Конспект урока "Видообразование"

  • docx
  • 23.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Видообразование.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 Видообразование

     Цель  урока:  Сформировать представление о видообразовании, о его путях и скорости.

                 Задачи:

- обучающие:

1.         формирование  понятия видообразования как результата эволюции;

2.  углубление и расширение знаний о механизмах процессов географического и экологического видообразования.

- развивающие:

1.      развитие организационных навыков и умений (ставить цель, выделять главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, делать выводы, работать в оптимальном темпе);

2.      развитие навыков мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение)

- воспитательные:

      1.   воспитание интереса к изучаемому предмету, умения связать  теоретический

            материал с практикой жизни;

2.   воспитание диалогической культуры;

3.   экологическое и эстетическое воспитание через предметное  содержание;

4.   повышение самооценки учащихся.

 

Методы обучения:  репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядный,     практический.

Тип урока: проблемный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая,   самостоятельная работа.

 Средства обучения: интерактивный комплекс, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания (дифференцированные), карточки для лабораторной работы.

 

 СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Ход урока

Обоснование деятельности

учителя

Прогнозируемая        деятельность учеников

1.Организационный момент

   Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку.

 

 

2. Проверка Д/з

1. Установите соответствие между формами репродуктивной изоляции и их примерами

А-экологическая

Б-этологическая

В-временная

Г.механическая (морфофизиологическая)

1. Различия в сроках спаривания

2.Ритуал ухаживания

3.Разные сроки цветения и опыления у близких видов

4.Разные хромосомные наборы

5.Различия в строении полового аппарата.

6.Разорванность ареала у голубой собаки

7.Ранне-цветущие и позднецветущие формы на сенокосных лугах

8. Существование нескольких популяций форели в озере Севан

9.Характер траектории полета светлячков, совместно обитающих на одной территории

10.Различия в скорости прорастания пыльцы

Ответ:

В,Б, В,Г,Г,А,А,А,Б,Г

3- 5 ошибок –«3», 1-0 ошибки – «5», 2 ошибки – «4», 4 и меньше «2»

1. Определите, какой новый материал будет изучен на уроке?

 

2. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Цель: определить тему урока и решение проблемы

·         Выполните задание: Найдите среди перечисленного правильный ответ?

Что стало при­чи­ной по­яв­ле­ния раз­ных видов га­ла­па­гос­ских вьюр­ков?

1) стро­и­тель­ство раз­ных по форме гнёзд

2) силь­ные ветры

3) пи­та­ние раз­ны­ми ви­да­ми кор­мов

4) раз­ли­чия в окрас­ке пе­рьев

 

 

Вопросы к классу:

·         Не получается?

·         Задание одно, а результат?

·         Обсудите в парах, в чем состоит затруднение. Каких знаний, умений вам не хватает?

·         Обсудите в парах, какова цель нашего урока. Предложите ее формулировку?

ПРОБЛЕМА ИЛИ ЦЕЛЬ НА ДОСКЕ прописать вместе с учащимися.

- Почему так много видов живых организмов?

3. - Кратко сформулируйте свои версии решения проблемы (мозговой штурм)

Записать на доске.

ЗНАТЬ: Что такое видообразование?

- Этапы географического и экологического видообразования, их определение

- Примеры каждого видообразования?

- Дивергенция?

- Полиплоидия?

УМЕТЬ: - формулировать проблему, тему и ее решение, работать в парах, отбирать необходимую информацию.

АКТУАЛИЗАЦИЯ:

- Что мы уже знаем по этой проблеме?

Чтобы вспомнить, за 1-3 мин. выполните следующее задание№2:

Эволюционные изменения, протекающие на внутривидовом и популяционном уровнях называют________________?

Образование видов в природе происходит с помощью 2 механизмов – видообразования, запишите их.

 

 

Проверка и самооценка 1-2 учеников

1.Каким было задание?

2.Получил ли результат?

3.Сам или с помощью?

