Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"
Оценка 4.8

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Оценка 4.8
doc
11.12.2019
Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"
урок 25.doc

Урок № 25

10А от  05.11.

10Б от 05.11.

10В от 05.11.

2019

 

Тема

«Речевая деятельность»     

 

Цель урока:

обобщить материал, связанный с основными видами речевой деятельности.

 

Задачи:                                                                                                                       

 

предметные:

повторить основные виды речевой деятельности;

 

метапредметные:

формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции; развивать аналитические способности (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике;

 

личностные:

создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;  поощрение  интереса  к новым знаниям.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы урока: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический.

 

Технология: модерации.

 

Оборудование: презентация.

 

ХОД УРОКА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

  1. Организационный этап

 

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют.  Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить наличие 5 паронимов.

Показывают папки.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

 

На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

-Что такое деятельность? Виды деятельности.

-Общение может быть деятельностью?

-Попробуем составить модель общения.

-Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?

 

Говорящий или пишущий человек, то есть отправитель информации

Сама информация, то есть текст в устной или письменной форме

Слушающий или читающий человек, то есть получатель информации

 

-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? (Речевую)

- Если связать слова  «речь» и «деятельность», можно сформулировать тему урока?

(Речевая деятельность)

-Речевая деятельность может делиться на виды? (Да)

Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: повторить основные виды речевой деятельности.

Настраи-ваются на рабочий процесс.

 

  1. Объявление темы. Постановка  цели, задач. Объяснение плана урока

 

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

 

  1. Актуализация опорных знаний

 

Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника.

Проблемная ситуация

-Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за обучение риторике?

 

 

К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение риторике двойную плату. «Почему?» -спросил удивленный ученик. (Я должен научить тебя не только красиво говорить, но и слушать.)

Прослушайте  беседу героев знаменитого писателя эпохи Возрождения, жившего в Нидерландах в XVI веке, Эразма Роттердамского, описанную в его известных «Разговорах запросто».

-Слушают ли участники этой истории друг друга?

-Наблюдали ли вы в жизни подобные ситуации?

-Почему они возникают?

 

Анний.  Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной.

Левкий.  Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз.

Анний.   Что ты говоришь? Так много собралось народу!

Левкий.  И никогда еще жизнь моя не стоила дешевле.

Анний.   Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек, да и то все люди мелкие.

Левкий.  Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь.

Анний.   Прямо собрание богов какое-то! Столько, говоришь, князей, столько благородных дам?

Левкий.  Борей разодрал и сорвал парус.

Анний.   Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно!

Левкий.  Потом волною сбило кормовое весло.

Анний.   Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти ей не уступает...

( возвратиться к вопросам)

Вывод:

- Каким видом речевой деятельности каждый из нас практически ежедневно пользуется? (говорением)

Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности.

- Назовите их.

(Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.)

- А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется?

Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо

-хорошо разобраться в теме высказывания;

-знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя;

- чётко сформулировать её;

-уметь импровизировать.

 

В случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохо слушателя. Распределите их в таблицу. (Работа в парах)

 

Хороший слушатель

Плохой слушатель

 

 

 

·       Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.

·       Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.

·       Перебивает собеседника, как только представиться случай.

·       Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).

·       Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.

·       Рассматривает тему как скучную и неинтересную.

·       Улавливает только факты и не понимает главной идеи.

·       Пока говорит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.

·       Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.

·       Резко, категорично выражает свое мнение.

·       Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.

·       Тратит время на обдумывание посторонних тем.

·       Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.

·       Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.

 

Сделаем вывод.

Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.

Насколько внимательно человек умеет слушать, зависит уровень его интеллекта и развития.

Проблемная ситуация

 Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.

К. Ушинский

-Как вы понимаете эти слова?

 

Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место.

Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это.    ( на партах у каждого лежит раздаточный материал – текст и задание). Откройте текст, но не задание. Один раз я читаю его вслух, вы про себя одновременно. /Чтение/.

Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.

Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.

Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.

Английский парламент пригласил его в Англию, затем он поехал в Швецию, в Венгрию – вся Европа торопилась научиться у Коменского. Когда при только что открытом Московском университете появилась типография, то одной из первых книг, которые там стали печатать, была книга Коменского «Мир в картинках», переведённая на все европейские языки.

(С.Соловейчик «Час ученичества»)

Переверните лист, прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений

1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.

2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.

3.Коменский – сын чешского мельника.

4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.

5.Коменский закончил академию и университет.

6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.

7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.

8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.

9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.

А теперь проверим.  Правильные ответы: 3,5,9.

- Кто же у нас умеет читать?

- Почему задание оказалось трудным?

- Чему мы должны учиться?

Мы должны знать виды и цели чтения, основные его способы.

 

 

  1. Работа над темой урока (конспектирование презентации)

 

Работа со статьей учебника «Основные способы чтения».

Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова.

Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.

Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _______________. Другими словами, __________ чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе _______ чтения мы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги: __________________.

Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному___________ чтению. Цель _________ чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью _______ чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.

Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________.

Для справок: чтение - просмотр, ознакомительное, название книги,  автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.

Вернемся к тексту о Коменском.

