Конспект урока:Имя прилагательное и его морфологические нормы

  • docx
  • 28.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 12 урок.docx

Тема: Имя прилагательное и его морфологические нормы

Цель урока: систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Задачи:

  • Повторить и закрепить знания о морфологических нормах имени прилагательного
  • Проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;
  • Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени; внимательно и вдумчиво читать вопросы.
  • Совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, формировать навыки контроля и самоконтроля, активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся морально- ценностные качества.

Методы и приемы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;
  • по источнику знаний: словесные и практические;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
  • по организации деятельности: индивидуальные, парные и фронтальные.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки с заданиями, тесты, эпиграф к уроку, презентации по темам, раздаточный материал, интерактивная доска, рабочий лист урока

Ученик напичка (н, нн) ый знаниями но

(не) умеющий их и (з,с) пользовать

напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу

которая (не) умеет плавать.

А.Л. Минц

Ход урока



I. Организационный момент

1. Работа с эпиграфом, записанным на слайде.

Учитель. Ральф Эмерсон сказал: «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку »

Внимательно посмотрите друг на друга и ответьте на вопрос.

Почему именно эта цитата была взята к сегодняшнему уроку? (потому что в группе работать легче, каждый может высказать свое мнение и сделать вывод).

Скажите, а работа, совместный труд может пригодиться в жизни? Где? (в коллективе, на работе)

-Итак, ребята, у нас сегодня открытие новых знаний. Что мы будем делать в первую очередь? (повторять изученный материал)

№ 1

 

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика Александра Львовича Минца: «Ученик, напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать».

Как вы думаете, чем предлагает поразмыслить данное высказывание?

Ученики.

На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике.

Учитель.

Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.

Сейчас запишем эпиграф, но сначала я хочу обратить ваше внимание на некоторые орфограммы, чтобы ваша запись была грамотна, а вы, делая ее, чувствовали себя как рыба в воде. Кстати, что означает данный фразеологизм?

(Ответы учащихся).

Учитель.

Восстановите предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания. (Один ученик работает у доски).

Обратите внимание: эпиграф записываем в правой части листа, без кавычек, фамилия автора без скобок, точка не ставится.

Девизом нашего урока станут слова: «Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе» (вывешиваю на доску на магнитах)

 

Орфоэпическая разминка:

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В карточках слова из вариантов ЕНТ. Ваша задача в течение 2-3 минут найти сова с неправвильным ударением и выписать и исправить.

налитА, гербОвый, кухОнный, бАнты, шАрфы,экспЕртный,гУбчатый, украИнский, тОрты. тУфля, зУбчатый, сливОвый, Оптовый, козЫрной.

Выписанные слова с правильным ударением:  ге́рбовый, ку́хонный, экспе́ртный  гу́бчатый, украи́нский, зубча́тый, сли́вовый,  оптОвый, козырно́й 

Взаимопроверка + критерии оценивания, занесли в оценочный лист.

Учитель.

К какой части речи относятся данные слова?

Дети: Это имена прилагательные.

Формулирование темы урока и постановка задач.

- Как можно сформулировать цель урока?

Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное», уметь применять полученные знания в практической деятельности.

-Итак, цель урока мы вместе определили.

 

  1. Актуализация опорных знаний

Мозговой штурм

Теоретическая разминка

Часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? какие? ( Имя прилагательное)

Правда ли, что имена прилагательные изменяются по родам? (Да)

Имена прилагательные имеют краткую и полную формы? (Да, имеют)

Имя прилагательное ни за что в жизни не изменяется по падежам и числам? (Нет, изменяется)

От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного? (от существительного, к которому оно относится)

Какие степени сравнения имеют прилагательные? (Сравнительную и превосходную)

Имя прилагательное обозначает признак предмета (да)

Имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да, это правда)

Верно ли то, что  составная превосходная степень имени прилагательного образуется при помощи слов более и менее? (Нет, не правильно)

А какая степень сравнения образуется с помощью этих слов? (Составная сравнительная)

А как тогда образуется составная превосходная степень? (С помощью слов наиболее, наименее, самый)

Как определить спряжение имени прилагательного? (Никак. У прилагательного нет спряжения)

Вывод: Мы повторили те знания, которые помогут нам в дальнейшем на уроке русского языка обобщать и закреплять.

III. Работа по теме «Имя прилагательное»

1.-Вставьте недостающие прилагательные в  пословицы.

  • Добрая слава лежит, а худая бежит.
  • Корни учения горькие, а плоды- сладкие.
  • На чужой стороне родина милей вдвойне
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • У ленивой лошади всегда повозка тяжелая.

Выделите окончания, определите род , число и падеж. Комментирует один студент.

