2507

1253

626

313

156

78

39

19

9

4

2

1

1

1

0

1

0

0

1

1

1

0

0

1

В первую ячей­ку верх­ней стро­ки за­пи­са­но ис­ход­ное число, а в каж­дую сле­ду­ю­щую – ре­зуль­тат це­ло­чис­лен­но­го де­ле­ния преды­ду­ще­го числа на 2.

В ячей­ках ниж­ней стро­ки за­пи­са­ны остат­ки от де­ле­ния сто­я­щих в верх­ней стро­ке чисел на 2.

Дво­ич­ный код ис­ход­но­го де­ся­тич­но­го числа по­лу­ча­ет­ся при по­сле­до­ва­тель­ной за­пи­си всех остат­ков, на­чи­ная с по­след­не­го: 250710 = 1001110010112

Пер­вые 20 чле­нов на­ту­раль­но­го ряда в дво­ич­ной си­сте­ме счис­ле­ния за­пи­сы­ва­ют­ся так: 1, 10, 11, 100, 1011101111000,10011010101111001101111011111000010001100101001110100 (Рис. 2).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126598/c1883a00_ad29_0131_6afb_12313c0dade2.jpg 

Рис. 2. Пер­вые 20 чле­нов на­ту­раль­но­го ряда в дво­ич­ной си­сте­ме счис­ле­ния. (Ис­точ­ник)

Пе­ре­вод в де­ся­тич­ную си­сте­му из дво­ич­ной осу­ществ­ля­ет­ся очень про­сто.

Вспом­ним, что: 2507 = 2 • 1000 + 5• 100 + 0 • 10 + 7• 1.

То есть, каж­дый раз­ряд со­от­вет­ству­ет ка­ко­му-то вы­ра­же­нию: 1, 10, 100, 1000 и т. д.

В дво­ич­ной си­сте­ме, ана­ло­гич­но, каж­дый раз­ряд со­от­вет­ству­ет вы­ра­же­ни­ям: 1, 2, 4, 8, 16,…

Рас­смот­рим сле­ду­ю­щий при­мер:

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126599/c29c6810_ad29_0131_6afc_12313c0dade2.png.

Пе­ре­во­дить целые числа из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния и об­рат­но можно с по­мо­щью при­ло­же­ния Каль­ку­ля­тор.

Си­сте­мы счис­ле­ния

Мы уже по­зна­ко­ми­лись с двумя си­сте­ма­ми счис­ле­ния: дво­ич­ной и де­ся­тич­ной.

Од­на­ко, как неслож­но до­га­дать­ся, су­ще­ству­ют и дру­гие си­сте­мы счис­ле­ния, ос­но­ва­ни­я­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся числа 3, 4, 5, …

Во­об­ще же, ос­но­ва­ни­ем си­сте­мы счис­ле­ния может быть любое целое число, боль­шее 1.

Од­на­ко наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли си­сте­мы счис­ле­ния, ос­но­ва­ния ко­то­рых яв­ля­ют­ся сте­пе­ня­ми 2 (дво­ич­ная, чет­ве­рич­ная, вось­ме­рич­ная, шест­на­дца­те­рич­ная), а также тро­ич­ная.

Может воз­ник­нуть во­прос: как может су­ще­ство­вать шест­на­дца­те­рич­ная си­сте­ма счис­ле­ния, если цифр всего 10? Ответ на этот во­прос очень прост: числа 10, 11, 12, 13, 14 и 15 за­пи­сы­ва­ют в виде букв A, B, C, D, E, F.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126603/c7dc25b0_ad29_0131_6b00_12313c0dade2.jpg 

Рис. 2. (Ис­точ­ник)

Во­об­ще, как неслож­но за­ме­тить, для за­пи­си чисел в любой си­сте­ме нужно столь­ко же цифр, какое ос­но­ва­ние у этой си­сте­мы. На­при­мер, в дво­ич­ной си­сте­ме мы ис­поль­зу­ем две цифры 0 и 1, в тро­ич­ной ис­поль­зу­ют­ся три цифры 0, 1 и 2. В при­выч­ной нам де­ся­тич­ной си­сте­ме счис­ле­ния ис­поль­зу­ет­ся 10 цифр: от 0 до 9.

