Конспект урока "Звук [ж]. Буква ж"

  • docx
  • 26.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 25.docx

Технологическая карта урока

«Звук [ж]. Буква Ж»

(УМК «Школа России»)

 

 

Класс, учитель

 

Тип урока

Урок изучения новых знаний (урок изучения звуков и буквы)

Цели урока

Образовательные: формирование представления о способе обозначения на письме звука [ж], буквой Ж, умения строить звукобуквенную модель слова, выделять и характеризовать звуки речи; актуализация и обогащение словаря учащихся.

Развивающие: развитие навыка чтения, культуры общения, речи, логического и образного мышления.

Воспитательные: воспитание культуры поведения на уроке, уважения к чужому мнению.

Технологии, методы, приемы

Игровые, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология технология группового обучения.

Методы: беседа, моделирование, упражнение, рассказ учителя, антиципация содержания.

Приемы: постановка учебно-познавательной задачи, анализ, прогнозирование содержание произведения по заголовку и иллюстрациям.

Основные понятия, термины

Буква как знак звука, согласные звуки, согласные твердые, глухие, иллюстрация.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

       Моделировать звуковой состав слова;

       характеризовать звуки;

       различать звуки речи;

       соотносить звук и соответствующую ему букву;

       воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

       формировать навыка слогового чтения;

       развивать осознанность и выразительность чтения на материале небольших текстов.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

·                    искать, получать и использовать информацию:

·                    осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

·                    фиксировать информацию разными способами;

·                    понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной;

·                    выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

·                   участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Регулятивные УУД:

·                    понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

·                    действовать по плану и планировать свои учебные действия;

·                    контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

·                    адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Организация пространства

Формы взаимодействия учителя и учащихся

Образовательные ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

 

Книгопечатная продукция:Агаркова, Н.Г., Агарков, Ю.А.Учебник по обуч. грамоте и чтению; Азбука: 1 кл. / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – с.49-50. Демонстрационный материал: карточки для проведения звукового анализа, таблица с планом анализа звуков.

Презентация к уроку.

 


 

Технология обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Средства обучения

Деятельность учащихся

Планируемые

универсальные учебные действия

I. Организацион

ныймомент

Цель:Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

    Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Юрьевна, сегодня урок проведу у вас я.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.

Подравнялись девочки,

Подравнялись мальчики,
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

 

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

 

II. Постановка учебной задачи.

Цель: Формулировка задач урока  в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями.

1) Исследование страницы учебника.

    Откройте учебник на стр. 24-25. Внимательно рассмотрите все, что есть на этой странице.

    Кто изображен на данной иллюстрации?

    Каких насекомых вы видите?

    Что здесь происходит?

    Кто эта девочка?

     Из какой сказки эти герои?

    Какой эпизод из сказки изображен на иллюстрации?

    Рассмотрите стр. 25.

    Что вы видите?

    Над какой буквой мы будем работать?

 

Азбука

Изучают содержание страницы учебника.

определяют цель каждого задания.

 

Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

2) Формулировка и принятие учебной задачи

 

−  Что мы должны узнать?

−  Давайте повторим хором.

−  Как вы думаете, чему мы будем учиться?

       Давайте составим план работы.

       Ребята, чтобы добраться до солнышка нам нужно пройти … этапов.

 

Запись схем вопросов на доске учителем.

 

Определяю задачи урока, последовательность их решения.

Формулируют учебные задачи:

1.Узнаю, какие звуки обозначает на письме буква Ж.

2. Учусь читать слоги, слова и предложения с буквой Ж.

III. Планирование учебной деятельности.

Цель: Выбор способа деятельности и средств реализации учебной задачи.

     Выполнять задачи урока будем по такому плану:

1. [     ] ?

2.          

3.                         

4.   

                    

5.   

            

6.  

                                       .

7. ПС

      

Слайд 2. План урока.

Составляют план решения учебной задачи:

 

Регулятивные:

формирование умения планировать деятельность; принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

IV.Решение учебной задачи

Цель: Выполнение учебных действий в устной и письменной речи.

1.                 Выделение  и анализ звуков.

Цель: Артикуляционная характеристика звуков

     Посмотрите на первую ступеньку плана. Какую задачу нужно выполнить на этом этапе?

