Внеклассное мероприятие
«Хлеб – всему голова!»
1 класс
Учитель начальных классов
Богданова А.В.
ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к полезному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий.
ЗАДАЧИ:
- раскрыть значение хлеба в жизни человека,
- познакомить с историей возникновения хлеба ,
- узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время,
- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений;
- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.
Ход занятия.
-Здравствуйте дети! Сегодня на улице пасмурно, сыро и холодно. Поэтому я хочу вам каждому подарить маленькое солнышко, которое излучает свет и тепло.
Психологический настрой.
Дети, получая от учителя Солнышко, говорят:
- Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
Мы его возьмём с собой.
Будет он нас согревать и на занятии нам помогать.
-Ребята, отгадайте, что лежит у меня на подносе под салфеткой.
Он и черный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Когда кушать мы хотим,
То всегда садимся с ним.
Дети. Хлеб!
Посмотрите, здесь у меня лежит хлебушек черный, ржаной. А вот белый, мягкий, пшеничный.
Какими словами можно описать хлеб? Какой он?
Дети. Теплый, мягкий, душистый, румяный, пышный, ароматный, с хрустящей корочкой.
-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить?
- Правильно. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о хлебе.
-Тема нашего занятия звучит так: «Хлеб – всему голова». (открывается доска)(Сл.2)
Настя Б. Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Сколько рук его растило!
Охраняло, берегло!
Семен Г. Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
ХЛЕБ_СОЛЬ
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим!
Дорогие наши гости!
Примите наш хлеб!
СЛАЙД 3 + музыка
- Хлеб был всегда важнейшим продуктом. Мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений. Он составляет первооснову всей жизни. С хлебом мы встречаем каждый день. СЛАЙД4Без него не обходится ни скромный завтрак, СЛАЙД5ни будничный обед,СЛАЙД 6ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Люди вырвались в космос, покоряют реки, океаны. А хлеб остаётся хлебом. Он наш верный друг, «имя» которое мы произносим с любовью и теплотой. Хлеб – это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе – это богатство в доме.
-. Посмотрите ребята и на нашем столе хлеб, выращенный на полях нашей станицы.СЛАЙД7
Посмотрите на картинки, кто знает что это?
(колосья пшеницы и ржи)
- Правильно ребята. Это колоски. Из колосьев собирают зернышки и перемалывают в муку.
- А как же называется мука, полученная из зерен пшеницы? (пшеничная)
- А их зерен ржи? (ржаная)СЛАЙД8
(рассматривают картинки с ржаным хлебом и с пшеничным. Чем отличаются?)
- Если из пшеничных зерен получают пшеничную муку, то хлеб какой?
Если из зерен ржи получают ржаную муку, то хлеб какой?
Чем отличатся ржаной хлеб от пшеничного?
- пшеничный хлеб белый или черный?
- ржаной хлеб черный или белый?
- Молодцы ребята.
Игра: угадай на вкус:
-А сейчас мы сыграем в игру определи на вкус: закрывают глаза. Вызываю к себе 3-4 детей и даю попробовать кусочек хлеба.
Спрашиваю, какой хлеб он скушал. Затем раздаю всем. Чем же ржаной хлеб отличается от пшеничного? (Цветом, запахом, вкусом).
СЛАЙД9
- А часто ли вы задумываетесь, когда берёте хлеб в руки, сколько лет хлебу?
- Учёные полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. Правда, нужно сказать, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы.
-А чтобы к нам на стол прийти таким красивым, румяным, и вкусным хлеб проделывает длинный и не простой путь.СЛАЙД 10 И сегодня на занятии мы с вами узнаем какой же это путь. И почему говорят Хлеб – всему голова!
СЛАЙД11
-А для начала отгадайте мои загадки:
В теплую землю уйду,
Колосом к солнцу взойду.
В нем таких, как я –
Целая семья. (Зерно)
Был крупинкой золотой –
Стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило –
И стрелу позолотило. (Колос)
Из меня
пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (мука)
Всему головой его называют,
На пол никогда не бросают.
В печи подрос и окреп,
Это наш любимый …хлеб
Если
буханку ножом измельчить,
Эти кусочки в печи подсушить,
Смело с собою в поход их бери,
Ведь получаешь всегда… (Сухари.)
-Скажите ребята, что объединяет все эти картинки. Эти картинки связаны с хлебом. Давайте попробуем составить последовательную цепочку «Что сначала, а что потом». Работать будем в группах. У каждого из вас есть эмблема .Ржаной и пшеничный хлеб. Организуйте группы согласно своим эмблемам.
Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, сухарь, крошки,)Ваша задача разложить картинки в правильной последовательности. Первую картинку я вам подскажу: первое что будет в нашей цепочке это колосок. Дальше рассмотрите внимательно картинки и расположите их правильно.
Чтобы получить муку из зерен, нужно затратить много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, затем собрать урожай,
-Да, ребята действительно сначала надо посадить зернышко и вырастить колосок, из зерна получить муку и из муки испечь уже хлеб. А кто из вас, ребята, хоть раз задумывался, кто помогает хлебу прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим. Кто приложил руки, кто имеет отношение к созданию хлеба?
- А кто это все делает? (Люди)
-Правильно, в процессе производства хлеба участвуют более 120 профессий.
А знаете ли вы, как называют человека, который выращивает хлеб? Хлебороб.
-Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью они, используя специальные машины-разбрасыватели, удобряют поля. СЛАЙД13 Затем тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землей. Одновременно боронами рыхлят землю, чтобы не было комков. Весной, как только земля просохнет, в поле выходят трактора. Кто ведет трактор?
