Конспект урока усвоения новых знаний по русскому языку в 5 классе по теме: «Окончание и основа слова»
Оценка 4.7

Конспект урока усвоения новых знаний по русскому языку в 5 классе по теме: «Окончание и основа слова»

Оценка 4.7
docx
20.10.2021
Конспект урока усвоения новых знаний по русскому языку в 5 классе по теме: «Окончание и основа слова»
Окончание и основа слова.docx

Конспект урока усвоения новых знаний по русскому языку в 5 классе

по теме: «Окончание и основа слова» в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Тема: «Окончание и основа слова»

Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, эвристический метод / индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование – карточки самоконтроля.

Основные понятия – основа слова, окончание.

 

1. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности

Организационный момент. Приветствие учителя.

Откройте тетради, запишите число. Сегодня второе февраля.

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 

2. Повторение учебного материала предыдущего урока. Актуализация знаний. активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; установить тематические рамки урока; изучение нового о частях слова; активизировать мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании полученного результата.

Дорогие ребята, мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране под названием «Морфемика. Проверим наши знания. Итак, отправляемся в путь. Ответим на мои вопросы:

 1.Что такое морфема? ( наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение слова)

2.Что такое лексическое значение слова?

3.Что такое грамматическое значение слова?

4.Какие морфемы вы знаете?

5.Почему морфема значимая часть слова? ( С помощью морфемы образуем новые слова)

6.Как называются слова, имеющие один корень, но отличающиеся тем, что у них разная основа слова?

Молодцы, страна морфем с радостью открывает двери перед вами.

 

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 

3. Изучение темы. Целеполагание. 

Откроем учебник на странице 154. Найдем наблюдение в параграфе 72 под звездочкой. Работаем в парах. Даем ответ на вопрос, какие части речи  зашифрованы в морфеме ?Что это за морфема?

А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. ( дети отвечают).

-Чему вы должны сегодня научиться? ( Выделять окончания, определять основу  слова, указывать грамматическое значение окончания)

Что вы можете сказать про окончание?
– Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

 На доске:

Ночь, ударять, сильный, мороз.

Пушистый, снежинка, кругом, падать, на земля.

Понятен ли смысл  каждой строчки? Что надо сделать,  чтобы из этих слов получились предложения?  ( Надо изменить окончание: измениеть падеж, число, род сущ., прилаг, число, лицо. род, глагола)

А что еще нужно сделать, чтобы получилось предложение? ( Добавить предлог)

Составление предложения  со словами 1 строчки( устно)

Работаем в парах, составляем предложения письменно со словами второй строчки, выделяем окончания.), - Что такое  окончание?

 ( Изменяемая значимая часть слова).

На доске записано « на земля», а у вас в тетрадях? (На землю)

Слова «на земля» и « на землю» - однокоренные или это форма слова?

( форма слова)

- Что образует  окончание? Форму слова  или однокоренные слова? ( форму слова)

- Как графически вы выделяли окончания? (Квадрат)

-Что вызвало затруднение?

-  В каком слове  нельзя выделить окончание7 Почему? ( В наречии  «кругом» так как наречия не изменяются .

-Мы выделили окончание в изменяемых словах пушистые, снежинки, падали, на землю. Они имеют окончания, а  как сказать о неизменяемых словах – наречиях, междометиях, несклоняемых существительных? (Оканчиваются на …)
 Чтение уч. с 155 (наблюдение внизу)

Так для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица. В слове есть изменяемая часть – окончание, оставшаяся часть – неизменяемая. Это основа слова.)

- Как выделяется основа слова?

- Что заключено в основе слова (Его лексическое значение)

- Если у слова «кругом» нет окончания, то как мы выделим основу слова в этом слове?( Основой будет все слово)

- В каком слове основа равна корню? (земле)

- Каки е морфемы , кромк корня могут быть в основе слова7 (Приставка, суффикс)

Выделите основу слова в слове «сегодня» ( При наличии времени)

 

Физкультминутка.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок (потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного (прыжки на месте)

И пройдемся по дороге (ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно (дети садятся за парты).

Первичное закрепление материала. Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий.

- Определите грамматическое значение окончаний у слов  

пушистые,

падают,

снежинки

К доске выходят 3 ученика ( индивидуальная) работа

 

5. Самостоятельная работа обучающихся. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.

 - Ребята, среди окончаний может  быть нулевое. Встречается у существительных, в краткой форме прилагательных.  В глаголах прошедшего времени. Как вы можете объяснить выражение «нулевое окончание?» (Оно не выражено звуками)

Запись в тетрадь :  день, у  берез, поместил.

Определите у сущ. падеж, род, число, склонение,у глагола  время, число, род, выделите окончание. Сделайте вывод. (Работа в парах)
Вывод: в этих словах есть нулевое окончание в сущ. 2 скл. И, В. падежей,  у сущ. р.п., мн.ч., ж.р.; у глаг.  м.р. прош. вр.

 

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 

Повторение полученных знаний

 Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.
– Ребята, вы сегодня работали в группах и в парах, а сейчас поработайте самостоятельно.

Запишите в первый столбик слова, которые имеют окончание о, во второй – оканчивающиеся на о

Какао,небо, спасибо, кружево. зарево, топливо, слово, одинаково, рабство, чувство. юношество,самбо.

  Проверка:

Небо,                        какао,

Кружево,                  одинаково,

зарево,                     юношество,

топливо,                  самбо,

слово,                       спасибо

чувство,                  

рабство

Составьте предложение со словом «самбо». (Президент России занимается самбо).

- Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 

Я ЗНАЮ:

1. для чего служит окончание;

2. какое значение заключено

в окончании;

3. как выделить окончание в слове;

4. как определить основу слова.

Я УМЕЮ:

1. определять, что называется окончанием;

2. указывать значения, выраженные окончанием;

3. выделять окончание (в изменяемых словах);

4. выделять основу слова (в изменяемых и неизменяемых словах).

 

Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности на уроке; согласовать домашнее задание.
Ребята, скажите,Что нового вы узнали на уроке? (Как определить и графически обозначить окончание слова, основу.)

 

Какую цель мы ставили?
– Достигли цели?
– К какому выводу пришли? ( Окончание 
– это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа и падежа.

– Над чем еще надо поработать?
– У кого не было затруднений по новой теме?

 

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Домашнее задание : параграфы 72,73, упражнение 377.

Оценка за урок

– Ребята, оцените свою работу. Поднимите красный, зеленый или желтый квадратик.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.

Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.


 

Конспект урока усвоения новых знаний по русскому языку в 5 классе по теме: «Окончание и основа слова» в соответствии с требованиями

Конспект урока усвоения новых знаний по русскому языку в 5 классе по теме: «Окончание и основа слова» в соответствии с требованиями

Изучение темы. Целеполагание.

Изучение темы. Целеполагание.

Физкультминутка. Руки тянем в потолок,

Физкультминутка. Руки тянем в потолок,

Составьте предложение со словом «самбо»

Составьте предложение со словом «самбо»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021