Конспект
внеклассного занятия
«Экологическая экскурсия в лес»
2024-2025 год
Цели и задачи:
· Продолжить формировать ценностное отношение к природе родного края у обучающихся, воспитанников;
· закрепить опыт экологически грамотного поведения обучающихся, воспитанников в природе;
· обобщить полученные знания о природе;
· развивать умение работать по плану;
· развивать речь обучающихся, воспитанников.
План занятия:
1. Вводная беседа. Определение целей и задач мероприятия.
2. Определение маршрута экскурсии.
3. «Лесные деревья»
4. «Лекарственные травы».
5. «Лесная полянка»
Исправь ошибки.
6. «Лесные жители»
7. Рефлексия.
8. Подведение итогов.
Ход занятия:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся на экскурсию, прямо не выходя из кабинета, потому что экскурсия будет виртуальная.
Экологическая экскурсия в лес. Ребята, кто может сформулировать цель нашего занятия?(Ответы детей) Лес наш друг, помощник, а мы – друзья природы. Поэтому, отправляясь в гости, в лес, давайте вспомним правила культурного поведения. Я покажу вам знаки, а вы скажите, что они обозначают. (не рвите цветы, не шумите в лесу, не губите животных и птиц, не мусорите, не жгите костер - слайд )
- Экологическая экскурсия будет проходить по определенному маршруту, который подскажут только что названные вами знаки. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этих остановках. (ответы детей) 1 ост. «Лесные деревья», 2 ост. «Лекарственные травы», 3 ост. «Полянка», 4 ост. «Лесные жители»
Внимание на экран! (просмотр видеофрагмента «Деревья леса»)
1 остановка «Лесные деревья».
- Что вы увидели в лесу? Деревья.
- Для чего человеку нужны деревья? ( Делают бумагу, красота, дрова, лекарство…)
- Какое дерево является символом России? Береза.
( Слайд «Береза») Русская береза очень красивое дерево, недаром народ складывал песни об этом дереве. В старину девушки играли около берез, водили хороводы. А знаете ли вы, ребята, что береза улучшает настроение человека, передает человеку свою энергию, а значит – бодрость и здоровье?! Кроме того она успокаивает, достаточно подойти к ней, прислониться спиной к стволу и на душе станет спокойнее. Береза – лекарственное растение. Все в ней имеет целительную силу: почки березы помогают при заболеваниях почек и печени, листья – улучшают общее состояние человека, а сок – содержит большое количество витаминов.
- Вот сколько всего доброго люди получают от березы. А всегда ли по-доброму люди относятся к этому дереву? ( Нет .Пожары, вырубка, сбор сока, ломают ветки на веники.)
-Ребята, а как мы с вами можем помочь березе? ( Сажать деревья, замазать раны глиной, не ломать ветки.)
-А какое дерево мы называем хвойной красавицей? (ЕЛЬ)
( Слайд)
- Ель тоже очень полезное для человека дерево. Без этих древних деревьев планеты наш мир станет непостижимо беден на свежий воздух, большую часть кислорода на земле производят именно хвойные леса. Но всегда ли люди добры к ним? (Нет. Пожары, вырубка)
- Как мы с вами можем помочь ели? (Сажать деревья, на новый год наряжать искусственную ель)
-Молодцы. С заданием успешно справились. Я надеюсь, что вы будете друзьями всех деревьев.
Просмотр видеофрагмента «Травы леса»
-Лес это не только красивые деревья, это и зеленые, сочные травы. Травы приносят огромную пользу людям. Послушайте стихотворения.
2 остановка «Лекарственные травы».
Если случится с нами беда
Лес нам поможет сразу, всегда.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки,
В аптеку за лекарством ходить совсем не надо,
Когда само лекарство растет с дорожкой рядом.
Приложишь подорожник, и рана заживет
Он лечит даже
лучше, чем медицинский йод.
А мать-и-мачеха — лечебная трава,
Лечит тех, кто кашляет ужасно,
От голода весной спасает пчел.
Но рвут и мнут ее порой напрасно.
Если случится, тебе простудится
Появится кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся Ромашки.
Только, помните, если сорвете цветы с корнем, они погибнут.
-Кто знает, какими лекарственными травами можно лечить кашель (мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, зверобой, ромашка), зубную боль (подорожник, шалфей, тысячелистник), насморк (ромашка, мать-и-мачеха, малина)? (слайд). Только не забывайте, что делать это самостоятельно нельзя, только под присмотром взрослых.
- Берегите травы леса, они могут нас вылечить.
Просмотр видеофрагмента «Полянка»
3 остановка «Полянка»
По-моему, кто-то до нас побывал на полянке. Какие ошибки допустили люди и как их можно исправить? (костер, мусор)
Оставим после себя чистую поляну, иначе будет беда.
ПОМНИТЕ! Бумага перегниет через 3 года.
ПОМНИТЕ! Консервная банка разложится через 90 лет.
ПОМНИТЕ! Полиэтиленовый пакет разложится через 200 лет.
ПОМНИТЕ! Кострище не зарастёт 7 лет.
( Слайд)
Оставляем чистую полянку и путешествуем дальше. Посмотрите, кто-то оставил нам послание.
НЕ ГУБИТЕ НАС! ПОКОРМИТЕ НАС!
Как вы думаете, кто мог это написать?( Птицы, животные – лесные жители).
Богат животный мир нашего края (просмотр видеофрагмента «Лесные жители»).
4 остановка «Лесные жители»
Какие опасности подстерегают лесных жителей? (отстрел, болезни, голод, пожар)
Как люди помогают птицам и животным?(подкормка, беречь от пожара, больных лечить в ветлечебнице, заповедники)
- Что такое заповедник? (Территория, на которой запрещены все виды деятельности человека.Там природа не тронута, человек может только помогать растениям, животным, птицам)
- А вы знаете заповедники Ростовской области?(Природный парк «Донской», государственный природный заповедник «Ростовский» - находятся в Орловском и Ремонтненском районах; Государственный природный заказник «Цимлянский»).
-Ребята, а ч то такое Красная книга? Книга, в которой перечислены растения, животные, птицы, рыбы, которых нужно особенно охранять, т.к. их осталось мало, они исчезают.
Давайте посмотрим какие птицы и животные нашего края занесены в Красную книгу Ростовской области? (слайды) Запомните их и никогда не обижайте. Кроссворд.
Все в лесу взаимосвязано. Сейчас на экране вы увидите картинку, на которой надо будет восстановить цепи питания. Есть желающие?
- Закончилась экскурсия. О чем мы сегодня говорили и что видели? Какие правила поведения в лесу повторили? ( ответы детей)
Всем спасибо!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.