Конспект урока "Видообразование"
Оценка 4.8

Конспект урока "Видообразование"

Оценка 4.8
docx
23.03.2021
Конспект урока "Видообразование"
Видообразование.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 Видообразование

     Цель  урока:  Сформировать представление о видообразовании, о его путях и скорости.

                 Задачи:

- обучающие:

1.         формирование  понятия видообразования как результата эволюции;

2.  углубление и расширение знаний о механизмах процессов географического и экологического видообразования.

- развивающие:

1.      развитие организационных навыков и умений (ставить цель, выделять главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, делать выводы, работать в оптимальном темпе);

2.      развитие навыков мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение)

- воспитательные:

      1.   воспитание интереса к изучаемому предмету, умения связать  теоретический

            материал с практикой жизни;

2.   воспитание диалогической культуры;

3.   экологическое и эстетическое воспитание через предметное  содержание;

4.   повышение самооценки учащихся.

 

Методы обучения:  репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядный,     практический.

Тип урока: проблемный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая,   самостоятельная работа.

 Средства обучения: интерактивный комплекс, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания (дифференцированные), карточки для лабораторной работы.

 

 СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Ход урока

Обоснование деятельности

учителя

Прогнозируемая        деятельность учеников

1.Организационный момент

   Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку.

 

 

2. Проверка Д/з

1. Установите соответствие между формами репродуктивной изоляции и их примерами

А-экологическая

Б-этологическая

В-временная

Г.механическая (морфофизиологическая)

1. Различия в сроках спаривания

2.Ритуал ухаживания

3.Разные сроки цветения и опыления у близких видов

4.Разные хромосомные наборы

5.Различия в строении полового аппарата.

6.Разорванность ареала у голубой собаки

7.Ранне-цветущие и позднецветущие формы на сенокосных лугах

8. Существование нескольких популяций форели в озере Севан

9.Характер траектории полета светлячков, совместно обитающих на одной территории

10.Различия в скорости прорастания пыльцы

Ответ:

В,Б, В,Г,Г,А,А,А,Б,Г

3- 5 ошибок –«3», 1-0 ошибки – «5», 2 ошибки – «4», 4 и меньше «2»

1. Определите, какой новый материал будет изучен на уроке?

 

2. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Цель: определить тему урока и решение проблемы

·         Выполните задание: Найдите среди перечисленного правильный ответ?

Что стало при­чи­ной по­яв­ле­ния раз­ных видов га­ла­па­гос­ских вьюр­ков?

1) стро­и­тель­ство раз­ных по форме гнёзд

2) силь­ные ветры

3) пи­та­ние раз­ны­ми ви­да­ми кор­мов

4) раз­ли­чия в окрас­ке пе­рьев

 

 

Вопросы к классу:

·         Не получается?

·         Задание одно, а результат?

·         Обсудите в парах, в чем состоит затруднение. Каких знаний, умений вам не хватает?

·         Обсудите в парах, какова цель нашего урока. Предложите ее формулировку?

ПРОБЛЕМА ИЛИ ЦЕЛЬ НА ДОСКЕ прописать вместе с учащимися.

- Почему так много видов живых организмов?

3. - Кратко сформулируйте свои версии решения проблемы (мозговой штурм)

Записать на доске.

ЗНАТЬ: Что такое видообразование?

- Этапы географического и экологического видообразования, их определение

- Примеры каждого видообразования?

- Дивергенция?

- Полиплоидия?

УМЕТЬ: - формулировать проблему, тему и ее решение, работать в парах, отбирать необходимую информацию.

АКТУАЛИЗАЦИЯ:

- Что мы уже знаем по этой проблеме?

Чтобы вспомнить, за 1-3 мин. выполните следующее задание№2:

Эволюционные изменения, протекающие на внутривидовом и популяционном уровнях называют________________?

Образование видов в природе происходит с помощью 2 механизмов – видообразования, запишите их.

 

 

Проверка и самооценка 1-2 учеников

1.Каким было задание?

2.Получил ли результат?

3.Сам или с помощью?

4.Правильно или с ошибкой?

5.Какую ставишь себе отметку?

 

    ПЛАНИРОВАНИЕ решения проблемы

- Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Исходя из формулировки проблемы, что надо сделать в начале?

