Конспект урока Волокна животного происхождения
Оценка 4.7

Конспект урока Волокна животного происхождения

Оценка 4.7
docx
13.06.2023
Конспект урока Волокна животного происхождения
КУ Волокна животного происхождения.docx

Конспект

по технологии «Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей»

Тема урока

«Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей»

Тип урока

Комбинированный - открытие нового знания

Вид урока

Интегрированный

Цели урока

Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка, изучить свойства шерстяных и шелковых тканей, научить различать шерстяные и шелковые ткани, изучить свойства тканей. Исследовать свойства волокон животного происхождения органолептическим методом.

Воспитательная – способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, способствовать формированию эстетических взглядов.

Развивающая – развивать творческое воображение, умение сравнивать и сопоставлять свойства различных тканей,  умение анализировать, наблюдать и делать выводы.

Методическое оснащение урока

 

 

1.Материально-техническая база:

- кабинет трудового обучения, инструменты и приспособления: образцы тканей, ножницы, ручка, карандаш, коллекция тканей.

2.Дидактическое обеспечение:

Технология: 6 класс: учебник /Е.С.Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л.Хохотунцев и др.- М.: Просвещение, 2021, карточки задания; тесты.

3.Технические средства обучения: ноутбук учителя, мультимедийный проектор

4. Электронные средства обучения: презентация, видеозаписи,

Методы обучения:

Словесные: рассказ, объяснение; наглядные: демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся; практические тест по закреплению знаний, исследовательская лабораторная работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

исследовательская деятельность, опережающее задание

Межпредметные связи

история, география, литература, биология, химия

Методы проверки ключевых компетенций учащихся

устный опрос, тестирование, выполнение и анализ практической работы.

Педагогические технологии

игровая,  групповая, информационно-коммуникационная, проблемное обучение, опережающее задание, исследование

Время проведения

80 минут.

 


 

 

 

 

1 урок

 

этапы

Ход урока:

 

I. Организационный момент     (5 мин)

 

 

1. Приветствие, приветствие гостей. 
2. Проверка готовности к уроку: ничего лишнего на столе. 
3. Проверка присутствующих на уроке. Настрой на урок.
Учитель  Девочки, обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждой из вас есть листочек. Я прошу вас подойти  и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. (Приклеивают на дерево). Те, кто выбрал зелёный листочек – ожидают успех от занятия, красный лист – желание общаться, жёлтый лист – проявлять активность, оранжевый – будут настойчивы. И помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Теперь мы можем приступить к работе!

 

    II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи           (5 мин)

 

Учитель Сегодня мы начнем изучение новой темы: «Технология получения и преобразования текстильных материалов».

В 5классе мы с вами узнали, что  материаловедение изучает свойства текстильных волокон.

Вспомните, на какие два больших класса делятся текстильные волокна?

- Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.

С какими волокнами мы познакомились в 5 классе

- лён и хлопок

Какими волокнами являются лен и хлопок натуральными или химическими?

- Лен и хлопок – это натуральные волокна.

Учитель Какого происхождения эти волокна?

- Эти волокна растительного происхождения.

Учитель  Знаете  ли  вы  ещё  какие-либо виды волокон? Волокно какого происхождения можно получить от овцы?

- От овцы можно получить волокна животного происхождения.

Учитель  А как мы сможем  сформулировать тему  сегодняшнего  урока?

- Натуральные волокна животного происхождения.

Учитель как вы думаете, что мы сегодня сможем узнать о тканях животного происхождения? Какие цели сегодня поставим для себя?

- познакомиться с натуральными волокнами животного происхождения, какие свойства у  волокон животного происхождения, научиться различать ткани из шерстяных и шелковых волокон.

Учитель Запишите в тетрадь тему урока: «Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей».

Записывают в тетрадь: число, тему.

Учитель Сегодня на уроке вы  познакомитесь с натуральными волокнами животного происхождения, со свойствами  шерстяных и  шелковых тканей. Ткани из этих волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

 

III Открытие нового знания  (18 минут)

1.Презентация «Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей»

Учитель  Скажите, пожалуйста, а что такое шерсть?

- Шерсть – это волосяной покров животных. Он состоит из длинных прямых или волнистых волосков и тонких коротких, более мягких и извитых. Первые представляют собой волос и шерсть, вторые - пух. Это виды шерстяных во­локон. Волос и шерсть – длинные и прямые, пух – короткие, мягкие и извитые.

Учитель А какие животные дают нам шерсть?

- овцы, верблюд, ангорская коза, альпака, лама.

Учитель А какое из этих животных дает основную массу шерсти?

- Овцы.

Учитель Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой  на текстильных предприятиях и эта масса составляет 95 -  97%.

 

2.Историческая справка. Выступление 1 ученика  (1 минута)

Учитель Сейчас речь пойдёт о шерсти.______________ получила опережающее задание. Она подготовила историческую справку.

Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений на Пиренейском полуострове. Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в строжайшем секрете «золотых» овец. Запрещено было под страхом смертной казни вывозить овец за границу. И все же несколько смелых юношей за обещанное вознаграждение рискнули переправить десяток овец через Пиренеи. Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью.

 Учитель продолжаем разговор о шерсти, и я вам предлагаю виртуально посетить предприятие по обработке шерсти.

 

3.Просмотр видеофрагмента «обработка шерсти» (5,5 минут)

Учитель. Теперь поговорим о шёлке. Его история полна тайн и опасностей. ______________ также получили опережающее задание.

 

 

4.Историческая справка. Выступление 2   учениц. (2 минуты)

Шелк стали изготавливать в Китае ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, история знает Великий Китайский шёлковый путь. Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей  “крепдешин”, которое переводится как “ткань, сделанная в Китае”.

Легенда гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрице пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно. Что она и сделала. Ткань получилась на славу тонкая, легкая практичная, красивая. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда.

Когда-то в Китае на шелк распространялась монополия. Секреты ни в коем случае не должны были узнать иностранцы. В 245 г. нашей эры японская императрица получила в дар от китайского соседа шелковое платье. А вот о появлении шелка в Индии рассказывают: пограничным стражам запрещено было пропускать за пределы страны семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тогда индийский царь Хотан стал просить руки китайской принцессы. Получив согласие, Хотан приказал послу отправиться к невесте и передать ей следующее: «Наша страна никогда не располагала собственным шелком, поэтому ты должна привезти с собой семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тем самым ты обеспечишь себя драгоценными одеждами». Семена и коконы были спрятаны в прическе принцессы, а таможенники не осмелились тревожить ее. В Византию привезли шелк бродячие монахи, спрятав семена тутового дерева в посохи. Шелк ценился на вес золота: за сверток шелковой ткани полагалась двойная по весу мера золота. Зачинателем шелководства на Руси был Петр I.

 

 

5.Просмотр фильма о производстве шелка. Рассказ о шёлке (2 минуты)

Учитель Натуральный шелк, а точнее, шелковая нить - это продукт деятельности тутового шелкопряда. Эта гусеница питается листьями только тутового дерева и отсюда ее название. Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии яичко, гусеница, куколка, бабочка.

Самка бабочки откладывает 500-700 яиц и спустя 18-20 дней погибает. Развитие яиц продолжается 10-12 дней, за это время яйца становятся из белых серо-фиолетовыми и из них появляются гусеницы длиной около 3мм., которые начинают питаться свежими листьями тутового дерева. Через 25 дней гусеница увеличивается в массе и размере (становится длиною с палец, массу увеличивает в 10000 раз), Созревшие гусеницы перестают, есть и обматывает себя шелковой нитью, образуя коконы. В коконе гусеница за 3-4 дня развивается в куколку, а затем через 10дней в бабочку. Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина, которой 600-900 метров. И т. к. шелковые нити очень тонки, как паутинка, нити нескольких коконов соединяют одновременно в одну нить и получают шелк-сырец. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань.

 

 

6.Физкультминутка

Для того чтобы снять напряжение проведём  физкультминутку.

 

 

7.Знакомство со свойствами тканей.(2 минуты)

Учитель К швейным изделиям каждый из нас предъявляет определённые требования, которые в большей степени относятся к материалам, из которых данное изделие изготовлено.

