Конспект урока "Весна - пробуждение природы"

  • docx
  • 04.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока Весна- пробуждение природы.docx

ГБОУ «Азнакаевская школа для детей с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

по предмету «Мир природы и человека»

 в 4 классе на тему:

«Весна – пробуждение природы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела: Харрасова Г.Ф.

 

 

 

 

 

 

г. Азнакаево, 2018г.

 

Тема: Весна – пробуждение природы.


Цели: Обобщить знания весенних изменений  в неживой и живой природе; Формировать целостное представление об изменения в жизни  животных весной.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепить знания о признаках весны.

- Повторить понятия «перелётные» птицы, «дикие» животные.

- Познакомить  с особенностями  жизни  перелётных птиц и  диких  животных весной.

 

Коррекционно-развивающие:

- Расширить словарный запас по теме "Дикие животные", за счет существительных-названий детёнышей животных, жилища зверей. 
- Способствовать развитию
логического и наглядно-образного мышления через отгадывание загадок, слухового и зрительного внимания, памяти и формированию умений сравнивать, находить сходство и различие.
- Способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики.

- Способствовать развитию фразовой речи.

 

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к раннецветущим растениям.  

- Способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным.

 

 Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, материалы к уроку:  изображение диких животных, загадки про диких животных, разрезные карточки животных, карточки с со смайликами;

 

 Тип урока: комбинированный (изучение нового, закрепление, проверка знаний), интегрированный  ( связь предмета с уроком чтения, рисования)

Подготовительная работа:  наблюдения на прогулке за изменением в природе; чтение стихов и рассказов о весне.

 

                                                 

                                               

 

                                           Ход урока

I. Организационный момент.

Встали ровно, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

II.  Актуализация знаний.  Введение в тему урока. 

- Ребята, наш урок я хочу начать с загадки:

          Зазвенели ручьи, 

          Прилетели грачи,

          День прибывает,

          Когда это бывает?

         - Весной.

- А какое сейчас время года?

( Весна).

- Вот вам сундучок, в нем таинственный клубок. 
Кто этот клубок в руки возьмет – тот слово красивое о весне назовет.

- Весна (какая?) теплая, красивая, солнечная, чудесная, звонкая, яркая, зеленая, цветущая.

-Замечательно! Вы так много знаете красивых слов о весне. 
- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью этих слов.

- Итак, на улице чудесная  весенняя  погода.

-На каких уроках мы уже говорили о весне? ( На уроках чтения.)

-Вспомните, какое стихотворение о весне мы учили? Стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Послушаем её. (Рассказывает ученик)

-И сегодня на уроке мы продолжим  говорить о весне.

- Тема нашего урока «Весна - пробуждение природы».  (1 слайд)

 

- Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая.

- Весной всё просыпается, оживает. Вся природа раскрывается во всей своей красе. Изменения происходят сначала в неживой природе, а потом в живой. (2 слайд)

- Ребята,  вспомните,   какие  изменения происходят в неживой природе и как они влияют на пробуждение живой природы? Что мы наблюдаем? (Ярко солнце светит, дни становятся теплее и длиннее.) 

- И так первый признак весны - какой?

    - Потепление. (3 слайд)

- Да, происходит потепление, потому что изменилось положение солнца – оно все выше поднимается над линией горизонта, дни становятся длиннее и теплее.

 - Что же происходит со снегом? (Снег тает, темнеет, становится рыхлым)

   - Проталины. (4 слайд) (Это место, где снег стаял и открылась земля)

 

 - Что происходит  на реке? ( Трескается и разламывается лёд)

 - Это явление называется ледоход.  (5 слайд)

 - Затем река разливается, выходит из берегов и затапливает поля, луга.

 - Это называется половодье.  (6 слайд)

 - А знаете ли вы, ребята, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.


- Угадайте, о каком месяце идет речь.


Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)
 (
7 слайд)

-Март называют « весной света»: в этом месяце бывает много солнечных дней и в чистом воздухе солнце сверкает особенно ярко. 