Дети. Трактор водит тракторист.
- Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
И вот земля стала мягкой, рыхлой. Можно начинать сеять! СЛАЙД 14 К тракторам прикрепляют специальные сеялки. Из них ровными, аккуратными рядами зерна попадают в землю.
- Вот и взошла пшеница.СЛАЙ 15 За весною вслед наступит лето, и нальется колос незаметно. Все лето созревают зерна в колосьях. СЛАЙД16
Но вот зерна созрели. Начинается жатва. т.е. уборка урожая. В поле выходят комбайны. Кто работает на комбайне?СЛАЙД17
Дети. На комбайне работает комбайнер.
- Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна. СЛАЙД 18
Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. СЛАЙД 19
Грузовые машины везут зерно на элеватор. Специальное зернохранилище. СЛАЙД 20
- Чтобы получить хлеб и другие хлебобулочные изделия, зерно с элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы. Там его мелют в муку.
- Вот и привезли муку на хлебозавод. Там из нее выпекут вкусный, ароматный хлеб! СЛАЙД 21
Кто печет хлеб? Хлеб печет пекарь.
А знаете ли вы, сколько всего вкусного можно получить из муки? Предлагаю отгадать. СЛАЙД 22
Буква потерялась
*улка, *у*лик, *аранка, *атон (Потерялась буква «Б»)
СЛАЙД 23
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Каравай» и узнаем о людях, которые помогают хлебу на стол попасть. Все встают в круг, в кругу Каравай.
Как на праздник урожая
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины,
Вот такой нежены.
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай!
Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пек.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Пекарь, с нами в круг вставай,
Кого хочешь выбирай!
Мельника!
Не молол он чепуху.
А смолол зерно в муку.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Мельник, с нами в круг вставай,
Кого хочешь, выбирай!
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь выбирай!
Рабочего!
Он без дела не скучал –
Хлебопашца выручал.
Он сюда пришёл с дарами
С тягачами, с тракторами.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Ты, рабочий, в круг вставай,
Кого хочешь выбирай.
Мы работы не стыдились,
Мы работаю гордились.
А награда – урожай.
Всех на праздник приглашай.
- В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Можем ли мы сейчас сказать, что Хлеб- всему голова. Да!
- Скажите ребята, а где мы свами берем хлеб?
Дети. В магазине
- А знаете ли вы сколько он стоит? (ответы детей)
Да, это в наше, мирное время. А годы войны у хлеба была совсем другая цена – человеческая жизнь. СЛАЙД 24
Есть только одно слово, равноценное слову «хлеб». Это слово: «жизнь»
И ни какая глыба золота не перевесит крошку хлеба.
Во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок !!!(показываю детям).
Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя
При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.
Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова!
Зёрна наших дней,
светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Берегите каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!
Не хотим мы видеть чёрных
Зёрен, выжженных войной,
Пусть сияет нам узорный
Золотистых волн прибой.
СЛАЙД 25
- - Да, хлеб - это жизнь. Именно комсомольцу из-под Рязани он стоил жизни. Он погиб, спасая от огня хлебное поле. Это случилось под Рязанью. Анатолий Мерзлов вместе с друзьями работал на пшеничном поле. Он работал на своем старом тракторе. От случайной искры вспыхнула солома. Рядом было еще поле неубранной пшеницы. Оно могло загореться. Анатолий бросился к трактору. Сражаясь с огнем, он погиб.
- Геройский поступок он совершил? (ответы детей)
- Сейчас мы не знаем нужды в хлебе, хлеба у нас много, наша Родина - хлебная держава. А бережено ли мы относимся к хлебу?
СЛАЙД26+видео запускаем
- Сейчас послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»:
Три паренька по переулку
Играли, будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг, спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
«Вы кто такой?» - спросили дети,
Забыв на время про футбол
«Я пекарь» - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это словно пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.
- Скажите, о чём это стихотворение? (Ответы детей)
- Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)
- Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы детей)
-
А всегда ли мы так же бережно относимся к хлебу, как он того заслуживает? (ответы детей) К сожалению нет. А как вы считаете, как надо относиться к хлебу?
СЛАЙД 27
1. Береги хлеб, он дорого даётся.
2. Не оставляй недоеденных кусков.
3. Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
4. Продли хлебу жизнь.
5. Никогда не бросай хлеб.
6. Подними брошенный кусок, отдай птицам.
СЛАЙД 28
- Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Об этом важном продукте сложено множество пословиц и поговорок. У меня на доске есть колоски. Но они не совсем дозрели. Давай те поможем им созреть. Необходимо составить правильно пословицу. Работать будем в парах. (выходят по двое, составляют пословицы).
«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой добывай»
«Хлеба ни куска - так и в доме тоска»,
«И обед не обед, коли хлеба нет»,
«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно»,
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»,
«Хорошо трудиться - хлеб уродится
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Наше
занятие подходит к концу. Скажите
- О чем мы сегодня говорили? А почему мы говорили о хлебе?
, узнали мы какой путь проделывает хлеб, чтобы к нам на стол
попасть? Узнали кто помогает хлебу проделывать такой долгий путь? Можем мы
сказать сказать, что хлеб всему голова? Да! ведь в него вложен огромный труд
множества людей самых различных профессий.
- Что мы взяли для себя? О чем будем помнить?
- Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, вначале нашего занятия, я раздала вам солнышки. Помогли они нам?
Давайте же,проявим заботу о наших колосках, поможем им быстрее созреть. Для этого прикрепим наши солнышки над колосками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.