Русский язык. 5 класс. Урок № 150.
Повторение темы «Обращение»
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением).
Ключ:
№ |
Предложение |
Обращение |
1 |
Друзья, вы просите меня рассказать о себе побольше. |
Друзья |
2 |
Земля родная, о тебе и сны, и думы наши. |
Земля родная |
3 |
Я жду тебя, мой запоздалый друг. |
мой запоздалый друг |
4 |
Здравствуй, красавица Волга! |
красавица Волга |
5 |
О чем ты думаешь, казак? |
казак |
6 |
Шагай, моя страна, быстрей. |
моя страна |
7 |
Иван, куда ты спрятался? |
Иван |
8 |
Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. |
Петра творенье |
9 |
Последняя туча рассеянной бури, одна ты несешься по ясной лазури. |
Последняя туча рассеянной бури |
10 |
Подними-ка, братец, занавес. |
братец |
11 |
Что же ты, Аня, не спишь? |
Аня |
12 |
Родная Волга, кто не любит твоих берегов? |
Родная Волга |
13 |
Что, дремучий лес, призадумался? |
дремучий лес |
14 |
Здравствуй, солнце да утро веселое! |
солнце да утро веселое |
15 |
Здравствуй, счастливое племя. |
счастливое племя |
Новая тема: § 71. Прямая речь.
1. Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
2. Прямая речь состоит из слов автора и прямой речи.
3. Слова автора указывают, кому принадлежит прямая речь.
4. Если слова автора стоят впереди прямой речи, то после них ставится двоеточие, а прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы.
А: «П». А: «П!» А: «П?»
Л. Н. Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».
Мартышка кричит: «Стой, братцы, стой!»
Мать спросила: «Когда же придет отец?»
5. Если прямая речь стоит впереди слов автора, то после нее ставится запятая, вопросительный знак или восклицательный знак, а после любого из этих знаков обязательно ставится тире.
«П», - а. «П?» - а. «П!» - а.
«Все мы на свете друг другу нужны», - писал Л. Н. Толстой.
«Стой, братцы, стой!» - кричит Мартышка.
«Когда же придет отец?» - спросила мать.
Задание № 2: не записывая предложений, составьте их схемы:
(1) «Прочь руки!» - громко сказал Павел. (2) «Кто там?» - сурово окрикнул часовой. (3) Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?» (4) «Гроза-то не унимается», - говорила старуха. (5) Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись». (6) Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!»
Ключ:
№ |
Предложение |
Схема |
1 |
«Прочь руки!» - громко сказал Павел. |
«П!» - а. |
2 |
«Кто там?» - сурово окрикнул часовой. |
«П?» - а. |
3 |
Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?» |
А: «П?» |
4 |
«Гроза-то не унимается», - говорила старуха. |
«П», - а. |
5 |
Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись». |
А: «П». |
6 |
Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!» |
А: «П!» |
Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений:
(1) Командир сказал Взвод пойдет с обозом. (2) Ну, теперь едем нетерпеливо приказал пассажир. (3) И крикнул Сокол с тоской и болью О, если б в небо хоть раз подняться (4) Сабуров спросил Как фамилия (5) Славная погода завтра будет заметил я, глядя на небо.
Ключ:
№ |
Предложение |
Схема |
1 |
Командир сказал: «Взвод пойдет с обозом». |
А: «П». |
2 |
«Ну, теперь едем!» - нетерпеливо приказал пассажир. |
«П!» - а. |
3 |
И крикнул Сокол с тоской и болью: «О, если б в небо хоть раз подняться!» |
А: «П!» |
4 |
Сабуров спросил: «Как фамилия?» |
А: «П?» |
5 |
«Славная погода завтра будет», - заметил я, глядя на небо. |
«П», - а. |
Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:
Образец: Врач осмотрел рану и сказал, что больной скоро поправится. - Врач осмотрел рану и сказал: «Больной скоро поправится». А: «П».
(1) Я спросил, который час. (2) Они поинтересовались, откуда я приехал. (3) Яша говорит, что завод пустили. (4) Кузнецов спросил, что нового слышно на службе. (5) Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед. (6) Лесник предупредил, что река уже заледенела.
Ключ:
№ |
Предложение с косвенной речью |
Предложение с прямой речью |
Схема |
1 |
Я спросил, который час. |
Я спросил: «Который час?» |
А: «П?» |
2 |
Они поинтересовались, откуда я приехал. |
Они поинтересовались: «Откуда я приехал?» |
А: «П?» |
3 |
Яша говорит, что завод пустили. |
Яша говорит: «Завод пустили». |
А: «П». |
4 |
Кузнецов спросил, что нового слышно на службе. |
Кузнецов спросил: «Что нового слышно на службе?» |
А: «П?» |
5 |
Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед. |
Атаманы отвечали: «Казакам путь только вперед». |
А: «П». |
6 |
Лесник предупредил, что река уже заледенела. |
Лесник предупредил: «Река уже заледенела». |
А: «П». |
Упражнение № 553 (изменить сложные предложения в предложения с прямой речью; составить схемы получившихся предложений).
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением).
Задание № 2: не записывая предложений, составьте их схемы:
(1) «Прочь руки!» - громко сказал Павел. (2) «Кто там?» - сурово окрикнул часовой. (3) Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?» (4) «Гроза-то не унимается», - говорила старуха. (5) Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись». (6) Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!»
Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений:
(1) Командир сказал Взвод пойдет с обозом. (2) Ну, теперь едем нетерпеливо приказал пассажир. (3) И крикнул Сокол с тоской и болью О, если б в небо хоть раз подняться (4) Сабуров спросил Как фамилия (5) Славная погода завтра будет заметил я, глядя на небо.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением).
Задание № 2: не записывая предложений, составьте их схемы:
(1) «Прочь руки!» - громко сказал Павел. (2) «Кто там?» - сурово окрикнул часовой. (3) Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?» (4) «Гроза-то не унимается», - говорила старуха. (5) Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись». (6) Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!»
Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений:
(1) Командир сказал Взвод пойдет с обозом. (2) Ну, теперь едем нетерпеливо приказал пассажир. (3) И крикнул Сокол с тоской и болью О, если б в небо хоть раз подняться (4) Сабуров спросил Как фамилия (5) Славная погода завтра будет заметил я, глядя на небо.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением).
Задание № 2: не записывая предложений, составьте их схемы:
(1) «Прочь руки!» - громко сказал Павел. (2) «Кто там?» - сурово окрикнул часовой. (3) Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?» (4) «Гроза-то не унимается», - говорила старуха. (5) Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись». (6) Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!»
Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений:
(1) Командир сказал Взвод пойдет с обозом. (2) Ну, теперь едем нетерпеливо приказал пассажир. (3) И крикнул Сокол с тоской и болью О, если б в небо хоть раз подняться (4) Сабуров спросил Как фамилия (5) Славная погода завтра будет заметил я, глядя на небо.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением).
Задание № 2: не записывая предложений, составьте их схемы:
(1) «Прочь руки!» - громко сказал Павел. (2) «Кто там?» - сурово окрикнул часовой. (3) Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?» (4) «Гроза-то не унимается», - говорила старуха. (5) Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись». (6) Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!»
Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений:
(1) Командир сказал Взвод пойдет с обозом. (2) Ну, теперь едем нетерпеливо приказал пассажир. (3) И крикнул Сокол с тоской и болью О, если б в небо хоть раз подняться (4) Сабуров спросил Как фамилия (5) Славная погода завтра будет заметил я, глядя на небо.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением).
Задание № 2: не записывая предложений, составьте их схемы:
(1) «Прочь руки!» - громко сказал Павел. (2) «Кто там?» - сурово окрикнул часовой. (3) Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?» (4) «Гроза-то не унимается», - говорила старуха. (5) Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись». (6) Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!»
Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений:
(1) Командир сказал Взвод пойдет с обозом. (2) Ну, теперь едем нетерпеливо приказал пассажир. (3) И крикнул Сокол с тоской и болью О, если б в небо хоть раз подняться (4) Сабуров спросил Как фамилия (5) Славная погода завтра будет заметил я, глядя на небо.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:
Образец: Врач осмотрел рану и сказал, что больной скоро поправится. - Врач осмотрел рану и сказал: «Больной скоро поправится». А: «П».
(1) Я спросил, который час. (2) Они поинтересовались, откуда я приехал. (3) Яша говорит, что завод пустили. (4) Кузнецов спросил, что нового слышно на службе. (5) Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед. (6) Лесник предупредил, что река уже заледенела.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:
Образец: Врач осмотрел рану и сказал, что больной скоро поправится. - Врач осмотрел рану и сказал: «Больной скоро поправится». А: «П».
(1) Я спросил, который час. (2) Они поинтересовались, откуда я приехал. (3) Яша говорит, что завод пустили. (4) Кузнецов спросил, что нового слышно на службе. (5) Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед. (6) Лесник предупредил, что река уже заледенела.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:
Образец: Врач осмотрел рану и сказал, что больной скоро поправится. - Врач осмотрел рану и сказал: «Больной скоро поправится». А: «П».
(1) Я спросил, который час. (2) Они поинтересовались, откуда я приехал. (3) Яша говорит, что завод пустили. (4) Кузнецов спросил, что нового слышно на службе. (5) Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед. (6) Лесник предупредил, что река уже заледенела.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:
Образец: Врач осмотрел рану и сказал, что больной скоро поправится. - Врач осмотрел рану и сказал: «Больной скоро поправится». А: «П».
(1) Я спросил, который час. (2) Они поинтересовались, откуда я приехал. (3) Яша говорит, что завод пустили. (4) Кузнецов спросил, что нового слышно на службе. (5) Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед. (6) Лесник предупредил, что река уже заледенела.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:
Образец: Врач осмотрел рану и сказал, что больной скоро поправится. - Врач осмотрел рану и сказал: «Больной скоро поправится». А: «П».
(1) Я спросил, который час. (2) Они поинтересовались, откуда я приехал. (3) Яша говорит, что завод пустили. (4) Кузнецов спросил, что нового слышно на службе. (5) Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед. (6) Лесник предупредил, что река уже заледенела.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.