I. Организационная часть
Здравствуйте, ребята!
II. Проверка знаний учащихся
Ребята, посмотрите на интерактивную доску, и выполните задание, устно.
1.Собирание и описание фактов к какому методу относится?(описательный)
2. Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях ,позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления к какому методу относится?(эксперементальный)
3. Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели; метод позволяет воспроизвести такие экспериментальные условия ,которые в реальности воссоздать порой невозможно. К какому методу относится?(моделирование)
4. Сопоставление организмов и их частей ,нахождение черт сходства и различия. К какому методу относится?(сравнительный)
5. Выяснения закономерностей появление и развития организмов. К какому методу относится?(исторический)
6. Преднамеренное целенаправленное восприятие обьектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.(наблюдение)
III. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы рассмотрим, что же такое понятие жизнь, и как
можно определить и доказать является ли организм живым.
Тема урока: «Сущность жизни и свойства живого» - запись в тетради
Слово «биология» дословно переводится как «наука (логос) о жизни (био)».
А что же такое жизнь? В разные времена ученые давали различные
определения понятию жизнь. Познакомимся с некоторыми из них.
Как вы думаете какое определение более верное?
1.Жизнь - способ существования белковых тел, существенным моментом
которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой,
причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что
приводит к разложению белков. (Ф. Энгельс),
2.Жизнь - самоподдержание, самовоспроизведение и саморазвитие
больших систем, элементарно состоящих из сложных органических молекул.
3.Жизнь - особая форма существования белковых тел.
Вопрос: Как вы думаете, что такое жизнь? Попробуйте сами сформулировать понятие жизнь.
Задание: Используя текст из §3 учебника, выпишите основные свойства
живых организмов в графу проявление свойства (5 минут),
Проверка. Давайте более детально рассмотрим каждое из свойств: - запись в
таблицу.
Итак, кто прочитает 1 свойство?
Основные свойства живых организмов
№ |
Свойство |
Проявление свойства |
1 |
Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения. |
Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения. Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98% состоят из четырех элементов — углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры) Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов на Земле. |
2 |
Кто прочитает 2ое свойство? Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды |
В процессе эволюции у живых организмов выработалась потребность избирательно реагировать на внешние воздействия. У одних реакции проявляются быстро (например, животные убегают, нападают, прячутся, сжимаются и т. д.), -- других — медленно (например, растения поворачивают листья к свету). |
3 |
Живые организмы развиваются. |
Рост и развитие. Развитие характерно как для живой, так и для неживой материи. Но живым организмам свойственно упорядоченное, постепенное и последовательное развитие. У каждого живого организма развитие связано с реализацией наследственной программы и обычно сопровождается увеличением его массы. Последнее происходит за счет образования новых молекул, элементарных клеточных структур и самих клеток. Развитие характерно не только для отдельного организма, но и для живой природы в целом. В результате исторического развития, или эволюции, появилось все многообразие живых организмов на нашей планете. |
4 |
Все живое размножается |
Новые организмы — от бактерии до человека — возникают только в результате бесполого или полового размножения особей данного вида. |
5 |
Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью |
Наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Информация о том, каким должен быть организм, закодирована в его генетическом материале — хромосомах и генах. Хотя потомки похожи на родителей, двух совершенно одинаковых организмов не существует. Это объясняется тем, что в генетическом материале происходят случайные изменения, приводящие к появлению у организма новых признаков и свойств. Изменчивость создает разнообразный материал для отбора наиболее приспособленных к конкретным условиям особей, а это, в свою очередь, приводит к появлению новых видов организмов. |
6 |
Живые организмы приспособлены к определенной среде обитания |
Живые организмы приспособлены к определенной среде обитания . Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведет данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь. Таким образом, живые организмы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства. |
7 |
Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности. |
В неживой природе можно наблюдать, казалось бы, сходные процессы. Так, пламя костра или свечи никто не назовет живым. Однако в процессе горения поглощаются органические вещества (дрова, воск) и кислород воздуха, а выделяются углекислый газ и другие вещества. В основе работы многих механизмов, созданных человеком, также лежат «обменные процессы». В отличие от обменных процессов в неживой природе живых организмов самыми важными стали процессы синтеза и распада. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. |
8 |
Все живые организмы представляют собой «открытые системы. |
Зеленые растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые. Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и питательные вещества извне. |
IV. Закрепление нового материала.
Итак, ребята , на закрепление материала, ответьте письменно в рабочей тетради на 3 вопроса( 9 , 10, 11).
9. Вопрос. Выскажите предположение о том, почему сложно дать определение понятия «жизнь»?
10. Объясните ,почему живые организмы называются «открытыми системами»
11. Ответьте, чем отличается процесс обмена веществ у живых организмов и в неживой природе.
V. Домашнее задание.
§ 3, повторить §1,2
Тема урока «Сущность жизни и свойства живого».
Цель урока: расширение знаний учащихся об основных свойствах живых организмов, чертах сходства и различия живой материи от неживой.
Задачи:
Образовательные:
1) Показать многообразие живого мира.
2) Сформировать целостное (научное) определение жизни.
3) Выявить свойства живых систем, показать гармоничность всего живого и его целесообразность.
Развивающие:
1) Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти.
2) Формировать умение сравнивать и анализировать, выделять главное.
3) Сформировать целостную картину мира.
Воспитательные:
1) Способствовать формированию научного мировоззрения.
2) Реализовать экологическое и эстетическое воспитание.
Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), наглядный.
Тип занятия: комбинированный урок
Оборудование: Таблица «Основные свойства живого», презентация
Ход урока:
I. Организационная часть.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изложение нового материала.
IV. Закрепление нового материала.
V. Задание на дом.
Задание 1.
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных:
А1.Биология-это наука, которая изучает:
1)жизнь во всех ее проявлениях;
2)строение объектов живой и неживой природы;
3)взаимодействие объектов живой и неживой природы;
4)рациональные пути использования природных ресурсов.
А2.Грибы как объект исследования изучает
1)ботаника
2)бриология
3)микология
4)альгология
А3.Направление биологических исследований , возникшее в результате интеграции наук
1)генетика
2)зоология
3)биофизика
4)палеоботаника
А4.Наука о строении организма ,а также его отдельных систем и органов
1)анатомия
2)медицина
3)психология
4)физиология
А5.Наука ,изучающая условия нормальной жизнедеятельности организма человека
1)гигиена
2)медицина
3)анатомия
4)физиология
А6.Совокупность приемов и операций используемых при построении системы научных знаний
1)гипотеза
2)технология
3)научный метод
4)научное направление
А7.Научное предположение, которое может объяснить результаты наблюдения
1)факт
2)теория
3)гипотеза
4)закономерность
А8.Для решения задач по выявлению сходства и/или различия у объектов исследования применяют метод
1)исторический
2)описательный
3)сравнительный
4)экспериментальный
А9. Разделить клетки или клеточные структуры по их плотности можно с помощью метода
1)микроскопия
2)хроматография
3)авторадиография
4)центрифугирования
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.