На первом этапе узнаем, какие звуки обозначает буква Ж.

     Чтобы узнать, какие звуки обозначает на письме буква Ж, давайте составим звуковую схему слова жуки.

      Произнесем слово: жуки.

     Сколько слогов в слове жуки?

     Произношу слово жуки по слогам[жу-ки].

     В слове жуки 2 слога.

     Произношу с ударением [жукú].

     Проверяю: это жуки?

     Произношу первый слог [жу].

     Он состоит из слияния согласного звука [ж] и гласного звука [у].

     Как мы определяем, какой это звук, гласный или согласный?

−  Есть ли преграды при образовании звука [ж]?

Произнесем звук [ж] и пронаблюдаем за произношением.

−  Расскажите, какие органы произношения участвуют при образовании звука [ж].

−  Зачем мы наблюдали за произношением?

−  Охарактеризуем звук [ж].

       Какой он?

−  Почему он согласный?

−  Как определить, твердый звук или мягкий?

−  Приложим указательные пальцы к уголкам губ. Произнесем звук: [ж].

−  Как узнать, звук [ж] звонкий или глухой?

−  Закроем уши, произнесем: [ж].

       Произнесем второй слог слова жуки. [ки]

Слог [ки] состоит из слияния согласного звука [к’] и гласного звука [и].

−  Что узнали о звуке [ж]?

−  Кто проанализирует звук [ж]?

−  Проговорим хором.

       Есть ли у звука [ж] мягкая пара?

       Посмотрите на стр. 25 в какую игру играют мальчики?

       Из каких слогов состоит слово жмурки?

       Произношу слово жмурки по слогам [жмур-ки].

       В слове жмурки два слога.

       Произношу слово жмурки с ударением [жмýрки].

       Проверяю: это жмурки?

       Произношу первый слог [жмур].

       Он состоит из одиночного согласного звука [ж], слияния согласного звука [м] и гласного звука [у] и одиночного согласного звука [р].

       Произношу второй слог слова жмурки [ки].

       Он состоит из слияния согласного звука [к’] и гласного звука[и].

       Кто прочитает слово по схеме?

       Каким мы увидели звук [ж]?

       Он твердый, непарный.

       Что мы выяснили на первом этапе?

       Звук [ж] согл, звонкий парный, твердый, непарный, .

     Кто считает, что может перейти на следующий этап?

Слайд 3. План урока.

Слайд 4. Изображение кота.

Схемы для моделирования.

Таблица «План анализа звуков».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5. Изображения клоунов.

Схемы для моделирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6. План анализа звуков.

 

 

 

Слайд 7. План урока.

Формулируют задачу этапа:узнаю, какие звуки обозначаются на письме буквой Ж.

Составляют звуковую модель слова.

Наблюдают за произношением звука: при произношении [ж] губы полуоткрыты, между зубами небольшая щель, кончик языка касается нёба, воздух встречает преграду; голос не участвует, только шум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают схемы.

Составляют звуковую модель слова.

Наблюдают за произношением звука [ж].

Анализируют звук по плану.

распределяют работу в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной;выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы.

Предметные:

моделировать звуковой состав слова;характеризовать звуки;

различать звуки речи;

соотносить звук и соответствующую ему букву; воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;формирование навыка слогового чтения; развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов.

Регулятивные:понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Физминутка

 

Слайд 8.

Выполняют упражнения.

2.                 Фонетические упражнения.

Цель: Обеспечить упражнение в узнавании изучаемых звуков.

     Какую задачу нужно выполнить на втором этапе?

     Поиграем в игру, которая называется «Подарок».

     Сегодня в нашем магазине продаются жираф¸ шарик, машинка, ёжик, машинка, жилет, мороженное и робот.

     Вы можете купить только те предметы, в названиях которых есть звук [ж].

     Какую игрушку вы возьмете?

     Посмотрите на план. Чему мы учились на этом этапе работы?

     Итак, согласный звук [ж] на письме обозначаются одной буквой – Ж.

Слайды 9-10. Дидактическая игра «Магазин»

Формулируют задачу этапа.

Находят слова со звуком [ж].

Контролируют степень решения поставленной задачи.

 

 

3.                 Введение буквы. Работа над запоминанием.

Цель: Обеспечить запоминание образа буквы.