-     Обсудите в парах и расскажите, какой будет наш следующий шаг?

4. Решение проблемы

- Почему так много видов живых организмов?

 

Задание №3

Алгоритм решения проблемы?

1. Как называется процесс, приводящий к образованию новых видов? Запишите в тетради.

Задание дл учащихся

1. Работа в парах. Используя схему, отражающую основные этапы географического и экологического видообразования, выясните в чем их отличие? И с помощью данной схемы, попытайтесь ответить на проблемный вопрос – Почему так много видов живых организмов в природе?

Алгоритм для ученика  

1. Осмысли цель задания

2.Найди нужную для решения информацию

3.Преобразуй информацию в свое решение

4.Запиши решение или подготовь устный ответ.

2.Используя текст учебника стр.219 и 220, приведите примеры каждого их механизмов видообразования. Обсудите и скажите?

·         Обсудите в парах и сформулируйте решение какое решение проблемы мы получили?

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ:

Так как в природе действуют движущие силы эволюции и изолирующие механизмы, приводящие к пространственной (географической) или экологической изоляции, вследствие которых и происходит образование новых видов в природе.

Самооценка см. выше

 

Домашнее задание:                                 

П.60 прочит,

1) заполнить таблицу:

Видообразование

С чем связано

Примеры

 

 

 

2) задание

Выучить этапы экологического и географического видообразования из схемы,

Установите последовательность этапов географического видообразования.

 

  

А) 

возникновение изоляции между популяциями одного вида

Б) 

расширение или расчленение ареала вида

В) 

появление мутаций в популяциях

Г) 

сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды

Д) 

утрата особями разных популяций способности скрещиваться, появление нового вида

Закрепление.

 

Подведение итогов урока:

    Выставление оценок:

Оценки получают  те учащиеся, которые выходили к доске, представители групп, активные участники урока.

 

Рефлексия

Давайте подведем итоги. Для этого вам необходимо закончить фразу (только одну, любую): «Уходя с урока, я хочу сказать …»

1. Мне было (интересно, неинтересно) на уроке_____________

2. Я (доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________

3. Я (понял(ла), не понял(ла)) _____________ учебный материал на уроке.

            

Создание настроя класса на активную деятельность и усвоение предметных знаний, умений, способов действий.

 

Проверка знаний и умений по прошлой теме

 

 

 

 

 

Учитель напоминает тему прошлого урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка ранее изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель обращается к учащимся с вопросом.

 

 

 

 

 

 

Постановка  проблемы и организация деятельности учащихся на ее решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает учащимся задание.

 

 

 

 

 

 

Осуществление контроля над работой учащихся.

 

 

 

 

 

 

Организация сотрудничества, выводящая на  определение темы и целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель обращается к учащимся с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение учителем нового материала, демонстрация слайдов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальное обсуждение результатов работы.

 

 

 

 

 

Выделение общих закономерностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя с демонстрацией слайдов презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовность учащихся к уроку.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно выполняют задание

 

 

Учащиеся вспоминают пройденный материал, настраиваются на работу

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся должны  ответить на поставленный вопрос по предыдущему материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активное слушание, участие в беседе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся самостоятельно рассуждают, выдвигают гипотезы, привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активные действия учащихся, проявление самостоятельности. Работа в команде.

Обсуждение, принятие совместного решения  по данной лабораторной работе.

 

Вывешивание результатов работы группы на доске, и один представитель защищает ее.

 

 

 

 

Восприятие информации преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиксирование темы урока  в тетрадях.

 

 

Подведение под понятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное знакомство уч-ся с текстовым материалом, нахождение и выделение главного, поиск ответов на поставленные учителем вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Участие в обсуждении предложенных преподавателем вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

 

 


 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Видообразование

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Видообразование

Б-этологическая В-временная

Б-этологическая В-временная

Задание одно, а результат? ·

Задание одно, а результат? ·

Обсудите в парах и расскажите, какой будет наш следующий шаг? 4

Обсудите в парах и расскажите, какой будет наш следующий шаг? 4

А) возникновение изоляции между популяциями одного вида

А) возникновение изоляции между популяциями одного вида

Конспект урока "Видообразование"

Конспект урока "Видообразование"

Литература

Литература

Конспект урока "Видообразование"

Конспект урока "Видообразование"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2021