Как же пе­ре­во­дить числа из одной си­сте­мы счис­ле­ния в дру­гую?

Ал­го­ритм до­ста­точ­но прост. Необ­хо­ди­мо де­лить с остат­ком число в пер­вой си­сте­ме счис­ле­ния на ос­но­ва­ние вто­рой си­сте­мы счис­ле­ния. По­лу­чен­ные остат­ки, за­пи­сан­ные в об­рат­ном по­ряд­ке, и об­ра­зу­ют новое число.

Если пе­ре­вод чисел из одной си­сте­мы в дру­гую на­пря­мую за­труд­ни­те­лен, то можно пе­ре­ве­сти сна­ча­ла в де­ся­тич­ную си­сте­му счис­ле­ния, а из де­ся­тич­ной в нуж­ную.

Да­вай­те рас­смот­рим при­мер, ко­то­рый разо­бран двумя спо­со­ба­ми.

За­да­ча. Пе­ре­ве­сти число http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126604/c91a51b0_ad29_0131_6b01_12313c0dade2.png в тро­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния.

Спо­соб 1. Пе­ре­ве­дём число http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126604/c91a51b0_ad29_0131_6b01_12313c0dade2.png сна­ча­ла в де­ся­тич­ную си­сте­му счис­ле­ния по уже из­вест­но­му ал­го­рит­му:

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126605/ca425e70_ad29_0131_6b02_12313c0dade2.png

Те­перь пе­ре­ве­дём число 15 из де­ся­тич­ной си­сте­мы в тро­ич­ную также по из­вест­но­му ал­го­рит­му:

15 делим на 3:

    15   

    5    

    1    

0

2

1

За­пи­сы­ва­ем по­лу­чен­ные остат­ки в об­рат­ном по­ряд­ке: http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126606/cba1f490_ad29_0131_6b03_12313c0dade2.png.

По­лу­ча­ем: http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126607/cce86b50_ad29_0131_6b04_12313c0dade2.png (Рис. 3).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126608/ce3a6970_ad29_0131_6b05_12313c0dade2.jpg 

Рис. 3. (Ис­точ­ник)

Спо­соб 2. Пе­ре­ве­дём число http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126604/c91a51b0_ad29_0131_6b01_12313c0dade2.png на­пря­мую в тро­ич­ную си­сте­му.

Для этого по­де­лим его на число 3, толь­ко тоже в дво­ич­ной си­сте­ме: http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126609/cf53d490_ad29_0131_6b06_12313c0dade2.png.

По­лу­ча­ем:

1111

101

1

0

10

1

Те­перь пе­ре­ве­дём по­лу­чен­ные остат­ки в де­ся­тич­ную си­сте­му: 0=0, 10=2, 1=1. По­лу­ча­ем: http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126610/d0be5a40_ad29_0131_6b07_12313c0dade2.png. То есть, тот же ответ, что и в пер­вом спо­со­бе (Рис. 4).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126611/d2066bd0_ad29_0131_6b08_12313c0dade2.jpg

Рис. 4. (Ис­точ­ник)

 4. Представление информации в памяти компьютера

Как мы уже вы­яс­ни­ли, ин­фор­ма­ция в па­мя­ти ком­пью­те­ра хра­нит­ся в виде по­сле­до­ва­тель­но­стей 0 и 1.

При дво­ич­ном ко­ди­ро­ва­нии тек­сто­вой ин­фор­ма­ции чаще всего каж­до­му сим­во­лу ста­вит­ся в со­от­вет­ствие уни­каль­ная це­поч­ка из 8 нулей и еди­ниц, на­зы­ва­е­мая бай­том. Всего су­ще­ству­ет 256 раз­ных це­по­чек из 8 нулей и еди­ниц. Это поз­во­ля­ет за­ко­ди­ро­вать 256 раз­ных сим­во­лов. На­при­мер, про­пис­ные и строч­ные буквы рус­ско­го и ла­тин­ско­го ал­фа­ви­тов, цифры, знаки пре­пи­на­ния, дру­гие сим­во­лы. Со­от­вет­ствие сим­во­лов и кодов за­да­ет­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ной ко­до­вой таб­ли­цы (Рис. 5).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126600/c3f47510_ad29_0131_6afd_12313c0dade2.jpg 

Рис. 5. (Ис­точ­ник)

По­сле­до­ва­тель­но­стя­ми нулей и еди­ниц можно за­ко­ди­ро­вать и гра­фи­че­скую ин­фор­ма­цию.