Яростно река ревет
И разламывает лед
В домик свой скворец вернулся
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
( Апрель) (
8 слайд)

-Апрель – середина весны. Еще его называют «весной тепла и воды», потому что в апреле всюду  тает снег, разливаются реки.

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это?
( май). (
9 слайд)

-Май – конец весны. О нем говорят: «весна травы и цветов», потому что в мае цветут многие растения, на деревьях  появляются листочки.

 -Ребята, давайте  вспомним, что происходит в жизни  живой природы?

 -Какое общее название есть у растений, которые цветут самыми первыми?    - Первоцветы. (10 слайд)

 - Это подснежник, мать – и – мачеха, ландыш.

-Эти растения светолюбивы, и потому цветут, пока деревья не оделись листвой, которыми  заслоняют свет. Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению ещё под снегом. Снег защищает их от холода.

- Как вы думаете, можно ли собрать маленький букетик первоцветов?  (Нет)

 

 Если я сорву цветок,

 Если ты сорвёшь цветок,

 Если все: и я, и ты

 Дружно соберём цветы

 Опустеет вся планета

 И  не будет красоты. (11 слайд)

-Многие собирают весной букеты  раннецветущих растений.

-Хорошо ли это?

-Это ни в коем случае нельзя делать. Если мы хотим, чтобы первоцветы не исчезли, а всегда радовали нас, их необходимо охранять. Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения?


 Правила охраны первоцветов.
Не рвите первоцветы для  букета!
Не губите места их произрастания!
Не вырывайте  с корнем!
Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!
(
12 слайд)


Гимнастика для глаз.


III. Изучение нового учебного материала.

- С приходом весны происходят  изменения  и  в жизни насекомых, птиц  и  диких  животных.

-С потеплением первыми появляются насекомые.  (13 слайд)
- Каких вы знаете насекомых? (Ответы.)
-Видели ли вы зимой этих насекомых? (Нет)
- Где зимуют насекомые? (Зимой часть насекомых забирается в укромные места, другая находиться в стадии личинки или куколки.)

-  С жизнью насекомых тесно связана жизнь птиц. Почему? (Для многих птиц насекомые являются основным кормом.)
- Поэтому, с появлением  насекомых, к нам возвращаются  и  птицы.

(14 слайд)

- Откуда они прилетают? ( С теплых стран)

- Как называют этих птиц? ( Перелётными)

- Какие птицы прилетают первыми в наши края?  (Первыми в наш край прилетают грачи,) (15 слайд)

- Да, с прилетом грачей  считается, что весна начинается?

- Грачам достаточно первых проталины, чтобы разыскать корм. Своим длинным крепким  клювом он выкапывает из земли личинок разных насекомых и червей.

 

-Художник А. Саврасов написал картину «Грачи прилетели» (16 слайд)

- А как вы думаете, все птицы прилетают сразу? (Нет)

- В природе существует порядок. (Грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, соловьи) (17,18,19,20 слайды)

- Чем начинают заниматься птицы в родных краях? (В родных местах птицы начинают строить новые гнезда или восстанавливать старые.)

 

Работа по учебнику, с.29.

-Рассмотри рисунки и определи , чьи это гнёзда.

-Какое из гнёзд сделано людьми? Как называется такой домик?

-На каком уроке мы познакомились с таким домиком?

 

- А что же происходит в лесу? Кто у нас там живёт? (21 слайд)

 

- Угадайте по описанию:

-Серый, злой, голодный  (волк)

-Хитрая, рыжая, ловкая (лиса)

-Проворная, запасливая, ловкая, прыгает по деревьям (белка)

-Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)

-Трусливый, длинноухий, серый или белый - кто это? (заяц)

-Бурый, косолапый, неуклюжий - кто это? (медведь)

 

- О ком эти загадки?

- Как их, можно назвать одним словом? (Дикие) Почему?

- Теперь заглянем с вами в весенний лес.

- Животные по- разному  встречают весну. Просыпаются от зимнего сна медведи, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют.

(22 слайд)

 

Медведь. (23,24 слайды)

-Посмотрите на медведя. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу.

- Ест всё, что ему попадётся: прошлогодние жёлуди,  траву, коренья растений.

