Тема: Зональность в природе и жизни людей. 8 класс
Цели урока:
Образовательные:
• Сформировать понятия «природная
зона», «природно-хозяйственная зона».
• Выявить особенности расположения
природно-хозяйственных зон России.
Развивающие:
• Раскрыть связь между природной зоной
и хозяйственной деятельностью людей.
• Развивать умение читать карты.
Воспитательные:
Воспитывать
любовь к Родине, бережное отношение к природе.
1. Изучение
нового материала:
--- Проблемный вопрос «Что вы знаете
о зональности?
Вывод: В пределах географических поясов выделяют природные зоны.
Учитель - впервые эту закономерность выявил Александр Гумбольдт — великий немецкий естествоиспытатель. Он установил закономерности в изменении климата и растительности.
В. В. Докучаев, открывший закон широтной зональности как общий закон природы, Л. С. Берг, изучавший особенности природных зон (ландшафтов).
Вывод: Каждая территория имеет свой неповторимый облик (ландшафт),
выполнить задание 11 на
с. 65 тренажера.
Проблемный вопрс: Какие факторы являются
главными в формировании природных зон?
Вывод : природная зона –это Природный
комплекс, который охватывает значительные пространства со сходными природными
условиями и имеет собственный набор компонентов (почва, растительность,
животный мир), которые формируются в зависимости от сочетания тепла и
влаги.
Определяющим фактором при формировании
природных зон является климат. От него зависят другие компоненты. Изменение
климата приводит к изменению других компонентов природной зоны.
Задание.
По карте определить, какие природные зоны находятся на территории России, какие
природные зоны занимают большие площади.
ВЫВОД: В целом размещение природных зон
на территории России подчиняется закону широтной географической зональности
(смена природных компонентов при движении от экватора к полюсам вслед за
изменением климата).
Вывод:
Природно-хозяйственная зона,
т. е. природная зона, в которой население занимается хозяйственной
деятельностью.
Закрепление:
По карте установить, природно-хозяйственные зоны.
Какие природно – хозяйственные зоны хорошо освоены человеком. (Почему вы так считаете?)
Учитель – Однако, климат в пределах России изменяется в направлении не только с севера на юг, но и с запада на восток, поэтому отдельные зоны не образуют сплошных полос, а представлены только в европейской части страны (например, полупустыни). Кроме того, широтное расположение зон нарушается областями высотной поясности.
Итоги урока : 1. Что называется природной зоной?
2. Какие природные зоны
располагаются на территории России?
3. Почему вместе с понятием
«природная зона» используется понятие «природно-хозяйственная зона»?
Оценочный этап урока
Домашнее задание: 1) изучить § ; 2) ответить на вопросы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.