Конспект урока в 5 классе по русскому языку на тему "Прямая речь"
Оценка 4.7

Конспект урока в 5 классе по русскому языку на тему "Прямая речь"

Оценка 4.7
doc
12.02.2024
Конспект урока  в 5 классе по русскому языку на тему "Прямая речь"
Урок русского языка на тему _Прямая речь_ (5 класс).doc

Русский язык. 5 класс. Урок № 150.

 

Повторение темы  «Обращение»

 

Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением).

Ключ:

Предложение

Обращение

1

Друзья, вы просите меня рассказать о себе побольше.

Друзья

2

Земля родная, о тебе и сны, и думы наши.

Земля родная

3

Я жду тебя, мой запоздалый друг.

мой запоздалый друг

4

Здравствуй, красавица Волга!

красавица Волга

5

О чем ты думаешь, казак?

казак

6

Шагай, моя страна, быстрей.

моя страна

7

Иван, куда ты спрятался?

Иван

8

Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид.

Петра творенье

9

Последняя туча рассеянной бури, одна ты несешься по ясной лазури.

Последняя туча рассеянной бури

10

Подними-ка, братец, занавес.

братец

11

Что же ты, Аня, не спишь?

Аня

12

Родная Волга, кто не любит твоих берегов?

Родная Волга

13

Что, дремучий лес, призадумался?

дремучий лес

14

Здравствуй, солнце да утро веселое!

солнце да утро веселое

15

Здравствуй, счастливое племя.

счастливое племя

 

Новая тема: § 71. Прямая речь.

 

1. Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

2. Прямая речь состоит из слов автора и прямой речи.

3. Слова автора указывают, кому принадлежит прямая речь.

 

4. Если слова автора стоят впереди прямой речи, то после них ставится двоеточие, а прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы.

А: «П».     А: «П!»     А: «П?»

Л. Н. Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».

Мартышка кричит: «Стой, братцы, стой!»

Мать спросила: «Когда же придет отец?»

 

5. Если прямая речь стоит впереди слов автора, то после нее ставится запятая, вопросительный знак или восклицательный знак, а после любого из этих знаков обязательно ставится тире.

«П», - а.    «П?» - а.   «П!» - а.

«Все мы на свете друг другу нужны», - писал Л. Н. Толстой.

«Стой, братцы, стой!» - кричит Мартышка.

«Когда же придет отец?» - спросила мать.

 

Задание № 2: не записывая предложений, составьте их схемы:

(1) «Прочь руки!» - громко сказал Павел. (2) «Кто там?» - сурово окрикнул часовой. (3) Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?» (4) «Гроза-то не унимается», - говорила старуха. (5) Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись». (6) Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!»

Ключ:

Предложение

Схема

1

«Прочь руки!» - громко сказал Павел.

«П!» - а.

2

«Кто там?» - сурово окрикнул часовой.

«П?» - а.

3

Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?»

А: «П?»

4

«Гроза-то не унимается», - говорила старуха.

«П», - а.

5

Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись».

А: «П».

6

Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!»

А: «П!»

Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений:

(1) Командир сказал Взвод пойдет с обозом. (2) Ну, теперь едем нетерпеливо приказал пассажир. (3) И крикнул Сокол с тоской и болью О, если б в небо хоть раз подняться (4) Сабуров спросил Как фамилия (5) Славная погода завтра будет заметил я, глядя на небо.

Ключ:

Предложение

Схема

1

Командир сказал: «Взвод пойдет с обозом».

А: «П».

2

«Ну, теперь едем!» - нетерпеливо приказал пассажир.

«П!» - а.

3

И крикнул Сокол с тоской и болью: «О, если б в небо хоть раз подняться!»

А: «П!»

4

Сабуров спросил: «Как фамилия?»

А: «П?»

5

«Славная погода завтра будет», - заметил я, глядя на небо.

«П», - а.

 

Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:

Образец: Врач осмотрел рану и сказал, что больной скоро поправится. - Врач осмотрел рану и сказал: «Больной скоро поправится». А: «П».

(1) Я спросил, который час. (2) Они поинтересовались, откуда я приехал. (3) Яша говорит, что завод пустили. (4) Кузнецов спросил, что нового слышно на службе. (5) Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед. (6) Лесник предупредил, что река уже заледенела.

Ключ:

Предложение с косвенной речью

Предложение с прямой речью

Схема

1

Я спросил, который час.

Я спросил: «Который час?»

А: «П?»

2

Они поинтересовались, откуда я приехал.

Они поинтересовались: «Откуда я приехал?»

А: «П?»

3

Яша говорит, что завод пустили.

Яша говорит: «Завод пустили».

А: «П».

4

Кузнецов спросил, что нового слышно на службе.

Кузнецов спросил: «Что нового слышно на службе?»

А: «П?»

5

Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед.

Атаманы отвечали: «Казакам путь только вперед».

А: «П».

6

Лесник предупредил, что река уже заледенела.

Лесник предупредил: «Река уже заледенела».

А: «П».

 

 

 

Упражнение № 553 (изменить сложные предложения в предложения с прямой речью; составить схемы получившихся предложений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением).

Задание № 2: не записывая предложений, составьте их схемы:

(1) «Прочь руки!» - громко сказал Павел. (2) «Кто там?» - сурово окрикнул часовой. (3) Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?» (4) «Гроза-то не унимается», - говорила старуха. (5) Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись». (6) Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!»

Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений:

(1) Командир сказал Взвод пойдет с обозом. (2) Ну, теперь едем нетерпеливо приказал пассажир. (3) И крикнул Сокол с тоской и болью О, если б в небо хоть раз подняться (4) Сабуров спросил Как фамилия (5) Славная погода завтра будет заметил я, глядя на небо.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением).

Задание № 2: не записывая предложений, составьте их схемы:

(1) «Прочь руки!» - громко сказал Павел. (2) «Кто там?» - сурово окрикнул часовой. (3) Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?» (4) «Гроза-то не унимается», - говорила старуха. (5) Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись». (6) Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!»

Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений:

(1) Командир сказал Взвод пойдет с обозом. (2) Ну, теперь едем нетерпеливо приказал пассажир. (3) И крикнул Сокол с тоской и болью О, если б в небо хоть раз подняться (4) Сабуров спросил Как фамилия (5) Славная погода завтра будет заметил я, глядя на небо.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением).

Задание № 2: не записывая предложений, составьте их схемы:

(1) «Прочь руки!» - громко сказал Павел. (2) «Кто там?» - сурово окрикнул часовой. (3) Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?» (4) «Гроза-то не унимается», - говорила старуха. (5) Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись». (6) Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!»

Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений:

(1) Командир сказал Взвод пойдет с обозом. (2) Ну, теперь едем нетерпеливо приказал пассажир. (3) И крикнул Сокол с тоской и болью О, если б в небо хоть раз подняться (4) Сабуров спросил Как фамилия (5) Славная погода завтра будет заметил я, глядя на небо.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением).

Задание № 2: не записывая предложений, составьте их схемы:

(1) «Прочь руки!» - громко сказал Павел. (2) «Кто там?» - сурово окрикнул часовой. (3) Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?» (4) «Гроза-то не унимается», - говорила старуха. (5) Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись». (6) Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!»

Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений:

(1) Командир сказал Взвод пойдет с обозом. (2) Ну, теперь едем нетерпеливо приказал пассажир. (3) И крикнул Сокол с тоской и болью О, если б в небо хоть раз подняться (4) Сабуров спросил Как фамилия (5) Славная погода завтра будет заметил я, глядя на небо.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением).

Задание № 2: не записывая предложений, составьте их схемы:

(1) «Прочь руки!» - громко сказал Павел. (2) «Кто там?» - сурово окрикнул часовой. (3) Дымов поинтересовался: «Кто же это в окошко стучал?» (4) «Гроза-то не унимается», - говорила старуха. (5) Тетка вздохнула: «Ложись, батюшка, ложись». (6) Савельич держал Гринева за руку, говоря: «Выходи, сударь!»

Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений:

(1) Командир сказал Взвод пойдет с обозом. (2) Ну, теперь едем нетерпеливо приказал пассажир. (3) И крикнул Сокол с тоской и болью О, если б в небо хоть раз подняться (4) Сабуров спросил Как фамилия (5) Славная погода завтра будет заметил я, глядя на небо.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:

Образец: Врач осмотрел рану и сказал, что больной скоро поправится. - Врач осмотрел рану и сказал: «Больной скоро поправится». А: «П».

(1) Я спросил, который час. (2) Они поинтересовались, откуда я приехал. (3) Яша говорит, что завод пустили. (4) Кузнецов спросил, что нового слышно на службе. (5) Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед. (6) Лесник предупредил, что река уже заледенела.

 

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:

Образец: Врач осмотрел рану и сказал, что больной скоро поправится. - Врач осмотрел рану и сказал: «Больной скоро поправится». А: «П».

(1) Я спросил, который час. (2) Они поинтересовались, откуда я приехал. (3) Яша говорит, что завод пустили. (4) Кузнецов спросил, что нового слышно на службе. (5) Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед. (6) Лесник предупредил, что река уже заледенела.

 

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:

Образец: Врач осмотрел рану и сказал, что больной скоро поправится. - Врач осмотрел рану и сказал: «Больной скоро поправится». А: «П».

(1) Я спросил, который час. (2) Они поинтересовались, откуда я приехал. (3) Яша говорит, что завод пустили. (4) Кузнецов спросил, что нового слышно на службе. (5) Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед. (6) Лесник предупредил, что река уже заледенела.

 

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:

Образец: Врач осмотрел рану и сказал, что больной скоро поправится. - Врач осмотрел рану и сказал: «Больной скоро поправится». А: «П».

(1) Я спросил, который час. (2) Они поинтересовались, откуда я приехал. (3) Яша говорит, что завод пустили. (4) Кузнецов спросил, что нового слышно на службе. (5) Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед. (6) Лесник предупредил, что река уже заледенела.

 

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:

Образец: Врач осмотрел рану и сказал, что больной скоро поправится. - Врач осмотрел рану и сказал: «Больной скоро поправится». А: «П».

(1) Я спросил, который час. (2) Они поинтересовались, откуда я приехал. (3) Яша говорит, что завод пустили. (4) Кузнецов спросил, что нового слышно на службе. (5) Атаманы отвечали, что казакам путь только вперед. (6) Лесник предупредил, что река уже заледенела.

 

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Русский язык. 5 класс. Урок № 150

Русский язык. 5 класс. Урок № 150

Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений: (1)

Задание № 3: спишите, расставляя знаки препинания, составьте схемы предложений: (1)

Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением)

Задание № 1: из данных предложений выпишите (на слух) только обращения (обратите внимание, что местоимения не могут быть обращением)

Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:

Задание № 4: (а) замените выделенные фрагменты прямой речью, запишите полученные варианты, (б) составьте схемы полученных предложений:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2024