Муниципальное общеобразовательное учреждение «Муниципальная общеобразовательная школа
№61» города Магнитогорск
Конкурс инновационных моделей школьных методических служб
«Роль методической службы в условиях реализации ФГОС»
Номинация: «Сценарный план урока по ФГОС»
Урок математики в 5 классе по новому стандарту с использованием мультимедийного
приложения к УМК Никольского С.М. «Математика – 5» по теме «Равенство дробей»
Работу выполнила:
учитель математики
Гринева Екатерина Сергеевна
2023 год
Тема урока: Равенство дробей.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
q Познакомить с понятием равные, с основным свойством дроби и научить применять его в преобразовании дробей.
q Способствовать формированию самооценки учащихся.
q Формировать навыки взаимодействия друг с другом при работе в парах и группах.
Планируемые результаты:
Личностные:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
Регулятивные:
• планировать пути достижения целей;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия;
Коммуникативные:
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения;
Познавательные:
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• давать определение понятиям.
Этапы урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся Формы организации урока |
Результат, УУД |
1.Этап мотивации (самоопределение)
|
Определяет готовность обучающихся. Психологическая минутка: - Ребята, вы любите преодалевать трудности? - Поднимите руки, кто уверен, что справиться со всеми трудностями. - Тудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. -Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? - Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? - У вас на столах солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. - Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим олнышком, а не очнь хорошее тучками. - Я думаю у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постораемся его исправить.
Сосредотачивает внимание учащихся Прием «Ключевые слова» Тема, с которой мы будем работать связана с понятиями, которые нужно восстановить в стихотворении, дадим определение каждого понятия.
|
Включаются в деловой ритм урока
Выявление ключевых понятий (восстановление стихотворения) Работа в парах. Самопроверка по эталону. Оценивают свою работу и отражают в технологической карте. Каждый может за версту Видеть _______ черту. Над чертой ________, знайте, Под чертою – _________. Дробь такую непременно Мы зовем __________.
Взаимный опрос обучающихся. Формулируют свои вопросы и задания с ключевыми словами Устно повторяют теорию, называют дроби, их числители и знаменатели.
|
Личностные: самоопределение
Коммуникативны: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
2. Этап актуализация знаний и умений
|
Мини-тест Предлагает обучающимся выполнить задания на компьютерах для самостоятельной работы. Напоминает правила ТБ при работе за компьютером. Слайд 4
|
Работают с индивидуальным диском к учебнику. Выполняют тест на выбор ответа из раздела тренажеры: «Часть круга» с автоматическим (компьютерным) выставлением отметки за работу. Приложение №1
Выставляет полученный балл за работу в технологическую карту урока |
Регулятивные: планирование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические, анализ объектов с целью выделения признаков.
|
3. Этап выявления места и причины затруднения. |
Сейчас я предлагаю вам решить такую задачу-сказку. Проблемная задача В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь, и было у него три сына. Вот как–то созвал он своих сыновей и говорит: “Сыночки вы мои милые, видно, пришло мне время уходить на покой. Собрал я вас, чтобы разделить между вами наследство, наше царство – государство. Да вот беда – учёные–то наши видно что–то напутали. Тебе, старший мой сын, отписано нашего государства, тебе, средний мой сын, - , а тебе, младшенький мой - ”. Возмутился младший сын: “За что меня–то обделили?” И рассорились братья меж собой. А царь издал указ “Кто сумеет ошибку найти и сынов моих помирить, того ждёт царская награда!!!” Ребята, а мы с вами можем помирить царя и его сыновей? Что для этого нам нужно выяснить?
Значит, чему, вероятно, мы будем учиться на сегодняшнем уроке? И давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Запишите тему урока «Равенство дробей» в технологической карте. - Сформулируйте цель урока. Запишите цель урока в технологической карте. - Сформулируем вопросы и задания урока. |
Учащиеся включаются в обсуждение проблемных вопросов и определения темы.
Озвучивают и записывают тему урока «Равенство дробей» и цель урока, планируют свою работу на уроке для себя и для класса. Учащиеся предлогают вопросы и задания для рассмотрения на уроке.
|
Познавательные УУД: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: формулирование высказываний |
4. Этап построения выхода из затруднения. |
Практическая работа. Работа в парах. Задание: К бабушке на дачу приехали внуки Ваня, Петя и Коля, чтобы помочь прополоть грядки. Грядки все ровненькие, совершенно одинаковые. Бабушка дала внукам задание: Ваня должен прополоть 4/6 грядки с морковью, Петя должен прополоть 6/9 грядки с луком, Коля должен прополоть 8/12 грядки с чесноком. Через час бабушка увидела результат. Какой? Работая в парах, покажите на рисунке (макет грядки) часть выполненной работы каждым внуком. 1 ряд: Ваней 2 ряд: Петей 3 ряд: Колей
Что получили? Кто из внуков выполнил большую часть работы? Какую часть грядки прополол каждый внук? Просмотр флеш – анимации «Равенство дробей» Приложение № 2 Какой вывод мы можем сделать? Сформулируйте правило . |
Получают макеты грядок (прямоугольник).