Су­ще­ству­ет два спо­со­ба пред­став­ле­ния изоб­ра­же­ний в циф­ро­вом виде.

Спо­соб 1: гра­фи­че­ский объ­ект, под­ле­жа­щий пред­став­ле­нию в циф­ро­вом виде, де­лит­ся вер­ти­каль­ны­ми и го­ри­зон­таль­ны­ми ли­ни­я­ми на кро­шеч­ные фраг­мен­ты – пик­се­ли (Рис. 6).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126601/c53d0390_ad29_0131_6afe_12313c0dade2.jpg 

Рис. 6. (Ис­точ­ник)

Цвет каж­до­го пик­се­ля ко­ди­ру­ет­ся дво­ич­ным чис­лом. Такой спо­соб на­зы­ва­ет­ся раст­ро­вым ко­ди­ро­ва­ни­ем.

При ко­ди­ро­ва­нии чёр­но-бе­лых изоб­ра­же­ний каж­дый пик­сель может ко­ди­ро­вать­ся 1 битом. При циф­ро­вом пред­став­ле­нии цвет­ных изоб­ра­же­ний каж­дый пик­сель ко­ди­ру­ет­ся це­поч­кой из 24 нулей и еди­ниц, что поз­во­ля­ет раз­ли­чать более 16 мил­ли­о­нов цве­то­вых от­тен­ков.

Спо­соб 2: гра­фи­че­ский объ­ект за­пи­сы­ва­ет­ся как за­ко­ди­ро­ван­ная в циф­ро­вом виде по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд для его со­зда­ния.

На­при­мер, чтобы на­ри­со­вать све­то­фор, необ­хо­ди­мо на­ри­со­вать за­кра­шен­ный в чёр­ный цвет пря­мо­уголь­ник, а внут­ри него на­ри­со­вать один под одним три за­кра­шен­ных круга (крас­ный, жёл­тый, зе­лё­ный) (Рис. 7).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126602/c66bf890_ad29_0131_6aff_12313c0dade2.jpg 

Рис. 7. (Ис­точ­ник)

Каж­дая из фигур может быть ма­те­ма­ти­че­ски опи­са­на: пря­мо­уголь­ни­ки и тре­уголь­ни­ки – ко­ор­ди­на­та­ми своих вер­шин, круги – ко­ор­ди­на­та­ми цен­тров и ра­ди­у­са­ми.

Такой спо­соб на­зы­ва­ет­ся век­тор­ным ко­ди­ро­ва­ни­ем.

Век­тор­ные и раст­ро­вые изоб­ра­же­ния

Как мы уже знаем, все изоб­ра­же­ния, с ко­то­ры­ми ра­бо­та­ют про­грам­мы, раз­де­ля­ют­ся на два клас­са: раст­ро­вые и век­тор­ные.

Раст­ро­вые изоб­ра­же­ния хра­нят­ся в па­мя­ти ком­пью­те­ра как набор све­де­ний о цвете всех пик­се­лов, упо­ря­до­чен­ный опре­де­лен­ным об­ра­зом (на­при­мер, по стро­кам, как в те­ле­ви­зи­он­ном изоб­ра­же­нии).

