Конспект урока в 5 классе "Равенство дробей"

  • docx
  • 15.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Равенство дробей.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Муниципальная  общеобразовательная школа

№61» города Магнитогорск

 

 

 

 

 

 

Конкурс инновационных моделей школьных методических служб

«Роль методической  службы в условиях реализации ФГОС»

 

Номинация: «Сценарный план урока по ФГОС»

 

Урок математики в 5 классе по новому стандарту с использованием мультимедийного

 приложения к УМК Никольского С.М. «Математика – 5» по теме «Равенство дробей»

 

 

 

                                                                                                                                                            Работу выполнила:

                                                                                                                                           учитель математики

                                                                                                                                                            Гринева Екатерина Сергеевна

 

 

 

2023 год

 

 

Тема урока: Равенство дробей.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

q  Познакомить с понятием равные, с основным свойством дроби и научить применять его в преобразовании дробей.

q  Способствовать формированию самооценки учащихся.

q  Формировать навыки взаимодействия друг с другом при работе в парах и группах.

Планируемые результаты:

Личностные:

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

Регулятивные:

• планировать пути достижения целей;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия;

Коммуникативные:

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения;

Познавательные:

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• давать определение понятиям.

 

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации урока

Результат, УУД

1.Этап мотивации (самоопределение)

 

Определяет готовность обучающихся.

Психологическая минутка:

- Ребята, вы любите преодалевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справиться со всеми трудностями.

- Тудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

-Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

- У вас на столах солнышко  и тучка.  Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим олнышком, а не очнь хорошее тучками.

- Я думаю у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постораемся его исправить.

 

Сосредотачивает внимание учащихся

Прием «Ключевые слова»

Тема, с которой мы будем работать связана с понятиями, которые нужно восстановить в

стихотворении, дадим определение каждого понятия.

 

Включаются в деловой ритм урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление ключевых понятий

(восстановление стихотворения)

 Работа в парах. Самопроверка по эталону. Оценивают свою работу и отражают в технологической карте.

Каждый может за версту

Видеть _______ черту.

Над чертой ________, знайте,

Под чертою – _________.

Дробь такую непременно

Мы зовем __________.

 

 

Взаимный опрос обучающихся.

Формулируют свои вопросы и задания с ключевыми словами

Устно повторяют теорию, называют дроби, их числители и знаменатели.

 

Личностные: самоопределение

 

Коммуникативны: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

2. Этап актуализация знаний и умений

 

Мини-тест

Предлагает обучающимся выполнить задания на компьютерах для самостоятельной работы. Напоминает правила ТБ при работе за компьютером.  Слайд 4

Работают с индивидуальным диском к учебнику.

Выполняют тест на выбор ответа из раздела тренажеры: «Часть круга» с автоматическим (компьютерным) выставлением отметки за работу. Приложение №1

 

Выставляет полученный балл за работу в технологическую карту урока

Регулятивные: планирование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические, анализ объектов с целью выделения признаков.

 

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Сейчас я предлагаю вам решить такую задачу-сказку. Проблемная задача        

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь, и было у него три сына. Вот как–то созвал он своих сыновей и говорит: “Сыночки вы мои милые, видно, пришло мне время уходить на покой. Собрал я вас, чтобы разделить между вами наследство, наше царство – государство. Да вот беда – учёные–то наши видно что–то напутали. Тебе, старший мой сын, отписано Описание: http://festival.1september.ru/articles/624879/Image2840.gifнашего государства, тебе, средний мой сын, - Описание: http://festival.1september.ru/articles/624879/Image2841.gif, а тебе, младшенький мой - Описание: http://festival.1september.ru/articles/624879/Image2842.gif”. Возмутился младший сын: “За что меня–то обделили?” И рассорились братья меж собой. А царь издал указ “Кто сумеет ошибку найти и сынов моих помирить, того ждёт царская награда!!!”

Ребята, а мы с вами можем помирить царя и его сыновей? Что для этого нам нужно выяснить?

 

Значит, чему, вероятно, мы будем учиться на сегодняшнем уроке?

И давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Запишите  тему урока «Равенство дробей» в технологической карте.

- Сформулируйте цель урока. Запишите цель урока в технологической карте.

- Сформулируем вопросы и задания урока.

Учащиеся включаются в обсуждение проблемных вопросов и определения темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Озвучивают и записывают тему урока «Равенство дробей» и цель  урока, планируют свою работу на уроке для себя и для класса.

Учащиеся предлогают вопросы и задания для рассмотрения на уроке.

 

 

Познавательные УУД: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, решение проблемы, построение  логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

формулирование высказываний

4. Этап построения выхода из затруднения.

Практическая работа. Работа в парах.

Задание:

К бабушке на дачу приехали внуки Ваня, Петя и Коля, чтобы помочь прополоть грядки. Грядки все ровненькие, совершенно одинаковые. Бабушка дала внукам задание:

Ваня должен прополоть 4/6 грядки с морковью,

Петя должен прополоть 6/9 грядки с луком,

Коля должен прополоть 8/12 грядки с чесноком.