Закрашивают 4/6 Закрашивают 6/9 Закрашивают 8/12 Результаты вывешивают на доску напротив имени внука. Внуки пропололи одинаковые части.
2/3 Просматривают флеш – анимацию. Намечают план работы. Дают определение равные дроби.
Формулируют правило. |
Познавательные: сравнение, обобщение, формулирование вывода Коммуникативные: формулирование высказываний |
5. Динамическая пауза |
Электронная физминутка для глаз с музыкальным сопровождением.
|
Выполняют гимнастику для глаз. |
|
6. Этап реализации проекта |
Работа по группам. Класс делится на группы.
Задание для первой группы: Как можно получить дроби из дроби ? Задание для второй группы: Как можно представить дроби в виде дроби ?
Ребята, свойство, которое мы с вами сейчас сформулировали, очень важное и называется оно основным свойством дроби. - Найдите данное свойство в буквенном виде. |
Обсуждение вопроса
Делают вывод о том, что это происходит при умножении числителя и знаменателя на 2, 3, 4 соответственно
Делают вывод о том, что это происходит при делении числителя и знаменателя на 2, 3, 4 соответственно. Формулируют основное свойство дроби и убеждаются в правильности его.(стр. 169 учебника)
Поиск коллектива данного свойства в буквенном виде. В результате коллективного труда учащиеся выводят формулу , с ≠ 0 Результаты работы на листках вывешиваются на доску. Работу оценивает руководитель группы, участники группы выставляют полученный балл в технологическую карту. |
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, вступать в диалог, уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать её, подтверждая фактами.
|
7. Этап первичного закрепления. |
Предлагает выполнить задания, записанные в технологической карте и рабочей тетради. 1.Найди ошибку в заданиях:
Работа в рабочей тетради. 1.Восстановить запись: а) б) в) г) = = = = 2.Решение задачи: Мама дала Пете , а Оле плитки шоколада. Не возникнет ли у детей спор?
|
Работают в парах. Проверяют, проговаривая правило.
Работают в рабочей тетради с.46 №285 Закрепляют новый материал. Применяют основное свойство дроби при решении заданий.
Делают вывод, что дети не поссорятся, так как дроби равны. |
Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения
|
8. Этап самостоятельной работы. |
Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; Слайд 8 Организовывает взаимопроверку по эталону; Создает ситуацию (по возможности) успеха для каждого ребенка; Для учащихся, допустивших ошибку, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления.
|
Самостоятельное выполнение типовых заданий по теме урока. а) = = б) в) Выставляет полученный балл за работу в технологическую карту урока
Работа с индивидуальным диском на компьютере. Тренажер «Основное свойство дроби» с автоматическим (компьютерным) выставлением отметки за работу. Приложение №3
Выставляет полученный балл за работу в технологическую карту урока. |
Регулятивные: контроль, оценка Познавательные: формулирование проблемы и её решение; выполнение действий по алгоритму, умение работать самостоятельно
|
9. Рефлексия учебной деятельности. |
Наш урок подошел к концу. Попробуем сохранить это теплое хорошее нстроение. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звезочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направлю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Она несет тепло всем – всем. Дарите тепло ваших сердец всем окружающим вас людям. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. -Какова была цель нашего урока? - Чему научились? - Что нового узнали? Расскажите про свою работу на уроке по схеме: Я знаю – я запомнил – я смог. |
Выполняют упражнения релаксации.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того,что ещё подлежит усвоению; Личностные: смыслообразование, проявление терпения и аккуратности. |
10. Домашнее задание |
Дифференцированные задания. Слайд 9 Обязательно: Рабочая тетрадь №282, №286, тренажер «Найдите равные дроби» Приложение №4
По желанию: Учебник стр. 172 №769 Творческое задание: придумать сказку про дроби. |
Выбирают задание и записывают в дневник. Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечают цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) |
|
11. Выставление и комментирование оценок. |
|
Учащиеся дают оценку уроку, оценку своей работе на уроке, оценку своим товарищам, пожелания учителю. |
Регулятивные: контроль, оценка. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.