     Какую задачу нам нужно выполнить на следующем этапе?

     Посмотрите на букву.

     На что похожа буква Ж? (показ буквы)

     Почему существует 2 буквы ж?

     Похожи ли строчная и заглавная буквы ж?

     Чем?

     Чем отличаются?

     На что похожа буква Т?

Эта буква широка и похожа на жука.

Слайд 11. План урока.

Слайд 12.

Буквы Ж, ж.

Слайд 13. Изображение буквы Ж для мнемотехнического запоминания.

Формулируют задачу этапа.

Сравнивают строчную и заглавную буквы.

Находят буквы на карточках.

Повторяют правило правописания заглавной буквы.

4.                 Чтение слогов.

Цель: Формирование позиционного принципа чтения.

    Итак, на каком этапе работали?

    Какие задачи выполняли?

    Посмотрите на план

    Какую задачу выполним на 4 этапе?

    Что нужно знать, чтобы правильно прочитать слоги?

    Давайте прочитаем слоги на странице 25.

    Прочитайте самостоятельно.

    Давайте прочитаем хором.

    Посмотрите на план. Можем подниматься на 5 ступеньку?

    Почему?

    Трудно ли было читать слоги с буквой ж?

Слайд 14. План урока.

 

 

 

 

Слайд 19. План урока.

Контролируют степень решения поставленной задачи.

Повторяют «работы» букв гласных, выполняют упражнение на группировку.

Изучают особенности схемы слогов. Упражняются в чтении слогов.

Контролируют степень решения поставленной задачи.

5.                 Чтение слов.

Цель: Формирование навыка слогового чтения

     Поднимаемся на 5 ступеньку плана. Чему будем учиться на этом этапе?

     Найдем слова на странице 25.

     Читать слова будем самостоятельно.

     Найдите слов, состоящее из одного слога.

     Кто прочитает его вслух?

     Найдите слова, обозначающие один предмет.

     Кто прочитает вслух?

     Чем отличаются эти слова?

     Телега – конная повозка, а тележка – это маленькая телега.

     Найдите слова, в которых первый слог отличается?

     Почему Жучка пишется с заглавной буквы?

     Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

     Найдите слова, которые обозначают действие.

     Кто прочитает вслух?

     Это разные слова?

     Чем они отличаются?

     Могу я, а может он.

     На какой ступени мы сейчас работали?

     Трудно ли было читать слова?

     Какие слова вызывают затруднения? Все ли понятны?

Слайд 19. План урока.

Слова на рабочей странице.

Формулируют задачу этапа.

Читают слова, контролируют правильность чтения товарища по парте.

Контролируют степень решения поставленной задачи.

Оценивают работу на этапе.

6.                 Чтение предложений

Цель: Формирование навыка слогового чтения.

     Теперь можем перейти на следующую ступеньку.

     Чему будем учиться?

     Прочитайте слова на слайде.

     Кто прочитает вслух?

     Можно ли назвать эти слова предложением?

     Почему?

     Составьте предложение, используя данные слова.

     У кого получилось такое предложение, покажите «+», кто составил предложение по-другому, покажите «-».

    Чему учились, выполняя данное задание?

    Что нового узнали?

Слайд 20. План урока.

Слова для составления предложения.

 

 

 

 

 

 

Формулируют задачу этапа.

Находят предложения. Изучают иллюстрации.

Соотносят предложения с иллюстрациями

Определяют значение слов.

Контролируют степень решения поставленных задач.

Упражнения для корректировки зрения.

     Облокотитесь на спинку стула. Закройте глаза (5 с).

     Поморгаем (5 с).

     Слетим за точкой глазами.  Голова и шея остаются неподвижными.

Слайд 23

Офтальмологический тренажер.

Выполняют упражнения.

7.                 Работа с текстом.

Цель: Формирование качеств полноценного навыка чтения.

1.    Подготовка к первичному восприятию.

    На странице 25 найдите текст.

    Как узнали, что это не просто предложения, а текст?

       Найдем иллюстрацию. Поставим пальчик.

       Проверим, нашел ли мой товарищ этот рисунок.

       Что изображено на иллюстрации?

       Как вы думаете, какое время года изображено?

       Почему?

       Где происходят события?

       Как вы это поняли?

