Конспект
по технологии «Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей»
Тема урока |
«Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей» |
Тип урока |
Комбинированный - открытие нового знания |
Вид урока |
Интегрированный |
Цели урока |
Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка, изучить свойства шерстяных и шелковых тканей, научить различать шерстяные и шелковые ткани, изучить свойства тканей. Исследовать свойства волокон животного происхождения органолептическим методом. Воспитательная – способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, способствовать формированию эстетических взглядов. Развивающая – развивать творческое воображение, умение сравнивать и сопоставлять свойства различных тканей, умение анализировать, наблюдать и делать выводы. |
Методическое оснащение урока
|
1.Материально-техническая база: - кабинет трудового обучения, инструменты и приспособления: образцы тканей, ножницы, ручка, карандаш, коллекция тканей. 2.Дидактическое обеспечение: Технология: 6 класс: учебник /Е.С.Глозман, О.А. Кожина, Ю.Л.Хохотунцев и др.- М.: Просвещение, 2021, карточки задания; тесты. 3.Технические средства обучения: ноутбук учителя, мультимедийный проектор 4. Электронные средства обучения: презентация, видеозаписи, |
Методы обучения: |
Словесные: рассказ, объяснение; наглядные: демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся; практические тест по закреплению знаний, исследовательская лабораторная работа. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся |
исследовательская деятельность, опережающее задание |
Межпредметные связи |
история, география, литература, биология, химия |
Методы проверки ключевых компетенций учащихся |
устный опрос, тестирование, выполнение и анализ практической работы. |
Педагогические технологии |
игровая, групповая, информационно-коммуникационная, проблемное обучение, опережающее задание, исследование |
Время проведения |
80 минут. |
|
|
1 урок |
||||
|
этапы |
Ход урока: |
||||
|
I. Организационный момент (5 мин)
|
1. Приветствие, приветствие гостей. |
||||
|
II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (5 мин)
|
Учитель Сегодня мы начнем изучение новой темы: «Технология получения и преобразования текстильных материалов». В 5классе мы с вами узнали, что материаловедение изучает свойства текстильных волокон. Вспомните, на какие два больших класса делятся текстильные волокна? - Текстильные волокна делятся на натуральные и химические. С какими волокнами мы познакомились в 5 классе - лён и хлопок Какими волокнами являются лен и хлопок натуральными или химическими? - Лен и хлопок – это натуральные волокна. Учитель Какого происхождения эти волокна? - Эти волокна растительного происхождения. Учитель Знаете ли вы ещё какие-либо виды волокон? Волокно какого происхождения можно получить от овцы? - От овцы можно получить волокна животного происхождения. Учитель А как мы сможем сформулировать тему сегодняшнего урока? - Натуральные волокна животного происхождения. Учитель как вы думаете, что мы сегодня сможем узнать о тканях животного происхождения? Какие цели сегодня поставим для себя? - познакомиться с натуральными волокнами животного происхождения, какие свойства у волокон животного происхождения, научиться различать ткани из шерстяных и шелковых волокон. Учитель Запишите в тетрадь тему урока: «Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей». Записывают в тетрадь: число, тему. Учитель Сегодня на уроке вы познакомитесь с натуральными волокнами животного происхождения, со свойствами шерстяных и шелковых тканей. Ткани из этих волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. |
||||
|
III Открытие нового знания (18 минут) |
1.Презентация «Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей» Учитель Скажите, пожалуйста, а что такое шерсть? - Шерсть – это волосяной покров животных. Он состоит из длинных прямых или волнистых волосков и тонких коротких, более мягких и извитых. Первые представляют собой волос и шерсть, вторые - пух. Это виды шерстяных волокон. Волос и шерсть – длинные и прямые, пух – короткие, мягкие и извитые. Учитель А какие животные дают нам шерсть? - овцы, верблюд, ангорская коза, альпака, лама. Учитель А какое из этих животных дает основную массу шерсти? - Овцы. Учитель Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях и эта масса составляет 95 - 97%. |
||||
|
2.Историческая справка. Выступление 1 ученика (1 минута) Учитель Сейчас речь пойдёт о шерсти.______________ получила опережающее задание. Она подготовила историческую справку. Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений на Пиренейском полуострове. Местные условия благоприятствовали рождению превосходной породы тонкорунных мериносов. Тогдашние правители Испании держали в строжайшем секрете «золотых» овец. Запрещено было под страхом смертной казни вывозить овец за границу. И все же несколько смелых юношей за обещанное вознаграждение рискнули переправить десяток овец через Пиренеи. Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью. Учитель продолжаем разговор о шерсти, и я вам предлагаю виртуально посетить предприятие по обработке шерсти. |
|||||
|
3.Просмотр видеофрагмента «обработка шерсти» (5,5 минут) Учитель. Теперь поговорим о шёлке. Его история полна тайн и опасностей. ______________ также получили опережающее задание. |
|||||
|
|
4.Историческая справка. Выступление 2 учениц. (2 минуты) Шелк стали изготавливать в Китае ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, история знает Великий Китайский шёлковый путь. Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей “крепдешин”, которое переводится как “ткань, сделанная в Китае”. Легенда гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрице пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно. Что она и сделала. Ткань получилась на славу тонкая, легкая практичная, красивая. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда. Когда-то в Китае на шелк распространялась монополия. Секреты ни в коем случае не должны были узнать иностранцы. В 245 г. нашей эры японская императрица получила в дар от китайского соседа шелковое платье. А вот о появлении шелка в Индии рассказывают: пограничным стражам запрещено было пропускать за пределы страны семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тогда индийский царь Хотан стал просить руки китайской принцессы. Получив согласие, Хотан приказал послу отправиться к невесте и передать ей следующее: «Наша страна никогда не располагала собственным шелком, поэтому ты должна привезти с собой семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тем самым ты обеспечишь себя драгоценными одеждами». Семена и коконы были спрятаны в прическе принцессы, а таможенники не осмелились тревожить ее. В Византию привезли шелк бродячие монахи, спрятав семена тутового дерева в посохи. Шелк ценился на вес золота: за сверток шелковой ткани полагалась двойная по весу мера золота. Зачинателем шелководства на Руси был Петр I. |
||||
|
|
5.Просмотр фильма о производстве шелка. Рассказ о шёлке (2 минуты) Учитель Натуральный шелк, а точнее, шелковая нить - это продукт деятельности тутового шелкопряда. Эта гусеница питается листьями только тутового дерева и отсюда ее название. Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии яичко, гусеница, куколка, бабочка. Самка бабочки откладывает 500-700 яиц и спустя 18-20 дней погибает. Развитие яиц продолжается 10-12 дней, за это время яйца становятся из белых серо-фиолетовыми и из них появляются гусеницы длиной около 3мм., которые начинают питаться свежими листьями тутового дерева. Через 25 дней гусеница увеличивается в массе и размере (становится длиною с палец, массу увеличивает в 10000 раз), Созревшие гусеницы перестают, есть и обматывает себя шелковой нитью, образуя коконы. В коконе гусеница за 3-4 дня развивается в куколку, а затем через 10дней в бабочку. Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина, которой 600-900 метров. И т. к. шелковые нити очень тонки, как паутинка, нити нескольких коконов соединяют одновременно в одну нить и получают шелк-сырец. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань. |
||||
|
|
6.Физкультминутка Для того чтобы снять напряжение проведём физкультминутку. |
||||
|
|
7.Знакомство со свойствами тканей.(2 минуты) Учитель К швейным изделиям каждый из нас предъявляет определённые требования, которые в большей степени относятся к материалам, из которых данное изделие изготовлено. - Девочки, зачем надо знать свойства тканей? - для того чтобы правильно подобрать ткань для практического применения – изготовления изделия, одежды Учитель (обращается к презентации) К основным свойствам тканей относятся физико-механические, гигиенические и технологические. Физико-механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил. Прочность - способность ткани противостоять разрыву; зависит от прочности волокон, структуры ткани, характера разрыва. Износостойкость - способность
ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия и т.д.;
зависит от прочности волокон ткани. Теплозащитные свойства - способность
ткани сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида
отделки ткани. Технологические свойства – свойства ткани, влияющие на ее обработку при изготовлении швейных изделий. Раздвижка нитей в швах – зависит от гладкости и упругости нитей, вида их переплетения, плотности и отделки ткани. Скольжение - может происходить при раскрое и
стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения. Прорубаемость- повреждение ткани иглой швейной машины. |
||||
|
|
8. Работа в бригадах. (6 мин) Учитель В начале урока вы разделились на 2 бригады. Откройте учебник на странице 145-148. На партах у вас карточки их нужно заполнить, а потом рассказать. 1 бригада узнает всё о свойствах шерсти, а 2 бригада о свойствах шёлка. (приложение №1) Каждая бригада сообщает о свойствах шелка и шерсти. Сравнивают с правильным ответом (презентация) |
||||
|
IV. Первичное закрепление (6 мин)
|
Проверка усвоения знаний на уроке. Тест «Натуральные волокна животного происхождения» обведите все правильные варианты ответов. После выполнения задания проводится взаимопроверка. Учащиеся меняются работами, на слайде появляются правильные ответы и критерии выставления оценок, дети проверяют друг у друга и выставляют оценки. |
||||
Свойство тканей |
Шерсть |
Шелк |
|
|||
Физико-механические |
Прочность |
уменьшается при ВТО |
высокая |
|
||
Сминаемость |
малая |
очень малая |
|
|||
Драпируемость |
средняя |
высокая |
|
|||
Износостойкость |
высокая |
высокая |
|
|||
Гигиенические |
Теплозащитные свойства |
высокие |
средние |
|
||
Гигроскопичность |
высокая |
хорошая |
|
|||
Воздухопроницаемость |
высокая |
хорошая |
|
|||
Технологические |
Усадка |
значительная |
значительная |
|
||
Осыпаемость |
средняя |
значительная |
|
|||
Раздвижка нитей в швах |
средняя |
значительная |
|
|||
Тест «Натуральные волокна животного происхождения»
обведите все правильные варианты ответов.
1. К волокнам животного происхождения относится
А) шерсть
Б) джут
В) конопля
Г) шелк
2. Шерсть, снятая с овец, называется
А) мех
Б) шкура
В) руно
Г) пряжа
3. К животным, от которых получают шерсть, относятся
А) коза
В) тутовый шелкопряд
Г) верблюд
4. Коконную нить вырабатывает
А) бабочка
Б) куколка
В) гусеница
5. К положительным свойствам шерстяных тканей относятся
А) осыпаемость
В) драпируемость
Г) пылеемкость
Д) теплозащитность
Свойство тканей |
Шерсть |
Шелк |
|
Физико-механические |
Прочность |
||
Сминаемость |
|||
Драпируемость |
|||
Износостойкость |
|||
Гигиенические |
Теплозащитные свойства |
||
Гигроскопичность |
|||
Воздухопроницаемость |
|||
Технологические |
Усадка |
||
Осыпаемость |
|||
Раздвижка нитей в швах |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.