Наи­бо­лее близ­ким ана­ло­гом та­ко­го изоб­ра­же­ния, в ре­аль­ном мире яв­ля­ет­ся мо­за­и­ка (Рис. 8). Пик­сель­ное изоб­ра­же­ние со­сто­ит из рав­но­мер­но рас­по­ло­жен­ных на плос­ко­сти эле­мен­тов оди­на­ко­во­го раз­ме­ра и формы (пик­се­лов), по­доб­но мо­за­и­ке, со­сто­я­щей из ку­соч­ков цвет­но­го стек­ла – смаль­ты. При со­блю­де­нии опре­де­лен­ных усло­вий от­дель­ные ку­соч­ки, со­став­ля­ю­щие мо­за­ич­ное изоб­ра­же­ние, не видны: глаз зри­те­ля вос­при­ни­ма­ет изоб­ра­же­ние как еди­ное целое.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126612/d344bbe0_ad29_0131_6b09_12313c0dade2.jpg 

Рис. 8. Мо­за­и­ка (Ис­точ­ник)

Дру­гой при­мер пик­сель­ных изоб­ра­же­ний – так на­зы­ва­е­мые япон­ские кросс­вор­ды, по­лу­чив­шие в по­след­нее время ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние (клас­си­че­ский япон­ский кросс­ворд пред­став­ля­ет собой чёр­но-бе­лое пик­сель­ное изоб­ра­же­ние: каж­дая клет­ка – пик­сель, ко­то­рая может быть за­кра­ше­на (1) или не за­кра­ше­на (2)) (Рис. 9).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126613/d4b39a60_ad29_0131_6b0a_12313c0dade2.jpg 

Рис. 9. Япон­ский кросс­ворд (Ис­точ­ник)

Изоб­ра­же­ние на экране лю­бо­го ком­пью­тер­но­го мо­ни­то­ра – пик­сель­ное, и это хо­ро­шо видно через уве­ли­чи­тель­ное стек­ло.

Пред­став­ле­ние век­тор­но­го изоб­ра­же­ния в па­мя­ти ком­пью­те­ра слож­нее, чем пик­сель­но­го (хотя, как пра­ви­ло, при этом оно на­мно­го ком­пакт­нее). По­до­брать ана­лог век­тор­но­му изоб­ра­же­нию в ре­аль­ном мире не так-то про­сто. Впро­чем, на эту роль вполне может пре­тен­до­вать тот че­ло­ве­чек, ко­то­ро­го в дет­стве ри­со­ва­ли, на­вер­ное, все, при­го­ва­ри­вая: «Точка, точка, за­пя­тая – вышла ро­жи­ца кри­вая, палка, палка, огу­ре­чик...» (Рис. 10).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126614/d5f5a870_ad29_0131_6b0b_12313c0dade2.jpg 

Рис. 10. При­мер про­стей­ше­го век­тор­но­го изоб­ра­же­ния (Ис­точ­ник)

По­след­няя фраза, по сути дела, пред­став­ля­ет собой пе­ре­чис­ле­ние объ­ек­тов век­тор­но­го изоб­ра­же­ния.

Почти все­гда век­тор­ное изоб­ра­же­ние перед вы­во­дом (или непо­сред­ствен­но в про­цес­се вы­во­да) пре­об­ра­зу­ет­ся в то­чеч­ное – в ком­пью­тер­ной гра­фи­ке этот про­цесс на­зы­ва­ет­ся рен­де­рин­гом.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126615/d7282e60_ad29_0131_6b0c_12313c0dade2.jpg 

Рис. 11. (Ис­точ­ник)

Ос­нов­ной недо­ста­ток пик­сель­но­го изоб­ра­же­ния со­сто­ит в том, что раз­мер пик­се­лов яв­ля­ет­ся фик­си­ро­ван­ным. Из-за этого в слу­чае из­ме­не­ния раз­ме­ра изоб­ра­же­ния воз­ни­ка­ют крайне неже­ла­тель­ные эф­фек­ты. При его уве­ли­че­нии между плот­но «при­жа­ты­ми» друг к другу пик­се­ла­ми по­яв­ля­ет­ся сво­бод­ное место. За­пол­нить его, стро­го го­во­ря, нечем, разве что раз­ме­щая на сво­бод­ных ме­стах копии на­хо­дя­щих­ся рядом пик­се­лов. Это эк­ви­ва­лент­но уве­ли­че­нию раз­ме­ра пик­се­ла при уве­ли­че­нии изоб­ра­же­ния. Од­на­ко силь­но уве­ли­чи­вать раз­мер пик­се­ла нель­зя – слиш­ком круп­ные пик­се­лы пе­ре­ста­нут вос­при­ни­мать­ся гла­зом зри­те­ля как од­но­род­ное изоб­ра­же­ние, ви­ди­мость смы­ка­ния раз­ру­шит­ся. Этот эф­фект хо­ро­шо из­ве­стен про­фес­си­о­наль­ным фо­то­гра­фам, ко­то­рые го­во­рят про чрез­мер­но уве­ли­чен­ную фо­то­гра­фию: «по­лез­ло зерно» (Рис. 11).