       С кем происходят описываемые события?

       Что здесь происходит?

       В какую игру играют ребята?

       Играли ли вы в «жмурки»?

       Как вы думаете, кто из ребят «водит»?

       Почему?

       Чем это может закончиться?

       Как мы можем проверить, верны ли наши предположения?

       Что мы знаем для того, чтобы прочитать текст?

    Как я буду работать самостоятельно с текстом?

    Возьмите в руки карандаши, прочитайте текст самостоятельно, делая пометы.

2.    Самостоятельное чтение текста.

Стали дети играть в жмурки.

Завязали Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны.

Никого Женя догнать не может.

- Осторожно! – кричат ему. -Лужа!

3.    Проверка первичного восприятия.

    Понравился ли рассказ?

    Чем понравился?

    Что представили, когда читали рассказ?

    Подтвердились ли наши предположения?

    Какие?

    Кто его герои?

4.    Повторное чтение.

    Еще раз прочитаем текст в парах. Для начала вам сейчас нужно договориться в парах кто будет читать первым, кто вторым.

    Как будем читать?

    Как будем оценивать?

5.    Чтение и анализ.

    О чём этот рассказ?

    Прочитайте первое предложение.

    Когда происходят действия?

    Можете предположить, как ребята играли в жмурки?

    Прочитайте второе предложение. Кто прочитает вслух?

    Почему ребята завязали Жене глаза?

    Найдите Женю на иллюстрации.

    Как вы думаете, мог ли Женя догнать ребят?

    Давайте проверим, верны ли наши предположения. Найдите предложение, которое рассказывает, получалось ли у Жени догнать ребят.

    Какое настроение вызывает у ребят игра?

    Какое предложение говорит о настроении ребят?

    Как его нужно прочитать?

    Кто попробует прочитать настороженно?

    Удалось ли … передать настроение ребят?

    Выполнена задача?

    Прочитайте последнее предложение.

    О чем предупреждали ребята Женю?

    Почему они боялись, что Женя наступит в лужу?

    Как думаете, что они испытали?

    Попробуем прочитать с тревогой.

    Прочитайте для себя и попробуйте передать чувство тревоги.

    Кто попробует прочитать вслух.

    Удалось ли … выполнить задачу?

6.    Орфоэпическая работа.

     Прочитайте слова.

Завязали, никого, осторожно.

     Прочитаем слово никого так, как его надо писать.

     Прочитайте слово так, как его надо произносить.

Страница учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 24.

Изображение природы утром.

 

 

 

Слайд 25. Изображение омута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 27. Столбик словтемного, немало, тянет.

Читают заголовок. Воспринимают информацию учителя.

Делают предположения о содержании рассказа.

Изучают иллюстрацию.

Определяют героев произведения.

Повторяют алгоритм работы с текстом.

Читают текст, делая пометы в процессе чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обмениваются мнениями о произведении. Соотносят предположения с содержанием текста.

Определяют героев.

Читают в парах, оценивают правильность чтения.

Определяют тему текста, время действия.

Находят и зачитывают предложения по заданию учителя. Определяют ведущее настроение текста, настроение героев. Упражняются в выразительном чтении предложений. 

Анализируют чтение учащихся.

Воспринимают информацию учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают написание и произношение слов. Упражняются в орфоэпическом произношении.

 

V. Промежуточный контроль. Рефлексия.

Цель:Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

     Посмотрите, на какие вопросы нужно было ответить на уроке.

     Что я узнал о букве Ж и ее звуке?

     Проговорите товарищу по парте.

     Кто сформулирует ответ на вопрос?

     Знаками +,- оцените правильность ответа товарища.

     Чей товарищ правильно ответил на вопрос.

     Чему научились на уроке?

     Посмотрите на план. Все ли ступеньки мы прошли?

     Кто считает, что он выполнил все учебные задачи?

     Что мне было трудно?

     Как могу себе помочь?

Схемы вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 28-29. План урока.

Повторяют учебные задачи.

Проговаривают изученное на уроке.

Оценивают степень решения поставленных задач.

Оценивают работу на уроке.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; осуществлять пошаговый контроль по результату учебной деятельности;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Личностные:способность к самооценке.

Предметные:  характеризовать звуки;

соотносить звук и соответствующую ему букву.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.