-Почему получилось много неправильных ответов? (выбрали не тот способ чтения)

-Просто чтение и эффективное чтение, в чем разница?

Письмо как вид речевой деятельности.

Письмо – это ( продолжить)

Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает  речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать. Максим Горький (прокомментировать высказывание)

Что? Для кого? Для чего?

Просмотр слайд-презентации «Речевая деятельность».

         Речевая деятельность - речевые действия, направленные на достижение цели.

Цель: особенности различных видов речевой деятельности.

Задачи:

         Рассмотреть особенности каждого вида речевой деятельности;

         Практически опробовать различные виды речи;

         Речь - процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений.

         Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения.

         Внешняя речь служит общению, поэтому  ее  основной  признак  - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Различают  устную и письменную внешнюю речь. 

Формы речи

         Письменная речь - речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.

         Устная речь - речь, произносимая в процессе говорения.

Виды устной речи

         Монологическая речь предполагает, что говорит одно  лицо,  другие  только слушают, не участвуя в разговоре.

         Диалогическая речь – это  разговор,  беседа  двух  или  нескольких  лиц, которые  говорят  попеременно.

         Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц. 

Для диалога характерны

         реплики

         повторения фраз и отдельных слов за собеседником

         вопросы, дополнения, пояснения

         употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.

Для монолога характерны

         большая композиционная сложность

         завершенность мысли

         более строгое соблюдения грамматических правил

         строгая логика и последовательность при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Видами речи являются:

         Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

         Слушание, или аудирование - восприятие  и понимание звучащей речи;

         Письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;

         Чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Говорение

1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.

 2.      В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка.

         Цель:

         Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое    овладение монологическими высказываниями  (рассказ-описание,  повествование, рассуждение на доступные детям темы); устный рассказ об играх,  праздниках, прогулках и  пр.

Процесс вербального общения:

         1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать.

         Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная.

Процесс вербального общения

         2 этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, осуществляется поиск нужного слова.

         3 этап - проговаривание, реальное звучание речи.

Процесс вербального общения

         1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания;

         2 этап — построение синтаксической структуры предложения;

         3 этап – проговаривание, реальное звучание речи.

Слушание

         Ораторское искусство начинается с умения слушать.             Скилеф

         Будьте физически внимательны.      

         Повернитесь лицом к говорящему.

         Не притворяйтесь, что слушаете.

         Никогда не заканчивайте предложение вместо другого человека.

         Дайте собеседнику время высказаться.

         Не перебивайте без надобности. 

         Отвечайте! Задавайте вопросы по сути!

Чтение

         Книга делает человека крылатым.  Ф.В.Гладков

         Книга – это драгоценный сосуд, который нас наполняет, но сам не становится пустым.                                                                                      Декурсель 

         Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни.                                                               А.М.Упит 

         Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.

         Просмотровое чтение мы используем для того, чтобы понять в самых общих чертах, о чем данный текст.

         Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста.

Письмо

 

  1. Закрепление

 

Аудирование (по вариантам).

Ответы:

№1 - 1 а,  2 в,  3 а, 4 б,  5 а,  6 б, 7 б, 8 в, 9 в, 10 а, 11 в, 12 а

№2 - 1 в,  2 а,  3 б,  4 б, 5 б,  6 в, 7 б, 8 а, 9 б, 10 в, 11 б, 12 а

Читают, отвечают на вопросы.

 

8.     Рефлексия

 

Над чем мы сегодня работали?

Что было сложным?

Анализируют, делают выводы.

 

  1. Д/з., оценивание

 

Изучить §3, выполнить упр. 35.

Решить 9 задание ЕГЭ (2 варианта)

Запись в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица «Поведение слушателя во время разговора»

Хороший слушатель

Плохой слушатель

 

 

 

·       Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.

·       Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.

·       Перебивает собеседника, как только представиться случай.

·       Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).

·       Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.

·       Рассматривает тему как скучную и неинтересную.

·       Улавливает только факты и не понимает главной идеи.

·       Пока говорит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.

·       Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.

·       Резко, категорично выражает свое мнение.

·       Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.

·       Тратит время на обдумывание посторонних тем.

·       Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.

·       Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.

 

Работа с текстом

Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.

Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.

Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.

Английский парламент пригласил его в Англию, затем он поехал в Швецию, в Венгрию – вся Европа торопилась научиться у Коменского. Когда при только что открытом Московском университете появилась типография, то одной из первых книг, которые там стали печатать, была книга Коменского «Мир в картинках», переведённая на все европейские языки.

(С.Соловейчик «Час ученичества»)

 

Прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений

 

1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.

2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.

3.Коменский – сын чешского мельника.

4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.

5.Коменский закончил академию и университет.

6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.

7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.

8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.

9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.

 

Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова

 

Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.

Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _________________________ Другими словами,____________________________чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе______________________чтениямы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги:_________________________________________________________

Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному______________________ чтению. Цель _____________________чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью___________________чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.

Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:________________________________________________________________

 

Для справок: чтение-просмотр, ознакомительное, название книги,  автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"

Конспект урока в 10 классе на тему "Речевая деятельность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2019