Урок № 25 |
10А от 05.11. |
10Б от 05.11. |
10В от 05.11. |
2019 |
|
|||||||||||||
Тема |
«Речевая деятельность» |
|
||||||||||||||||
Цель урока: |
обобщить материал, связанный с основными видами речевой деятельности. |
|
||||||||||||||||
Задачи: |
|
|||||||||||||||||
предметные: |
повторить основные виды речевой деятельности; |
|
||||||||||||||||
метапредметные: |
формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции; развивать аналитические способности (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике; |
|
||||||||||||||||
личностные: |
создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; поощрение интереса к новым знаниям. |
|
||||||||||||||||
Тип урока: комбинированный. |
|
|||||||||||||||||
Методы урока: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический. |
|
|||||||||||||||||
Технология: модерации. |
|
|||||||||||||||||
Оборудование: презентация. |
|
|||||||||||||||||
ХОД УРОКА |
|
|||||||||||||||||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. |
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
|||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Проверить наличие 5 паронимов. |
Показывают папки. |
|||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. -Что такое деятельность? Виды деятельности. -Общение может быть деятельностью? -Попробуем составить модель общения. -Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?
-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? (Речевую) - Если связать слова «речь» и «деятельность», можно сформулировать тему урока? (Речевая деятельность) -Речевая деятельность может делиться на виды? (Да) Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: повторить основные виды речевой деятельности. |
Настраи-ваются на рабочий процесс. |
|
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. |
Оформление тетради. |
|
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника. Проблемная ситуация -Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за обучение риторике?
К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение риторике двойную плату. «Почему?» -спросил удивленный ученик. (Я должен научить тебя не только красиво говорить, но и слушать.) Прослушайте беседу героев знаменитого писателя эпохи Возрождения, жившего в Нидерландах в XVI веке, Эразма Роттердамского, описанную в его известных «Разговорах запросто». -Слушают ли участники этой истории друг друга? -Наблюдали ли вы в жизни подобные ситуации? -Почему они возникают?
Анний. Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной. Левкий. Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз. Анний. Что ты говоришь? Так много собралось народу! Левкий. И никогда еще жизнь моя не стоила дешевле. Анний. Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек, да и то все люди мелкие. Левкий. Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь. Анний. Прямо собрание богов какое-то! Столько, говоришь, князей, столько благородных дам? Левкий. Борей разодрал и сорвал парус. Анний. Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно! Левкий. Потом волною сбило кормовое весло. Анний. Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти ей не уступает... ( возвратиться к вопросам) Вывод: - Каким видом речевой деятельности каждый из нас практически ежедневно пользуется? (говорением) Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности. - Назовите их. (Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.) - А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется? Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо -хорошо разобраться в теме высказывания; -знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя; - чётко сформулировать её; -уметь импровизировать.
В случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохо слушателя. Распределите их в таблицу. (Работа в парах)
· Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно. · Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний. · Перебивает собеседника, как только представиться случай. · Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает). · Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому. · Рассматривает тему как скучную и неинтересную. · Улавливает только факты и не понимает главной идеи. · Пока говорит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду. · Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями. · Резко, категорично выражает свое мнение. · Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой. · Тратит время на обдумывание посторонних тем. · Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик. · Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.
Сделаем вывод. Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить. Насколько внимательно человек умеет слушать, зависит уровень его интеллекта и развития. Проблемная ситуация Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. К. Ушинский -Как вы понимаете эти слова?
Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место. Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это. ( на партах у каждого лежит раздаточный материал – текст и задание). Откройте текст, но не задание. Один раз я читаю его вслух, вы про себя одновременно. /Чтение/. Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном. Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем. Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей. Английский парламент пригласил его в Англию, затем он поехал в Швецию, в Венгрию – вся Европа торопилась научиться у Коменского. Когда при только что открытом Московском университете появилась типография, то одной из первых книг, которые там стали печатать, была книга Коменского «Мир в картинках», переведённая на все европейские языки. (С.Соловейчик «Час ученичества») Переверните лист, прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений 1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе. 2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть. 3.Коменский – сын чешского мельника. 4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки. 5.Коменский закончил академию и университет. 6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому. 7.Коменский ввёл школьную форму для учеников. 8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник. 9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский. А теперь проверим. Правильные ответы: 3,5,9. - Кто же у нас умеет читать? - Почему задание оказалось трудным? - Чему мы должны учиться? Мы должны знать виды и цели чтения, основные его способы. |
|
|
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Работа со статьей учебника «Основные способы чтения». Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова. Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям. Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _______________. Другими словами, __________ чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе _______ чтения мы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги: __________________. Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному___________ чтению. Цель _________ чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью _______ чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить. Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________. Для справок: чтение - просмотр, ознакомительное, название книги, автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое. Вернемся к тексту о Коменском. -Почему получилось много неправильных ответов? (выбрали не тот способ чтения) -Просто чтение и эффективное чтение, в чем разница? Письмо как вид речевой деятельности. Письмо – это ( продолжить) Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения. Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать. Максим Горький (прокомментировать высказывание) Что? Для кого? Для чего? Просмотр слайд-презентации «Речевая деятельность». Речевая деятельность - речевые действия, направленные на достижение цели. Цель: особенности различных видов речевой деятельности. Задачи: • Рассмотреть особенности каждого вида речевой деятельности; • Практически опробовать различные виды речи; Речь - процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений. • Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. • Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Различают устную и письменную внешнюю речь. Формы речи • Письменная речь - речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. • Устная речь - речь, произносимая в процессе говорения. Виды устной речи • Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. • Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. • Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц. Для диалога характерны • реплики • повторения фраз и отдельных слов за собеседником • вопросы, дополнения, пояснения • употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Для монолога характерны • большая композиционная сложность • завершенность мысли • более строгое соблюдения грамматических правил • строгая логика и последовательность при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Видами речи являются: • Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; • Слушание, или аудирование - восприятие и понимание звучащей речи; • Письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения; • Чтение - восприятие графических символов и их понимание. Говорение 1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. 2. В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка. • Цель: Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологическими высказываниями (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы); устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и пр. Процесс вербального общения: • 1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная. Процесс вербального общения • 2 этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, осуществляется поиск нужного слова. • 3 этап - проговаривание, реальное звучание речи. Процесс вербального общения • 1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания; • 2 этап — построение синтаксической структуры предложения; • 3 этап – проговаривание, реальное звучание речи. Слушание Ораторское искусство начинается с умения слушать. Скилеф • Будьте физически внимательны. • Повернитесь лицом к говорящему. • Не притворяйтесь, что слушаете. • Никогда не заканчивайте предложение вместо другого человека. • Дайте собеседнику время высказаться. • Не перебивайте без надобности. • Отвечайте! Задавайте вопросы по сути! Чтение • Книга делает человека крылатым. Ф.В.Гладков • Книга – это драгоценный сосуд, который нас наполняет, но сам не становится пустым. Декурсель • Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни. А.М.Упит Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. • Просмотровое чтение мы используем для того, чтобы понять в самых общих чертах, о чем данный текст. • Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста. Письмо |
|
|||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Аудирование (по вариантам). Ответы: №1 - 1 а, 2 в, 3 а, 4 б, 5 а, 6 б, 7 б, 8 в, 9 в, 10 а, 11 в, 12 а №2 - 1 в, 2 а, 3 б, 4 б, 5 б, 6 в, 7 б, 8 а, 9 б, 10 в, 11 б, 12 а |
Читают, отвечают на вопросы. |
|
||||||||||||||||
8. Рефлексия |
|
|||||||||||||||||
Над чем мы сегодня работали? Что было сложным? |
Анализируют, делают выводы. |
|
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
Изучить §3, выполнить упр. 35. Решить 9 задание ЕГЭ (2 варианта) |
Запись в дневник. |
|
||||||||||||||||
Таблица «Поведение слушателя во время разговора»
Хороший слушатель |
Плохой слушатель |
|
|
· Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.
· Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.
· Перебивает собеседника, как только представиться случай.
· Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).
· Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.
· Рассматривает тему как скучную и неинтересную.
· Улавливает только факты и не понимает главной идеи.
· Пока говорит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.
· Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.
· Резко, категорично выражает свое мнение.
· Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.
· Тратит время на обдумывание посторонних тем.
· Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.
· Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.
Работа с текстом
Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.
Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.
Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.
Английский парламент пригласил его в Англию, затем он поехал в Швецию, в Венгрию – вся Европа торопилась научиться у Коменского. Когда при только что открытом Московском университете появилась типография, то одной из первых книг, которые там стали печатать, была книга Коменского «Мир в картинках», переведённая на все европейские языки.
(С.Соловейчик «Час ученичества»)
Прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений
1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.
2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.
3.Коменский – сын чешского мельника.
4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.
5.Коменский закончил академию и университет.
6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.
7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.
8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.
9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.
Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова
Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.
Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _________________________ Другими словами,____________________________чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе______________________чтениямы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги:_________________________________________________________
Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному______________________ чтению. Цель _____________________чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью___________________чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.
Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:________________________________________________________________
Для справок: чтение-просмотр, ознакомительное, название книги, автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.