4.Правильно или с ошибкой?

5.Какую ставишь себе отметку?

 

    ПЛАНИРОВАНИЕ решения проблемы

- Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Исходя из формулировки проблемы, что надо сделать в начале?

-     Обсудите в парах и расскажите, какой будет наш следующий шаг?

4. Решение проблемы

- Почему так много видов живых организмов?

 

Задание №3

Алгоритм решения проблемы?

1. Как называется процесс, приводящий к образованию новых видов? Запишите в тетради.

Задание дл учащихся

1. Работа в парах. Используя схему, отражающую основные этапы географического и экологического видообразования, выясните в чем их отличие? И с помощью данной схемы, попытайтесь ответить на проблемный вопрос – Почему так много видов живых организмов в природе?

Алгоритм для ученика  

1. Осмысли цель задания

2.Найди нужную для решения информацию

3.Преобразуй информацию в свое решение

4.Запиши решение или подготовь устный ответ.

2.Используя текст учебника стр.219 и 220, приведите примеры каждого их механизмов видообразования. Обсудите и скажите?

·         Обсудите в парах и сформулируйте решение какое решение проблемы мы получили?

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ:

Так как в природе действуют движущие силы эволюции и изолирующие механизмы, приводящие к пространственной (географической) или экологической изоляции, вследствие которых и происходит образование новых видов в природе.

Самооценка см. выше

 

Домашнее задание:                                 

П.60 прочит,

1) заполнить таблицу:

Видообразование

С чем связано

Примеры

 

 

 

2) задание

Выучить этапы экологического и географического видообразования из схемы,

Установите последовательность этапов географического видообразования.

 

  

А) 

возникновение изоляции между популяциями одного вида

Б) 

расширение или расчленение ареала вида

В) 

появление мутаций в популяциях

Г) 

сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды

Д) 

утрата особями разных популяций способности скрещиваться, появление нового вида

Закрепление.

 

Подведение итогов урока:

    Выставление оценок:

Оценки получают  те учащиеся, которые выходили к доске, представители групп, активные участники урока.

 

Рефлексия

Давайте подведем итоги. Для этого вам необходимо закончить фразу (только одну, любую): «Уходя с урока, я хочу сказать …»

1. Мне было (интересно, неинтересно) на уроке_____________

2. Я (доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________

3. Я (понял(ла), не понял(ла)) _____________ учебный материал на уроке.

            

Создание настроя класса на активную деятельность и усвоение предметных знаний, умений, способов действий.

 

Проверка знаний и умений по прошлой теме

 

 

 

 

 

Учитель напоминает тему прошлого урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка ранее изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель обращается к учащимся с вопросом.

 

 

 

 

 

 

Постановка  проблемы и организация деятельности учащихся на ее решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает учащимся задание.

 

 

 

 

 

 

Осуществление контроля над работой учащихся.

 

 

 

 

 

 

Организация сотрудничества, выводящая на  определение темы и целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель обращается к учащимся с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение учителем нового материала, демонстрация слайдов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальное обсуждение результатов работы.

 

 

 

 

 

Выделение общих закономерностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя с демонстрацией слайдов презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовность учащихся к уроку.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно выполняют задание

 

 

Учащиеся вспоминают пройденный материал, настраиваются на работу

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся должны  ответить на поставленный вопрос по предыдущему материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активное слушание, участие в беседе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся самостоятельно рассуждают, выдвигают гипотезы, привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активные действия учащихся, проявление самостоятельности. Работа в команде.

Обсуждение, принятие совместного решения  по данной лабораторной работе.

 

Вывешивание результатов работы группы на доске, и один представитель защищает ее.

 

 

 

 

Восприятие информации преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиксирование темы урока  в тетрадях.

 

 

Подведение под понятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное знакомство уч-ся с текстовым материалом, нахождение и выделение главного, поиск ответов на поставленные учителем вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Участие в обсуждении предложенных преподавателем вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература