Конспект урока по алгебре в 8 классе на тему: «Формула корней квадратного уравнения»
Форма урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательная: изучить новый приём решения квадратных уравнений по формуле.
Воспитательная: воспитывать стремление к достижению цели, уважительное отношение к старшим и друг другу, честность, взаимопомощь, интерес к математике.
Развивающая: развивать память, внимание, логическое мышление, интерес к математике.
Задачи урока: познакомить обучающихся с понятием дискриминанта, вывести формулу корней квадратного уравнения, учить применять её при решении квадратных уравнений.
Ход урока
Эпиграф урока: Чтобы решить уравнение,
Корни его отыскать.
Нужно немного терпения,
Ручку, перо и тетрадь.
I. Организационный момент.
Приветствие, учитель выясняет, кто отсутствует на уроке.
В течение всего урока я попрошу вас делать пометки на полях тетради. Если вы полностью разобрались с материалом, поставьте на полях +. Если у вас возникли вопросы по ходу изложения материала, то поставьте на полях ?. в конце урока мы вернемся к вашим вопросам и ответим на них.
II.Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания. Сверка ответов с учителем. Ответы в тетради.
2. Ребята, с какими уравнениями мы познакомились на прошедших уроках? Общий вид квадратного уравнения?
Игра «Верю – Не верю».Обучающиеся закрывают глаза и слушают утверждения. Если они согласны с утверждением, то поднимают руку; не согласны – не поднимают.
1. Квадрат любого числа может быть отрицательным. (Нет)
2. В квадратном уравнении старший коэффициент не может быть равным нулю. (Да)
3. Приведённое квадратное уравнение – это уравнение в котором старший коэффициент не равен 1. (Нет)
4. Числа a, b, c в квадратном уравнении называются его корнями. (Нет)
5. Уравнение 2х+3=1 квадратное. (Нет)
6. Если в квадратном уравнении один из коэффициентов bилисравен нулю, то такое уравнение называют неполным. (Да)
7. Числа a, b, c являются коэффициентами квадратного уравнения(Да)
8. Число b это старший коэффициент квадратного уравнения(Нет)
Какие виды неполных квадратных уравнений вы знаете?
III. Мотивация ЗУН
На
доске записаны уравнения ![]()
Какие из записанных уравнений вы умеете решать. Выбирая метод решения предложенных уравнений к какому из них, мы не смогли подобрать рациональный метод. (Для последнего)Правильно. Наших знаний оказалось недостаточно. Каждый известный нам метод оказался бы очень трудоемким. Вот с точно такой же проблемой столкнулись и математики в свое время. А теперь скажите, могли ли математики спать спокойно, если бы для таких нужных и важных уравнений не было бы более простого и универсального способа решения. А что может быть проще, чем воспользоваться для решения задачи какой-либо формулой?
Тема нашего сегодняшнего урока «Формула корней квадратного уравнения»
- Как вы думаете какова цель нашего урока? (найти способ решения квадратных уравнений общего вида)
- Какая задача стоит перед нами? (получить алгоритм решения квадратного уравнения общего вида, выяснить, подойдет ли он для решения всех типов квадратных уравнений)
Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель и задачу урока.
Записывают тему в рабочие тетради
IV. Изучение нового материала.
Зная
коэффициенты а и bуравнения первой степени ax=b,
можно найти его корень по формуле
.
Выведем
формулу, которая даёт возможность по коэффициентам a,
bи c
квадратного уравнения
находить его корни.
У вас в учебнике приведён способ выделения квадрата двучлена, через деление на старший коэффициент. Вы ознакомитесь с ним дома и на следующий урок скажите какой способ вам кажется легче.
Имеем:
(1)
Поскольку а≠0 (почему?), то умножив обе части уравнения на 4а, получим уравнение, равносильное данному.
![]()
Выделим
в левой части квадрат двучлена для это прибавим и отнимем
:
![]()
(2)
Существование
корней уравнения (2) и их количество зависит от знака выражения
. Это выражение называют
дискриминантом квадратного уравнения
и обозначают буквой D,
то есть D=
.
Теперь уравнение (2) можно записать так:
(3)
Возможны три случая:(подумайте какие?)D<0, D=0, D>0.
1.
Если
D<0, то уравнение (3), и
следовательно уравнение (1), корней не имеет (Почему?). Действительно при любом
значении х выражение
принимает только
неотрицательные значения.
Вывод: Если D<0, то квадратное уравнение корней не имеет.
2. Если D=0, то уравнение (3) принимает вид:
![]()
Отсюда
.
Вывод:
Если D=0, то квадратное
уравнение имеет один корень
.
3. Если D>0, то уравнение (3) можно записать в виде:
![]()
Отсюда
или
. Тогда
или
.
Вывод:
если D>0, то
квадратное уравнение имеет два корня
и![]()
,
.
Также используют короткую форму записи:
![]()
Эту
запись называют формулой корней квадратного уравнения ![]()
Рассмотреть уравнение, которое в начале урока вызвало затруднения.
V. Систематизация знаний.
Работа в парах с карточками.
Решение по вариантам в паре
1. Выпишите коэффициенты уравнений
2. Укажите неполное квадратное уравнение
3. Решите уравнения
4. Вычислите дискриминант неполных квадратных уравнений
5. Выполните проверку решения задач соседа, аргументируйте свою точку зрения.
|
I вариант |
II вариант |
|
х2 + 8х + 7 = 0
|
х2 + 4х – 5 = 0
|
Ответы:
|
I вариант |
II вариант |
|
D = 36, x1 = –1, x2 = –7 X=0 x=-1/4 |
D = 36, x1 = 1, x2 = –5 Х=0 х=4 |
Физкульминутка:
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)
VI. Закрепление материала
А сейчас ребята прочитают нам стихотворение про дискриминант
Да будет известно тебе, повелитель,
Что дискриминант-это определитель.
Его вычислять ты научишься вскоре,
И, думаю, этим ты будешь доволен.
Определив дискриминанта знак,
Количество корней узнает всяк,
Коль знак этот плюс, то излишни слова,
У уравнения корней ровно…(два).
На корни внимательней я посмотрю,
Коль дискриминант будет равен нулю.
Тебе поведаю, мой господин,
Что в случае этом корень…(один).
Коль минус с тобой мы замечаем,
То это обрадует даже лентяя.
Тогда уравненье корней не имеет,
И прекращается сразу решенье.
О. Панишева.
Решить из учебника №533, 534 (а – г), 535(а – в), 538
V. Рефлексия
Решая уравнения, мы смогли убедиться в том, что найденный нами способ работает. Значит, можно считать его универсальным.
- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Какова была цель нашего урока?
- Смогли ли мы достичь поставленной цели?
- Просмотрите свои пометки на полях. Что вызвало у вас наибольшее затруднение?
Сформулируйте алгоритм решения квадратного уравнения по формуле.
VI. Домашнее задание(1 мин)Выучить §8 пункт 22, решить
|
I уровень |
№535(г, д, е) |
|
II уровень |
№544 |
|
III уровень |
Составить блок-схему для алгоритма решения квадратных уравнений с помощью формулы корней. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.