- В конце зимы у медведиц рождаются медвежата.

- А весной медведица выводит их из берлоги. Она учит их находить себе корм.

 

 Ёж. (25,26 слайды)

-Посмотрим ежа.

- Они просыпаются рано весной. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, разными жуками. Они поедают также лесных и полевых мышей.

-.Весной  у ежихи появляется  потомство. Своих детёнышей ежиха кормит молоком.

- Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?( Они просыпаются от зимней спячки)

 

 Белка. (27 слайд)

- Теперь мы с вами поговорим о белке.

- Целыми днями перепрыгивает она с ветки на ветку. А кто знает, чем питается белка? ( Питается своими запасами, которых находит в дуплах деревьев)

-А  какая окраска у белки? (Зимой серая, летом рыжая. Она  меняет окраску, и линяет.)

- Поздней весной белка выводит потомство.

- А как называются детки белочки?

 

  Заяц.  (28 слайд)

- Знаете ли вы ещё зверя, который меняет свою окраску?

- Заяц-беляк меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года  серо-коричневатый.

-Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Другая зайчиха увидит зайчат, накормит  их и дальше побежит. У них все зайчата  считаются  общими.

 

Лиса.  (29 слайд)

 -Весной рождаются детёныши и у лисы. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство.

- А как называются детки у лисы?

 

Волк. (30 слайд)

- И у волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Как и все звери она вскармливает их молоком. Когда волчата подрастают, родители учат их охотиться и скрываться от врагов.

-Значит, какие изменения происходят в жизни животных весной?

- Все звери  весной линяют.  Свою теплую  зимнюю шубу они меняют на лёгкую  летнюю.

-А ещё  весной животных охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о потомстве.

 -Что люди могут сделать для охраны животных и птиц? (31 слайд)

- Ребята, а  мы с вами можем стать друзьями  природы?

- Для этого мы должны:

Правила друзей природы: (32 слайд)

 Нор звериных, птичьего гнезда

 Разорять не будем НИКОГДА!

 Пусть птенцам и маленьким зверятам

 Хорошо живётся с нами рядом!

 

Ритмическая физкультминутка.

IV. Закрепление  изученного  материала. 
 - Лес -  это родной дом диких животных. Каждый из них строит себе жилище и называются они по-разному.

1. Игра «Чей домик?» (33 слайд)

 

- Кто живет в дупле? ( Белка)

- Кто живет в берлоге? ( Медведь)

- Кто живет в норе? ( Лиса)

- Кто живет под кустом? (Заяц)

 

- Мы уже говорили, весной у всех зверей появляются детеныши. 

2. Игра с мячом.  Кто у кого? (34,35 слайды)

 ( Лиса – лисёнок …)

 

3. Самостоятельная работа. Тест. (36 слайд)

Сейчас мы проверим,  как вы запомнили материал урока. Для этого вам нужно ответить на вопросы теста.

Самопроверка. (37 слайд)

 

4. Работа с разрезными картинками.

Соберите разрезные картинки (медведь, белка, заяц, лиса, волк).

 

5. Задание на развитие речи.

    Игра « Добавь словечко»

 

-Я начну предложение, а вы его заканчивайте.

-Медведь большой, а заяц – (маленький)

-Заяц зимой по лесу бегает, а медведь (спит в берлоге)

-У медведя уши маленькие, а у зайца (длинные)

- Молодцы!

 

6. Задание на внимание.

На доске картинки животных. Дети запоминают, в каком порядке они были.  Затем учитель  их убирает. Дети восстанавливают картину.

7. Работа по учебнику, с.29.

Чтение рассказа и вывод.

 

 V. Итог урока.

- Подведем итог нашего урока.

- Перечислите животных, которых вы увидели.

- Как называются эти животные?

- Что узнали нового? Что было интереснее всего?

 

Домашнее задание: составить рассказ по плану (Учитель  раздаёт карточки). (38 слайд)

- Сегодня вы все хорошо поработали на уроке. Выбирайте любимые смайлики и покажите,  с  каким настроением вы уходите с урока? (39 слайд)
Учащиеся показывают карточки со смайликами.
(40 слайд)