Конспект внеклассного занятия по нравственному воспитанию для младших школьников «Дружба-главное чудо"
Цель: формирование понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о
положительных и отрицательных качествах характера человека.
Задачи:
Обучающая: определить сущность понятия «дружба», качества настоящего друга;
помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
Развивающая: развивать навыки общения, необходимые для
формирования дружбы и коллективизма в детской среде;
Воспитательная: формировать нравственные качества (умение
дружить, беречь дружбу) и доброжелательные отношения в коллективе сверстников,
воспитывать коллективизм, взаимовыручку.
Оборудование: презентация power point, педагогические
ситуации, музыкальное сопровождение, карточки с пословицами о дружбе, карточки
со сказочными героями, иллюстрация с изображением поляны, кружочки, шаблоны
цветов.
Ход занятия
1. Организованное начало занятия
1.1. Настрой учащихся на занятия
Добрый день уважаемые гости! Мы рады видеть
вас.(слайд 1)
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам
пришли гости, поприветствуем их.
(Дети приветствуют гостей)
Наши гости хотят посмотреть, какие вы ребята.
Давайте дружно скажем: (слайд 2)
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы - отлично учимся,
Все у нас получится.
Молодцы, ребята. Теперь можете сесть тихонечко
на свои места.
2. Вступительная часть занятия
-Сегодня у нас необычное занятие и очень
интересная, серьёзная тема, а чтобы узнать, её вам необходимо отгадать
кроссворд. (слайд 3)Я вам буду читать загадки, а вы поднимая руки будете
отвечать, но я буду спрашивать тех кто правильно поднимает руку.
1. Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зернышка,
Родной дом ее цветок.
Кто это? (Дюймовочка)
2.Он весёлый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит.
Кто же это? Подскажи!
(Карлсон)
3.Она красива и мила.
А имя ее от слова «зола». (Золушка)
4.Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)
5.У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..
(Буратино)
6.С голубыми волосами
И с огромными глазами.
"Зубы чистить! Руки мыть!"
Любит по руководить! (Мальвина)
-Ребята, какое ключевое слово получилось? Верно,
сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям, но еще обсудим, что мешает нам
дружить. (слайд 4)
3. Основная часть занятия
3.1. Беседа о дружбе
-Как вы считаете, что такое дружба?
-Молодцы, ребята, а теперь я вам дам определение
дружбы из словаря Ожегова:
Дружба - это близкие отношения, основанные
на взаимном доверии, привязанности, общих интересов(слайд 5)
-А
кого считаем друзьями? Выслушиваются ответы детей.
-Также вам предлагаю определение из словаря
Ожегова:
Друг – это человек, который связан с
кем-нибудь дружбой. (слайд 6)
-Какое прекрасное слово – “дружба”!
Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь
весёлых герое мультфильмов: это забавный Чебурашка и Крокодил Гена,(слайд 8)
это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в
котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.
-Друг – это любимая книга, которую читаешь и
тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в
трудную минуту, друг – это школьный учитель, воспитатель, которые помогут тебе
заглянуть в тайны знаний, друг – это (слайд 9)старый плюшевый медвежонок с
оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
3.2. Игра «Кто с кем дружит?» (слайд 10)
-Мы с вами читаем много разных сказок и я вам
предлагаю поиграть в игру «Кто с кем дружит?» Давайте вспомним, кто из этих
сказочных героев с кем дружит.
Винни-Пух-Пятачок,
Малыш-Карлсон,
Кот-Леопольд – мышата,
Баба-Яга
Львенок – черепаха,
Золушка–мыши,
Мальвина – Буратино,
Золушка – мыши,
Чебурашка – крокодил Гена
Мальвина –Буратино
-Давайте посмотрим, что у нас получилось.
-Кто здесь лишний? Почему с ним никто не дружит?
-Ребята, как Вы думаете, что помогает, а что
мешает дружбе? Дети. (Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество,
вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство,
эгоизм.)
3.3. Игра «Темные и светлые мешочки» (слайд 11)
-У меня на доске изображено два мешка, какого
цвета мешки. Эти мешочки мы с вами будем сегодня наполнять. В один мешочек мы
будем складывать «темные» качества человека, а в другой – «светлые». Но вначале
один из вас вытянет из мешочка по листочку с написанным качеством. Вы будете
называть качества и прикреплять таблички на мешочек.
