Конспект внеклассного мероприятия
Класс: 4
Тема: «Матрешка – русская красавица»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с русской матрешкой (Загорской, Семёновской, Полховской), историей возникновения промысла игрушки
Планируемые результаты:
- дать представление о русской матрешке и истории ее возникновения.
– воспитывать любовь к Родине, истории и культуре русского народа;
- развивать творческое мышление, гармонию цвета и формы.
Форма: классный час
Методы: беседа, игра
Оборудование: слайдовая презентация, видео, раздаточный материал.
План классного часа
-Здравствуйте ребята
-Присаживайтесь
- Сегодня у нас не совсем обычное занятие. А какое, вы узнаете, отгадав загадку:
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочкам на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть:
Разрумянилась немножко
Наша русская …
- ребята, кто догадался, какой будет тема занятия?
-Совершенно верно, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о матрёшке, а наша тема звучит так: «Матрешка- русская красавица».
-Ребята, вы знаете, что такое матрешка?
-Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более.
- Вы когда-нибудь видели матрешку?
- А чем матрешка отличается от других игрушек?
-Матрёшка- это кукла секрет. Почему это кукла с секретом?
-Это уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России.
-А, может быть, кто-нибудь из вас знает, когда и как появилась первая матрёшка? Нет? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю совершить небольшое путешествие.
-Ребята, а на каком транспорте мы отправимся в путешествие?
-Я предлагаю оправиться вам на автобусе, вы согласны? Хорошо, закрываем глаза, наше путешествие начинается.
- Первая наша остановка- магазин- мастерская «Детское воспитание».
-Во 2-й половине XIX века в Москве в селе Абрамцеве Анатолий Иванович Мамонтов открыл магазин-мастерскую «Детское воспитание» по изготовлению и продаже детских игрушек. Сюда из разных стран выписывались самые разные игрушки.
-Как вы думаете, в какой стране появилась первая матрешка? Задание 1. Чтобы узнать ответ на этот вопрос вам нужно выполнить задание. В ряде букв, спрятались слова. Вам необходимо их найти.
-Молодцы вы справились с заданием.
Однажды из Японии с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был добродушный, узкоглазый старичок Фукуруму. Фукуруму раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукольным мастерам понравился Фукуруму, и решили они: а что, если выточить такую же русскую куклу и расписать ее.
- А вы знаете как выглядела первая русская матрешка?
Самая большая была одета в русский народный костюм – сарафан и платочек, в ней прятались девочки в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчик в рубашке-косоворотке, девчушка с куклой, малыш в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках.
- Какое имя дали русские мастера своему творению?
-Правильно, Матрена. Кто-то из друзей Мамонтовых, увидев новую игрушку, воскликнул: «Хороша! До чего же похожа на нашу Матрёну!». Так и стали новые игрушки матрёшками.
-А вы знали, что существует несколько видов русских матрешек. Они кажутся одинаковыми, но на самом деле они разные.
-Чтобы познакомится с ними, мы должны отправится дальше и выполнить задание.
- Внимательно посмотрите на экран. Задание 2. Эти игрушки выполнены в виде героев русских народных сказок. Ваша задача, назвать к каким сказкам они относятся.
- Молодцы, вы справились с заданием, наша остановка «Сестрички- матрешки»
-Первая русская Матрёшка была расписана в Москве. Позднее Матрёшка переселилась в Сергиев посад, но раньше этот город назывался Загорск.
- Как она называлась?
-Правильно. Загорская матрёшка имеет свои особенности.
-Ребята, давайте рассмотрим, как выглядела Загорская матрёшка. Какие основные цвета используются для росписи игрушки?
-Чем украшали сарафан?
-Обратите внимание, что узелок на платочке завязан.
-Ребята, а каким цветом у матрешки волосы?
-Также у этой матрёшки есть ручки, и в этих ручках они держат предметы.
Задание 3
-А чтобы узнать какой следующий вид матрешек, мне нужен один желающий. Он должен найти отличия.
-Молодцы. А теперь рассмотрим второй вид матрёшек, который появился в Семеновском уезде.
-На слайде вы видите Семеновскую матрёшку. Она отличается от Загорской. А чем она отличается, мы с вами сейчас узнаем.
-Давайте рассмотрим этих матрёшек. Скажите, а какие цвета больше всего встречаются на этой матрёшке?
-Чем она украшена?
-Правильно.
-Каким цветом волосы и платочки?
-Ребята, обратите внимание, что на платочке, сверху, у этой матрёшки также изображен большой цветок.
-А что вы можете сказать про ручки у матрёшек?
-Есть ли они?
-А что-нибудь в ручках держат?
-Совершенно верно.
-И последний вид который мы подробно рассмотрим и изучим – это Полховская матрёшка.
-Она очень интересна по своему виду. Сверху она вытянута.
-Скажите, пожалуйста, чем украшают эту матрешку, и какие цвета используют?
-Ребята, а на что вы еще обратили внимание?
-Правильно, у этого вида матрёшек совершенно другой волос. Он черного цвета с кудрявыми локонами.
-Ребята, а что вы можете сказать про платочки на этих матрёшках? Они другие.
-А кто заметил еще очень важный элемент?
-Верно, и также это отсутствие ручек у игрушек. Эта очень необычная и интересная игрушка.
-Теперь посмотрите на эти три вида матрёшек.
Заметна ли разница между ними?
-Что особенного в узорах каждой матрёшки?
-Какие цвета отличают каждую матрёшку?
-А знаете ли вы, какие виды матрёшек еще существует?
-Также существуют Вятские, Тверские и авторские (современные).
-А теперь я предлагаю потанцевать. Представим, что мы с вами превратились в матрешек, и давайте станцуем танец матрешек
-Ну что, отдохнули?
-Приступим за работу дальше.
-Ребята, сегодня мы изучаем матрёшек не просто так, когда мы шли к вам в гости, нам передали письмо для вас. А в этом письме сказано: «Злой волшебник нашу матрёшку, заколдовал, и она потеряла все свои краски и стала бесцветной, помогите, пожалуйста, расколдовать ее» от нас ждут помощи. Чтобы расколдовать матрёшку, надо ее украсить элементами росписи. Раскрасьте матрешку как вы хотите. На экране для вас будут подсказки. На выполнение работы вам дается семь минут
-Ребята поднимите свои рисунки вверх и покажите друг - другу. Вы такие молодцы, у вас получились замечательные матрешки.
-Эти матрешки вы оставите себе или подарите кому-нибудь из близких.
-Наше занятие, подходит к концу. - Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
-Что показалось вам самым интересным?
- В какой стране появилась первая матрешка?
- Какие виды матрешек существуют?
-Ребята вы такие молодцы, на память о сегодняшнем уроке, мы хотим подарить для вас, этих матрешек. На обратной стороне вы можете написать свое желание, и оно обязательно сбудется.
- А теперь мы предлагаем вам посмотреть мультфильм.
-Ребята, большое вам спасибо, было очень интересно с вами работать. До скорых встреч!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.