- Девочки, зачем надо знать свойства тканей?

- для того чтобы правильно подобрать ткань для практического применения – изготовления изделия, одежды

Учитель (обращается к презентации) К основным свойствам тканей относятся физико-механические, гигиенические и технологические.

Физико-механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.

Прочность - способность ткани противостоять разрыву; зависит от прочности волокон, структуры ткани, характера разрыва.

Износостойкость - способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.
Сминаемость - способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать морщины и складки; зависит от свойств волокон, вида пряжи и ткани, характера отделки ткани.
Драпируемость - способность ткани образовывать мягкие складки.
Ткани различного назначения должны обладать определенными гигиеническими свойствами.

Теплозащитные свойства - способность ткани сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.
Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.
Воздухопроницаемость и намокаемость, пылеемкость - способность ткани впитывать пыль и другие загрязнения.

Технологические свойства – свойства ткани, влияющие на ее обработку при изготовлении швейных изделий.

Раздвижка нитей в швах – зависит от гладкости и упругости нитей, вида их переплетения, плотности и отделки ткани.

Скольжение - может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.
Осыпаемость - заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому.
Усадка - уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги, зависит от состава волокна, строения и отделки.

Прорубаемость- повреждение ткани иглой швейной машины.

 

 

8. Работа в бригадах. (6 мин)

Учитель В начале урока вы разделились на 2 бригады. Откройте учебник на странице 145-148.  На партах у вас  карточки их нужно заполнить, а потом рассказать. 1 бригада узнает всё о свойствах шерсти, а 2 бригада о свойствах шёлка. (приложение №1)

Каждая бригада сообщает о свойствах шелка и шерсти. Сравнивают с правильным ответом (презентация)

 

IV. Первичное закрепление        (6 мин)

 

Проверка усвоения знаний на уроке. Тест «Натуральные волокна животного происхождения» обведите все правильные варианты ответов.

После  выполнения задания проводится взаимопроверка. Учащиеся меняются работами, на слайде появляются правильные ответы и критерии выставления оценок, дети проверяют друг у друга и выставляют оценки.

Свойство тканей

Шерсть

Шелк

 

Физико-механические

Прочность

уменьшается при ВТО

высокая

 

Сминаемость

малая

очень малая

 

Драпируемость

средняя

высокая

 

Износостойкость

высокая

высокая

 

Гигиенические

Теплозащитные свойства

высокие

средние

 

Гигроскопичность

высокая

хорошая

 

Воздухопроницаемость

высокая

хорошая

 

Технологические

Усадка

значительная

значительная

 

Осыпаемость

средняя

значительная

 

Раздвижка нитей в швах

средняя

значительная

 

 

 

Тест «Натуральные волокна животного происхождения»

обведите все правильные варианты ответов.

1. К волокнам животного происхождения относится

А) шерсть

Б) джут

В) конопля

Г) шелк

2. Шерсть, снятая с овец, называется

А) мех

Б) шкура

В) руно

Г) пряжа

3. К животным, от которых получают шерсть, относятся

А)  коза

В) тутовый шелкопряд

Г) верблюд

4. Коконную нить вырабатывает

А) бабочка

Б)  куколка

В) гусеница

5. К положительным свойствам шерстяных тканей относятся

А) осыпаемость

В) драпируемость

Г) пылеемкость

Д) теплозащитность

 

 

Свойство тканей

Шерсть

Шелк

Физико-механические

Прочность

Сминаемость

Драпируемость

Износостойкость

Гигиенические

Теплозащитные свойства

Гигроскопичность

Воздухопроницаемость

Технологические

Усадка

Осыпаемость

Раздвижка нитей в швах

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект по технологии «Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения

Конспект по технологии «Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения

Ход урока: I. Организационный момент (5 мин) 1

Ход урока: I. Организационный момент (5 мин) 1

Императрице пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно

Императрице пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно

Учитель (обращается к презентации)

Учитель (обращается к презентации)

Свойство тканей Шерсть

Свойство тканей Шерсть

Свойство тканей Шерсть

Свойство тканей Шерсть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023