Урок литературы 6а______6б________ Шедогубова Е.А.
Тема: В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я». Сюжет и композиция произведения
Цель: познакомится с произведением В.Лейдерман «Календарь майя»;
выяснить какие жизненные уроки выносят герои произведения из своих приключений.
- образовательная: развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, формирование умения понимать текст, определять авторский замысел; обеспечение в ходе урока освоения, повторения, закрепления основных литературоведческих понятий о структуре произведения;
- развивающая: формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения, обобщения; развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации; формирование положительного отношения к учению;
- воспитательная: воспитание любви и уважения к творчеству современных писателей, гордости за свою литературу, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведения В.В.Ледерман, его проблематики и идейного звучания.
Предметные УУД:
1. Познакомиться с творчеством В.В. Ледерман
2. Выделить композиционные особенности повести
Метапредметные УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация, самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция;
познавательные: владение смысловым чтением, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать; критическое оценивание поступающей информации; систематизация её и представление в виде текста.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдение правил речевого поведения, умение излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, работать в группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.
Ход урока
1.Организационный этап
2.Проверка домашнего задания
3.Работа по теме урока
Слово учителя
Сегодня на уроке вы познакомитесь с произведением Виктории Лейдерман «Календарь майя». Прежде чем приступить к анализу произведения, предлагаю поговорить о писательнице.
Виктория Ледерман родилась 26 февраля 1970 года в г Куйбышев (ныне Самара). Окончила Самарский педагогический институт (теперь университет), факультет иностранных языков (французский, английский).
В детстве читала так много книг, что сама захотела писать. Свой первый рассказ написала в девять лет. И это стало ее любимым делом.
После школы работала в местная газета внештатным корреспондентом, но продержалась там недолго. Журналистика оказалась не её занятием. Ей хотелось писать художественные тексты, а не новости, и не интервью.
Однажды ей попалось на глаза объявление о конкурсе прозы для подростков, и она решила поучаствовать. Так как сама Виктория очень любит жанр «городское фэнтези», когда в нашей обыденной жизни происходит что-то волшебное и невероятное, то пришла идея придумать такой сюжет и поместить современных подростков в такие необычные условия. Так родилась книга «Календарь ма(й)я», которая увидела свет в 2016 году и сразу стала одной из самых читаемых детских книг.
На данный момент в библиографии писательницы насчитывается около 10 интересных книг про подростков.
Лексическая работа
Назовите, пожалуйста, какое сегодня число. Откуда мы узнаем, что сегодня именно тот день, который вы назвали? Что помогает нам правильно определить день/месяц/год? (Календарь)
- Что такое календарь?
Календарь – список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников, а также сведениями другого характера.
Работа с произведением
Время действия - май 2013 года, поселок в Краснодарском крае. Шестиклассники обычной школы отправились на экскурсию на раскопки. Им предложили посмотреть на древнюю стену, исписанную загадочными, пока еще не расшифрованными археологами символами, которые очень похожи на раннюю письменность племени майя.
Современных
детей удивить трудно, никакого восторга к древним артефактам они не проявили. А
один из них, Глеб, даже нацарапал на стене современную дату – 23.05.2013. Он и
не подозревал, к чему приведет шалость для него, и двух одноклассников,
случайно оказавшихся рядом: Лены Зюзиной и Юрасика Карасева. Судьба объединяет
этих троих ребят. Оказалось, что для них календарь пошел в обратном
направлении. Они оказываются в параллельном времени, отсчет которого идет
обратно, в прошлое, день за днем. Просыпаться каждое утро и понимать, что ты
еще на один день отброшен назад, это вначале интересно, а потом страшно. Ведь
так можно "помолодеть" и до 0 лет! А потом просто исчезнуть...
Ребятам нужно срочно придумать, как вернуть время в нормальное течение.
Получилась отличная фантастическая история.
Увлекательная и поучительная. Общая беда объединяет ребят, меняет их характеры,
они становятся настоящими друзьями. Но вопрос - как вернуться в свое время? -
остается открытым практически до последних страниц. На протяжении всей книги
сюжет построен так, что кажется, вот оно - цель почти достигнута, а потом снова
герои вновь отброшены назад. Где найти силы, и физические и моральные, чтоб не
опустить руки, чтоб не оставить борьбу? К кому обратиться за помощью?
Пытаясь решить возникшую проблему, дети учатся очень многому: не судить о человеке поверхностно, а попытаться узнать его поближе. Уметь признавать свои ошибки и не боятся попросить за них прощения, прощать, доверять друг другу, вовремя прийти на помощь. Думать, прежде, чем что-то совершишь, ведь исправить все очень трудно.
- Чтение произведения (Интернет)
4. Итог. Рефлексия
Слово учителя
Жизнь человека – это постоянное стремление впере, в желании изменить в лучшую сторону себя, окружающий мир. И на это пути каждый из нас, также как и ребята, преодолевает различные трудности, помогающие нам стать настоящим человеком! Именно этому учит нас книга «Календарь ма(й)я».
Закончите фразу, которую видите на экране (
- Сегодня я сделал(а) для себя открытие...
- Меня удивило...
- Я понял(а), что...
Учитель оценивает учащихся
Домашнее задание
Прочитать главу «22 мая 2013, среда» книги «Календарь ма(й)я» В. В. Ледерман
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.