Конспект внеклассного воспитательного мероприятия
«Милосердие – зеркало души человека»
Актуальность данной методической разработки состоит в необходимости донести до сознания современной молодежи идею человечности, вызвать желание принимать участие в благотворительных мероприятиях, акциях.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Урок милосердия» направлена на формирование личностных качеств старшеклассников, в частности: благородства, милосердия, толерантности, доброты, отзывчивости, сопереживания. Она способствует реализации у них составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: ценить друзей, заботиться о родных, проявлять бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям, уважать труд.
Классные часы такого содержания могут проводиться 15 февраля во Всемирный день онкобольного ребенка.
Задачи: формировать у учащихся нравственные качества милосердие, доброту; выявить представление о добрых словах и поступках.
Цели:
Образовательные: способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», а также развитию нравственного самопознания; способствовать освоению учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Развивающие: развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, развивать толерантное отношение друг к другу.
Воспитательные: воспитывать в детях человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: уметь различать понятия «доброта», «чуткость», «милосердие».
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: контролировать эмоциональные состояния; оценивать результаты деятельности; удерживать цель до получения результата деятельности.
Познавательные УУД: расширять кругозор учащихся; пробудить познавательную активность детей; способствовать расширению кругозора, словарного запаса; развивать любознательность, смекалку.
Коммуникативные УУД: формировать коллектив; развивать коммуникативные навыки, эстетический вкус, навыки совместной творческой и игровой деятельности.
Личностные результаты: усвоение нравственные принципы, которыми должны руководствоваться все люди, формировать культуру ведения беседы.
Тип мероприятия: рассказ с элементами беседы и игры
Оборудование: презентация; рассказ Б. Ганаго «Прозрение», колонки, проектор, мультимедийный экран, музыкальный центр, фотоаппарат,
Место проведения: актовый зал.
Участники: учащиеся старших классов, педагоги.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
- Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть вас на нашем сегодняшнем мероприятии и хочу начать его с того, что мы все улыбнемся друг другу, примем такое выражение лица, которое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
2. Введение в тему(работа с эпиграфом)
Милосердие - современная форма рыцарства. Не в значении романтической привлекательности этого слова, а в смысле служения.
Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире…
Зигфрид Ленц
- Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком. Это – милосердие.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.
3. Работа с понятием .
- Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие? (Милое сердце - значит доброе; доброта, сострадание; всевозможная помощь; добрые поступки; когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.
- Синонимы к слову «милосердие», т.е. близкие по значению слова – это доброта, добродушие, добросердечность.
- Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи.
а.) Технология «путаница».
Уважаемые ребята, подберите, пожалуйста, среди предложенных слов, соответствующие понятиям добро, зло, милосердие.
Добро – любить, надеяться, уважать, быть добрым, согласие, почет, нежность, справедливость, благо.
Зло - ненависть, тревога, безразличие, боль, печаль, болезнь, война, кровь.
Милосердие – чистосердечность, сочувствие, любовь к ближнему, самопожертвование.
б.) Определение понятий по толковому словарю.
Давайте посмотрим определения этих понятий из толкового словаря
Добро - все положительное в жизни людей, отвечающее их интересам, желаниям мечтам; хорошее полезное дело, поступок.
Зло – что – то плохое, недоброе; несчастье, беда, горе; чувство раздражения, гнева, досады, злость.
Милосердие – чистосердечность, сочувствие, готовность делать добро всякому, любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль.
Учитель. Итак, добро — это категория не материальная, а духовная. Она стоит рядом с такими понятиями, как Душа, Дух. Как же понять, что это – добро? С чем оно ассоциируется?
4. Беседа о добрых делах и поступках.
- Прослушаем притчу о слепом человеке
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл. К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: — Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому. Он улыбнулся и ушёл. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».
- Какие чувства у вас вызвал этот слепой человек?
- А как вы оцениваете поступок девушки, переписавшей табличку?
- Как вы думаете, почему изменённый текст на табличке привлёк большее количество людей, желающих помочь этому несчастному?
- Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, милосердие, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Давайте не забывать, что милосердие включает в себя любовь к ближнему к отцу, матери, дедушке и бабушке ведь они больше всего нуждаются в вас.
5. Работа в группах .
- Ребята, а сейчас я хочу предложить вам разделиться на 3 группы. Для выполнения следующего задания вы получите карточки, на которых необходимо подчеркнуть те утверждения, которые относятся к милосердию.
Поделиться последним куском хлеба; подать милостыню; накормить голодного; подарить другу то, что самому не нужно; утешить плачущего; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; не мстить за зло; одеть бедного; предупредить об опасности; сделать доброе ради похвалы или благодарности; прощать обиды; отдать игрушку сестры; творить добро не на показ; навестить больного; дать добрый совет; дать милостыню из-за боязни показаться другим жадным; помочь немощному по хозяйству.
Обсуждение выполнения заданий.
- Молодцы, вы хорошо справились с предложенным заданием.
6. «Обмен добротой» .
Перед вами нарисовано дерево. Чего же не хватает на нём? (листьев).
Действительно, листьев. На столах у вас зелёные листочки, чтобы наше дерево ожило, вам нужно каждому на листочке написать доброе или милосердное дело, совершенное вами и прикрепить к веточке.
Вот и посмотрим, оживёт наше деревце или нет. Сделать это надо быстро, аккуратно.
Нравится вам ваше дерево?
Давайте прочтём, какие вы совершили дела. (зачитать несколько записей)
Молодцы! Ваше дерево добрых дел мы поместим на стенде нашего колледжа, пусть же оно продолжает зеленеть от добрых и милосердных ваших дел, и в конце года вы сможете сделать вывод о своих поступках и делах.
7. Итог мероприятия.
Ребята, представьте ,что наша школьная доска – это карта всего мира , мне хочется , чтобы на нашей земле добавились люди, которые не забудут проявлять чуство милосердия и сострадания к тем, кому это необходимо.(Музыка)
• Помнящий добро никогда не сотворит зла.
• Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.
• Радость у кого-то – порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.
• Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся.
• Закончить нашу беседу я бы хотела словами: Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Идти нам на выручку нужно В любую минуту всегда. И если кому-то, кому-то поможет. Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря!
- Все молодцы! Спасибо за работу!
Литература:
1.Словари и энциклопедии (Ожегов, Ушаков и т.д.)
2.Сайт сети –интернет « Позитив.ру», сайты учителей в соц.сети по данной теме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.