Ещё один недо­ста­ток пик­сель­ных изоб­ра­же­ний свя­зан с тем, что для их хра­не­ния необ­хо­дим боль­шой объем па­мя­ти.

Ра­бо­те с век­тор­ным изоб­ра­же­ни­ем при­су­ща боль­шая гиб­кость. Чтобы уве­ли­чить или умень­шить его, тре­бу­ет­ся всего лишь из­ме­нить один управ­ля­ю­щий па­ра­метр изоб­ра­же­ния в целом – мас­штаб. При этом раз­мер файла с век­тор­ным изоб­ра­же­ни­ем не уве­ли­чит­ся ни на один байт (Рис. 12).

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/126616/d87e1920_ad29_0131_6b0d_12313c0dade2.jpg 

Рис. 12. (Ис­точ­ник)

 5. Единицы измерения информации

Вам из­вест­ны еди­ни­цы из­ме­ре­ния длины. Это мил­ли­мет­ры, сан­ти­мет­ры, метры и ки­ло­мет­ры. Масса из­ме­ря­ет­ся в грам­мах, ки­ло­грам­мах, цент­не­рах и тон­нах. Углы из­ме­ря­ют­ся в гра­ду­сах. Время – в се­кун­дах, ми­ну­тах и часах.

Пред­став­лен­ная в циф­ро­вом виде ин­фор­ма­ция тоже может быть из­ме­ре­на. Еди­ни­ца­ми из­ме­ре­ния ин­фор­ма­ции яв­ля­ют­ся биты (0 или 1) и байты (1 байт = 8 битов). На­при­мер, со­об­ще­ние «ИН­ФОР­МА­ТИ­КА» со­сто­ит из 11 сим­во­лов, каж­дый из ко­то­рых ко­ди­ру­ет­ся це­поч­кой из 8 нулей и еди­ниц. Сле­до­ва­тель­но, это со­об­ще­ние имеет ин­фор­ма­ци­он­ный объем 88 битов, или 11 бай­тов.

Более круп­ны­ми еди­ни­ца­ми из­ме­ре­ния ин­фор­ма­ции яв­ля­ют­ся ки­ло­бай­ты, ме­га­бай­ты и ги­га­бай­ты:

1 Кб (один ки­ло­байт) = 1024 байт;

1 Мб (один ме­га­байт) = 1024 Кб;

1 Гб (один ги­га­байт) = 1024 Мб.

Тек­сто­вые до­ку­мен­ты и таб­ли­цы обыч­но имеют неболь­шой объём. Зна­чи­тель­но боль­ший ин­фор­ма­ци­он­ный объем имеют гра­фи­че­ские файлы. Объем ком­пью­тер­ных ин­фор­ма­ци­он­ных но­си­те­лей также из­ме­ря­ет­ся в ме­га­бай­тах и ги­га­бай­тах.

 Биты, байты, ки­ло­бай­ты...

Во­прос: «Как из­ме­рить ин­фор­ма­цию?» очень непро­стой. Ответ на него за­ви­сит от того, что по­ни­мать под ин­фор­ма­ци­ей. Но по­сколь­ку опре­де­лять ин­фор­ма­цию можно по-раз­но­му, то и спо­со­бы из­ме­ре­ния тоже могут быть раз­ны­ми.

Для че­ло­ве­ка ин­фор­ма­ция – это зна­ния че­ло­ве­ка. Рас­смот­рим во­прос с этой точки зре­ния.

По­лу­че­ние новой ин­фор­ма­ции при­во­дит к рас­ши­ре­нию зна­ний. Если неко­то­рое со­об­ще­ние при­во­дит к умень­ше­нию неопре­де­лен­но­сти на­ше­го зна­ния, то можно го­во­рить, что такое со­об­ще­ние со­дер­жит ин­фор­ма­цию.