2.Тренировочные упражнения

1.Определить разряд имен прилагательных

 Качественные: обозначают качество предмета по величине(большой),возрасту(молодой), цвету(красный), весу (легкий), по внешнему виду (красивый), внутренним качествам (умный); имеют краткую форму и степень сравнения

- относительные: материал (железный), место жительства (тульский), время (вечерний), назначению (спортивный) не имеют краткую форму и степень сравнения. Эти признаки не могут быть в большей или меньшей степени

- притяжательные: обозначают признак по принадлежности человеку или животному (чей? Чья? Чьё? И т.д.) лисий, мамин. Имеют полную и краткую форму, не имеют степени сравнения

 

Работа в парах. Выписывают каждый свой разряд.Запишите прилагательные в составе словосочетаний в таблицу, правильно распределив их по разрядам

качественные

относительные

притяжательные

Громкий разговор оглушительный грохот высокий стул,

красивый пейзаж серьезный взгляд,

 тихий шелест.

пассажирский поезд, кирпичный дом

 весенние ручейки песчаный берег, настольный теннис, деревянные ворота

 

сестрина книга

волчьи следы

 заячьи лапы,

 бабушкино кресло,

отцов дом

медвежья берлога

Громкий разговор, пассажирский поезд, оглушительный грохот, тихий шелест, высокий стул, сестрина книга, кирпичный дом, волчьи следы, красивый пейзаж,  заячьи лапы, весенние ручейки, бабушкино кресло, отцов дом, песчаный берег, серьезный взгляд, медвежья берлога, настольный теннис, деревянные ворота

Вывод: три разряда имен прилагательных.

2.      Найди ошибку учителя.

Учитель. Какая группа прилагательных нас будет интересовать, если мы захотим образовать степени сравнения? (Качественные прилагательные, только у них есть степени сравнения)

Я образовала от них вот такие формы.

Более громкий , наиболее оглушительный, высочее, красивше, серьёзнейший, тише.

3.Морфологический разбор имени прилагательного.

 

Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. (Д. Лихачев)

 

Моральный – имя прилаг., нач.ф. – моральный, полн., качеств., муж. род, ед., Вин., определение.

Вернейший – прилаг., нач. ф. – вернейший, полн., кач., простая превосх. степень, муж., ед., Им., определение

 

V.Релаксация.

Творческое задание.

Достаточный уровень. Подберите прилагательные, характеризующие слово в предложении и запишите его.

Меткое, … (страстное, образное, глубокое) по смыслу слово влияет на людей, их убеждения и поступки.

Высокий уровень. Составьте стихотворение – синквейн о слове

Слово

живое, родное

Охраняет, оживляет, создает. Слово – могучая сила памяти.

·         Лингвистический эксперимент.

·         а) Посмотрите на текст №1, который лежит перед вами, и определите, о чем в нем идет речь.

·         Много … можно увидеть в зимнем спящем ... С … пролетит … или поднимется … Возятся под … лесные …

·         (Много чудес можно увидеть в зимнем спящем лесу. С шумом пролетит рябчик или поднимется глухарь. Возятся под снегом лесные мыши.)

·         - Какие слова вы угадали? Почему?

·          

·         б) Теперь работаем с текстом №2. Добавьте в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные. Какую роль они играют?

·         Слово - … прикосновение к сердцу; оно может стать и …цветком, и …водой, и ножом, и … железом. … слово доставляет радость. (В. Сухомлинский)

·         ( Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, и острым ножом, и раскаленным железом. Мудрое и доброе слово доставляет радость)

 

 

8.Итог урока.Тест..

1. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования.

1) младше

2) дальше

3) красивше

4) тоньше

2. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования.

1) меньше

2) длиньше

3) лучше

4) больше

3. Укажите пример, в котором нарушены нормы образования форм имён прилагательных.

1) ниже

2) хлёстче

3) гибче

4) слаже

4. Укажите форму имени прилагательного, которая образована в соответствии с нормами литературного языка.

1) звончее

2) ловчее

3) бойчее

4) прямее
https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/27/s_5a6c3ea75a619/812654_2.png. Выберите неправильно

образованную форму имени прилагательного.

1) более высокий

2) самый сильный

3) более легче

4) менее строгий

6. Какая форма имени прилагательного

является правильной?

1) самый наименьший

2) наиболее умный

3) наименее быстрее

4) наивыше всех

7. Выберите правильно образованную

форму имени прилагательного.

1) трепетнее

2) очень больнее

3) шибко страшнее

4) сильно красивее

8. В каком случае форма сравнительной степени

образована неправильно?

1)дождливее

2) более дождливее

3) более дождливый

4) менее дождливый

9. В каком случае форма превосходной степени

образована неправильно?

1) самый красивый

2) наикрасивейший

3) красивее всех

4) наиболее красивейший

10. Найдите пример, в котором нормы

формообразования не нарушены.

1) более лучший

2) сильно хуже

3) менее худший

4) лучше

 

V. Рефлексия

Какова была цель урока? – Чем был полезен для вас урок? (повторили и обобщили имена прилагательные)

– Понравился ли вам сегодняшний урок?

У древнегреческого ученого Сократа есть высказывание: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Умение говорить, правильно высказывать свои мысли, одно из главных критериев удачного будущего. Вам предстоит определиться с выбором профессии, учиться в учебном заведении, и эти знания и умения, надеюсь, вам помогут.

Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания - храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства.



VI. Домашнее задание: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

Скачано с www.znanio.ru