Через час бабушка увидела результат. Какой?

Работая в парах, покажите на рисунке (макет грядки) часть выполненной работы каждым внуком.

1 ряд: Ваней

2 ряд: Петей

3 ряд: Колей

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTqsDFrgTnfmbvPzC8ODS4D1Ph-MHIyFH8QdQryf9c2k18rjAUrmJ6t     http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTk85r9t1WoaNv1ZERoJLroy7EBkErO42Jmj4fX9Y9jWjK00B4lX__T

Что получили? Кто из внуков выполнил большую часть работы?

Какую часть грядки прополол каждый внук?

Просмотр флеш – анимации «Равенство дробей»  Приложение № 2

Какой вывод мы можем сделать?

Сформулируйте правило .

 

 

 

 

 

 

 

 

Получают макеты грядок (прямоугольник).

 

Закрашивают 4/6

Закрашивают 6/9

Закрашивают 8/12

Результаты вывешивают на доску напротив имени внука.

Внуки пропололи одинаковые части.

 

 

 

2/3

Просматривают флеш – анимацию.

Намечают план работы.

Дают определение равные дроби.

 

 

 

 

 

 

Формулируют правило.

Познавательные: сравнение, обобщение, формулирование вывода

Коммуникативные:

формулирование высказываний

5. Динамическая пауза

Электронная физминутка для глаз с музыкальным сопровождением.

      

 

                

Выполняют гимнастику для глаз.

 

6. Этап реализации проекта

Работа по группам. Класс делится на группы.

 

Задание для первой группы:

Как можно получить  дроби   из дроби

?

Задание для второй группы:

Как можно  представить дроби  в виде дроби ?

 

 

Ребята, свойство, которое мы с вами сейчас сформулировали, очень важное и называется оно основным свойством дроби.

- Найдите данное свойство в буквенном виде.

Обсуждение вопроса

 

Делают вывод о том, что  это происходит при умножении числителя и знаменателя на 2, 3, 4 соответственно

 

Делают вывод о том, что это происходит при делении числителя и знаменателя на 2, 3, 4 соответственно.

Формулируют основное свойство дроби и убеждаются в правильности его.(стр. 169 учебника)

 

Поиск коллектива данного свойства в буквенном виде.

В результате коллективного труда учащиеся выводят формулу , с ≠ 0

Результаты работы на листках  вывешиваются на доску.

Работу  оценивает руководитель группы, участники группы выставляют полученный балл в технологическую карту.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, вступать в диалог, уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать её, подтверждая фактами.

 

7. Этап первичного закрепления.

Предлагает выполнить задания, записанные в технологической карте и рабочей тетради.

1.Найди ошибку в заданиях:

 

Работа в рабочей тетради.

1.Восстановить запись:

а)     б)     в)     г)

  =                      =            

 =                             =

2.Решение задачи:

Мама дала Пете  , а Оле       плитки шоколада.  Не возникнет ли у детей спор?

 

 

 

Работают в парах. Проверяют, проговаривая правило.

 

 

 

Работают в рабочей тетради с.46 №285

Закрепляют новый материал. Применяют основное свойство дроби при решении заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод, что дети не поссорятся, так как дроби равны.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные:

 выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения

 

8.  Этап самостоятельной работы.

Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

Слайд 8

Организовывает взаимопроверку по эталону;

Создает ситуацию (по возможности) успеха для каждого ребенка;

Для учащихся, допустивших ошибку, предоставляет  возможность выявления причин ошибок и их исправления.

 

 

Самостоятельное выполнение типовых заданий по теме урока.

а)  =  =

б)

в)

Выставляет полученный балл за работу в технологическую карту урока

 

Работа с индивидуальным диском на компьютере. Тренажер «Основное свойство дроби» с автоматическим (компьютерным) выставлением отметки за работу. Приложение №3

Выставляет полученный балл за работу в технологическую карту урока.

Регулятивные: контроль, оценка

Познавательные: формулирование проблемы и её решение;

выполнение действий по алгоритму, умение работать самостоятельно

 

9. Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок подошел к концу. Попробуем сохранить это теплое хорошее нстроение. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звезочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направлю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Она несет тепло всем – всем. Дарите тепло ваших сердец всем окружающим вас людям.

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

-Какова была цель нашего урока?

- Чему научились?

- Что нового узнали?

Расскажите про свою работу на уроке по схеме:

Я знаю – я запомнил – я смог.

Выполняют упражнения релаксации.

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того,что ещё подлежит усвоению;

Личностные: смыслообразование, проявление терпения и аккуратности.

10. Домашнее задание

Дифференцированные задания. Слайд 9

Обязательно:

Рабочая тетрадь №282, №286, тренажер «Найдите равные дроби»  Приложение №4

 

По желанию:

Учебник стр. 172 №769 

Творческое задание: придумать сказку про дроби.

Выбирают задание и записывают в дневник. Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечают цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

 

11. Выставление и комментирование оценок.

 

Учащиеся дают оценку уроку, оценку своей работе на уроке, оценку своим товарищам, пожелания учителю.

Регулятивные: контроль, оценка.