От­сю­да сле­ду­ет вывод, что со­об­ще­ние ин­фор­ма­тив­но (т. е. со­дер­жит нену­ле­вую ин­фор­ма­цию), если оно по­пол­ня­ет зна­ния че­ло­ве­ка. На­при­мер, про­гноз по­го­ды на зав­тра – ин­фор­ма­тив­ное со­об­ще­ние, а со­об­ще­ние о вче­раш­ней по­го­де неин­фор­ма­тив­но, т. к. нам это уже из­вест­но.

Нетруд­но по­нять, что ин­фор­ма­тив­ность од­но­го и того же со­об­ще­ния может быть раз­ной для раз­ных людей. На­при­мер: «2x2=4» ин­фор­ма­тив­но для пер­во­класс­ни­ка, изу­ча­ю­ще­го таб­ли­цу умно­же­ния, и неин­фор­ма­тив­но для стар­ше­класс­ни­ка (в боль­шин­стве слу­ча­ев, ко­неч­но).

Но, для того чтобы со­об­ще­ние было ин­фор­ма­тив­но, оно долж­но еще быть по­нят­но. Быть по­нят­ным, зна­чит быть ло­ги­че­ски свя­зан­ным с преды­ду­щи­ми зна­ни­я­ми че­ло­ве­ка.

По­лу­че­ние вся­ких зна­ний долж­но идти от про­сто­го к слож­но­му. И тогда каж­дое новое со­об­ще­ние будет в то же время по­нят­ным, а зна­чит, будет нести ин­фор­ма­цию для че­ло­ве­ка.

Стро­гое опре­де­ле­ние еди­ни­цы ин­фор­ма­ции – бита:

Со­об­ще­ние, умень­ша­ю­щее неопре­де­лен­ность зна­ний в два раза, несет 1 бит ин­фор­ма­ции.

На­при­мер, после сдачи за­че­та или вы­пол­не­ния кон­троль­ной ра­бо­ты уче­ник му­ча­ет­ся неопре­де­лен­но­стью, он не знает, какую оцен­ку по­лу­чил. На­ко­нец, учи­тель объ­яв­ля­ет ре­зуль­та­ты, и он по­лу­ча­е­те одно из двух ин­фор­ма­ци­он­ных со­об­ще­ний: «зачет» или «неза­чет», а после кон­троль­ной ра­бо­ты одно из че­ты­рех ин­фор­ма­ци­он­ных со­об­ще­ний: «2», «3», «4» или «5».

Ин­фор­ма­ци­он­ное со­об­ще­ние об оцен­ке за зачет при­во­дит к умень­ше­нию неопре­де­лен­но­сти зна­ния в два раза, так как по­лу­че­но одно из двух воз­мож­ных ин­фор­ма­ци­он­ных со­об­ще­ний. Ин­фор­ма­ци­он­ное со­об­ще­ние об оцен­ке за кон­троль­ную ра­бо­ту при­во­дит к умень­ше­нию неопре­де­лен­но­сти зна­ния в че­ты­ре раза, так как по­лу­че­но одно из че­ты­рех воз­мож­ных ин­фор­ма­ци­он­ных со­об­ще­ний.

Ин­те­рес­но, что сама еди­ни­ца из­ме­ре­ния ин­фор­ма­ции «бит» по­лу­чи­ла свое на­зва­ние от ан­глий­ско­го со­че­та­ния «binarydigit» – «дво­ич­ная цифра».

Ско­рость пе­ре­да­чи дан­ных из­ме­ря­ет­ся, обыч­но, в таких ве­ли­чи­нах, как ки­ло­би­ты или ки­ло­бай­ты в се­кун­ду. Один ки­ло­бит равен 1024 битам.

На этом уроке мы узна­ли, как хра­нит­ся ин­фор­ма­ция в ком­пью­те­ре, что такое бит и байт. Кроме того, мы по­зна­ко­ми­лись с еди­ни­ца­ми из­ме­ре­ния ин­фор­ма­ции.


Скачано с www.znanio.ru