ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Видообразование
Цель урока: Сформировать представление о видообразовании, о его путях и скорости.
Задачи:
- обучающие:
1. формирование понятия видообразования как результата эволюции;
2. углубление и расширение знаний о механизмах процессов географического и экологического видообразования.
- развивающие:
1. развитие организационных навыков и умений (ставить цель, выделять главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, делать выводы, работать в оптимальном темпе);
2. развитие навыков мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение)
- воспитательные:
1. воспитание интереса к изучаемому предмету, умения связать теоретический
материал с практикой жизни;
2. воспитание диалогической культуры;
3. экологическое и эстетическое воспитание через предметное содержание;
4. повышение самооценки учащихся.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Тип урока: проблемный
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.
Средства обучения: интерактивный комплекс, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания (дифференцированные), карточки для лабораторной работы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Ход урока |
Обоснование деятельности учителя |
Прогнозируемая деятельность учеников |
|||||||||||||||||||
1.Организационный момент Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку.
2. Проверка Д/з 1. Установите соответствие между формами репродуктивной изоляции и их примерами А-экологическая Б-этологическая В-временная Г.механическая (морфофизиологическая) 1. Различия в сроках спаривания 2.Ритуал ухаживания 3.Разные сроки цветения и опыления у близких видов 4.Разные хромосомные наборы 5.Различия в строении полового аппарата. 6.Разорванность ареала у голубой собаки 7.Ранне-цветущие и позднецветущие формы на сенокосных лугах 8. Существование нескольких популяций форели в озере Севан 9.Характер траектории полета светлячков, совместно обитающих на одной территории 10.Различия в скорости прорастания пыльцы Ответ: В,Б, В,Г,Г,А,А,А,Б,Г 3- 5 ошибок –«3», 1-0 ошибки – «5», 2 ошибки – «4», 4 и меньше «2» 1. Определите, какой новый материал будет изучен на уроке?
2. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Цель: определить тему урока и решение проблемы · Выполните задание: Найдите среди перечисленного правильный ответ? Что стало причиной появления разных видов галапагосских вьюрков? 1) строительство разных по форме гнёзд 2) сильные ветры 3) питание разными видами кормов 4) различия в окраске перьев
Вопросы к классу: · Не получается? · Задание одно, а результат? · Обсудите в парах, в чем состоит затруднение. Каких знаний, умений вам не хватает? · Обсудите в парах, какова цель нашего урока. Предложите ее формулировку? ПРОБЛЕМА ИЛИ ЦЕЛЬ НА ДОСКЕ прописать вместе с учащимися. - Почему так много видов живых организмов? 3. - Кратко сформулируйте свои версии решения проблемы (мозговой штурм) Записать на доске. ЗНАТЬ: Что такое видообразование? - Этапы географического и экологического видообразования, их определение - Примеры каждого видообразования? - Дивергенция? - Полиплоидия? УМЕТЬ: - формулировать проблему, тему и ее решение, работать в парах, отбирать необходимую информацию. АКТУАЛИЗАЦИЯ: - Что мы уже знаем по этой проблеме? Чтобы вспомнить, за 1-3 мин. выполните следующее задание№2: Эволюционные изменения, протекающие на внутривидовом и популяционном уровнях называют________________? Образование видов в природе происходит с помощью 2 механизмов – видообразования, запишите их.
Проверка и самооценка 1-2 учеников 1.Каким было задание? 2.Получил ли результат? 3.Сам или с помощью? 4.Правильно или с ошибкой? 5.Какую ставишь себе отметку?
ПЛАНИРОВАНИЕ решения проблемы - Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Исходя из формулировки проблемы, что надо сделать в начале? - Обсудите в парах и расскажите, какой будет наш следующий шаг? 4. Решение проблемы - Почему так много видов живых организмов?
Задание №3 Алгоритм решения проблемы? 1. Как называется процесс, приводящий к образованию новых видов? Запишите в тетради. Задание дл учащихся 1. Работа в парах. Используя схему, отражающую основные этапы географического и экологического видообразования, выясните в чем их отличие? И с помощью данной схемы, попытайтесь ответить на проблемный вопрос – Почему так много видов живых организмов в природе? Алгоритм для ученика 1. Осмысли цель задания 2.Найди нужную для решения информацию 3.Преобразуй информацию в свое решение 4.Запиши решение или подготовь устный ответ. 2.Используя текст учебника стр.219 и 220, приведите примеры каждого их механизмов видообразования. Обсудите и скажите? · Обсудите в парах и сформулируйте решение какое решение проблемы мы получили? РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: Так как в природе действуют движущие силы эволюции и изолирующие механизмы, приводящие к пространственной (географической) или экологической изоляции, вследствие которых и происходит образование новых видов в природе. Самооценка см. выше
Домашнее задание: П.60 прочит, 1) заполнить таблицу:
2) задание Выучить этапы экологического и географического видообразования из схемы,
Закрепление.
Подведение итогов урока: Выставление оценок: Оценки получают те учащиеся, которые выходили к доске, представители групп, активные участники урока.
Рефлексия Давайте подведем итоги. Для этого вам необходимо закончить фразу (только одну, любую): «Уходя с урока, я хочу сказать …» 1. Мне было (интересно, неинтересно) на уроке_____________ 2. Я (доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________ 3. Я (понял(ла), не понял(ла)) _____________ учебный материал на уроке.
|
Создание настроя класса на активную деятельность и усвоение предметных знаний, умений, способов действий.
Проверка знаний и умений по прошлой теме
Учитель напоминает тему прошлого урока
Проверка ранее изученного материала.
Учитель обращается к учащимся с вопросом.
Постановка проблемы и организация деятельности учащихся на ее решение.
Предлагает учащимся задание.
Осуществление контроля над работой учащихся.
Организация сотрудничества, выводящая на определение темы и целей урока.
Учитель обращается к учащимся с заданием.
Объяснение учителем нового материала, демонстрация слайдов.
Фронтальное обсуждение результатов работы.
Выделение общих закономерностей.
Рассказ учителя с демонстрацией слайдов презентации.
|
Готовность учащихся к уроку.
Самостоятельно выполняют задание
Учащиеся вспоминают пройденный материал, настраиваются на работу
Обучающиеся должны ответить на поставленный вопрос по предыдущему материалу.
Активное слушание, участие в беседе.
Учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос.
Обучающиеся самостоятельно рассуждают, выдвигают гипотезы, привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания.
Активные действия учащихся, проявление самостоятельности. Работа в команде. Обсуждение, принятие совместного решения по данной лабораторной работе.
Вывешивание результатов работы группы на доске, и один представитель защищает ее.
Восприятие информации преподавателя.
Фиксирование темы урока в тетрадях.
Подведение под понятие.
Самостоятельное знакомство уч-ся с текстовым материалом, нахождение и выделение главного, поиск ответов на поставленные учителем вопросы.
Участие в обсуждении предложенных преподавателем вопросов.
Учащиеся слушают рассказ учителя.
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.