«Светлые качества» «Темные качества»
Честность Лень
Аккуратность Хитрость
Доброта Непослушание
Заботливость Лживость
Дружелюбие Зависть
-Как вы думаете какие качества нам мешают жить
дружно? А какие нам помогают?
3.4. Упражнение «Светофорики»
-Я вам буду показывать качества помещенные в
мешочки. Вам нужно подумать, присутствует ли у вас это качество, и ответить.
Ребята, а у кого-нибудь были качества из одного мешка?
-В каждом человеке, как правило, присутствуют и
«темные» и «светлые» качества.
3.5. Игра «Как бы я поступил?» (слайд 12)
-Мы с вами поиграем в игру «Как бы я поступил?»
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит
твою тетрадь, чтобы его списать.(слайд 13)
2. Твой друг употребляет плохие слова и
выражения. (слайд 14)
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть,
и тебе запрещают с ним дружить. (слайд 15)
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об
этом узнают все, в том числе и ты.(слайд 16)
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
(слайд 17)
3.6. Физкультминутка «Дружба» (слайд 18)
-А теперь нам пора немного отдохнуть, нас
приглашает потанцевать веселый краб. Все встали ровненько и повторяем.
-Молодцы, мы с вами отдохнули, а теперь
тихонечко присаживаемся на свои места.
-А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших
знаний по теме «О дружбе и друзьях».
3.7. Викторина «Сказочные герои» (слайд 19)
1. Собрались однажды четыре музыканта,
подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили
– не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух,
Кот, Пес, Осел.) (слайд 20)
2. Какая девочка выручила своего друга из
ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда
выручила своего друга Кая.) (слайд 21)
3. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись
за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство.
Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое
лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.) (слайд 22)
4. Какие два друга лежали на песке и пели
песенку о солнышке? Назовите их? (Львёнок и черепаха.) (слайд 23)
5. У девочки с голубыми волосами было много
друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.) (слайд 24)
Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень
много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.
3.8. Игра «Собери пословицу» (слайд 25)
-О дружбе есть много пословиц. Игра «Собери
пословицы». Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная
мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла,
то нечаянно уронила и перепутала все слова в пословицах…
Поможете мне их собрать? Два человека от класса.
Нет друга – ищи, ……………(а нашёл – береги)
Не имей сто рублей, ………..(а имей сто друзей)
Один за всех и ………………(все за одного)
Старый друг лучше …………(новых двух)
Друг познаётся……………….(в беде)
Дружба – как стекло:…………(разобьёшь – не сложишь)
3.9. Игра «Это я, это я, это все мои
друзья» (слайд 26)
-Давайте проведем игру "Это я, это я, это
все мои друзья". Я буду вас спрашивать, а вы хором отвечать: "Это я,
это я, это все мои друзья!". Будьте внимательны, возможна ловушка.
-Кому из вас я смело поручу любое дело?
Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто из вас приходит в класс с опозданием на
час?
-Знает кто, чтоб быть счастливым, нужно быть
всегда правдивым.?
Это я, это я, это все мои друзья.
- Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит
мух?
-Кто умеет не сердится, с другом сразу
помириться?
Это я, это я, это все мои друзья.
- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
-Кто из вас дружить умеет, и игрушки не
жалеет?
Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто всегда вперед идет, руку дружбы
подает?
Это я, это я, это все мои друзья.
Молодцы, ребята, я вижу, вы умеете дружить.
4. Заключительная часть занятия
-А
теперь пришло время составить законы дружбы.
Законы дружбы: (слайд 27)
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не обманывай друга.
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Не предавай своего друга.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
- Друга легко потерять, гораздо труднее его
найти. Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её.
4.1. Сюрпризный момент (слайд 28)
-
Сегодня я принесла вот такую вещь. Это «коврик мира». Я положу этот коврик на
середину комнаты, рядом игрушку. Приглашаю к себе двух девочек. Представьте,
что вы хотите взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а вас – двое. Как
быть? Может у кого – то есть предложение, как разрешить ситуацию, чтобы не было
ссоры? (девочки сидят не трогают игрушку, придумывают свой разговор) Дети
высказывают свои предложения. Затем девочки инсценируют свою беседу. 4.2. Прощание
На этом наше занятие подошло к завершению и на
последок хочу процитировать вам стихотворение.
«Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует
плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет
друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку»
Ребята, давайте закончим наше занятие
замечательной песней «Дружба это не работа».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.